Виды потребностей, реализуемых в общении.




Лекция 3. Понятие, функции и структура общения

План лекции:

1. Характеристика и виды общения.

2. Функции общения.

3. Виды потребностей, реализуемых в общении.

4. Структура общения.

Характеристика и виды общения.

Общение – сложный, опосредованный множеством факторов процесс установления и развития контактов между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Характеристики процесса общения

Основными характеристиками процесса общения выступают содержание, цель и средства (рис. 1).

Рис. 1. Основные характеристики процесса общения

Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов (рис. 2).

ВИДЫОБЩЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
по содержанию
по целям
по средствам
материальное кондиционное мотивационное деятельностное когнитивное
биологическое социальное
непосредственное/ опосредованное прямое/косвенное

 

 


Рис. 2. Виды общения

Среди видов общения можно выделить также личностное и деловое. Личностное общение предполагает такой контакт между индивидами, который затрагивает глубокие чувства и переживания человека, его интересы и потребности: определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего/внешнего конфликта и т.п.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Содержанием такого общения является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Функции общения.

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Б.Ф. Ломов1 выделяет три функции: информационно- коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно- коммуникативную (рис. 3).

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
информационная    
аффективная
регулятивная

 


Рис. 3. Основные функции общения (Б.Ф. Ломов)

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией или приеме/передаче информации между людьми.

Регуляторно-коммуникативная функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение становится важнейшим фактором, определяющим эмоциональные состояния человека: весь спектр эмоций возникает и развивается в условиях общения людей.

Существуют и другие виды функций общения:

· прагматическая функция – отражает мотивационно-потребностные причины вступления в общение;

· функция формирования и развития – отражает возможность совершенствования личности, познания себя в процессе общения;

· познавательная функция – отражает возможность в процессе общения узнавать и познавать окружающий мир, партнера, социальное пространство;

· эмотивная функция – позволяет человеку выражать свои чувства и переживания в процессе общения;

· функция самовыражения – способствует проявлению индивидуальности человека, его личностных особенностей;

· координационная функция – способствует координации действий партнеров в общении, их взаимопониманию и др.

Виды потребностей, реализуемых в общении.

В процессе общения личность может реализовать свои различные потребности, причем степень выраженности этих потребностей у каждого человека будет разной:

в безопасности

в аффилиации

в престиже

в доминировании/подчинении

в проявлении индивидуальности

Потребность в безопасности проявляется в том, что, находясь в сообществе других людей, человек чувствует себя защищенным от различного рода угроз и опасностей.

Потребность в аффилиации заключается в стремлении быть включенным в доверительные, эмоционально-значимые отношения с другими людьми.

Потребность в престиже заключается в стремлении человека иметь определенный социальный статус в обществе, пользоваться уважением других людей.

Потребность в доминировании/подчинении проявляется в том, что одни люди стремятся главенствовать в отношениях, управлять другими, а другие – хотят быть ведомыми и не стремятся к лидерским позициям.

Потребность в проявлении индивидуальности заключается в стремлении человека раскрыть свои индивидуально-личностные особенности, подчеркнуть свою уникальность и неповторимость.

Структура общения.

Структуру общения можно рассмотреть с разных точек зрения: как посредством выделения уровней анализа явления, так и посредством основных его функций. С точки зрения уровня анализа явления их выделяют три (Б.Ф. Ломов, 1984) (рис. 4).

Рис. 4. Уровни анализа общения

 

Первый уровень – макроуровень. На этом уровне процесс общения изучается в пролонгированных интервалах времени, сопоставимых с этапами развития человека: на сколько человек включен в систему взаимосвязей с другими, членом каких социальных групп является (т.е. с кем и как часто он поддерживает контакты).

Второй уровень – мезауровень. Основное внимание на этом уровне уделяется содержательным компонентам ситуаций общения (по поводу «чего» и «с какой целью» человек вступает в общение); рассматривается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, используемые в общении.

Третий уровень – микроуровень. На этом уровне анализируется элементарная единица общения – взаимодействие участников общения: «вопрос ответ», «побуждение к действию действие», «сообщение информации отношение к ней» и т.п.

Наиболее распространенной в социальной психологии является структура, включающая три взаимосвязанных стороны общения, предложенная Г.М. Андреевой1 (рис. 5).

 

Рис. 5. Структура общения (Г.М. Андреева)

 

Другими словами, структуру общения характеризуют путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Каждая из представленных сторон представляет собой многомерный содержательный пласт характерных особенностей общения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: