Период из исламской истории от кончины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) до гибели Хусайна в 61 г.х. Часть 21.




Урок №194 История Ислама. (Желательный к изучению урок).

 

 

Глава третья. Аят о покровительстве (виляйа).

 

Всевышний Аллах сказал: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и выплачивают закят, совершая поясные поклоны» Сура 5 «Трапеза», аят 55.

 

Комментируя этот аят, некоторые приводят хадис о том, как однажды, когда ‘Али совершал молитву и пребывал в поясном поклоне, к нему подошёл бедняк, просивший подаяния, и ‘Али протянул ему руку, на которой был перстень, и бедняк взял у него перстень.

 

Таким образом, сказали приверженцы мнения о том, что ‘Али должен был стать халифом после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), только ‘Али подходит под описание, содержащееся в аяте: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и выплачивают закят, совершая поясные поклоны» Сура 5 «Трапеза», аят 55.

 

Ответим на это утверждение:

1 Упомянутая история не имеет достоверного иснада, который позволял бы считать её достоверной. А ‘Али не нуждается в том, чтобы хвалить его посредством недостоверных сообщений, ибо в нашем распоряжении имеется множество достоверных сообщений, содержащих похвалу в адрес ‘Али. А Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв, которые отворачиваются от всего праздного» Сура 23 «Верующие», аяты 1–3.

 

А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, молитва занимает человека» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 1199, и Муслим № 538.

 

Неужели ‘Али не мог подождать? Очевидно, что мог. Все мы знаем, что в молитве необходимы смирение и сосредоточенность, и все посторонние дела нужно отложить до завершения молитвы, даже если речь идёт о благом деле вроде подаяния.

 

2 Если говорить о выплате закята, то его, как известно, должен выплачивать сам человек, по собственной инициативе, а не ждать, когда к нему подойдёт нищий, чтобы попросить подаяния. Очевидно, что лучше самому поспешить выплатить закят, а не ждать, пока кто-то постучит в нашу дверь, и мы отдадим ему свой закят после того, как он попросит подаяния.

 

3 ‘Али был бедняком при жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и потому смог дать Фатыме в качестве брачного дара одну только кольчугу и не дал ей денег, потому что у него не было никакого имущества. Следовательно, он не принадлежал к числу тех, кто обязан выплачивать закят. С чего он должен был выплачивать закят, если у него ничего не было? И таким было его положение до самой кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

4 В аяте не идёт речь о тех, кто подаёт милостыню или отдаёт закят во время поясного поклона, а иначе это стало бы обычаем, и мусульмане стремились бы отдавать закят именно в таком положении. Однако подобное никто не утверждает.

 

5 Всевышний Аллах упомянул выстаивание молитвы, которое отличается от простого совершения её. ‘Абдуллах ибн ‘Аббас утверждает, что выстаивать молитву, значит совершать её так, как совершал её посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): в состоянии полной ритуальной чистоты, сосредоточенно, с соблюдением всех правил совершения молитва и порядка совершения действий, со смирением, поминанием Аллаха, чтением аятов и так далее. А если это так, тогда почему в аяте упоминается именно поясной поклон? Очевидно, что в данном случае речь идёт не о поясном поклоне, а о покорности Всевышнему Аллаху. Как сказал Всевышний Аллах о Дауде (мир ему): «Дауд (Давид) убедился, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся» Сура 38 «Сад», аят 24.

 

В этом аяте вместо «саджидан» (совершающий земной поклон) употреблено «раки‘ан» (совершающий поясной поклон). Подразумевается смирение и покорность Всевышнему.

Всевышний также сказал: «Когда им говорят: “Поклонитесь!” — они не кланяются» Сура 77 «Посылаемые», аят 48. То есть покоритесь Всевышнему.

 

Всевышний Аллах сказал о Марйам (мир ей): «О Марйам (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется» Сура 3 «Семейство Имрана», аят 43.

 

Марйам, как известно, пребывала в уединении и её единственным занятием было поклонение Всевышнему. И она не принадлежала к числу тех, кто обязан совершать коллективную молитву. Так что в данном случае имеется в виду не поклон, а смирение и покорность Господу.

 

6 Согласно тафсиру ат-Табари, причиной ниспослания этого аята стало то, что бану Кайнука, нарушив договор с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и верующими, пришли к ‘Убаде ибн ас-Самиту и попросили его присоединиться к ним, однако он отказался помогать им и продемонстрировал лояльность по отношению к верующим и враждебность по отношению к бану Кайнука.

 

После этого Всевышний Аллах ниспослал: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и выплачивают закят, совершая поясные поклоны» Сура 5 «Трапеза», аят 55.

Ибн Джарир ат-Табари, «Джами‘ аль-байан», (6/178).

 

Имеется в виду, что эти люди покорны Всевышнему всегда, во всех своих делах. Поэтому в одном из аятов, предшествующих этому аяту, Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» Сура 5 «Трапеза», аят 51.

Речь идёт о лицемере ‘Абдуллахе ибн Убаййе ибн Салюле, который переметнулся на сторону бану Кайнука, помогал им и даже ходатайствовал перед посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) за них, тогда как ‘Убада ибн ас-Самит отрёкся от них и отказался помогать. Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу».

 

А Всевышний завершил аят упоминанием о качестве верующих, то есть ‘Убады ибн ас-Самита и всех, кто избрал тот же путь, что и он: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и выплачивают закят, совершая поясные поклоны».

Таким образом. этот аят был ниспослал об ‘Убаде ибн ас-Самите.

 

7 Подобное может сказать кто угодно и о ком угодно. Ярые сторонники Му‘авийи могут утверждать, что речь о Му‘авийи, и приводить в качестве доказательства такой же ложный хадис об ‘Али, который приводят сторонники ‘Али. Сторонники ‘Усмана могут сказать, что этот аят — об ‘Усмане и придумать подобный хадис об ‘Усмане, и так далее.

 

8 Даже если допустить, что этот аят действительно был ниспослан об ‘Али, то он всё равно не является доказательством того, что ‘Али должен был стать первым халифом мусульман. Из аята можно сделать только один вывод: мы должны любить ‘Али и относиться к нему с почтением и лояльностью, что мы и делаем…

 

9 В аяте употреблено множественное число, а ‘Али один. Конечно, иногда встречается употребление множественного числа там, где подразумевается единственное, однако это всё же исключение, а не правило.

 

10 Сторонники упомянутого мнения утверждают, что аят: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и выплачивают закят, совершая поясные поклоны» посвящён исключительно ‘Али, а значит, правление предыдущих трёх халифов было незаконным. Мы же, во-первых, утверждаем, что этот аят ниспослан не об ‘Али, а во-вторых, если допустить, что аят объявляет недействительным правление Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, то придётся признать, что он объявляет незаконным и правление потомков ‘Али. То есть Аль-Хасан и аль-Хусайн, Зейну-ль-Абидин, Мухаммад аль-Бакыр, Джа‘фар и другие также не имели прав быть правителями мусульман.

 

11 Всевышний Аллах не говорил о Себе, что Он является правителем верующих. Он — Создатель всего сущего, Дарующий удел, Господь и Владыка. А если слово «вали» не означает «правитель», какой тогда смысл вложен в разбираемый нами аят? И о посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мы не говорим ничего подобного, потому что он не был простым правителем мусульман — его положении было много достойнее и выше.

 

Глава четвертая. Хадис о заместительстве.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), отправляясь в поход на Табук, не разрешил остаться в Медине никому из тех, кто был способен сражаться. В городе остались шесть категорий людей:

— те, кому сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел остаться;

— те, у кого была уважительная причина: болезнь, преклонный возраст, слепота, крайняя бедность и так далее;

— женщины;

— дети;

— верующие, которые уклонились от участия в походе, не имея уважительных причин и ослушавшись, таким образом, Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует);

— лицемеры.

‘Али относился к первой категории. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел ему остаться. Лицемеры не упустили возможность посплетничать и доставить огорчения верующим, и стали распускать слухи о том, что, мол, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оставляет ‘Али в Медине, потому что питает к нему неприязнь и не желает брать его с собой в поход. «Мухтасар тарих Ибн Асакира», (17/347).

 

Когда до ‘Али дошли эти слухи, он отправился к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда тот уже собирался покинуть город. В одной из версий этой истории даже упоминается, что при этом ‘Али плакал. Мухтасар тарих Ибн Асакира», (17/345).

Он сказал: «О посланник Аллаха! Ты оставляешь меня вместе с женщинами и детьми?!» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) успокоил его, сказав: «Разве ты не желаешь занимать при мне такое же место, какое занимал Харун при Мусе с той лишь разницей, что после меня не будет пророков?» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3706, и Муслим, № 2404.

 

Те, кто считали, что ‘Али должен был стать первым халифом мусульман после кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказали, что в этом хадисе содержится доказательство их утверждения, поскольку ‘Али был при посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как Харун при Мусе, а Харун был преемником (халифом) Мусы, которого он оставлял с их народом, когда отправлялся на встречу с Господом. Соответственно, ‘Али должен был стать халифом после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Однако этот хадис не может быть использован в качестве доказательства упомянутого мнения по нескольким причинам:

1 Харун не стал предводителем сынов Израиля после Мусы. Известно, что Харун скончался на год раньше Мусы. «Тарих ат-Табари», (1/304), Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (1/297).

2 Харун остался с людьми, среди которых были и воины, когда Муса отправился на встречу с Господом, а с Мусой к горе пошли несколько человек. Что же касается ‘Али, то когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выступил из города, в Медине не осталось воинов. Если не считать тех немногих, кто уклонился от участия в походе, не имея уважительных причин.

3 Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) успокоил ‘Али и сказал то, что сказал, потому что сам ‘Али пришёл к нему с жалобами, и если бы не это, он не стал бы говорить ему это. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил ‘Али, что он неправильно понял данное ему веление остаться в городе. Он как будто сказал ‘Али: я оставляю тебя в городе не потому, что питаю к тебе неприязнь и не желаю, чтобы ты сопровождал меня в этом походе. Разве ты не знаешь, что когда Муса отправился на встречу с Господом, он оставил Харуна со своим народом, однако это вовсе не означает, что Муса не любил Харуна или хотел принизить его таким образом. Точно так же если я отправлюсь в поход, а ты останешься в Медине, в этом нет ничего унизительного…

 

Таким образом, если бы на месте ‘Али был любой другой человек, и он пришёл бы к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и пожаловался ему, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал бы ему то же самое. Что же касается ‘Али, то он пожаловался посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), тогда как другие заместители не жаловались, только потому, что, отправляясь в другие походы, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не забирал с собой всех воинов. ‘Али остался фактически только с женщинами и детьми, что и дало лицемерам повод обсуждать его и смеяться над ним из-за того, что, мол, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) забирает с собой всех мужчин и оставляет его с женщинами, детьми и стариками… И он отправился к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы спросить, почему он забирает всех и только ему велит остаться в городе, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил ему, что он оставляет его заботиться о его семье подобно тому, как Муса оставил Харуна заботиться о своей семье.

 

4 Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оставил ‘Али в городе не в качестве правителя. Он лишь поручил ему позаботиться о членах его семьи во время его отсутствия. Многие авторы тафсиров, в том числе ат-Табари (Ибн Джарир ат-Табари, «Тарих аль-Умам», (2/368).) и Ибн Касир (Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (5/7).), писали, что управлять городом на время отсутствия посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было поручено Мухаммаду ибн Масляме, а вовсе не ‘Али ибн Абу Талибу.

 

5 Как может быть это действие посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) очевидным указанием на то, что ‘Али должен стать халифом мусульман после его кончины, если посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) только собрался покинуть город, как ‘Али последовал за ним со слезами на глазах, жалуясь и вопрошая, почему он оставляет его в городе?! Неужели мы поняли из этого действия посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) то, чего не понял сам ‘Али?! Если бы само по себе оставление ‘Али в городе могло рассматриваться не иначе как достоинство и указание на то, что он должен стать первым халифом мусульман, то сам ‘Али, вне всяких сомнений, понял бы это и не стал бы жаловаться.

 

6 Достоверно известно, что впоследствии посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оставлял в городе вместо себя других людей. Например, после похода на Табук, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправился в прощальный хадж, а перед этим он послал ‘Али в Йемен и не стал оставлять его в Медине…

 

Что же касается сравнения ‘Али с Харуном, то посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сравнивал Абу Бакра и ‘Умара с теми, кто был величественнее Харуна.

 

Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посоветовался со своими сподвижниками относительно тех, кто был взят в плен во время битвы при Бадре, Абу Бакр предложил помиловать их, а ‘Умар — казнить. Потом посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел к ним и сказал: «Абу Бакр, ты подобен Ибрахиму, который сказал:

“Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты — Прощающий, Милосердный”. Сура 14 «Авраам», аят 36.

 

И, поистине, ты, о Абу Бакр, подобен ‘Исе (мир ему), который сказал: “Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они — Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты — Могущественный, Мудрый”. Сура 5 «Трапеза», аят 118.

 

А ты, о ‘Умар, подобен Нуху (мир ему), сказавшему:

“Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя!”. Сура 71 «Ной», аят 26.

 

Ты, о ‘Умар, также подобен Мусе (мир ему), сказавшему: “Господь наш! Ты даровал Фараону и его знати в мирской жизни украшения и богатства. Господь наш! Они сбили других с Твоего пути. Господь наш! Уничтожь их богатство и ожесточи их сердца, чтобы они не могли уверовать, пока не увидят мучительные страдания” Сура 10 «Иона», аят 88». Этот хадис приводит имам Ахмад в «Муснад», (1/383). Шейх аль-Арнаут, подтвердел его слабость.

 

Таким образом, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сравнил Абу Бакра и ‘Умара с лучшими из посланников Господа после самого Мухаммада, тогда как ‘Али он сравнил с Харуном.

 

 

Глава пятая. Аят о родственниках.

 

Всевышний Аллах сказал: «Это — то, чем Аллах радует Своих рабов, которые уверовали и совершали праведные деяния. Скажи: “Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме любви ради близости”. Тому, кто приобретет добро, Мы увеличим его. Воистину, Аллах — Прощающий, Благодарный» Сура 42 «Совет», аят 23.

 

Сторонники утверждения о том, что ‘Али должен был стать первым халифом мусульман после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), говорят, что речь идёт о близких посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). В этом аяте он велит нам любить их. Некоторые из них даже утверждают, что существует согласное мнение мусульман о том, что в аяте речь идёт о членах семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Однако это мнение неправильное.

 

Аль-Бухари приводит следующий хадис. Са‘ид ибн аль-Джубайр передаёт, что Ибн ‘Аббаса спросили об этом аяте, и он (Са‘ид) сказал, что он означает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) попросил держать родственные связи. Аль-Антаки в своей книге «Почему выбрал я шиитский мазхаб?», стр. 84, использовал этот хадис, к сожалению, он прервал его в этом месте.

 

А Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Ты поспешил… Клянусь Аллахом, не было в племени Курайш такого рода, в котором пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не имел бы родственников, и он говорил: “Я не прошу у вас ничего, кроме того, чтобы вы поддерживали узы родства, существующие между нами”» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 4818.

 

Всевышний Аллах также сказал: «Скажи: “Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения и не обременяю себя измышлениями”» Сура 38 «Сад», аят 86.

 

Он также сказал: «Скажи: “То вознаграждение, которое я прошу от вас, предназначено для вас же”» Сура 34 «Сава», аят 47.

 

Всевышний также сказал: «Ты не просишь у них вознаграждения за это, ведь это — только Напоминание для миров» Сура 12 «Иосиф», аят 104.

 

Он также сказал: «Скажи: “Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения, кроме того, чтобы желающие встали на путь к своему Господу”» Сура 25 «Различение», аят 57.

 

В Коране одни аяты не противоречат друг другу, а, напротив, подтверждают друг друга.

Как сказал Всевышний Аллах: «Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» Сура 4 «Женщины», аят 82.

 

Невозможно, чтобы во всех этих аятах настойчиво повторялось, что ни Мухаммад, ни посланники Всевышнего до него, никогда не просили у людей никакой платы за свой призыв и благие наставления, а потом, чтобы в другом аяте говорилось, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всё же просил плату, и именно требовал, чтобы люди любили его близких.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не просил платы за свой призыв, так как же люди смеют утверждать, что он всё-таки просил плату, коей являлась любовь к его семье?!

Мы знаем, что никто из пророков не просил ничего у своих соплеменников за свой призыв, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не был исключением.

 

Нух (мир ему) говорил своему народу: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» Сура 26 «Поэты», аят 109.

 

Худ (мир ему) говорил своим соплеменникам: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» Сура 26 «Поэты», аят 127.

 

Салих (мир ему) говорил своим соплеменникам: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» Сура 26 «Поэты», аят 145.

 

Лют (мир ему) говорил своим соплеменникам: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» Сура 26 «Поэты», аят 164.

 

Шуайб (мир ему) говорил своим соплеменникам: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» Сура 26 «Поэты», аят 180.

 

Мухаммад (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) был лучшим из пророков, и если они не просили ничего за свой призыв, то он тем более не делал этого.

 

В действительности смысл аята таков: я не прошу у вас ничего за свой призыв. Но не забывайте, что я — ваш родственник, и относитесь ко мне, как к родственнику, и позвольте мне призывать людей к религии Аллаха. Известно, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) просил своих соплеменников оставить его в покое и позволить ему вести свой призыв, и если он победит, они только выиграют от этой победы будучи его соплеменниками и родственниками. А если его убьют, они не будут иметь никакого отношения к его смерти.

И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не просил ничего для своих близких, в том числе и любви, и почёта, и особого отношения. В аяте употреблено слово «близость», а не «близкие».

 

Например, в аяте о пятой части военной добычи (хумс) и её распределении сказано: «Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, посланнику, близким родственникам посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре. Воистину, Аллах может всё» Сура 8 «Трофеи», аят 41.

 

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Во всех аятах, в которых говорится о правах близких посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и родственников вообще, употребляется слово “близкие”, но не “близость”»

Источник: Ибн Таймийя, «Минхадж ас-Сунна», (7/101).

 

Да и не пристало посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) требовать от людей, чтобы они любили его родственников, потому что это свойственно тем, кто стремится к мирским благам, и это необоснованное обвинение посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в привязанности к миру этому.

 

Как бы там ни было, этот аят — мекканский, то есть он был ниспослан в то время, когда ‘Али ещё не женился на Фатыме и, соответственно, аль-Хасана и аль-Хусайна тоже ещё не было…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: