Лекция 3. Понятие, функции и структура общения
План лекции:
1. Характеристика и виды общения.
2. Функции общения.
3. Виды потребностей, реализуемых в общении.
4. Структура общения.
Характеристика и виды общения.
Общение – сложный, опосредованный множеством факторов процесс установления и развития контактов между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Характеристики процесса общения
Основными характеристиками процесса общения выступают содержание, цель и средства (рис. 1).
Рис. 1. Основные характеристики процесса общения
Виды общения
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов (рис. 2).
ВИДЫОБЩЕНИЯ ОБЩЕНИЯ |
по содержанию |
по целям |
по средствам |
материальное кондиционное мотивационное деятельностное когнитивное |
биологическое социальное |
непосредственное/ опосредованное прямое/косвенное |
Рис. 2. Виды общения
Среди видов общения можно выделить также личностное и деловое. Личностное общение предполагает такой контакт между индивидами, который затрагивает глубокие чувства и переживания человека, его интересы и потребности: определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего/внешнего конфликта и т.п.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Содержанием такого общения является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
|
Функции общения.
Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.
Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Б.Ф. Ломов1 выделяет три функции: информационно- коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно- коммуникативную (рис. 3).
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ |
информационная |
аффективная |
регулятивная |
Рис. 3. Основные функции общения (Б.Ф. Ломов)
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией или приеме/передаче информации между людьми.
Регуляторно-коммуникативная функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение становится важнейшим фактором, определяющим эмоциональные состояния человека: весь спектр эмоций возникает и развивается в условиях общения людей.
Существуют и другие виды функций общения:
· прагматическая функция – отражает мотивационно-потребностные причины вступления в общение;
· функция формирования и развития – отражает возможность совершенствования личности, познания себя в процессе общения;
· познавательная функция – отражает возможность в процессе общения узнавать и познавать окружающий мир, партнера, социальное пространство;
· эмотивная функция – позволяет человеку выражать свои чувства и переживания в процессе общения;
|
· функция самовыражения – способствует проявлению индивидуальности человека, его личностных особенностей;
· координационная функция – способствует координации действий партнеров в общении, их взаимопониманию и др.
Виды потребностей, реализуемых в общении.
В процессе общения личность может реализовать свои различные потребности, причем степень выраженности этих потребностей у каждого человека будет разной:
в безопасности
в аффилиации
в престиже
в доминировании/подчинении
в проявлении индивидуальности
Потребность в безопасности проявляется в том, что, находясь в сообществе других людей, человек чувствует себя защищенным от различного рода угроз и опасностей.
Потребность в аффилиации заключается в стремлении быть включенным в доверительные, эмоционально-значимые отношения с другими людьми.
Потребность в престиже заключается в стремлении человека иметь определенный социальный статус в обществе, пользоваться уважением других людей.
Потребность в доминировании/подчинении проявляется в том, что одни люди стремятся главенствовать в отношениях, управлять другими, а другие – хотят быть ведомыми и не стремятся к лидерским позициям.
Потребность в проявлении индивидуальности заключается в стремлении человека раскрыть свои индивидуально-личностные особенности, подчеркнуть свою уникальность и неповторимость.
Структура общения.
Структуру общения можно рассмотреть с разных точек зрения: как посредством выделения уровней анализа явления, так и посредством основных его функций. С точки зрения уровня анализа явления их выделяют три (Б.Ф. Ломов, 1984) (рис. 4).
|
Рис. 4. Уровни анализа общения
Первый уровень – макроуровень. На этом уровне процесс общения изучается в пролонгированных интервалах времени, сопоставимых с этапами развития человека: на сколько человек включен в систему взаимосвязей с другими, членом каких социальных групп является (т.е. с кем и как часто он поддерживает контакты).
Второй уровень – мезауровень. Основное внимание на этом уровне уделяется содержательным компонентам ситуаций общения (по поводу «чего» и «с какой целью» человек вступает в общение); рассматривается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, используемые в общении.
Третий уровень – микроуровень. На этом уровне анализируется элементарная единица общения – взаимодействие участников общения: «вопрос – ответ», «побуждение к действию – действие», «сообщение информации – отношение к ней» и т.п.
Наиболее распространенной в социальной психологии является структура, включающая три взаимосвязанных стороны общения, предложенная Г.М. Андреевой1 (рис. 5).
Рис. 5. Структура общения (Г.М. Андреева)
Другими словами, структуру общения характеризуют путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Каждая из представленных сторон представляет собой многомерный содержательный пласт характерных особенностей общения.