Программа производственной практики профессионального модуля
ПМ 02
«Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации».
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Базовый образовательный уровень
2018 г
Рабочая программа производственной практики разработана на основе на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), приказ от 28 июля 2014г. №832 и Профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2014 г. N 1061н).
Организация-разработчик: ГБПОУ НСО «НТЭК»
Разработчик: Барабанова Л.Е.., преподаватель первой категории
Рекомендовано Научно-методическим советом ГБПОУ НСО »НТЭК», протокол № 1 от 08.09.2018
Паспорт программы производственной практики профессионального модуля
Область применения рабочей программы
Программа производственной практики является частью ОПОП по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения основных видов профессиональной деятельности ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»
Цели и задачи производственной практики – требования к результатам освоения профессионального модуля
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, профессиональные компетенции:
иметь практический опыт:
1. ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;
уметь:
- рассчитывать заработную плату сотрудников;
- определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
- определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
- определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
- проводить учет нераспределенной прибыли;
- проводить учет собственного капитала;
- проводить учет уставного капитала;
- проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
- проводить учет кредитов и займов;
- определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
- руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
- пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
- давать характеристику имущества организации;
- готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
- составлять инвентаризационные описи;
- проводить физический подсчет имущества;
- составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
- выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
- выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
- выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
- формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
- формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
- составлять акт по результатам инвентаризации;
- проводить выверку финансовых обязательств;
- участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
- проводить инвентаризацию расчетов;
- определять реальное состояние расчетов;
- выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
- проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
- устанавливать и настраивать программные продукты фирмы «1С»; работать с основными компонентами программы и получать печатные формы необходимых документов в программе «1С:Предприятие –журналах операций, журналах проводок, справочниках программы.
знать:
- учет труда и заработной платы:
- учет труда и его оплаты;
- учет удержаний из заработной платы работников;
- учет финансовых результатов и использования прибыли:
- учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;
- учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;
- учет нераспределенной прибыли;
- учет собственного капитала:
- учет уставного капитала;
- учет резервного капитала и целевого финансирования;
- учет кредитов и займов;
- нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
- основные понятия инвентаризации имущества;
- характеристику имущества организации;
- цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
- задачи и состав инвентаризационной комиссии;
- процесс подготовки к инвентаризации;
- порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;
- перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
- приемы физического подсчета имущества;
- порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
- порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
- порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
- порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
- порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
- формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
- формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
- процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
- порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
- порядок инвентаризации расчетов;
- технологию определения реального состояния расчетов;
- порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
- порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
Трудовые действия:
¾ Составление (оформление) первичных учетных документов;
¾ Прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;
¾ Выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы;
¾ Проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов;
¾ Систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой;
¾ Составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов;
¾ Подготовка первичных учетных документов для передачи в архив;
¾ Изготовление копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Необходимые умения
¾ Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы;
¾ Владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов;
¾ Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;
¾ Обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив4
Необходимые знания
¾ Основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете (в том числе нормативные правовые акты о документах и документообороте), об архивном деле, Общероссийский классификатор управленческой документации (в части, касающейся выполнения трудовых действий);
¾ Практика применения законодательства Российской Федерации по вопросам денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
¾ Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, а также по вопросам оплаты труда;
¾ Основы информатики и вычислительной техники.
¾
Общие компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики:
ПК 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения;
ПК 2.3 Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета;
ПК 2.4 Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации;
ПК2.5Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК11*Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
ПК12*Владеть методами калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составлять отчетные калькуляции, производить расчеты заработной платы, пособий и иных выплат работникам экономического субъекта
ПК 13* Обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта.
1.3 Количество часов:
36 час.
Итоговая аттестация по практике – дифференцированный зачет
Форма контроля и оценки – зачет по разделам практики
2 Тематический план и содержание производственной практики.
Таблица 1.
№ п/п | Индекс модуля, МДК | Виды работ | Содержание работ | Кол-во часов | Коды компетенций | Формы и методы контроля | ФИО руководителя практики | |
ОК | ПК | |||||||
МДК 02.01 | Тема 1.1. Учет труда и заработной платы | Участие в работе бухгалтерии по начислению заработной платы работникам в зависимости от вида заработной платы и формы оплаты труда, отражение в учете соответствующих опе- раций: – ознакомление с положением по оплате труда, применяемом в данной организации; – изучение первичных документов по начислению оплаты труда различным категориям работников; – изучение учетных регистров по аналитическому и синтетическому учету оплаты труда. | ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 6. . | ПК 2.1, ПК11*, ПК12* | Собеседование, Экспертная оценка отчета производственной практики | |||
Итого: | ||||||||
МДК 02.01 | Тема 1.2. Учет финансовых результатов | Участие в работе бухгалтерии по отражению в учете финансовых результатов деятельности организации в зависимости от вида деятельности: – ознакомление с особенностями формирования финансовых результатов деятельности организации; – изучение первичных документов по формированию финансовых результатов деятельности сельскохозяйственной организации; – изучение учетных регистров по аналитическому и синтетическому учету финансовых результатов. | ОК 5. ОК 6. ОК 7. | ПК2.1,ПК2.2., ПК 11*, ПК12* | Собеседование, Экспертная оценка отчета производственной практики | |||
Итого: | ||||||||
МДК 02.01 | : Тема 1.3. Учет собственного капитала | Участие в работе бухгалтерии по отражению в учете собственного капитала организации в зависимости от элементов собственного капитала действующей организации: – ознакомление с нормативными документами по формированию собственного капитала в данной организации; – ознакомление с видами собственного капитала в данной организации; – изучение первичных документов по формированию собственного капитала; – изучение учетных регистров по отражению в учете собственного капитала организации в зависимости от элементов собственного капитала действующей организации. | ОК 2. ОК 6. ОК 7 | ПК 2.1, ПК2.2 ПК11*,ПК12* | Описание, оценка практической деятельности | . | ||
Тема 1.4. Учет кредитов и займов | Участие в работе бухгалтерии по отражению в учете получения, использования и возврата кредита (займа), привлеченного организацией под соответствующие нужды: – ознакомление с кредитными договорами на получение кредитов и договорами на получение займов, заключенными в данной организации; – ознакомление с видами кредитов и займов, имеющихся в данной сельскохозяйственной организации; – изучение учетных регистров по отражению в учете получения, использования и возврата кредита (займа), привлеченного организацией под соответствующие нужды. | ПК2.1, ПК12* | Собеседование, Экспертная оценка отчета производственной практики | |||||
Итого: | ||||||||
МДК | Тема 1 Нормативно-правовая основа проведения инвентаризации имущества и обязательств организации | Изучение в программе «Консультант плюс» нормативно-правовой характеристики. Раскрыть цели, виды и периодичность проведения инвентаризации на объекте практики. Указать нормативные документами, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества; | ОК 3. ОК 1. ОК 9. | ПК 2.3,2.4, ПК13* | Описание, оценка практической деятельности Собеседование, Экспертная оценка отчета производственной практики | . | ||
Итого: | ||||||||
МДК 02.02 | Тема 2 Раскрыть цели и периодичность проведения инвентаризации имущества; | Участие в работе комиссии по инвентаризации имущества и обязательств организации: - ознакомление с учетной политикой организации в части проведения инвентаризации иму- щества и обязательств; - формирование пакета нормативных документов для проведения инвентаризации по видам имущества и обязательств. | ОК 1. ОК 3. ОК 5. | ПК 2.3, 2.4, 2.5, ПК13* | Собеседование, Экспертная оценка отчета производственной практики | |||
Итого: | ||||||||
МДК 02.02. | Тема 3 Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств организации | Участие в инвентаризации имущества и обязательств организации с использованием различных способов и приемов. Формирование комплекта документов по инвентаризации имущества и обязательств организации в зависимости от инвентаризуемых объектов. Приложить к отчету: перечень инвентаризируемых объектов в организации, инвентаризационные описи по инвентаризации имущества. | ОК 1. ОК 3. ОК 5. ОК 9. | ПК 2.2, ПК2.3,ПК2.4,ПК2.5 ПК13* | Собеседование, Экспертная оценка отчета производственной практики | |||
Итого: | ||||||||
Итого: | ||||||||
МДК 02.02 | Тема 4 Проверка действительного соответствия фактического наличия имущества организации данным учета (по видам имущества и обязательств). | Участие в проверке действительного соответствия фактического наличия имущества организации данным учета (по видам имущества и обязательств). - Составление бухгалтерских записей по отражению в учете выявленных излишков, недостач и порчи имущества; Ознакомление с приказами о зачислении излишков, о списании и взыскании недостач. | ПК2.3,2.4, 2.5, ПК13* | Собеседование, Экспертная оценка отчета производственной практики | ||||
Всего: |