Кому он нужен, этот Гегель?




Отрывки из главы, опущенной автором из опасения «растекания» темы.

МОСКВА ИЮЛЬ 2001 КОЛОМЕНСКОЕ
уединенные тропинки парка
    ЮБИЛЕЙНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА ПЛАНЕТЫ   Посвящается 200-летию философской диссертации Гегеля.     Тема: Философское наследие Гегеля и современность.

 

 

Я жизнь свою науке посвятил,

Служил познанью, не жалея сил,

Возвел самопознанье на престол я,

На божество успешно штурм повел я,

Но мне стать жертвою невежд пришлось, -

Меня истолковали вкривь и вкось.

Энгельс.

 

 


Председатель: Фридрих Энгельс.

Ассистирует Ваш покорный слуга. (Им и записаны некоторые мысли из выступлений участников. - К сожалению, господа, не всегда удавалось записать имена выступавших.)

- Позитивист. - Кому он нужен, этот Гегель?

 

- Бертран Рассел, - «Почти все учение Гегеля ложно» [28, 747], а сущность у него есть «безнадежно сбивающее с толку понятие» [29, 26].

 

- Диалектический материалист. Невольно вспоминаются слова египетских жрецов Солону, - о Солон, Солон, вы Греки, как дети, вы ничего не знаете о седых знаниях прошлого, - мы ничего не знаем о Гегеле.

На основе гегелевского учения о сущности написано материалистическое понимание истории, - вершина социологической мысли второго тысячелетия. Другое дело, что оно искажено идеологическим прагматизмом и по достоинству не оценено, - ему, несомненно, придет черед.

 

- Ленин. «Нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса…» [11, 162].

 

- Энгельс. Не оценена классификация наук Гегеля, а она-то как раз и базируется на учении о сущности. У Гегеля «синтез наук о природе и их рациональная группировка представляет собой большее дело, чем все материалистические глупости, вместе взятые» [6, 520].

Эта классификация дает, наконец, выход на

Структуру природы,

 

без которой никогда не создать стройной системы научного знания.

 

- Ассистент, - структура природы, - это что-то вроде формулы любви?

- Кто-то из Греков. Это от нас пошло, - идея взаимосвязи структуры природы и структуры знания.

Мы так думали, - по мере развития философии объектом ее изучения сделается шаг за шагом все наиболее ценное в природе, в перспективе - весь мир. Но и философию, вместе с тем, ожидают большие перемены. Это в наше время философ занимался и звездами, и земледелием и Богами. По мере роста накапливаемого знания все труднее удержать его одному человеку, и знание будет дифференцироваться по конкретным объектам исследования.

От философии начнут отпочковываться в качестве самостоятельных науки, ориентированные на изучение конкретных сфер действительности.

Но что в этом процессе более существенно, так это то, что будут дифференцироваться по конкретным наукам и сами объекты действительности. Каждая наука сосредотачивается ведь на изучении объектов родственных, отличающихся от других, выделяющихся своей самобытностью.

Но в то же время природа есть единое целое, где все взаимосвязано, - происходит друг от друга, друг на друга влияет, распадается одно на другое и появляется из него, и что ведь получается? - взаимосвязь объектов природы как раз и есть взаимосвязь наук, эти объекты изучающих.

Мы думали, что вместе с дифференциацией наук перед философией шаг за шагом будет все острее вставать проблема их синтеза, сведения в единую систему, и вот тогда, сквозь призму этой естественнойклассификации наук, увидим мы может быть, наконец,

структуру природы.

Исследователь Гегеля. – Нет переводов Гегеля. Нет ни на русском, ни на английском. Гегеля надо переводить с идеалистического на материалистический, и в этом смысле нет переводов Гегеля и на своем родном немецком языке.

Язык Гегеля перешел в разряд мертвых языков, он и для специалистов непонятен. Особенно «Логика», «Энциклопедия». Сознание за эти два века впитало материализм до такой степени, что мировоззрение, где природа – всего лишь отблеск некой идеи, существующей до природы, и развивающейся по своим законам просто не находит у современника аналогий.

 

- Энгельс. «…у Гегеля сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве» [27, 283].

 

Наблюдается парадокс, обращаясь к Гегелю, Читатель попадает в театр абсурда. Создается даже впечатление, что рекомендовать эти вещи неподготовленному читателю скорее приносит вред, отталкивает от Гегеля. Изучающий Гегеля должен смирится, что уйдут годы на изучение самого мировоззрения объективного идеализма, прежде чем начнет проясняться смысл гегелевских конструкций. Посмотрите, какие столпы науки проходят мимо гегелевского наследия?

Рассел, уже отмечали, отметает учение о сущности, если не все наследие Гегеля вообще.

Больцман связывает эволюционную теорию с Дарвиным.

- Климонтович, Ю. «Больцман назвал XIX столетие веком Дарвина. Он полагал тем самым, что теория эволюции Дарвина, основанная на принципе естественного отбора, является наиболее значительным открытием прошлого века [50, 109].

 

Не умаляя заслуг Дарвина, сдается все-таки, что говорить об эволюционной теории забывая о Гегеле несправедливо. Эволюционная теория есть применение к живым организмам гегелевского учения о развитии.

 

- Энгельс. “Великая заслуга (Гегеля, - Л.Ф.) …состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития....задача мышления свелась тетерь к тому, чтобы проследить последовательные ступени этого процесса (выделено мной, - Л.Ф.) среди всех его блужданий и доказать внутреннюю его закономерность среди всех кажущихся случайностей”[26, 19].

 

Идеями развития после Гегеля был буквально пропитан воздух столетия.

- Бертран Рассел. «В конце XIX века ведущие академические философы как в Америке, так и в Великобритании были в большинстве своем гегельянцами» [28, 747].

Дарвин дышал тем же воздухом.

 

- Ленин. Идея универсального движения и изменения (1813, Логика) угадана до ее применения к жизни и к обществу. К обществу провозглашена раньше (1847), чем доказана в применении к человеку (1859) [1] [11, 127].

На Гегеля была мода!

Дворкоролевский, и тот сделал философию Гегеля своей официальной философией, - когда еще такое было в истории?

«В «Происхождении видов», - пишет К. Вилли [2], - Дарвин перечислил два десятка мыслителей, серьезно рассматривавших теорию эволюции; к их числу относился его собственный дед, Эразм Дарвин (1731-1802), и французский ученый Ламарк (1744-1829)» [30, 626].

Сейчас, на рубеже III тысячелетия, идея эволюционизма центральная в науке, - даже и Ватикан признал! О Гегеле не вспоминают, - идея оторвалась от своего творца. На празднике эволюционизма автора вы не встретите среди приглашенных.

 

- Энгельс. «…то, что некоторый всеобщий закон развития природы, общества и мышления впервые был высказан в его общезначимой форме, - это всегда остается подвигом всемирно-исторического значения» [6, 49].

 

Вернемся к ньютоновскому «притяжению», - это же надо, дотащили до третьего тысячелетия!

Это нормальное положение, когда теория вступает в жизнь с «шероховатостями», спорными положениями, не до конца исследованными областями, она дает толчок их исследованию, а тем и себя «доводит до блеска». Но если десятилетия (и столетия!) не даются ответы на самые острые вопросы, то все больше и больше заявляет о себе мысль, что дело здесь не в точности расчетов, не в чистоте экспериментов и не в их количестве, - дело в методологической ошибке.

В той самой физической форме, о которой молодой Гегель ставил вопрос в своей философской диссертации, - «…та физическая форма, в которую он (Ньютон – Л.Ф.) облек свои математические рассуждения, должна быть отделена от них, и философии надлежит решить вопрос об истинном в ней» [2, 252].

 

- Кто-то из средневековья. Позволительно будет напомнить господам философам о неписаном «предчувствии», - что делать, и мы не лишены суеверий, - сроки, отпущенные на ликвидацию «белых пятен» не беспредельны. В добрые старые времена считали, что 200 лет - это предел, когда есть смысл теорию до рабатывать, после – только пере рабатывать, т. е. разбираться с физической формой.

- 300 лет – это уже беспредел.

Можно бы, пожалуй, и прислушаться к философу.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: