Камеральная инструментальная музыка.




 

· Найдите в словарях и энциклопедиях значение термина «этюд».

Этюд – это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя и инструмента.

· Пользуясь сайтами Интернета, запишите диск с этюдами разных композиторов – Ф. Шопена, Р. Шумана, К. Дебюсси, А. Скрябина,
С. Рахманинова, и др. Укажите имена исполнителей этих этюдов:

- В творческом наследии Фредерика Шопена числится 27 этюдов.

В сентябре 1831 года, находясь в Штутгарте и получив весть о падении Варшавы, Шопен пишет свой c-moll этюд (позднее — Oр. 10 No. 12). Этюд c-moll — первое героическое произведение Шопена, исключительно ярко выражающее его отношение к восстанию и ставшее как бы образцом для последующих концепций композитора.

 

https://zvooq.pro/tracks/шопен-поллини?artist=1

 

- Изначально Шуман воспользовался темой барона Фрикена, музыканта-любителя и опекуна его кратковременной невесты Эрнестины фон Фрикен (она основана на нисходящем ходе по до-диез-минорному трезвучию), и сочинил 16 вариаций на неё, прибавив в качестве финала вариацию на другую тему, взятую из оперы Генриха Маршнера «Храмовник и еврейка». В публикацию 1837 года вошли, однако, только 11 вариаций из 16-ти. Вот одна из них:

https://inkompmusic.ru/?song=Шуман.+Симфонические+этюды

 

- 12 этюдов для фортепиано написаны Дебюсси в августе-сентябре 1915 года. Композитор некоторое время колебался, кому посвятить этюды — Шопену или Куперену. В конце концов, они были посвящены памяти Шопена. Сочиняя этюды, Дебюсси, по собственному признанию, стремился к «вершинам» исполнительских трудностей, к «рекордам» техники. 27 сентября он писал Дюрану по поводу этюдов: они «успешно подготовят пианистов к лучшему пониманию того, что нужно входить в музыку только с устрашающими руками!»

https://audio-vk4.ru/?mp3=Debussy+–+tude+3+pour+les+quartes

 

- Музыка Скрябина - это "особый случай", как проницательно, с большим вниманием и уважением к её автору писал великий Рахманинов, бывший в глазах музыкального мира конца 19-го - начала 20-го веков своего рода "антагонистом" своего соученика по московской консерватории.

Последний этюд восьмого опуса, №12 ре диез минор, - одно из самых ярких и известных сочинений Скрябина. Иногда проводят параллели между этим этюдом и этюдом Шопена ор.10, тоже №12.

 

https://audio-vk4.ru/?mp3=Скрябин+–+Этюд+12+Революционный+ор.8

 

- Среди рахманиновских этюдов-картин есть лирические пьесы обычного для него типа. Для нового этапа его творчества характерна большая интонационно-выразительная насыщенность мелодии. В основе пьесы лежит многократно повторяемый нисходящий мелодический оборот в диапазоне минорной терции с хроматическим опеванием конечного тонического звука. Из этой скорбной, «стонущей» интонации не вырастает широкая песенная мелодия. «Растворяясь» в беглых пассажах, она оставляет впечатление некоторой недосказанности. Грозный аккорд fortissimo на IV повышенной ступени в момент кульминации нарушает общий элегический тон пьесы и вносит в нее элемент сурового драматизма. Еще одна вспышка бурного драматизма происходит перед самым концом (стремительно взлетающий на три октавы гаммообразный пассаж в обеих руках).

Особенно выделяется многозначностью своего выразительного характера, сопоставлением разных образно-эмоциональных планов и неожиданностью контрастов первый в этой серии этюд f-moll. Начинается он в спокойном повествовательном тоне, несколько напоминающем Метнера (На эту близость обратил внимание Сабанеев, одновременно назвавший последний из этюдов-картин ор. 33 «диатонизированным Скрябиным».). Но уже в такте 5 в басу возникает настороженная «предостерегающая» фраза, которая вызывает особенно конкретные ассоциации благодаря ее близкому сходству с темой воспоминаний Графини из «Пиковой дамы» Чайковского («воспоминания мертвеца», по определению Б. В. Асафьева):

 

https://www.youtube.com/watch?v=2C56g-wc8X4

 

Самым известным исполнителем этюдов Ф. Шопена, Р. Шумана,
К. Дебюсси, А. Скрябина, С. Рахманинова был и до сих пор остаётся Владимир Самойлович Горовиц.

· Опишите свои впечатления от одного из полюбившихся вам этюдов, с которым вы познакомились на уроке музыки или самостоятельно:

Жанр этюда в общем понятен и традиционен. Первоначально этюды для фортепьяно служили только инструктивными пособиями для развития и поддержания различных форм пианистической техники. Однако постепенно эти этюды становились настоящими, самоценными художественными произведениями. Со временем это привело к созданию таких бессмертных шедевров, как этюды Шопена, Листа, Шумана, Скрябина, Рахманинова. Эти этюды никак нельзя назвать, как это бывает в изобразительном искусстве, какими-то эскизами или набросками, часто незаконченными, незавершенными.
Рахманинов назвал свои этюды «этюдами-картинами», подчеркивая их образный и эмоциональный строй, целиком проникнутый духом и очарованием русской природы. Впрочем, можно сказать, что это название в большой степени условно, так же, как и названия других замечательных фортепьянных пьес Рахманинова — музыкальных моментов и прелюдий; иногда кажется, что эти названия можно свободно поменять местами. Остановимся на этюд-картине g (ор.33 №5). В книге воспоминаний о С.Рихтере, составленной режиссером Ю.Борисовым, приводятся слова Рихтера о том, что эта этюд-картина — ор.33 №5 — «белогвардейская», и в связи с ней надо читать «Дни Турбиных» Булгакова. (Впрочем, из-за путаницы с нумерацией этюдов-картин ор.33 неясно, относится ли это замечание к этой этюд-картине, соль-минор, или к посмертной ре-минорной). Это очень, очень печальная музыка, вся как бы настоенная на русской природе, ее просторах, далях, цветах, запахах. Дважды звучит медленная, монотонно ниспадающая, как ветви ивы, прекрасная мелодия, на которую грустным замирающим эхом откликаются подголоски в нижнем регистре. Плачет земля, тоскуют одинокие деревья. Мы чувствуем терпкий запах полевых цветов и трав. Мы замираем, любуясь непритязательной красотой диких лесных полян, постепенно, постепенно открывающихся взору. Мы слышим, как собирается, гремит и проходит грозовой дождь.

И снова, на прощанье, медленно возникают, как бы выплывают, отголоски той же первоначальной, бесконечно близкой сердцу печальной картины-мелодии. Заканчивается пьеса тихим, суровым и мужественным заключением, где отзвуки печальной мелодии, повторенные многократным раскатистым эхом, взмывают ввысь и растворяются в необъятных туманных далях…Музыка напоминает картину Левитана «Над вечным покоем», но, пожалуй, у него нет мотивов такой глубокой печали.

· Объединившись в группы, разработайте план проведения конкурса этюдов: музыкальных (для обучающихся игре на музыкальных инструментах), живописных (для любителей рисования), литературных (для тех, кто пробует свои силы в области сочинительства). Запишите свои предложения к плану проведения конкурса.

 

- План проведения музыкального конкурса этюдов для обучающихся игре на музыкальных инструментах:

1. Изучить и прослушать этюды Ф. Шопена, Р. Шумана,
К. Дебюсси, А. Скрябина, С. Рахманинова.

2. Подготовиться к исполнению этюдов Ф. Шопена, Р. Шумана, К. Дебюсси, А. Скрябина, С. Рахманинова в домашних условиях.

3. Исполнить этюд, указанный членами жюри на публику.

- План проведения конкурса этюдов для любителей рисования:

1. Изучить и прослушать этюды Ф. Шопена, Р. Шумана,
К. Дебюсси, А. Скрябина, С. Рахманинова.

2. Постараться вникнуть в творчество великих композиторов.

3. Изобразить музыкальные этюды в виде эскизов.


- План проведения конкурса этюдов для тех, кто пробует свои силы в области сочинительства:

1. Изучить и прослушать этюды Ф. Шопена, Р. Шумана,
К. Дебюсси, А. Скрябина, С. Рахманинова.

2. Изучить историю написания этюдов.

3. Вникнуть в глубину души великих композиторов и понять их мотивы.

4. Проанализировать мотивы композиторов, их желания и стремления.

5. Подготовить развёрнутый материал об их творчестве в области написания этюдов.

6. Согласовать своё творчество с профессурой Пражской Академии музыки, как самого влиятельного высшего учебного заведения Европы в области музыки.

7. Выложить свои труды в Интернет.

8. Объявить СМС голосование на лучшее произведение литературы по этюдам Ф. Шопена, Р. Шумана, К. Дебюсси,
А. Скрябина, С. Рахманинова.

 

· Нарисуйте несколько эскизов к одной из музыкальных пьес, сочинённых в жанре этюда. Передайте в рисунках эмоциональный строй в музыке, её форму:

 

 

Мне кажется, именно так, ураганно, исполнял Рахманинов свои этюды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: