Формирование коммуникативных УУД.




Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Образовательный стандарт выделяет 4 вида УУД: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Формирование всех видов УУД осуществляется в рамках изучения школьных дисциплин.

Учитель, проектируя рабочую программу по учебному предмету, в разделе «Планируемые результаты обучения» даёт общую характеристику учебных действий, которые должны быть сформированы к концу изучения курса. Составляя тематическое планирование, педагог конкретизирует виды учебных действий к каждому уроку для реализации системно-деятельностного подхода.

Как может быть выражено универсальное учебное действие на уроках математики.

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково – символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечить возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать портнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля – проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Ученикам предлагаются задания для проверки, содержащие различные виды ошибок. Для решения этой учебной задачи целесообразно задать вопрос: что я должен знать, чтобы исправить ошибку?

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаю следующие виды заданий:

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- зрительное, моторное, вербальное восприятие;

- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

- самооценка события, происшествия;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий использую следующие виды заданий:

- «найди отличия» (можно задать их количество);

- «на что похоже?»;

- поиск лишнего;

- «лабиринты»;

- упорядочивание;

- «цепочки»;

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- составление и распознавание диаграмм;;

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий предлагаю следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

-контрольный опрос на определенную проблему.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий предлагаю следующие виды заданий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- «отгадай, о ком говорим»;

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»

Формирование регулятивных УУД.

Задание №1 В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась прямоугольник, в котором он записан. Проверь вычислением.

4+4 7-2

5+4 7-3

Зеленый – “Я – молодец, справился сам”
Красный – “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”
1 Как вы думаете, в каком примере будет меньший ответ?

2 Проверь, верны ли равенства?

3 Теперь оцените себя с помощью прямоугольников.

Вывод: регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном,

Формирование познавательных УУД.

Задание №1 Покажи ежику самый короткий путь.

Задание №2 1+3+5+1

2+3+1+2

Задание №3 5-2 * 3+4

10-3 * 4+5

1 Объясни свой выбор.

2 Вычисли удобным способом

3 Сравни выражения

Вывод: познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.

Формирование коммуникативных УУД.

Задание №1 -Работаем в парах.Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, пос - лушайте его загадку, ответьте.

Задание №2 Составь задание однокласснику на тему: как прибавить или вычесть 3?

Задание №3 Работа в парах. Раскрась рисунок, решив примеры.

Вывод: коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе).

Согласно новым образовательным стандартам ребёнокдолжен уметь планировать свою деятельность на уроке. Задача учителя помочь учащимся овладеть этим умением, научить составлять план урока, опираясь на поставленные цели.

Приведу пример такой работы на одном из уроков математики.

Тема урока «Слагаемое, сумма».

Учащиеся сформулировали цели урока: узнать, как называются числа при сложении, научиться читать выражения на сложения, называя компоненты действия сложения.

Учитель: Ребята, давайте составим план работы нашего урока.

После небольшого обсуждения дети предлагают план работы на уроке.

1 Узнать, как называются числа при сложении.

2 Учиться читать и записывать выражения на сложение.

3 Закрепить умение решать задачи изученных видов. (Решение задач является неотъемлемой частью уроков математики. Дети всегда включают этот пункт в план урока)

После составления плана урока, работаем, согласно его пунктам. Обязательно для четкости работы после каждого этапа работы учитель должен задавать вопросы

Что мы с вами делали? Чему научились?

Обязательным заключительным этапом любого урока является рефлексия. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов В конце каждого урока подводятся его итоги, обсуждается что узнали и чему научились, как работали на уроке. Каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность на уроке. В современной практике существует много различных видов рефлексии. На уроках математики я используюрефлексию содержания учебного материала для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Здесь же идет формирование и личностных ууд.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

я могу себя похвалить за…

Рефлексия деятельности дает возможность отследить активность каждого ученика на уроке. Детям очень нравится «Светофор»,«Лесенка успеха».

Проанализировав свою работу на уроке, ученик отмечает на какой ступеньки лесенки он находится. Если работал активно и не допускал ошибок – верхняя ступенька, работал активно, но допускал ошибки – средняя ступенька, был неактивен на уроке, плохо понял материал – нижняя ступенька.

Очень помогает в работе лист самоконтроля, который заполняется учащимися в течение всего урока. В данном листе учитель отмечает виды работы, которые будут присутствовать на уроке. После выполнения каждого задания ученик сам оценивает себя.

  Устный счет  
  Решение уравнений  
  Сравнение величин  
  Решение задач  

Также использую различные виды рефлексии для выявления эмоционального состояния учащихся на уроке.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий: работа с таблицами разных видов, «Найди лишнее»; «Пройди лабиринт»; «Цепочки примеров»; «Составь схему – опору «Найди отличия» и т.д.

В качестве примера приведу несколько заданий, которые позволяют включить учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.

1 Найди пропущенные числа.

Слагаемое          
Слагаемое          
Сумма          

Используя взаимосвязь компонентов действия сложения, составь аналогичную таблицу для своего товарища.

Данное задание также предполагает формирование коммуникативных ууд.

2 Прочитайте слова. Найдите лишнее слово: Сложение, вычитание, плюс, минус, слагаемое, уменьшаемое, слагаемое, вычитаемое, сумма, умножение, разность.

3 Из выражений выпишите и решите те, в которых первым действие будет выполняться вычитание: 10- 2+10 10- (3+4) 2+ 6-4

4 Начерти прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см. Найди его периметр. Начерти квадрат с таким же периметром.

В концепции развития универсальных учебных действий особое внимание уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные УУД – это умение ребенка планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешать конфликты; управлять поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли …

Неотъемлемой частью современного урока является парная и групповая работа. Учить детей работать в парах группах учу детей уже с первого класса Чтобы работа в паре была продуктивной, учащиеся не должны сильно отличаться по уровням, желательно чтобы это были уровни высокий – средний, средний – низкий. Неэффективна работа пары из двух учеников низкого уровня. Работу в парах можно проводить на любом этапе урока.

Приведу несколько примеров организации работы в парах на уроке математики во 2 классе.

Поработайте в парах, найдите неверные решения и исправьте их с объяснением и проверкой. Решение записывайте в столбик.

18 – 8 = 10 14 + 1 = 13 12 – 10 = 1 3 + 7 = 10

Решите выражения и расшифруйте слово и т.д.

Также применяю на уроках групповую работу. При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, так как получает возможность закрепить имеющиеся у него знания при объяснении одноклассникам.

Часто групповую форму работы использую при обучении решению составных задач. В процессе решения учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность.

Развитие личностных ууд позволяет сделать учение осмысленным, связать его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира: самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: