Ю.М. Орлов
ОЗДОРАВАИВАЮШЕЕ МЫШЛЕНИЕ
Издание 2-е, исправленное (1-е издание выходило в 2003 году под названием "Саногенное мышление ")
МОСКВА
«Спайдинг» 2006
УДК 15.019.9+152
ББК 88.3+88.53+87.77
0-66 Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Б.А. Сосновский;
доктор медицинских наук, профессор АЛ. Гройсман,
доктор психологических наук, профессор С.Н. Морозюк,
доктор педагогических наук, профессор В А. Вотинов
Серия "Управление поведением "основана в 2003 году Составитель серии А. В. Ребёнок
Орлов Ю.М.
0-66 Оздоравливающее (саногенное) мышление / Составитель А.В. Ребёнок.
Серия: Управление поведением, кн. 1. - 2-е изд., исправленное. - М.: Слайдинг, 2006. - 96 с. ISBN 5-900736-27-Х
Многим известно, но мало кто согласен с тем, что стиль мышления, то есть ход наших мыслей, когда мы воспринимаем, оцениваем и переживаем возникающие в нашей жизни события, может разрушать или наоборот улучшать человеческие отношения, здоровье, сопутствовать или препятствовать достижению успеха. Автор книги - известный учёный-психолог доказывает это утверждение, опираясь на результаты проведённых им научных исследований и свой многолетний опыт психологического консультирования.
В книге противопоставляются два различных стиля мышления: наиболее распространённое - патогенное, усугубляющее любую сложную ситуацию в отношениях людей и тем самым ведущее к эмоциональному стрессу, болезни, и саногенное мышление, снижающее напряжение и стресс, способствующее разрешению конфликтных ситуаций и достижению согласия с окружающими и с самим собой.
Исследуются функции и психические структуры таких эмоций, как обида, вина, стыд, гнев, страх, ревность, и других, знание которых позволяет не только снизить эмоциональное напряжение и душевную боль, связанную с переживаниями этих эмоций, но и улучшить отношения в семье, повысить эффективность поведения в обществе.
Автор приводит различные примеры правильного и неправильного употребления психологических знаний и законов, доказывает наличие прямой связи между стилем мышления и состоянием здоровья человека, предлагает пути достижения здоровья и благополучия с помощью коренного изменения жизненной философии. Он не только указывает путь к житейской мудрости, здоровью души и тела, но и учит, КАК идти по этому пути: даёт конкретные задания-упражнения, позволяющие научиться правильно, саногенно, воспринимать окружающий мир, людей, то есть изменить свои умственные привычки.
Книга написана ярким, живым языком, иллюстрирована реальными примерами из жизни, с которыми приходилось сталкиваться автору в его частной психологической практике.
УДК 15.019.9+152 ББК 88.3+88.53+87.77 Научный редактор О.Ю. Орлова Составитель А. В. Ребёнок
Все права защищены. Частичная или полная перепечатка, а также любые другие формы воспроизведения настоящего издания без согласия правообладателя запрещены.
ISBN 5-900736-27-Х
© Орлова О.Ю., 2003
Оглавление
ОТ АВТОРА. 4
1. САНОГЕННОЕ И ПАТОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?. 8
О мудрости. 8
О судьбе. 9
О мышлении и мыслях. 9
Здравомыслие и благополучие. 10
Философия и мудрость. 10
Правильное и уместное употребление знания. 11
2. САНОГЕННОЕ И ПАТОГЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. 16
Мудрость в различении истинного и ложного поведения. 16
3. ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ. 18
Внешняя функция. 18
Внутренняя функция. 18
Мышление как защита от страдания. 19
Мышление, повышающее удовольствие от жизни. 20
4. ПАТОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ - ОШИБОЧНОЕ. 20
Ошибки присваивания. 21
Сущность значения. 22
Болезнь как ошибка организма. 23
Болезнь как ошибка в определении ситуации. 23
Ошибки контраста. 24
Ошибка в присваивании операции. 25
5. АВТОМАТИЗМЫМЫШЛЕНИЯ. 27
Об управлении умом. 30
Эмоция как источник автоматизма. 32
Отрицательная эмоция конвертируется в гнев. 32
Самосознание и эмоции. 33
6. ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ. 34
Инфантильность. 34
Человек и его культура. 35
Черты личности и эмоции. 36
7. ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК АВТОМАТИЗМА МЫШЛЕНИЯ. 37
Истоки патогенного мышления. 37
Физиологическая конверсия эмоций. 38
8. САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ И АВТОМАТИЗМЫМЫШЛЕНИЯ. 38
Отделение эмоции от Я (интроспекция) 39
Пример размышления обиды. 40
9. ОБУЧЕНИЕ САНОГЕННОМУ МЫШЛЕНИЮ.. 40
Целительное рисование. 42
10. НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ. 42
В античности философия служила человеку. 43
Философия - служанка богословия. 44
Философия - служанка науки, государства и партии. 44
СГМ как основа научной философии обыденной жизни. 45
ВОПРОСЫИ ОТВЕТЫ.. 45
ОТ АВТОРА
Мы привыкли думать, что наше здоровье зависит от питания, медицины, экологии и, наконец, от человеческих отношений. Но мало кто знает, что наше здоровье и благополучие зависят от жизненной философии, составляющей принципы нашего мышления. В результате 30-летней практики психологического консультирования людей, находящихся в кризисе, болезни и неудаче, я всегда добивался успеха, если мне удавалось изменить жизненную философию человека. Так возникла теория и практика саногенного мышления*.
Примерно 15-20 лет тому назад я приступил к разработке теории эмоций, основанной на представлении о том, что они имеют внутреннюю структуру. Я выдвинул предположение, что любая эмоция, которую принято рассматривать в качестве чего-то спонтанно возникающего, как проявление бессознательного, на самом деле имеет точное определение на языке умственных операций, на языке определённой программы, в результате которой бессознательно и возникает некоторая эмоция, а человек осознаёт только её результат. Следуя этой гипотезе, удалось исследовать высшие эмоции, такие, как обида, вина, стыд, зависть, ревность, и другие.
Моё открытие состоит в том, что мне удалось описать психическую структуру этих эмоций с точки зрения "поведения ума", операциональных программ поведения, вырабатывающих ту или иную эмоцию. Передо мной предстала внутренняя структура эмоции со всей её очевидностью! И когда я увидел, что это можно обнаружить и экспериментально доказать, тогда я разработал систему саногенного мышления.
Ещё З.Фрейд утверждал, что если человек осознает свой комплекс, то постепенно наступает исцеление. Но в его подходе не описываются умственные операции. Так вот, когда встала задача постижения человеком того, что делает ум, когда он обиделся или ему стало стыдно, то оказалось, что такое знание невозможно получить из самонаблюдения. Это знание приносится извне, как результат достижений всей психологической науки, науки о поведении, информационной теории и т.д. И когда мы, вооружённые этими знаниями, переходим к рассмотрению того, как это осуществляется, то обнаруживается, что такие эмоции, как обида, или вина, или стыд, состоят из абсолютно (геометрически) точных умственных операций.
__________________________________
*СаноГенное Мышление (СГМ) - ("sano" /лат./ — исцелять, оздоравливать, утешать, ободрять, приводить в порядок и "депо" /лат./ — (по)рождать) — то есть мышление, которое исцеляет, оздоравливает, утешает и ободряет.
Поэтому, когда я обучаю структуре обиды, вины или других эмоций, уменьшается вероятность того, что учащийся будет чувствовать себя виноватым, обиженным. Существует множество подобных психотерапевтических приёмов. В психосинтезе Ассаджиоли есть очень полезная методика ведения дневника. Я стараюсь, чтобы человек, обучающийся умению анализировать свои переживания, мог иметь точки опоры. В данном случае - в дневнике, который он ведёт.
Дневник может оказаться полезным, например, если человек обиделся на кого-то и пришёл к выводу, что в групповой психотерапии нет необходимости.
Заочный курс не менее эффективен. Из чего он состоит? Если коротко, в нём описывается интимная, внутренняя структура любой эмоции. Человек научается структурировать эмоции. Сначала - формально. Потом ему предлагается вспомнить свои собственные эмоции и подойти к ним с точки зрения их структуры. И после того, как человек проделает раз пять, шесть или десять подобные операции со своими эмоциями, он научится разбираться, как они устроены. Предположим, он обиделся на жену, на друга, на шефа. И когда он увидит, что структура обиды одна и та же, и ответит на вопросы, выявляющие бессознательные ожидания, он приобретёт способность к интроспекции. Это как раз то, о чем мечтал Титченер. Вот, скажем, так называемая "ошибка стимула". В этом плане любая наша эмоция является "ошибкой стимула".
Более того, Ж.-П.Сартр говорил, что все наши эмоции - результат действия магического сознания. С точки зрения саногенного мышления магическое сознание естественно для человека. А саногенное мышление - это изживание магии. Конечно, магию мы изживаем не полностью. Ведь в чём суть магии? В том, что я как бы присваиваю реальности ту самую сущность, которая существует и во мне. Разрабатывались ритуалы, с помощью которых можно было "влиять" на поведение различных систем - природных (например, на погоду) или человеческих. Оказалось, что магия особенно эффективна в управлении поведением людей потому, что, если Вы верите в ритуалы, направленные на изменение поведения людей, то магия на Вас действует. Вся магическая медицина основана именно на этом (например, филиппинское хилерство и т.п.). Но одно дело, если магические приёмы используются "вслепую", и совершенно иное дело, если человек сам осознаёт, что он делает.
Прорыв, осуществлённый саногенным мышлением в области духа, состоит ещё и в том, что человек сам разбирается со своими проблемами. Все психотерапевтические школы основаны на представлении о том, что есть психотерапевт и есть клиент. Психотерапевт должен помочь ему разобраться с его проблемами.
К.Роджерс сделал существенный шаг вперёд. Он сказал: "Нет, всё зависит от самого клиента. Я ему только помогаю, - сижу и эмпатически слушаю, даю ему обратные сигналы, принимаю его таким, каков он есть, и т.п.". Это произошло в 1942 году. Колоссальный прорыв, совершенный во время грандиозного насилия человека над человеком... Конечно, К.Роджерс оставил значительный след...
Если взять восточные учения, например оккультно-эзотерическую школу Г.Гюрджиева, то мы увидим, что автор школы исходит из предположения, что учитель и ученик находятся в отношениях абсолютного детерминизма. Вся тренировка, так называемые танцы Гюрджиева, в сущности, сводятся к единственному приёму: все ученики должны замереть по сигналу, скажем, по движению пальцев учителя. Этот навык тренировался до автоматизма. Ученик служил своему учителю безоговорочно. Да и весь Восток держался на этом. Это удивительная теория. В конечном счёте, она совершенно бесчеловечна и ложна! Рассказывают случай, когда гуру щёлкнул пальцами, и ученик замер в канаве. В канаву же быстро прибывала вода, и ученик в результате едва не утонул! С точки зрения гюрджиевского учения это рассматривалось как высшее достижение ученика.
Вообще, танцы Гюрджиева, посредством которых производилось систематическое зомбирование учеников, производили огромное впечатление на обывателя. И, несмотря на всю критику, в истории психотерапии гюрджиевский подход остался! Я думаю, что некоторые люди нуждаются в том, чтобы ими жёстко управляли, и они исцелялись под таким влиянием. Это вполне естественно и подобно тому, как маленький ребёнок обучается чему-то под жёстким руководством родителей.
Но ведь мы живём в совершенно иную эпоху. И система саногенного мышления исходит из совершенно других предпосылок: в ней считается, что если человек владеет всеми методическими разработками и в соответствии с ними регулярно и систематически работает над собой, то он вообще не нуждается в учителе! Система саногенного мышления усиливает потенциал свободы каждого человека, и в этом её сила.
Я с удивлением обнаружил, что саногенное мышление оказывает огромное влияние на психосоматические заболевания. Другими словами, это различные болезни тела, вызванные отрицательными эмоциями и состоянием сильного эмоционального стресса. Причём более половины случаев гипертонической болезни, рака, заболеваний щитовидной железы, гастрита, язвы желудка, ревматоидных артритов, кожных и других заболеваний современная медицина относит именно к психосоматике. Если, например, на обиду у человека возникает пищеварительная реакция (ну, так научился организм), то, когда он размысливает свою эмоцию, она перестаёт быть пусковым механизмом этой патогенной реакции. И человек выздоравливает.
Я употребил слово "размысливает". Это термин СГМ-теории. Я ввёл этот специальный термин вот почему. Я размысливаю обиду, то есть я разлагаю её на составляющие элементы, и она проходит.
Или возьмём стыд. Представьте человека с огромным комплексом неполноценности. На теории стыда построена вся философия и психология А.Адлера. Он учил, что чувство неполноценности базируется на переживании человеком себя маленьким ребёнком. Это неправильно. Ведь маленький человек тоже управляет взрослыми: ребёнок управляет родителями. Вопрос лишь в том, с помощью каких средств. Сердцевиной комплекса неполноценности является не переживание того, что он сильнее меня, а стыд, эмоция стыда.
На самом деле, если человек страдает комплексом неполноценности, то ему не нужно проходить тренинги, на которых он самоутверждается. Если застенчивого человека обучить нахальному поведению, то получается нахальный застенчивый человек! Застенчивость неверно рассматривается как агрессия против себя, против других. А на самом деле в основе лежит эмоция стыда, которая реализуется в различных поведенческих проявлениях, эмоциональных отношениях, самовосприятии, формировании Я-концепции.
Таким образом, когда человек размысливает свой стыд, то постепенно его комплекс неполноценности уменьшается.
Ещё один предрассудок, поддерживаемый всеми психоаналитиками, состоит в подчёркивании значения высокой самооценки. Говорят, что "он закомплексован потому, что у него низкая самооценка". На самом деле, как низкая, так и высокая самооценка являются отклоняющимися факторами, и терапевтически они вредны. Суть состоит в том, чтобы человек принял себя таким, каков он есть. Например, я оцениваю себя слабым, потому что я кривоног и хром. Если я принимаю себя таким, то я решаю эту проблему. А с точки зрения концепции самооценки я должен выискивать, в чём же я всех превосхожу, в чём я сильнее. "Я кривоног, но зато у меня прекрасный интеллект; я кривоногий и хромой, но зато у меня мышцы рук прекрасно работают". Это компенсаторная теория, и она описывает только внешние феномены и не решает проблемы закомплексованности и самооценки.
А истинным механизмом комплекса неполноценности является эмоция стыда. Умственные операции, образующие внутреннюю структуру эмоции стыда, формируются в возрасте трёх-пяти лет. Мной описано в точности, как возникают эти умственные операции.
Саногенное мышление - это один из самых надёжных путей к житейской мудрости, здоровью души и тела. Эта методика обеспечивает высокую степень усвоения новых умственных привычек, вытесняющих опыт прошлого патогенного мышления. Это не самый лёгкий, но при систематических занятиях достаточно эффективный путь очищения души от страданий и разрушительных эмоций. Саногенное мышление позволяет разрешать кризисные состояния человека, вызванные различными жизненными обстоятельствами, с помощью психологической поддержки, не прибегая к лекарственным препаратам, которые являются, по существу, той же смирительной рубашкой, только химической.
Система саногенного мышления позволяет постепенно научить клиента, как, впрочем, и любого здорового человека, делать бессознательное сознательным в результате развития способности контролировать умственные операции, рождающие нежелательные эмоции.
Саногенное мышление расширяет многообразие ходов мысли и раскрепощает мысль, предлагая новые программы, уменьшающие чрезмерное проявление эмоций. Чтобы мыслить саногенно, нужно выработать новые привычки думать о конкретной эмоции, скажем, об обиде, стыде и зависти. Тогда эти эмоции не смогут однозначно программировать ход мыслей и поведение.
Вообще, за появление теории саногенного мышления нужно благодарить застой и оцепенение, которое царило в нашем обществе. Сегодня над этим работать невозможно! Мы вынуждены думать о том, как заработать себе на жизнь. А для того чтобы создать свою систему, я примерно двадцать лет не интересовался ничем другим! Мне как заведующему кафедрой платили в 70-х годах около 500 рублей. Это была очень высокая зарплата. Я мог думать только о своём деле. Никто меня не спрашивал, хорошо или плохо я работаю. Члены партийной ячейки мыслили патогенно, но, хотя я был беспартийным, мне удавалось с ними ладить. Такое проникновение в глубь проблемы, размышление над сутью возможно для человека, который не принадлежит ни к какой школе. Я не принадлежал ни к какой школе. Я делал вид, что разделяю эту худосочную теорию деятельности Леонтьева, которая, в общем-то, завела психологию в тупик. В любой школе я находил изъяны и противоречия. Я считал, что не надо принадлежать ни к одной школе. И поэтому создал саногенное мышление.
Начиная с И.Г.Фихте, принято считать, что нравственное здоровье человека зависит от того, какой философией он владеет. Саногенное мышление может быть классифицировано как научная философия обыденной жизни.
Та философия, по которой теперь сдают экзамены, обслуживает партии, организации, общественные движения и науку. Такая философия отдельного человека не обслуживает. А античная философия обслуживала именно каждого отдельного человека. Так, Эпиктет вёл свои беседы, и каждый мог их посещать, заплатив ему копейки. Я обнаружил, что эти беседы во многом построены по принципам саногенного мышления (на том уровне знаний, конечно)!
С этой точки зрения каждый человек создаёт свою теорию жизни в определённом контексте. Скажем, влюблённый и вступающий в брак создаёт философию любви и брака, семьи. Есть философия профессии. Отелло имел свою философию ревности.
Философия - это основание мировоззрения человека, определяющее стиль его мышления и, в конечном счёте, определяющее поступки и кризисы, в которых он оказывается. Поэтому, когда у человека философия плохая, он больной, ему плохо. А хорошая философия должна вывести его из этого состояния. Саногенное мышление даёт именно такую нормальную философию.
Впрочем, здесь я ничего нового не сказал. Этому учил ещё Спаситель. Почему христианство с такой силой распространилось? Потому, что оно предлагало лучшую философию жизни.
Большая часть людей владеет патогенной философией обыденной жизни. Она порождает конфликты. С этой точки зрения овладение саногенным мышлением означает овладение научной философией обыденной жизни. Думаю, что не любовь и не красота спасёт мир. Человечество выживет только благодаря мудрости.
Обыденное мышление человека патогенно в том смысле, что оно обязательно порождает эмоциональный стресс и конфликт с самим собой, с окружением, со всеми его последствиями для здоровья. Это не патологическое, а вполне нормальное мышление, но оно патогенно.
Все учителя человечества, указывая путь повышения здоровья, предлагают укротить такие эмоции, как гнев, зависть, гордость, страх. Они предлагают не культивировать и не переживать эти эмоции. Но опыт говорит, что человек не может устранить эмоцию, если она есть. Он может только не выражать её. Для здоровья важно не просто подавлять эти эмоции, а добиться того, чтобы они не были сильными и не стали хроническими. Для здоровья также важно, чтобы эмоции не программировали вашего поведения и не были источниками длительного эмоционального стресса, ведущего к истощению защитных сил организма. Но если эмоции нам не подвластны, то сохранение здоровья человека проблематично.
Саногенное мышление расширяет многообразие ходов мысли и раскрепощает мысль, предлагая новые программы, уменьшающие эмоциональность. Чтобы мыслить саногенно, нужно выработать новые привычки думать о конкретной эмоции, скажем, об обиде, стыде и зависти. Тогда эти эмоции не смогут однозначно программировать ход мыслей.
Эта теория признает как положительные, так и отрицательные функции эмоций, которые являются продуктом духовной эволюции человека и участвуют в адекватном управлении поведением. В соответствии с традициями современной отечественной психотерапии мы никогда не делим людей на плохих и хороших.
Единственно правильный путь адаптации к своим эмоциям - это научиться правильно обижаться, правильно быть виноватым, правильно оскорбляться и правильно стыдиться, так, чтобы опыт переживания способствовал личностному росту и повышению саморегуляции.
Москва, сентябрь 1999 г.
1. САНОГЕННОЕ И ПАТОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Саногенное мышление — это научно обоснованная философия обыденной жизни. Однако обучение этому мышлению предполагает не только усвоение некоторой философии, но и психологии мышления.
О мудрости
Это слово редко употребляется в обыденной жизни. Обычно, говоря "этот человек умный", подразумевают мудрость. Человек оценивается другими как глупый по его ошибочным поступкам, когда его поведение оказалось неадекватным обстоятельствам. Истина и мудрость сходны. Под истиной понимаются правильные мысли, а под мудростью понимается правильное поведение. Однако правильные поступки определяются истиной, правильными мыслями. Под словом "правильные" мы имеем в виду не соответствие мыслей правилам логики, а мысли, обеспечивающие человеку правильное поведение. Именно по тому, как человек живёт и поступает, мы судим о его мудрости.
Если поведение человека приводит к благополучию, то полагают, что у него хорошая судьба или ему "везёт". Когда говорят, что дуракам везёт, то приводятся любые основания, почему ему везёт, и мало кто объясняет это тем, что он мудр и думает эффективно, правильно оценивает ситуацию, свои возможности и возможности тех сил, которыми он пользуется. Это невозможно без мышления. Согласимся с тем, что мудрость определяется именно тем, как человек думает. Большинство русских сказок об Иванушке-дурачке показывает, что он не только поступает иначе, чем его весьма умные братья, но и думает иначе.
О судьбе
Многим известна поговорка: повторяя поступки, создаёшь привычку, сеешь привычки — пожинаешь характер, а характер создаёт судьбу.
Если от мыслей зависят поступки и их последствия, то оказывается, что судьба зависит от стиля и привычек мышления человека. Но поскольку свои ментальные привычки мы не осознаём, то не понимаем судьбы. Она кажется нам иррациональной, потусторонней, таинственной. Постижение своих ментальных привычек приведёт к познанию собственной судьбы. Свои поведенческие привычки мы осознаём, так как другие видят их, и если они дурные, то указывают на них. Однако наши умственные привычки не видимы для других и для нас самих. Никто на них нам не указывает, и поэтому мы их не осознаём.
О мышлении и мыслях
Саногенное - нечто создающее чистоту, здоровье.
- Как может мысль очищать? — думает читатель. — Разве мысли могут загрязнять или очищать организм, да ещё и оздоравливать?
Могут! Если мысли связаны с обстоятельствами и с памятью о них. В связи с реальными или памятными обстоятельствами мысли вызывают разные переживания. Если мысль вызывает гнев, то организм вырабатывает гормоны, нужные для драки, а если страх - для бегства. Когда гормоны, попавшие в кровь, не используются, они загрязняют организм. Например, вместо того, чтобы убегать или драться, вы ведёте себя тихо, и гормоны остаются не использованными и превращаются в яды для организма. Организм должен тратить усилия на то, чтобы очиститься от них. Это тот случай, когда воспитанность человека может ему и вредить. Другое дело, если бы он в гневе сразу же дрался и в страхе немедленно убегал, это для организма было бы лучше. Никакого гормонального загрязнения. Но при этом возникают другие проблемы, связанные с наказанием за неподобающее поведение. Что лучше, первое: воздержаться от драки и убежать; второе: подраться и сидеть из-за этого в кутузке или быть побитым?
Мышление запускается обстоятельствами. У человека, в отличие от животного, реальные и памятные обстоятельства, как правило, не согласуются. Сейчас вам, например, ничто не угрожает, вы настроены благодушно. Но, вспомнив случайно, как вас оскорбили или унизили год тому назад, вы делаетесь гневным. В этом случае ваш гнев представляет собой чистый продукт мышления, а не обстоятельств. Такого рода повторяющиеся эмоциональные состояния ума искажают характер: человек делается желчным, гневливым или обидчивым. Если он часто по памяти переживает вину или стыд, то приобретается комплекс вины или неполноценности. Если некоторые состояния ума сочетаются с определёнными физиологическими реакциями, то могут нарушаться функции органов, ведущие к заболеванию. Оторванная от реальности мысль может поддерживать состояния стресса, хронического напряжения, истощая нервную систему.
Мышление, как и любое поведение, создаёт последствия. Если принять их во внимание, то можно классифицировать виды мышления по его положительным и отрицательным результатам. Мышление, которое создаёт стресс, я называю патогенным мышлением, то есть мышлением, порождающим болезнь. Но мышление может быть и благотворным. Тогда это будет саногенное мышление. Чтобы быть здоровым и благополучным, нужно изживать в себе патогенное и культивировать саногенное мышление. Для этого нужно знать, как устроено мышление и чем оно определяется.
Здравомыслие и благополучие
Известно, что мышление определяется той жизненной философией, которую выработал человек для себя. Обучение саногенному мышлению, таким образом, предполагает усвоение некоторой философии. Но не только. Оно предполагает также и приобретение знаний в области психологии и философии.
— Мне не хватало ещё философии, — думает читатель. — Причём тут здоровье, мудрость и философия? Главное, чтобы организм хорошо работал.
Если вы согласились с тем, что мышление может отравлять организм гормонами гнева, то нетрудно понять, что гнев зависит от того, что я думаю по поводу обычных обстоятельств. Я, скажем, думаю, что мои выросшие дети всё ещё должны стоять передо мной на четвереньках, так как я их породил и кормлю. Эта моя философия жизни даёт бесчисленное число поводов быть в гневе, так как они, оказывается, прямоходящие и уже не хотят быть на четвереньках.
Стиль мышления определяется философией человека, желает он этого или нет, и независимо от его желания он вынужден создавать свою философию применительно к тем типичным обстоятельствам, в которых возникают проблемы. Именно для осмысления повторяющихся обстоятельств создаётся философия жизни. Это может быть философия брака, семьи, дружбы, труда, борьбы, обогащения и т.п.
О хорошей философии говорят как о здравомыслии. Имеется в виду здоровое мышление. Сделаем вывод: хорошая философия ведёт к благополучию.
Философия и мудрость
Профессиональные философы недооценивают важность житейского разума человека и его практической философии, считая, что здравый смысл пригоден только для домашнего употребления. Но так было не всегда. Античная философия обслуживала отдельного человека. Современная же философия пренебрегает отдельным человеком. Она обслуживает науку, государство, партии и общественные движения, но не отдельного человека. Многие из вас изучали философию, сдавали экзамены по этой науке, но мало кто скажет, что от этого ему стало легче жить.
Философия как раз и есть сама мудрость. Через тысячелетия до нас дошло некое событие. Когда Гераклита спросили о мудрости, то этот мрачный человек, живший в солнечном Эфесе, прекрасном городе на берегу Средиземного моря, с печалью в голосе сказал: "Многознание не обучает мудрости".
Из этого высказывания, сохранившегося в головах многих поколений, говорящих на разных языках, можно извлечь несколько выводов.
Первый - мудрость всё-таки связывается со знанием: видимо, по Гераклиту, мудрость состоит в правильном употреблении знания.
Второй — мудрости можно научиться, хотя многознание само по себе ещё не мудрость.
— Чему учиться, если у тебя уже есть знание? — спросит читатель.
Научиться правильно употреблять знание, которое у вас есть. Правильно, значит - к месту и в нужный момент.
Саногенное мышление представляет собой искусство правильного употребления знания и извлечения из него потенциала мудрости. Оно состоит в различении вещей, зависящих от нас, от вещей, не зависящих от нас.
Посмотрим, как в обыденной жизни мудрость и глупость проявляются как следствие неправильного употребления истинного знания.
Правильное и уместное употребление знания
Образованная женщина сдала экзамен по психологии и имеет знание о научении. Если её спросить об этом, то она скажет, что любое поведение, если оно подкрепляется удовольствием, усиливается, совершенствуется, приобретает новое качество и функции, так как происходит научение этому поведению.
Итак, она имеет подлинное знание о законах научения. Из краткой беседы с ней я узнал, что она правильно употребляет это знание, например в дрессировке собаки. Когда щенок Пупс случайно становился на задние лапы, она давала ему что-нибудь вкусное и нежно трепала загривок. Со временем, когда Пупс становился на задние лапы, она точно знала: пёс - голоден. Не жалея времени, она тренировала его дальше. Ей хотелось, чтобы по её сигналу щенок становился на задние лапы. Она щёлкала пальцами и ждала, когда пёс сдуру, после щелчка, встанет на задние лапы. После этого она угощала собаку кусочком пирожка и снова нежно трепала загривок. Далее, после нескольких повторений, ей было достаточно щёлкнуть пальцами, чтобы щенок