Дисциплина «Юридическая психология» относится к вариативной части.
Дисциплина изучается на 4 курсе в 8 семестре по заочной форме обучения.
Цель изучения дисциплины «Юридическая психология»: формирование у обучающихся знаний о месте юридической психологии в системе научных отраслей знания; формирование у студентов знаний о психологии личности и группы – участников правоотношений, о психических явлениях в сфере правоприменительной деятельности; формирование целостного представления о личности в сфере правоохранительной деятельности, криминальной психологии, психологии предварительного расследования, судебного процесса
Дисциплина «Юридическая психология» базируется на знаниях, полученных студентами в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ОП подготовки бакалавра.
Содержание рабочей программы (объем дисциплины, типы и виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся)
Содержание рабочей программы представлено в Приложении № 1.
В целом общая трудоемкость дисциплины «Юридическая психология» по очной форме составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, итоговая форма контроля – экзамен. По заочной форме обучения – 6 зачетных единиц, 216 часов, итоговая форма контроля – контрольная работа, экзамен
Фонд оценочных средств по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Код и формулировка компетенции способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6)
|
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |||
(«Неудовлетворительно») | 3 («Удовлетворительно») | («Хорошо») | 5 («Отлично») | ||
Первый этап (уровень) | Знать: социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия и их влияние на работу в коллективе, правила установления психологического контакта с различными участниками общения, а также принципы функционирования профессионального коллектива и знание роли корпоративных норм и стандартов. | Не знает социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия и их влияние на работу в коллективе, правила установления психологического контакта с различными участниками общения, а также принципы функционирования профессионального коллектива и знание роли корпоративных норм и стандартов. | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок в знании социальных, этнических, конфессиональных и культурных различиях и их влияние на работу в коллективе, правила установления психологического контакта с различными участниками общения, а также принципы функционирования профессионального коллектива и знание роли корпоративных норм и стандартов. | Знает достаточно в базовом объеме социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия и их влияние на работу в коллективе, правила установления психологического контакта с различными участниками общения, а также принципы функционирования профессионального коллектива и знание роли корпоративных норм и стандартов. | Демонстрирует высокий уровень знаний социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий и их влияние на работу в коллективе, правила установления психологического контакта с различными участниками общения, а также принципов функционирования профессионального коллектива и знание роли корпоративных норм и стандартов. |
Второй этап (уровень) | Уметь: Толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия и обладать культурой речи, навыками профессионального общения с гражданами и коллегами. | Не умеет толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия и обладать культурой речи, навыками профессионального общения с гражданами и коллегами. | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок в толерантном восприятии социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий и обладании культурой речи, навыками профессионального общения с гражданами и коллегами. | Умеет применять знания в базовом (стандартном) объеме согласно планируемым результатам обучения в толерантном восприятии социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий и обладания культурой речи, навыками профессионального общения с гражданами и коллегами. | Демонстрирует высокий уровень умений в толерантном восприятии социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий и обладании культурой речи, навыками профессионального общения с гражданами и коллегами. |
Третий этап (уровень) | Владеть: В процессе работы в коллективе владеть этическими нормами, касающимися социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; способами и приемами предотвращения возможных конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности. | Не владеет в процессе работы в коллективе этическими нормами, касающимися социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; способами и приемами предотвращения возможных конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности. | Демонстрирует владения отдельными нормами и приемами в процессе работы в коллективе этическими нормами, касающимися социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; способами и приемами предотвращения возможных конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности. | Владеет базовыми нормами и приемами в процессе работы в коллективе этическими нормами, касающимися социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; способами и приемами предотвращения возможных конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности. | Демонстрирует владения комплексом (системой) норм и приемов в процессе работы в коллективе этическими нормами, касающимися социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; способами и приемами предотвращения возможных конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности. |
|
|
Код и формулировка компетенции способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПK-2)
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |||
(«Неудовлетворительно») | 3 («Удовлетворительно») | («Хорошо») | 5 («Отлично») | ||
Первый этап (уровень) | Знать: роль и способы формирования развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры для целей осуществления профессиональной деятельности в сфере юридической психологии, а также знание основных теоретических положений юридической психологии, ключевых понятий предмета юридической психологии; психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права. | Не знает роль и способов формирования развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры для целей осуществления профессиональной деятельности в сфере юридической психологии, а также не знает основных теоретических положений юридической психологии, ключевых понятий предмета юридической психологии; психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права. | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок в знании роли и способов формирования развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры для целей осуществления профессиональной деятельности в сфере юридической психологии, а также знание основных теоретических положений юридической психологии, ключевых понятий предмета юридической психологии; психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права. | Знает достаточно в базовом объеме роль и способы формирования развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры для целей осуществления профессиональной деятельности в сфере юридической психологии, а также знание основных теоретических положений юридической психологии, ключевых понятий предмета юридической психологии; психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права. | Демонстрирует высокий уровень знаний роли и способов формирования развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры для целей осуществления профессиональной деятельности в сфере юридической психологии, а также знание основных теоретических положений юридической психологии, ключевых понятий предмета юридической психологии; психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права. |
Второй этап (уровень) | Уметь: повышать и развивать уровень своего правосознания, правового мышления и правовой культуры и применять полученные знания на практике при разработке психологических основ правопослушного поведения, изучения психологических механизмов преступного поведения, определения условий эффективности юридической деятельности, изучения проблем ресоциализации правонарушителей, а также создавать благоприятные психологические условия для осуществления профессиональных функций. | Не умеет повышать и развивать уровень своего правосознания, правового мышления и правовой культуры и применять полученные знания на практике при разработке психологических основ правопослушного поведения, изучения психологических механизмов преступного поведения, определения условий эффективности юридической деятельности, изучения проблем ресоциализации правонарушителей, а также не умеет создавать благоприятные психологические условия для осуществления профессиональных функций. | Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок в повышении и развитии уровня своего правосознания, правового мышления и правовой культуры и применять полученные знания на практике при разработке психологических основ правопослушного поведения, изучения психологических механизмов преступного поведения, определения условий эффективности юридической деятельности, изучения проблем ресоциализации правонарушителей, а также создавать благоприятные психологические условия для осуществления профессиональных функций. | Умеет применять знания в базовом (стандартном) объеме согласно планируемым результатам обучения в повышении и развитии уровня своего правосознания, правового мышления и правовой культуры и применять полученные знания на практике при разработке психологических основ правопослушного поведения, изучения психологических механизмов преступного поведения, определения условий эффективности юридической деятельности, изучения проблем ресоциализации правонарушителей, а также создании благоприятных психологическихусловий для осуществления профессиональных функций. | Демонстрирует высокий уровень умений в применении полученных знаний на практике при использовании повышения и развития уровня своего правосознания, правового мышления и правовой культуры и применении полученных знаний на практике при разработке психологических основ правопослушного поведения, изучения психологических механизмов преступного поведения, определения условий эффективности юридической деятельности, изучения проблем ресоциализации правонарушителей, а также создании благоприятных психологических условий для осуществления профессиональных функций. |
Третий этап (уровень) | Владеть: навыками осуществления профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры в сфере юридической психологии, а также методами изучения личности, коммуникативными навыками, реализующимися в процессе профессионального общения. | Не владеет навыками осуществления профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры в сфере юридической психологии, а также методами изучения личности, коммуникативными навыками, реализующимися в процессе профессионального общения. | Демонстрирует владения навыками осуществления профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры в сфере юридической психологии, а также методами изучения личности, коммуникативными навыками, реализующимися в процессе профессионального общения. . | Владеет базовыми навыками осуществления профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры в сфере юридической психологии, а также методами изучения личности, коммуникативными навыками, реализующимися в процессе профессионального общения. | Демонстрирует высокий уровень владения навыками осуществления профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры в сфере юридической психологии, а также методами изучения личности, коммуникативными навыками, реализующимися в процессе профессионального общения. |
Код и формулировка компетенции - способность обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3)
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |||
(«Неудовлетворительно») | 3 («Удовлетворительно») | («Хорошо») | 5 («Отлично») | ||
Первый этап (уровень) | знать законодательства РФ и способов, обеспечивающих его соблюдение в сфере юридической психологии | Не знает законодательство РФ и способы, обеспечивающие его соблюдение в сфере юридической психологии | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок в знании законодательства РФ и способов, обеспечивающих его соблюдение в сфере юридической психологии | Знает достаточно в базовом объеме законодательство РФ и способы, обеспечивающие его соблюдение в сфере юридической психологии | Демонстрирует высокий уровень знаний законодательства РФ и способов, обеспечивающих его соблюдение в сфере юридической психологии |
Второй этап (уровень) | уметь применять знания о способах, обеспечивающих соблюдение законодательства РФ в сфере юридической психологии | Не умеет применять знания о способах, обеспечивающих соблюдение законодательства РФ в сфере юридической психологии | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок в умении применять знания о способах, обеспечивающих соблюдение законодательства РФ в сфере юридической психологии | Умеет применять знания о способах, обеспечивающих соблюдение законодательства РФ в сфере юридической психологии | Демонстрирует высокий уровень умений применять знания о способах, обеспечивающих соблюдение законодательства РФ в сфере юридической психологии |
Третий этап (уровень) | владеть навыками обеспечения соблюдения законодательства РФ в сфере юридической психологии | Не владеет навыками обеспечения соблюдения законодательства РФ в сфере юридической психологии | Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок во владении навыками обеспечения соблюдения законодательства РФ в сфере юридической психологии | Владеет базовыми навыками обеспечения соблюдения законодательства РФ в сфере юридической психологии | Демонстрирует высокий уровень владения навыками обеспечения соблюдения законодательства РФ в сфере юридической психологии |
Показатели сформированности компетенции:
Критериями оценивания являются оценки, которые выставляются преподавателем за виды деятельности (оценочные средства) по итогам изучения модулей (разделов дисциплины), перечисленных в рабочей программе).
Шкалы оценивания:
«не удовлетворительно»,
«удовлетворительно»,
«хорошо»,
«отлично».
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Этапы освоения | Результаты обучения | Компетенция | Оценочные средства |
1-й этап Знания | -знать роль и способы формирования развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры для целей осуществления профессиональной деятельности в сфере юридической психологии, а также знание основных теоретических положений юридической психологии, ключевых понятий предмета юридической психологии; психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права. -знать законодательства РФ и способов, обеспечивающих его соблюдение в сфере юридической психологии; - знать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия и их влияние на работу в коллективе, правила установления психологического контакта с различными участниками общения, а также принципы функционирования профессионального коллектива и знание роли корпоративных норм и стандартов | ПК-2, ПК-3, ОК-6 | 1) опрос |
2-й этап Умения | -уметь повышать и развивать уровень своего правосознания, правового мышления и правовой культуры и применять полученные знания на практике при разработке психологических основ правопослушного поведения, изучения психологических механизмов преступного поведения, определения условий эффективности юридической деятельности, изучения проблем ресоциализации правонарушителей, а также создавать благоприятные психологические условия для осуществления профессиональных функций; -толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия и обладать культурой речи, навыками профессионального общения с гражданами и коллегами; -уметь применять знания о способах, обеспечивающих соблюдение законодательства РФ в сфере юридической психологии | ПК-2, ОК-6, ПК-3 | 1) презентации по теме занятий 2) проверка и обсуждение в группе результатов работы в справочно-правовых системах 3) коллоквиум 4) опрос 5)проверка конспектов научной и учебной литературы 6)решение задач 7)контрольная работа |
3-й этап Владеть навыками | -владеть навыками осуществления профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры в сфере юридической психологии, а также методами изучения личности, коммуникативными навыками, реализующимися в процессе профессионального общения; - владеть навыками обеспечения соблюдения законодательства РФ в сфере юридической психологии; - владеть в процессе работы в коллективе этическими нормами, касающимися социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; способами и приемами предотвращения возможных конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности. | ПК-2, ПК-3, ОК-6 | 1)контрольная работа 2)решение задач 3) тестирование |
4.3. Рейтинг-план дисциплины
Рейтинг–план дисциплины представлен в Приложении № 2.
Экзамен является оценочным средством для всех этапов освоения компетенций.
Структура экзаменационного билета:
Образец экзаменационного билета:
Утверждено:
на заседании кафедры
протокол № ____
от «____»________ 2018 г.
Башкирский государственный университет
Дисциплина «Юридическая психология»
2018/2019 гг.
Билет №1
- Предмет и система юридической психологии. Развитие и становление юридической психологии в России и зарубежных странах.
- Общая характеристика внимания. Виды внимания. Значение наблюдательности в деятельности следователя.
- Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
Зав. кафедрой криминалистики
д.ю.н., профессор И.А. Макаренко
Перевод оценки из 100-балльной в четырех-балльную:
- отлично – от 80 до 110 баллов (включая 10 поощрительных баллов);
- хорошо – от 60 до 79 баллов;
- удовлетворительно – от 45 до 59 баллов;
- неудовлетворительно – менее 45 баллов.
- 25-30 баллов выставляется студенту, если обучающийся дал полные, развернутые ответы на все теоретические вопросы, продемонстрировал знание терминологии в сфере юридической психологии, основных ее элементов, продемонстрировал умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий. Обучающийся без затруднений ответил на все дополнительные вопросы. Практическая часть работы выполнена полностью без неточностей и ошибок;
- 17-24 баллов выставляется обучающемуся, если обучающийся раскрыл в основном теоретические вопросы юридической психологии, однако допущены неточности в определении основных понятий. При ответе на дополнительные вопросы допущены небольшие неточности. При выполнении практической части работы допущены несущественные ошибки;
- 10-16 баллов выставляется обучающемуся, если при ответе на теоретические вопросы обучающимся допущено несколько существенных ошибок в толковании основных понятий юридической психологии. Логика и полнота ответа страдают заметными изъянами. Заметны пробелы в знании основных методов. Теоретические вопросы в целом изложены достаточно, но с пропусками материала. Имеются принципиальные ошибки в логике построения ответа на вопрос. Обучающийся не решил задачу или при решении допущены грубые ошибки;
- 1-10 баллов выставляется обучающемуся, если ответ на теоретические вопросы свидетельствует о непонимании и крайне неполном знании основных понятий и методов юридической психологии. Обнаруживается отсутствие навыков применения теоретических знаний при выполнении практических заданий. Студент не смог ответить ни на один дополнительный вопрос.
Вопросы для семинаров
1. Предмет, система и методы юридической психологии.
1. Понятие о психологии. Предмет и методы общей психологии.
2. Предмет и система юридической психологии. Связь юридической психологии с другими научными направлениями.
3. Развитие и становление юридической психологии в России и зарубежных странах.
4. Оформление юридической психологии как науки.
5. История современной юридической психологии.
6. Связь юридической психологии с другими отраслями психологии.
7. Психологические аспекты отечественного законодательства.
8. Классификация методов юридической психологии.
9. Новые направления современной юридической психологии.
Проанализируйте конкретное, последнее по времени периодическое издание, обозначьте название и время изданию и дайте ему оценку по следующим параметрам:
1. Какое количество статей содержит позитивную, а какое – негативную информацию?
2. Каким образом в данном издании освещена правовая тематика?
3. Оказывает ли данное издание влияние на формирование правосознания, повышение психологической и правовой культуры общества?
Конспектирование научной и учебной литературы.
2. Психические процессы и состояния (познавательные процессы). Учет их закономерностей в юридической деятельности.
1. Общая характеристика внимания. Понятие о доминанте.
2. Внимание и его роль в познавательной деятельности юриста.
3. Понятие об ощущениях. Классификация ощущений (зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые ощущения). Компенсаторные возможности ощущений.
4. Общая характеристика и основные закономерности восприятия.
5. Закономерности восприятия юридически значимых обстоятельств.
6. Понятие о памяти. Виды памяти.
7. Индивидуальные особенности и типы памяти.
8. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному запоминанию и хранению информации.
9. Память и учет ее закономерностей в судопроизводстве.
10. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Логические формы мышления.
11. Мыслительные операции как основные механизмы мышления Виды мышления.
12. Понятие о воображении. Виды и формы воображения. Роль мышления и воображения в профессиональной деятельности юриста.
13. Раскрытие преступлений как эвристическое решение нестандартных задач в проблемных ситуациях.
Конспектирование научной и учебной литературы.
3. Совокупность психических свойств личности: темперамент, характер, способности как природная базовая основа личности.
1. Понятие темперамента. Основные виды темперамента.
2. Типы высшей нервной деятельности как нейрофизиологическая основа темперамента.
3. Проявление особенностей темперамента в динамике поведения человека.
4. Понятие и структура характера.
5. Понятие акцентуации характера.
6. Типы характера и стили поведения преступника.
7. Понятие и классификация способностей.
8. Использование знаний об индивидуально-психологических свойствах личности в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства.
9. Профессиограмма юриста.
Практическое задание: проведение тестирования по тесту К.Леонгарда, анализ профессиограммы юриста.
Конспектирование научной и учебной литературы.
Подготовка студентами презентации по теме занятия.
4. Эмоционально-волевые процессы и состояния и их психолого-правовая оценка.
1. Понятие эмоций. Эмоции как организующий фактор сознания.
2. Теории происхождения и функционирования эмоций. Классификация эмоций.
3. Функции эмоций. Связь эмоций с когнитивными процессами, поведением и личностью.
4. Общая характеристика и реализация в противоправном поведении личности основных базовых эмоций.
5. Психолого-правовая оценка эмоций чувств и психический состояний.
6. Характеристика триады враждебности (гнев, отвращение и презрение) и реализация их в агрессивном поведении личности.
7. Теории воли. Воля как фактор управление поведением личности.
8. Функции воли. Характеристика отдельных волевых качеств.
9. Структура и общая характеристика волевого акта. Формирование волевых качеств личности.
10. Психология личной безопасности.
Конспектирование научной и учебной литературы.
Интерактивное занятие: «каждый учит каждого».
5. Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности. Развитие правосознания. Закономерности и механизмы правовой социализации личности.
1. Понятие о личности в психологии.
2. Общая характеристика целей и мотивов личности.
3. Структура психических свойств личности.
4. Общая характеристика современных теорий личности и их связь с основными направлениями юридической психологии.
5. Формирование правосознания.
6. Закономерности и механизмы правовой социализации личности.
7. Профессиональная направленность личности юриста.
Практическое задание: проведение тестирования по тесту Р.Кеттела на определение степени развития 16 типичных черт личности. (Приложение №2)
Конспектирование научной и учебной литературы.
6. Общение и межличностные отношения в социальных группах. Психология общественного порядка и безопасности.
1. Психологическая характеристика процесса общения. Функции общения.
2. Социальное познание и социальное восприятие в процессе общения.
3. Психологические приемы профессионального общения юристов с гражданами.
4. Групповые процессы, влияние социальных групп на поведение индивида.
5. Психологическая характеристика суда присяжных.
6. Психологическая характеристика конфликтов, возникающих в процессе межличностного и межгруппового воздействия.
7. Виды конфликтов. Правонарушение и преступление, как разновидность конфликта.
8. Стратегия и тактика поведения в конфликте. Понятие профессионального риска.
9. Обучение эффективному поведению в конфликтах для их разумного разрешения в профессиональной деятельности юриста.
10. Основные элементы этики юриста, реализуемой в процессе общения.
11. Медиация в юридической деятельности.
Подготовка студентами презентации по теме занятия.
7. Психологическая характеристика личности преступника, преступной группы и преступного деяния (криминальная психология). Ювенальная психология.
1. Предмет криминальной психологии.
2. Единство социальных и биологических факторов в формировании личности преступника.
3. Понятие бессознательного в мотивации преступного поведения.
4. Предмет криминальной патопсихологии.
5. Проблема криминогенности психических аномалий.
6. Общая характеристика личности преступника с психическими аномалиями.
7. Общая характеристика тревожности и внушаемости.
8. Общая характеристика жестокости и агрессивности.
9. Общая характеристика ригидности.
10. Преступное поведение лиц с психическими аномалиями (мотивация, принятие решения и планирование).
11. Психологический портрет киберпреступника.
12. Психология группового преступления.
13. Понятие, структура и содержание ювенальной психологии.
Практическое задание: История человечества знает немало тиранов, осуществляющих массовые преступления против своего народа и представителей других национальностей (Нерон, Робеспьер, Гитлер, Сталин и т.д.) Какие с вашей точки зрения личностные качества присущи данной категории людей. Каковы основные причины подобного поведения (генетика, дефекты воспитания, реализация и преодоление внутренних комплексов, объективные условия исторического развития)?
Подготовка студентами презентации по теме занятия.
Конспектирование научной и учебной литературы.
Тема 8. Психология государственно-правовой регуляции и административного судопроизводства
1. Психологические аспекты административного регулирования
2. Психологический процесс административных отношений
3. Нравственно-психологическое содержание административно-правовых норм.
4. Психологические аспекты проблем ответственности в административном праве.
5. Психологические аспекты деятельности руководителя
6. Психологические особенности административного процесса
Конспектирование научной и учебной литературы.
Тема 9 Психология кризиса в современной России
1. Социально-психологический анализ структуры современного российского общества
2. Психологическая и социальная направленность основных групп населения, которые приняли участие в российских реформах в государственно-правовой сфере
3. Психологический анализ российских реформ в государственно-правовой сфере
4. Психологические предпосылки проведения государственных реформ
5. Манипулирование как альтернатива созиданию
6. Психология кризиса
Конспектирование научной и учебной литературы.
10. Психологические технологии в государственно-правовой деятельности.
1.Понятие о психологических действиях и психотехнике.
2.Психологический анализ профессиональных ситуаций.
3.Визуальная психодиагностика различных признаков личности.
4.Психотехника в работе юриста.
5.Психологические особенности деятельности персонала в государственно-правовых отношениях
Конспектирование научной и учебной литературы.
11. Психологические основы административного процесса
1. Психологические аспекты подготовки дел об административных правонарушениях
2. Психологические основы административного судопроизводства.
3. Психология участников административного процесса.
4. Психология межличностного взаимодействия в административном процессе
5. Психологические проблемы обжалования постановления по делу.
Практическое задание: Охарактеризуйте возможности использования участников административного процесса нейролингвистического программирования (НЛП) в процессе судебного разбирательства и приведите примеры из судебной практики эффективного применения данного направления прикладной психологии.
Подготовка студентами презентации по теме занятия.
Конспектирование научной и учебной литературы.
12. Судебная психологическая экспертиза по делам об административных правонарушениях.
1. Предмет, объекты и основные задачи судебно-психологической экспертизы.
2. Методы судебно-психологической экспертизы.
3. Виды судебно-психологической экспертизы в административном судопроизводстве.:
- становление физиологического аффекта или другого особого эмоционального состояния субъекта в момент совершения административного деликта;
- определение психологической возможности свидетеля и потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства совершенного правонарушения и воспроизводить их по требованию должностного лица или компетентного органа;
- определение интеллектуального развития несовершеннолетнего, соответствия его достигнутому возрасту; установление педагогической запущенности, психологического и психофизического инфантилизма; определение структуры и содержания взаимоотношений между родителями, учителями, сверстниками, с одной стороны, и несовершеннолетними правонарушителями — с другой;
- выявление личностных качеств правонарушителя, сказавшихся в совершенном правонарушении;
- установление психологических особенностей и психического состояния водителя транспортного средства при нарушении им установленных правил, а также того, как эти его качества сказались в совершенном правонарушении.
Практическое задание: Анализ заключений различных судебно-психологических экспертиз.
Конспектирование научной и учебной литературы.