Пещеры: Фон-де-Гом, Ласко, Монтеспан Франция, Альтамира Испания.




КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Истоки художественной культуры уходят в глубокую древность. Многие произведения изобразительного искусства - наскальные росписи, статуэтки из камня и кости, орнаментальные узоры на оленьих рогах и каменных плитах - появились намного раньше сознательного представления о художественном творчестве.

Первые шаги художественного развития человечества совершались в эпоху первобытнообщинного строя, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества. Первые памятники искусства относятся к верхнему палеолиту, отстоящему от нас на 40-50 тысячелетий. Это была эпоха сравнительной зрелости первобытнообщинного строя, зарождения матриархата. Все, что производил человек (орудия труда, оружие для охоты), имело функциональный характер, играло какую-то роль в сложной, полной опасностей жизни, подчиненной борьбе за существование.

Как же и почему возникло искусство? Что заставило человека расписывать стены пещер, украшать оружие, создавать идолов-протоскульптуры, театрализовать охоту, петь и танцевать?

Существует несколько теорий возникновения искусства. Среди них - религиозная теория, рассматривающая искусство как божественный дар, а красоту как одно из имен Бога; теория проявления, по которой, согласно учению Гегеля, искусство возникло в ходе развития, самопознания абсолютной идеи и представляет собой ее проявление; теория игры, в которой искусство рассматривается как разновидность игры, где человек проявляет свою сущность, обретая необходимые ему наслаждение и ощущение свободы; теория художественного инстинкта и близкая к ней эротическая теория, выводящие искусство из биологических инстинктов; теория подражания и другие.

Необходимо выяснить реальные, конкретные условия, вызвавшие к жизни художественное творчество, важнейшие особенности первобытного искусства и его общественные функции.

 

Этапы развития первобытной художественной культуры соответствовали этапам развития цивилизации:

- палеолит (ок. 35 - 10-го тыс. до н. э.),

- мезолит (10-6 тыс. до и. э.),

- неолит (6-2 тыс. до н. э.),

- эпоха бронзы (ок. 2-го тыс. до н. э.)

 

 

Палеолит (др.-греч. παλαιός ‘древний’ + λίθος ‘камень’; древнекаменный век)

Пещеры: Фон-де-Гом, Ласко, Монтеспан Франция, Альтамира Испания.

Большинству представителей науки 19 века просто не могла прийти в голову мысль о том, что человек заселял Европу в «допотопные времена», когда по ее просторам бродили гигантские носороги, северные олени и мамонты. Христианская церковь в течении полутора десятков веков не допускала иных интерпретаций появления на Земле человека, кроме изложенного на страницах Библии рассказа о сотворении Адама из праха и Евы – из ребра Адама. Судьба осмелившихся думать иначе трагична. В 1450г. был сожжен Самуил Сарс, уверовавший в глубочайшую древность человечества. В начале XVIIв. казнили еретика Ванини, уверявшего, что некоторые народы произошли от обезьян, а первые люди ходили сначала на четвереньках. Небезынтересно и то, что в 1654г. отец Джон Лайтерут, архиепископ Ушер Ирландский, подсчитал в Кембридже, что создатель сотворил человека из глины точно в 9 часов утра 23 октября 4004г. до рождества Христова.

Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в свое время явилось настоящей сенсацией. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, будут неизбежно гораздо более примитивными. Нелегко было поверить в то, что в глубине веков — от десяти до тридцати тысяч лет назад — в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были далеко не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался не­достижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий. Но в отличие от позднейших художественных эпох в том времени не осталось ни письменных сообщений, ни косвенных упоминаний, поэтому о смысле и назначении этого искусства специалисты могут только догадываться по размещению рисунков, гравюр и скульптур, по сюжетам изображений, а также на основании археологических находок. Первыми находками палеолитического искусства были мелкие предметы, время от времени открываемые при археологических раскопках в пещерах.

В 1868 г, в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя, испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке.

Бизон Альтамира

 

Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ля Мут, Ля Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас, благодаря целенаправленным поискам, только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.

Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко — изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных — самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например, маленьких темных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними чёткая объёмная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрасный, оборудованный музей.

 

Бык, Пещера Ласко, Франция

Корова, Пещера Ласко, Франция

Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

 

 

МЕЗОЛИТ (др.-греч. μέσος «средний» + λίθος «камень»), средний каменный век (10 - 6-е тысячелетие до н. э.)

 

Это среднекаменный век, в который происходит подъем производительных сил. Образуются стоянки первобытных людей, группирующихся в небольшие коллективы, которые занимаются охотой (появление лука и стрел), рыболовством, собирательством. Начинается приручение животных. Расширяется кругозор человека, меняются его представления о мире.

 

Изменяется и характер художественных образов. Появляются элементы схематизма, из живописи исчезает многокрасочность. Наскальные росписи выполняются силуэтно, черной или красной краской.

 

Центральная тема - охота, впервые появляется изображение деятельности человека, многофигурные композиции на плоскости (прибрежные горные районы Восточной Испании и Северной Африки). Наскальная роспись на мысе Доброй Надежды изображает танец, переданы легкие, изящные движения каждой женщины, стремительный ритм, объединяющий фигуры.

 

Неолит (др.-греч. νέος — «новый» + др.-греч. λίθος — «камень») или новокаменный век

Этот период характеризуется переходом человечества от пассивного присвоения продуктов природы к производственной хозяйственной деятельности. Появляется скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки каменных орудий, развивается гончарное производство, строительное дело, ткачество, обработка кожи.

Совершается переход от матриархата к патриархату, усложняются отношения между людьми. Исчезает наивное реалистическое восприятие природы, усиливается роль магии, развивается мифология, возникают более сложные формы осмысления жизни.

В искусстве неолита появляются региональные, локальные особенности. Примеры наскальной живописи: "Лыжник" (провинция Редей, Норвегия), "Медведь" (Финихаг, Норвегия). Петроглифы - каменные рельефы (в районах Белого моря, Онежского озера, в Крыму, на Кавказе, Урале, в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке). Выдающейся художественной ценностью являются петроглифы Каменных островов на Ангаре.

Появляется антропоморфная скульптура (Южная Европа, Средиземноморье), например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья, гигантооб- разные Кикладские идолы и другое. Распространяется мелкая пластика, художественные ремесла. Примером орнаментально-керамических изделий могут служить три польские сосуды (4-3 тыс. до н. э.); мотивы орнамента - параллельные полосы, двойные спирали, концентрические круги, нанесенные белой, черной или красной краской. Это была основа для формирования искусства эпохи бронзы.

Петроглиф, Белое море

Самый известный из онежских петроглифов — Бес (некоторые специалисты полагают, что Бесиха). Больше беломорского чёрта: два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.

 

К обломку скалы, перепавшему карельским музейщикам от эрмитажных щедрот, три года назад археологи присоединили ещё две плиты с рисунками.

 

 

Эпоха бронзы

С совершенствованием способа производства возникают новые орудия труда из меди и бронзы. Происходит первое крупное общественное разделение труда, усиливается имущественное неравенство. Затем ремесло отделяется от земледелия, происходит второе крупное разделение труда. Все это сыграло важнейшую роль в развитии цивилизации. В долине Нила, в Двуречье и Китае устанавливается рабовладельческий строй, первые классовые государства. Все это обусловило развитие различных сфер духовной деятельности человека.

 

Преобладающее значение приобрела монументальная архитектура, связанная с развитием религиозных представлений, культом предков и природы. Это были мегалитические сооружения - менгиры (греч. meg). - большой, lit - камень) - одинокие сигаровидные каменные столбы высотой до 20 м (Бретань, Франция); иногда они тянулись параллельными рядами на несколько километров ("Каменное войско" - Закавказье, Армения; аллея менгиров в Бретани);

 

- дольмены - погребальные сооружения из двух или четырех отвесно поставленных обтесанных камней, покрытых горизонтальной каменной плитой (Западная Европа, Северная Африка). Мегалитические сооружения находят в Крыму и на Кавказе (5-2 тыс. до н. э.);

Эски Кермен, Бахчисарай

 

- кромлехи - более сложные мегалитические сооружения: в плане - круглая площадка диаметром в тридцать метров, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных камней. Кольцо внешнего круга - тридцать каменных столбов, соединенных лежащими на них балками,- образует подобие гигантского хоровода. Внутреннее кольцо составлено из невысоких менгиров, в центре - каменная плита, возможно, алтарь. Второе кольцо - из симметричных блоков, попарно составленных и перекрытых плитами (Стоунхендж, Южная Англия, 2 тыс. до и. э.)

Стоунхендж

 

 

В эпоху железа появляются крепости, оборонительные сооружения, сложенные из огромных каменных глыб (территория Франции, Балканского полуострова), богатые погребальные сооружения.

 

Так искусство первобытного общества в поздний период своего развития подошло к разработке композиции, к созданию монументальной архитектуры и скульптуры.

 

С возникновением классового общества углублялось содержание искусства, расширялись его познавательные и эстетические возможности, складывались и развивались различные его виды, появлялись художники-профессионалы. Этот процесс сопровождался утратой наивной непосредственности, характерной для искусства первобытного общества.

 

Словарь

Этимология (греч. etymología, от étymon) — истинное значение слова

Натура (лат) природа

Артефакт (лат. artefactum от arte — искусственно + factus — сделанный) — любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности.

Тотемизм (от алгонкинского «ототем» - его род) - Вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определенным предметом, растением животным (тотемом) – с другой. Каждый род (племя) носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать или употреблять в пищу.

Аними́зм (от лат. anima, animus — дух, душа) вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют почти во всех религиях.

Фетишизм (фр. fetichisme, от fetiche — талисман, идол) - Почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными силами.Например, если владеешь зубами хищника, то они придадут тебе силу, если перьями орла, то – зоркость.

Синкретизм ( от греч. соединение ) - нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления. (Напр., искусства на первоначальных стадиях человеч. культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга)

Антропоморфи́зм — перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, одушевлённых существ (животных, растения), явления и силы природы, сверхъестественных существ, абстрактные понятия и др

Зооморфизм — наделение людей качествами животных. Религиозное мировоззрение, представляющее богов в виде животных. [От греч. ζω̃ον — животное и μορφή — форма]

Инициа́ция (лат. initiatio «посвящение; совершение таинства») или посвящение — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо общественной группы или мистического общества. Этот обряд использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя и т.д. Цель многих инициации состояла в том, чтобы ввести юношу в общество полноправных членов рода. Готовясь к посвящению, юноши усиленно тренировались, закалялись, соблюдали запреты в пище для того, чтобы выдержать предлагаемые им испытания - бег, прыжки, метание копья, разные виды борьбы, лазание по деревьям и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: