Основные этапы развития психологической науки




СОДЕРЖАНИЕ ЭУМК

 

Теоретический раздел: тексты лекций

1. 1 Предмет, задачи и методы общей психологии

1.2 Сознание и деятельность

1.3 Ощущения и восприятие

1.4 Внимание и память

1.5 Личность и ее социализация

1.6 Мышление и воображение

1.7 Речь

1.8 Эмоции и чувства

1.9 Воля

2.0 Темперамент и характер

2.1 Способности

 

2 Практический раздел: планы семинарских занятий и материалы для них

Раздел контроля знаний

3.1 Тестовые задания для текущего контроля знаний

3.2 Список вопросов для зачета и экзамена

Вспомогательный раздел

4.1Учебно-методическая карта учебной дисциплины

4.2 Список рекомендуемой литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по дисциплине «Психология», раздел «Общая психология», предназначен для управления и самоуправления учебной деятельностью, направленной на изучение данной дисциплины и будет способствовать развитию социально-профессиональной подготовки студента и активизации роли обучаемого в процессе обучения.

Дисциплина «Общая психология» как раздел психологии является фундаментальной научной дисциплиной, которая опирается на результаты теоретических и эмпирических исследований, выявляющих закономерности и тенденции, методологические и теоретические основания, подходы, методы, основные понятия и категории психологии. Данный раздел является определяющим в формировании у студентов педагогического вуза психологической культуры, мировоззрения, самосознания личности.

Основной целью создания электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по данной учебной дисциплине является формирование системы представлений о закономерностях, свойствах и механизмах психики, методологической основе психологических знаний, базовых психологических категориях и понятиях.

Задачами ЭУМК являются:

– структурирование данных, на основе которых у студентов могут быть сформированы широкие и глубокие представления о психологии как о единой международной области знания;

– освоение системы представлений о психических процессах, свойствах и состояниях, качествах личности;

– формирование обобщенных умений применять теоретические знания по психологии, исследовательские методы для решения задач профессиональной педагогической деятельности;

– освоение способов системного и сравнительного анализа, форм продуктивного, критического мышления;

–развитие умений самопознания и рефлексии деятельности;

– формирование мотивации к саморазвитию, самообразованию и эффективной самореализации.

В результате изучения данной дисциплины с помощью ЭУМК студент должен знать:

- основные понятия и категории, базовые положения общей психологии в том числе, современные концепции, методы и дискуссионные вопросы;

– характеристики психических процессов, свойств и состояний, качеств личности.

В результате изучения данной дисциплины с помощью ЭУМК студент должен уметь:

- оперировать основными психологическими понятиями;

- применять базовые научно-теоретические знания по психологии для решения теоретических и практических задач профессиональной деятельности, осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

В результате изучения данной дисциплины с помощью ЭУМК студент должен владеть:

- системой знаний о психологических процессах и явлениях;

– исследовательскими навыками

 

Данный ЭУМК содержит разделы: теоретический (курс лекций по всем изучаемым темам), практический (планы семинарских занятий и материалы для них), контроля знаний (тестовые задания для текущего контроля знаний и список вопросов для итогового контроля знаний – экзамена), вспомогательный (учебно-методическая карта дисциплины и список рекомендуемой литературы). Он предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения по специальностям 1- 02 03 06 Иностранные языки (английский, немецкий), 1 - 02 03 06 Иностранные языки (немецкий, английский), 1 - 02 03 06 Иностранные языки (английский, французский), 1 - 02 03 08 Иностранные языки (английский).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

(курс лекций)

 

Тема 1 Предмет, задачи и методы общей психологии

 

Предмет психологии

Основные этапы развития психологической науки.

Структура психологии

Методы психологии

Предмет психологии

Термин «психология» произошел от греческих слов psyche – душа, и logos – учение, наука. Мнения историков о том, кто первым предложил использовать это слово, расходятся. Одни считают его автором немецкого богослова и педагога Ф. Меланхтона (1497–1560), другие – немецкого философа Х. Вольфа (1679–1754). В своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732–1734 гг., он впервые ввел в философский язык термин «психология». Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельностьчеловека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

Сегодня она определяется как наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления различных психических явлений.

Под психикой в отечественной психологии чаще всего понимается свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе этого формировать образы, которые позволяют человеку целесообразно управлять своим поведением и деятельностью.

В своих проявлениях психика сложна и многообразна. В ее структуре выделяют три группы психических явлений: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами но себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незаме­ченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмо­циональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выде­ляют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс.

Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его дея­тельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют дея­тельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность че­ловека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. По­добная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения челове­ка существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, ко­торые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процес­сов — неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в каче­стве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психи­ческие процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способ­ствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

Следующий класс психических явлений — психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психиче­скими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют непо­вторимость человека, его индивидуальность.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективе имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

 

Основные этапы развития психологической науки

Психология – и древняя, и молодая наука одновременно. Видный немецкий психолог конца XIX – начала ХХ в. Г. Эббингауз (1850–1909) сумел сказать о развитии психологии максимально кратко, почти в форме афоризма: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но основные проблемы, которые сейчас рассматривает психология, долгое время рассматривались в рамках философии.

Первая система психологических понятий изложена в трактате древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384–322 до н. э.) «О душе», в котором были заложены основы психологии как самостоятельной области знаний. Под душой с древних времен понимают явления, связанные с феноменом жизни, – то, что отличает живое от неживого и делает материю одухотворенной.

В мире существуют вещественные предметы (природа, различные предметы, другие люди) и особые, невещественные явления – воспоминания, видения, чувства и другие непонятные явления, происходящие в жизни человека. Объяснение их природы всегда было предметом острой борьбы между представителями различных направлений в науке. В зависимости от решения вопроса «Что первично, а что вторично – материальное или духовное?» ученые разделились на два лагеря – идеалистов и материалистов. Они вкладывали в понятие «душа» разный смысл.

Идеалисты считали, что сознание человека – это бессмертная душа, она первична и существует самостоятельно, независимо от материи. «Душа» – частица «божьего духа», бесплотное, непостижимое духовное начало, которое бог вдунул в сотворенное им из праха тело первого человека. Душа дана человеку во временное пользование: есть душа в теле – человек сознает, временно вылетела из тела – он в обмороке или спит; когда душа совсем рассталась с телом, человек перестал существовать, умер.

Материалисты вкладывают в термин «душа» другое содержание: оно употребляется как синоним понятий «внутренний мир», «психика» для обозначения психических явлений, которые являются свойством мозга. С их точки зрения материя первична, а психика вторична. Живое тело как сложно устроенный и постоянно совершенствующийся механизм представляет собой линию развития материи, а психика, поведение – линию развития духа.

В ХVII в. в связи с бурным развитием естественных наук отмечается всплеск интереса к психическим фактам и явлениям. В середине ХIХ в. было сделано выдающееся открытие, благодаря которому впервые стало возможным естественно-научное, экспериментальное изучение внутреннего мира человека – открытие основного психофизического закона немецкими учеными физиологом и психофизиком Э. Вебером (1795–1878) и физиком, психологом и философом Г. Фехнером (1901–1887). Они доказали, что между душевными и материальными явлениями (ощущениями и физическими воздействиями, которые эти ощущения вызывают) существует зависимость, которая выражается строгим математическим законом. Душевные явления частично утратили свой мистический характер и вошли в научно обоснованную, экспериментально проверяемую связь с материальными явлениями.

Со второй половины XIX в. психология становится самостоятельной наукой. Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. На смену психологии души пришла психология сознания. Но сознание еще долго принималось как явление особого рода, которое познается только в самонаблюдении и недоступно ни для какого анализа. Ее основным методом объявляется интроспекция. Причем сознанием называли способность чувствовать, думать, желать.

В 1879 году в Лейпцигском университете В. Вундт начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, т. е. сочетая теоретические построения с проверкой реальной действительности. Он вошел в историю психологии как основатель естественнонаучной теории психологии, поскольку узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания. Благодаря оригинальным работам немецкого ученого В.Вундта в психологию входит научный лабораторный эксперимент. Создаются первые в мире психологические лаборатории, сначала в Германии, затем в России и в США.

В это же время (с 1881 года) другим всемирно известным ученым У. Джемсом обосновывается позиция, согласно которой «сознательная жизнь» представляет собой непрерывный поток, а не состоит из ряда дискретных элементов. Задача заключается в том, чтобы понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. Он выдвинул гипотезу о том, что роль сознания состоит в том, чтобы дать возможность приспособиться к различным ситуациям, повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их, либо осваивая новые действия. Главный упор он сделал на внешние стороны психики, а не на внутренние феномены. Основным методом изучения осталась интроспекция, которая позволяет узнать, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается.

Основным мотивом многих исследователей сознания в то время было стремление выявить объективные проявления внутреннего мира. Именно этим можно объяснить то, что во второй половине ХIX века делается акцент на понимании психических процессов через их физиологические проявления. Однако результаты физиологических измерений не совпадали с субъективными психологическими показаниями, а также могли иметь различное толкование. А без сопоставления с непосредственными данными сознания физиологические показатели лишались психологического значения. Поэтому, возникнув в 70-е годы XIX века, психофизиологические лаборатории, а затем и институты уже через 25–30 лет вызвали разочарование в научных возможностях такой психологии. Кроме того, если элементарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) еще «поддавались» измерению посредством точных научных методов (в первую очередь экспериментальных), то высшие проявления психической жизни (сознание, мышление, переживания) «замерить» оказалось невозможным. В результате данный подход не оправдал ожиданий и оставил вопрос относительно возможности объективного исследования всех явлений сознания без ответа. Уже в то время психология фактически разделилась на естественнонаучную, или физиологическую, психологию и описательную, или субъективную, психологию, а многие ученые определили общее состояние психологической науки как кризисное.

Психология как наука о поведении. Способ выйти из кризиса предложили американские ученые Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др. Основываясь на некоторых положениях учения И. П. Павлова об условных рефлексах, эти ученые обосновали необходимость изучения не сознания, а поведения человека. В результате возникло новое направление психологических исследований, которое получило название «бихевиоризм». Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые в принципе не на­блюдаемы непосредственно. Поведение же понимается ортодок­сальными бихевиористами как совокупность отношений «сти­мул — реакция» S – R. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт челове­ка, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Следовательно, поведением человека можно управлять, предсказывать его, что у человека можно сформировать любые качества, т.е. «изготовить» универсального человека с помощью системы стимулов и наказаний (причем, отрицалось значение и врожденных задатков и собственных убеждений человека). Осознание человеком внутренних условий тех или иных действий в научном плане для бихевиористов не имело значения, их не интересовало, что находится между стимулом и наблюдаемой реакцией.

Уотсон провозглашал: «Дайте мне дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа - доктора, юриста, артиста, купца или же нищего или вора безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предшественников».

Такая программа являлась антигуманной, психологическая наука превратилась в «психологию без психики». Но уже в 30-е годы идеи бихевиоризма пошатнулись. В Америке начался очередной экономический кризис, который сопровождался массовой безработицей, разорением и обнищанием. Стало очевидно, что все-таки необходимо принимать во внимание настроения, реакции человека и социальную среду, в которой он находится. Так на смену бихевиоризму приходит необихевиоризм. Его представители (Роберт Вудворте, Эдвард Толмен, Кларк Халл). Необихевиоризм в той или иной степени отказался от класси­ческой формулы бихевиоризма, и пытается учесть и про­явление сознания как реальной детерминанты поведения челове­ка. При этом становится очевидным, что в промежутке между дей­ствием стимула и поведенческими реакциями происходит пере­работка поступающей информации как активный процесс, без учета которого не удается объяснить реакцию человека на налич­ные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием «привходящих, или промежуточных переменных». Мно­гие выводы, достижения бихевиоризма плодотворны с научной точки зрения и исключительно практичны.

Практически одновременно с бихевиоризмом возникают другие направления.

Психоанализ. Его основы были разработаны австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом. Представители психоанализа в отличие от бихевиористов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например, с медициной.

Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное». Последнему была отведена особо важная роль в объяснении человеческого поведения.

В противоположность господствующему в то время взгляду на человека как существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную тео­рию: люди находятся в состоянии постоянного конфликта, истоки которого ле­жат в другой, более обширной сфере психической жизни – в бессознательном (неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях). Фрейд в своей психоаналитической теории первым охарактеризовал психику как поле боя между непримири­мыми силами инстинкта и сознания. Ве­дущую роль в регуляции поведения человека он отводит сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главен­ство.

В психической жизни Фрейд выделял три уровня – сознание, предсознание и бессознательное. Он рассматривал их в единстве.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осоз­наем в данный момент времени. Фрейд настаивал, что только незначительная часть психической жизни (мысли, чувства, память) входит в сферу сознания. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Предсознание – или иногда называется «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вер­нуться в сознание или спонтанно, или в результате незначительного усилия. Например, вы можете вспомнить то, что делали в прошлую субботу, теорему и т.д. Предсознание, по мнению Фрейда, наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессозна­тельное. Это хранилище примитивных инстинктов, а также эмоций и воспоми­наний, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вы­теснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обна­ружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждеб­ные чувства к родителям и подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаете, но это, по Фрейду, определяет ваше повседневное существование.

Неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме. Фрейд выделял следующие формы проявления бессоз­нательного:

1) Сновидения: Фрейд считал, что «сценарий» сновидений при его кажущейся нелепости – не что иное, как ход потаенных желаний, которые удовлетворяются в образах-символах этой ночной жизни.

2) Ошибочные действия– забывание вещей, имен, описки, оговорки – это не слабость памяти, в них прорываются скрытые мотивы.

3) Невротические симптомы –

Ø Эмоционально-аффективные – страхи, агрессия, депрессия свидетельствуют о наличии внутренней проблемы.

Ø Коммуникативные сложности в отношениях – скованность, стеснительность или гиперактивность.

Ø Уход в болезнь – не хватает тепла от родных (ребенка часто оставляют на кого-то).

Ø Двигательные нарушения – параличи- следствие невроза.

Ø Сенсорные нарушения – особая слепота, глухота, не имеющая под собой органики.

Ø Вегетативно-соматические симптомы – сексуальные нарушения, сердечно-сосудистые заболевания, язвы, бронхиты.

З. Фрейд считал, что ничего случайного в психических реакциях человека нет, все причинно обусловлено. Просто эти причины скрыты от сознания. Их следует искать в глубинах психики. Сделать это был призван психоанализ с его методом «свободных ассоциаций».

В рамках психоаналитического направления имеют место и дру­гие точки зрения. Так, ученик Фрейда А. Адлер полагал, что в ос­нове поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детст­ве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

К. Г. Юнг считал, что личность формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также обра­зы предков, пришедшие из глубин веков. Поэтому необходимо при исследовании человека и работе с ним учитывать также понятия «коллективного бессознательного». Он предложил концепцию аналитической психологии, в которой признается не только роль бессознательного в виде архетипов, осознанного, но и групповое бессознательное как автономное психическое явление. В неоф­рейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внут­ренне присущим каждому человеку «основным беспокойством» (или «базальной тревогой»), лежащим в основе внутриличностных конфликтов.

Таким образом, психология прошла длинный путь развития, при этом изменялось понимание ее объекта, предмета и целей представителями различных направлений и течений.

Для современного этапа развития психологии характерно существование разных подходов к изучению психики, превращение психологии в многоотраслевую область знаний, учитывающую запросы практики и стремящуюся к интеграции накопленных знаний. При этом происходит взаимообогащение различных направлений, школ, традиций. Важнейшей тенденцией развития психологической науки в настоящее время является проведение междисциплинарных исследований и осознание, что человека необходимо изучать во всей целостности, с учетом различных уровней его жизнедеятельности (физиологического, психического, социального, духовного). В этом процессе ключевая роль принадлежит психологии, потому что в рамках ее многочисленных отраслей накоплен большой массив информации по самым различным аспектам жизни человека. Успешное выполнение этой роли в будущем зависит от того, насколько различные психологические теории и школы будут конструктивны и открыты для научного диалога, а также от умения сотрудничать с представителями других наук.

 

 

3. Структура современной психологии.

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин. Структура современной психологической науки сложна. Она включает ряд научных направлений, имеющих высокую автономность исследований. Психология весьма «плодовита»: она порождает новое научное направление через каждые 4–5 лет. Характерно, что «старые» направления мирно сосуществуют с новыми. При всем равноправии направлений в структуре психологии можно выделить фундаментальные, прикладные, общие и специальные науки.

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике психологические науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные психологические науки создают информационную базу для понимания психики людей безотносительно к тому, к какой народности они принадлежат, где проживают, чем занимаются и т. п. Фундаментальные науки — это источник универсальных знаний, касающихся индивидуально-личностных характеристик человека, его поведения и деятельности. К числу фундаментальных психологических наук относятся, например, общая психология, социальная психология, дифференциальная психология, психология развития.

Прикладные психологические науки порождены запросами практики и служат ей в повседневной жизни, помогая решать текущие проблемы, возникающие в жизни людей. Примерами прикладных наук могут служить юридическая психология, психология труда и инженерная психология, педагогическая психология, медицинская психология, психология управления. Следует также подчеркнуть, что в большинстве случаев прикладные отрасли психологии не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отрасли психологии используются знания или методология других ее отраслей. Например, космическая психология — отрасль психологической науки, занимаю­щаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в кос­мосе, — включает в себя инженерную психологию, медицинскую психологию, пе­дагогическую психологию и др.

По критерию количества потребителей результатов исследований психо- логические науки иногда подразделяют на общие и специальные. Общие психологические науки ставят, решают проблемы и получают результаты, в которых заинтересованы все другие отрасли. Их «продукция» играет интегративную роль в системе психологических наук. Полноправным представителем этого класса психологических наук является общая психология. Общие закономерности протекания психических познавательных процессов, например, выявленные в рамках общей психологии, используются при создании методик обучения детей в школе (педагогика), методик восстановления нарушенной памяти (медицина), методик специальной подготовки операторов сложных систем управления (техника).

Специальные психологические науки решают проблемы, касающиеся вполне конкретных групп психических явлений в социальной жизни, педагогической сфере, медицине, технике и т. д.

И все же особая роль в системе психологических наук отводится общей психологии, которая призвана изучать общие закономерности психических явлений. Общая психология — теоретико-экспериментальная наука, изуча- ющая общие закономерности психических явлений, определяющая основные принципы и методы психологии. Результаты, полученные в рамках общей психологии, ложатся в основу изучения всех остальных отраслей психологии. Поэтому она является своеобразным фундаментом для всех других научных психологических направлений.

Научный продукт общей психологии — фундаментальные знания, касающиеся общего взгляда на важнейшие явления психической жизни, методологических подходов к познанию сущности психики и методов ее исследования.

Итак, по мере развития психологического знания возникали и возникают различные отрасли психологии. Кратко обозначим некоторые из этих отраслей.

Социальная психология изучает закономерности жизнедеятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Педагогическая психология исследует психоло- гические закономерности, связанные с обучением и воспитанием. Она во многом зависит от развития возрастной психологии, в рамках которой рассматриваются вопросы развития психики на разных возрастных этапах.

Возрастная психология имеет свою внутреннюю дифференциацию. В ней выделяются детская психология (изучаются закономерности психического развития ребенка); подростковая психология; психология юности; психология взрослого человека; геронтопсихология (изучает закономерности психического развития пожилых людей).

Дифференциальная психология в качестве своего предмета выделила индивидуально-психологические различия между людьми.

Психология труда увязывает психические процессы и свойства личности в единый проблемный узел с предметами и орудиями труда.

Инженерная психология проектирует процессы информационного взаимодействия технических средств и систем с человеком-оператором. Психология управления выявляет психологические особенности управленческой деятельности.

Психология аномальных явлений (парапсихология) занимается изучением психических процессов, состояний и свойств объектов, необъяснимых с точки зрения известных законов и принципов.

Семейная психология нацелена на выявление условий благоприятного развития внутрисемейных взаимоотношений.

Психолингвистика изучает обусловленность речи и ее восприятия структурой соответствующего языка.

Юридическая психология изучает закономерности психической деятельности людей в сфере отношений, регулируемых правом.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни общества.

Медицинская пси­хология изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагно­стики, лечения, экспертизы и реабилитации больных.

В заключение следует отметить, что мы познакомились лишь с небольшим ко­личеством отраслей психологической науки. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: спортивная психология, юридическая психология, авиационная и космическая психология, военная психология, психология компьютеризации, экспериментальная психоло­гия. Однако все эти отрасли психологии являются не только самостоятельными направлениями, но и элементами единой комплексной науки — психологии — и используют единые подходы к решению своих специфических задач. Таким обра­зом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологи­ческой науки, необходимо прежде всего ознакомиться с ее фундаментальными ос­новами.

4.Методы психологии

Психология, как и любая наука, использует целую систему частных методов или методик. Методы психологии - это способы выяснения фактов, характеризующих природу и закономерности психической жизни. В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

1) Организационные методы.

2) Эмпирические методы.

3) Методы обработки данных

4) Интерпретационные методы

В отдельную группу выделяют методы коррекции (методы психологического воздействия).

Организационные методы включают в себя:

1) Сравнительный метод или метод поперечных срезов (это сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, по деятельности и т.д.). Достоинство: приобретение результатов в течении короткого времени. Недостаток: этот метод дает возможность определить чисто внешние изменения в развитии и получить общие для всех, усредненные значения.

2) Лонгитюдный метод или метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени).

Преимущества: позволяет выявит закономерности развития психики при переходе от одного возрастного этапа к другому, выявить важные образования, которые появляются к концу каждого этапа. Недостаток: значительные затраты времени.

3) Комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, т.е. один объект изучают разными средствами).

2. Эмпирические методы. Группа эмпирических методов считается основной и включает в себя следующие методы:

1) Наблюдение и самонаблюдение.

2) Экспериментальные методы.

3) Психодиагностические методы.

4) Анализ продуктов деятельности.

5) Биографические методы.

Наблюдение – один из самых простых и распространенных методов в психологии. Он состоит в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: