Лабораторная работа № 5
Исследование принципов построения и алгоритмов работы схем сопряжения АБТЦ-М, КЭБ-1, КЭБ-2 с системами ЭЦ, ДЦ
Цель работы: изучить принципы построения и алгоритмы работы схем сопряжения АБТЦ-М, КЭБ-1, КЭБ-2 с системами ЭЦ, ДЦ.
Приборы и оборудование: наглядные пособия, раздаточный материал.
Краткие теоретические сведения
Сопряжение различных микропроцессорных систем ЖАТ предназначено для обеспечения диспетчерского персонала, руководителей служб и их автоматизированных рабочих мест полной информацией о поездном положении на железнодорожных станциях и перегонах, состоянии (в том числе предотказном и отказном) устройств СЦБ и ЖАТ, действиях оперативного персонала по управлению движением поездов.
При этом увязка микропроцессорных систем ЖАТ должна обеспечивать минимизацию затрат на приобретение оборудования, выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ при строительстве объектов ЖАТ.
Сопряжение микропроцессорных систем ЖАТ выполняется на уровне аппаратно-программных средств самих систем. По мере внедрениямикропроцессорных систем ЖАТ по заданиям Департамента автоматики и телемеханики разрабатывалось множество увязок. Ив настоящее время разработано более 20 технических решений но увязкам микропроцессорных систем ЖАТ. В основном используются две схемы реализации увязок микропроцессорных систем ЖАТ:
— двусторонние увязки «система» — «система»);
— увязка с использованием координационно-согласующего устройства (КСУ).
Двусторонние увязки решаются за счет доработки существующих технических средств и программного обеспечения с обеих сторон. В каждой микропроцессорной системе ЖАТ разрабатываются программные модули, отвечающие за обеспечение обмена данными с другими микропроцессорными системами ЖАТ. В итоге: сколько систем — столько и программных модулей увязок. И это без учета необходимости адаптации ПО, сопровождения, согласования развития структур данных опять же с обеих сторон.
|
При использовании увязки с использованием КСУ необходимая информация становится доступной всем заинтересованным абонентам в схеме увязки. При этом в каждой системе разрабатывается только один программный модуль увязки.
Схема сопряжения любой МСИР с устройствами ЭЦ, ДЦ строится на основе безопасного выхода (входа) с управляющего вычислительного комплекса (УВК) с реле первого класса надежности или посылки сигнала ТС через фронтовой контакт соответствующего реле для осуществления проверки зависимости (рис.1).
Рис.1. Принцип включения интерфейсного реле И при сопряжении МСИР с устройствами ЖАТ
Схему сопряжения устройств МСИР с ЭЦ станции рассмотрим на примере микропроцессорной автоблокировки АБТЦ-М.
Схема увязки системы АБТЦ-М с устройствами ЭЦ представлена на рис. 2 и3.
Назначение реле в схеме на рис. 2:
— 2РБ — реле безопасности, обеспечивающее контроль работоспособности состояния блока БИЭЦ;
— 2ЭН1ИП — реле известитель приближения мерного участка приближения;
— 2ЭН2ИП — реле известитель приближения второго участка приближения;
— 2Э1ОЖ — реле состояния первого участка удаления;
— 2Э1ОЗ — реле состояния второго участка удаления;
— 2ЭЧО — реле направления автоблокировки по пути перегона (четное отправление);
|
— 2ЭНКЛ — реле контроля жил кабеля пути перегона;
— 2-16ЭПС — реле свободности перегона;
— 2ЭРВ — реле включения, обеспечивающее управление переездом.
Увязка системы АБТЦ-М с устройствами ЭЦ осуществляется е помощью блоков индикации электрической централизации (БИЭЦ).
Назначение реле в схеме на рис. 3:
— ЗРБ — реле безопасности, обеспечивающее контроль работоспособности состояния блока БИЭЦ;
— Н1ИП — реле известитель приближения первого участка приближения;
— Н2ИП — реле известитель приближения второго участка приближения;
— НСН1, НСН2 — реле схемы смены направления движения;
— НПН, НПН1 — реле повторители направления движения;
— ЧОИ1 — реле трансмиттерное, для трансляции кодов AJIC в маршрутах отправления;
— НМП — реле фиксации освобождения участков удаления;
— ЧЖ — реле состояния первого участка удаления;
— Ч3 — реле состояния второго участка удаления.
Блоки БИЭЦ предназначены для увязки с устройствами электрической централизации на железнодорожных станциях. С помощью этих блоков опрашиваются состояния следующих реле, задействованных в ЭЦ:
— реле схемы контроля кабеля;
сигнальные реле входного светофора;
— огневое реле красного огня и включения пригласительного сигнала входного светофора;
— повторитель путевого реле первой станционной рельсовой цепи;
— исключающее реле;
— реле контроля ключа-жезла;
— реле двойного снижения напряжения на лампах светофоров;
— кнопки вспомогательной и нормальной смены направления;
— кнопка разблокирования сигнальных точек (РСТ) и др.
|
Рис.2. Принципиальная схема увязки системы АБТЦ-М с ЭЦ
(включение блока БИЭЦ)
Блок БИЭЦ передает в устройства ЭЦ путем включения соответствующих реле следующую информацию:
— состояние участков приближения (удаления);
— установленное направление движения на перегоне;
— сигнальное показание первой сигнальной точки по удалению (реле Ж и 3);
— свободность перегона;
— контроль работы переезда.
Питание блока БИЭЦ осуществляется от бесперебойного источника
постоянного тока с номинальным напряжением 24 В через два разъема (питание блока и выходных реле выбора команд). Подключение питания БИЭЦ производится через индивидуальный предохранитель номиналом 2А с контролем перегорания, устанавливаемый в «плюсовой» провод. Кроме этого, на стативе устанавливается предохранитель цепей питания реле выбора команд номиналом 2А с контролем перегорания, устанавливаемый также в плюсовой провод.
В качестве выходных реле выбора команд используются электромагнитные реле 1-го класса с номинальным напряжением 24 В, нормально действующие (применение медленно действующих реле не допускается).
На каждый блок БИЭЦ устанавливается реле безопасности типа НМШ2-4000, обеспечивающее контроль работоспособности состояния блока. В цепи увязки АБТЦ-М с ЭЦ должны включаться последовательно контакты двух выходных реле.
Выходы управления схем увязки АБТЦ-М с ЭЦ должны включаться путем последовательного включения контактов двух выходных реле выбора команд двух блоков БИЭЦ и контактов реле РБ двух блоков БИЭЦ (либо их повторителей) по схеме «логического И».
На каждый железнодорожный путь, примыкающий к железнодорожной станции, устанавливается по 2 блока БИЭЦ, различающиеся между собой базовыми адресами. Блок 1НБИЭЦ имеет базовый адрес «О», блок 2НБИЭЦ имеет базовый адрес «1».
Рис.3.Принципиальная схема увязки системы АБТЦ-М с ЭЦ (включение реле увязки и контрольной индикации)