ИССЛЕДОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ В ТУРИЗМЕ




 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины - овладение знаниями в области информационного обеспечения туристского маркетинга.

Задачи дисциплины - научить студентов:

– владеть культурой организационно-управленческой деятельности в сфере туризма.

– использовать в своей профессиональной деятельности инструментарий маркетинговых исследований для достижения маркетинговых целей;

– оценивать значимость проведенных исследований для развития рыночных возможностей туристской организации.

 


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Исследования и информация в туризме» студент должен:

· знать:

– общие положения и цели исследования рынка и рыночных процессов

– этапы и методы маркетинговых исследований.

– информационные возможности рекламы в туризме

· уметь:

– провести конъюнктурный анализ рынка

– собрать необходимую маркетинговую информацию

· получить навыки:

– по проведению исследований туристского рынка

– удовлетворения социально-культурных потребностей людей

– проведения маркетинговых исследований

 

ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов, включая курс. работу (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение. Маркетинг как целенаправленный сбор и анализ информации, как элемент культуры организации.   -   -    
2. Маркетинговая информация.   -   -    
3. Сущность, содержание и методические основы маркетинговых исследований.   -   -    
4. Этапы и методы маркетинговых исследований.   -   -    
5. Конъюнктурный анализ рынка.   -   -    
6. Маркетинговые исследования туристского рынка.   -   -    
7. Маркетинговые исследования туристского продукта.   -   -    
8. Маркетинговые исследования конкурентов на туристском рынке.   -   -    
9. Маркетинговые исследования потребителей туристских услуг.   -   -    
10. Информационные возможности рекламы в туризме.   -   -    
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры:   - -  
  Для заочной формы обучения
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры:   - -  

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Введение

Общие положения и цели исследования информации в туристской деятельности. Предмет и задачи исследования информации.

 

Тема 1. Сбор и анализ информации, как важнейший элемент управления туристской организацией.

Сущность информационного обеспечения деятельности организации. Информационная система туристской организации. Сущность и функции информационной деятельности в сфере туризма. Элементы информационного обеспечения туризма. Способы получения информации о деятельности организации. Значение информации для достижения целей в туризме.

Практическое занятие:

Анализ информационной системы туристской организации.

 

Тема 2. Сущность информации и её характеристика. Методы сбора информации.

Сущность и характеристика информации. Понятие и признаки информационных систем. Внутренняя информация туристского предприятия. Внешняя информация туристского предприятия. Методы сбора информации. Особенности сбора, обработки и использования внутренней и внешней информации. Необходимость изучения макросреды туристского предприятия. Информация и ее воздействие на стратегию развития организации.

Практическое занятие:

Обработка внутренней и внешней информации туристского предприятия.

 

Тема 3. Сущность, содержание и методологические основы проведения исследований.

Цели, задачи и основные понятия исследования информации. Система анализа информации. Основные направления исследований в туризме. Методические основы исследований для определения рыночных возможностей туристского предприятия.

Практическое занятие:

Анализ рыночных возможностей туристского предприятия.

 

Тема 4. Этапы и методы проведения исследований

Общая характеристика последовательности проведения исследований информации. Разработка концепции исследований. Определение типа требуемой информации и источников ее получения в конкретном исследовании. Методы проведения исследований. Обобщение результатов, формирование рекомендаций и прогнозирование их эффективности в деятельности туристских организаций. Методы оценки результатов исследований. Принятие управленческих решений по результатам проведенных исследований.

Практическое занятие:

Разработка методов оценки результатов исследований.

 

Тема 5. Особенности исследования туристского рынка

Сущность и структура туристского рынка. Классификация туристских рынков. Качественная структура туристского рынка. Направления исследования рынка туризма страны. Этапы исследования конъюнктуры туристского рынка. Определение емкости рынка и оценка конкурентоспособности туристского предприятия. Сегментация туристского рынка. Выбор и изучение зарубежных туристских рынков.

Практическое занятие:

Исследование конъюнктуры туристского рынка Санкт-Петербурга.

 

Тема 6. Исследования туристского продукта

«Туристский продукт» как понятие. Уровни туристского продукта. Позиционирование туристского продукта. «Жизненный цикл» туристского продукта. Определение направлений совершенствования туристского продукта и факторов успеха нового товара. Оценка конкурентоспособности туристского продукта.


Практическое занятие:

Анализ конкурентоспособности туристского продукта.

 

Тема 7. Исследования конкурентов и потребителей туристских услуг

Конкурентная среда туристского предприятия. Виды конкуренции. Элементы анализа конкурентов. Выявление приоритетных конкурентов: способы, необходимая информация. Конкурентная карта туристского рынка. Значение проводимых исследований в завоевании преимуществ в конкурентной борьбе.

Основные факторы, формирование оценки поведения потребителей туристских услуг. Направления изучения потребителей. Теории мотивации и их значение для исследования потребителей туристских услуг. Изучение поведения потребителей в процессе приобретения и после покупки туристских услуг. Значение изучения потребителей туристского продукта в комплексной программе проводимых исследований.

Практическое занятие:

Проведение исследования потребителей туристского продукта.

 

Тема 8. Информационная база исследования информации в туризме

Сущность и совокупность элементов информационной системы туристской организации. Оценка потребности организации в информационном обеспечении. Порядок получения и обработки информации о результатах деятельности организации и потребностей потребителей. Современные информационные технологии сбора, обработки, анализа и хранения информации необходимые для совершенствования деятельности туристских организаций.

Практическое занятие:

Разработка информационной системы туристской организации.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов включает в себя:

– самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

– повторение и углубленное изучение лекционного материала;

– решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;

– выполнение курсовой работы;

– подготовку к экзамену.

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Курсовая работа состоит из двух разделов. В первом рассматриваются теоретические основы и методология маркетинговых исследований в туризме. Во втором – разрабатывается программа маркетинговых исследований по одному из направлений. Выполнение курсовой работы позволяет расширить и закрепить полученные знания по основным разделам дисциплины.

1. Маркетинговые исследования туристского рынка.

2. Маркетинговые исследования туристского продукта.

3. Маркетинговые исследования конкурентной среды в туризме.

4. Маркетинговые исследования потребительской среды в туризме.

 

ФОРМЫИ ВИДЫКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

– опрос на практических занятиях;

– выполнение контрольных заданий и задач;

– защита курсовой работы;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Цели исследования рынка и рыночных процессов.

2. Предмет и задачи маркетингового исследования.

3. Информационное обеспечение маркетинга.

4. Виды маркетинговых исследований.

5. Службы маркетингового исследования. Организационная структура

6. Маркетинговая деятельность в сфере туризма. Сущность и функции

7. Маркетинг услуг и информация, как составляющие информационного обеспечения туризма.

8. Информация о рынке. Способы получения

9. Значение информации для достижения целей туризма.

10. Маркетинговая информация. Сущность и организация

11. Маркетинговая информация Понятие и признаки

12. Маркетинговая информационная система.

13. Классификация, маркетинговой информации.

14. Принципы формирования и использования маркетинговой информации.

15. Внутренняя маркетинговая информация туристского предприятия.

16. Внешняя маркетинговая информация туристского предприятия.

17. Особенности сбора, обработки и использования внутренней и внешней информации.

18. Необходимость изучения макросреды туристского предприятия.

19. Система анализа маркетинговой информации и ее воздействие на маркетинговую стратегию.

20. Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований.

21. Основные направления маркетинговых исследований в туризме.

22. Методические основы маркетинговых исследований для определения рыночных возможностей туристского предприятия.

23. Последовательность проведения маркетинговых исследований.

24. Разработка концепции исследований.

25. Определение типа требуемой информации и источников ее получения в конкретном исследовании.

26. Методы проведения маркетинговых исследований.

27. Особенности сбора, разработки и использования внешней информации.

28. Особенности сбора, разработки и использования внутренней информации.

29. Обобщение результатов, исследований формирование рекомендаций и прогнозирование их эффективности

30. Понятие рыночной конъюнктуры.

31. Анализ рыночной конъюнктуры. Цели и методы

32. Характеристики и факторы конъюнктурного анализа

33. Сущность и структура туристского рынка.

34. Классификация туристских рынков.

35. Качественная структура туристского рынка.

36. Направления исследования рынка туризма страны.

37. Этапы исследования конъюнктуры туристского рынка.

38. Определение емкости рынка и оценка конкурентоспособности туристского предприятия.

39. Методика исследования цикличности и сезонности туристского рынка.

40. Сегментация туристского рынка.

41. Понятие «Туристский продукт»

42. Уровни туристского продукта.

43. Позиционирование туристского продукта.

44. «Жизненный цикл» туристского продукта.

45. Определение направлений совершенствования туристского продукта.

46. Оценка конкурентоспособности туристского продукта.

47. Конкурентная среда туристского предприятия.

48. Виды конкуренции.

49. Элементы анализа конкурентов.

50. Выявление приоритетных конкурентов: способы, необходимая информация.

51. Конкурентная карта туристского рынка.

52. Значение маркетинговых исследований в завоевании преимуществ в конкурентной борьбе.

53. Основные факторы, формирование оценки поведения потребителей туристских услуг.

54. Направления изучения потребителей туристского продукта.

55. Значение теории мотивации для исследования потребителей туристских услуг.

56. Изучение поведения потребителей в процессе и после покупки услуги.

57. Значение изучения потребителей туристского продукта в комплексной программе маркетинговых исследований.

58. Виды и особенности информационных документов в туризме

59. Туристская реклама как средство распространения информации

60. Основные положения международного кодекса по практике маркетинговых и социальных исследований.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Белявский, И. К. Маркетинговые исследования. Информация, анализ, прогноз: учеб. пособие / И. К. Белявский. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: учеб. пособие / Е. А. Джанджугазова. – М.: Академия, 2003.

Дополнительная:

1. Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин. – СПб.: Питер, 2004.

2. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник / И. Л. Акулич. – М.: Высшая школа, 2004.

3. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования в туризме: учеб. пособие / А. П. Дурович. – М.: Новое знание, 2002.

4. Филиппова, И. Г. Исследования и информация в туризме: метод. указ. по выполнению курсовой работы / И. Г. Филиппова, И. С. Федоренко. - СПб.: СПбГАСЭ, 2004.

5. Черчилль, Г. А. Маркетинговые исследования / Г. А. Черчилль. – СПб.: Питер, 2003.

6. Янкевич, В. С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный опыт / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова. – М.: Финансы и статистика, 2005.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы, видео и аудиоматериалы.

 

Составитель: к.и.н., доц. кафедры «Экономика туризма» И.Г.Филиппова.

Рецензент: к.э.н., проф. кафедры «Экономика туризма» Е.И. Богданов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: