Не-о-бык-но-вен-на-я весна




Лосёнок

Г. Цыферов

В лесу было тихо, и только лосёнок сме-ял-ся.

- Тише ты, - ска-зал ему медведь. – Сейчас слу-чит-ся чудо.

- Какое чудо? – у-ди-вил-ся лосёнок.

А медведь показал ему на дерево. Весь день лосёнок смот-рел, а ве-че-ром вдруг увидел. На сером дереве – зе-лё-ный лист. Первый лист. И понял он тогда, почему в лесу тихо. Все ждут рож-де-ния первого листа. Это и есть чудо леса… (58)

1. Êàêîå ÷óäî óâèäåë â ëåñó ëîñ¸íîê?

2. Кто рассказал лосёнку о том, что должно случится чудо?

3. Почему в лесу было тихо?

4. О каком времени года идёт речь? Докажите.

5. Можно ли назвать лосёнка терпеливым и любознательным? Почему?

Äîãàäàéñÿ

Âåñíîé âû-ðàñ-òà-þò,

À î-ñå-íüþ î-ïà-äà-þò.

 

Читай правильно Читай целым словом

о-бык-но-вен-на-я весна

не-о-бык-но-ве-на-я песни

мни по-мни по-мнил ножки

рас-пус-ти-лись се все всех

за-цве-ли ве цве цвели

зе-ле-не-ла за-зе-ле-не-ла сойти

сна-ча-ла сразу

снег сне-жок под-снеж-ни-ки птицы

о-ду-ван-чи-ки травка

рас-ка-чи-ва-лись крыль-цо крыльцо

Не-о-бык-но-вен-на-я весна

По С. Козлову

Это была самая чу-дес-ная весна из всех, ко-то-рые по-мнил Ёжик.

Ра-спус-ти-лись деревья, за-зе-ле-не-ла травка, и тысячи птиц запели в лесу.

Всё цвело.

Сна-ча-ла цвели голубые под-снеж-ни-ки. И пока они цвели, Ёжику ка-за-лось, будто вокруг его дома – мо-ре, и что стоит ему сойти с крыльца – и он сразу утонет. И по-э-то-му он целую неделю сидел на крыльце, пил чай и пел песни.

Потом за-цве-ли о-ду-ван-чи-ки. Они рас-ка-чи-ва-лись на своих то-нень-ких ножках и были такие жёлтые, что Ёжик подумал, что он о-чу-тил-ся в жёлтой-прежёлтой Африке. (86)

«Ведь если это Африка, я обязательно увижу Льва!»

Рис.3. Испуганный Ёжик вбегает в свой домик. Вокруг домика цветут одуванчики. Распустились кусты. Молодая поросль возле пня похожа на гриву льва и хвост.
И тут же юркнул в дом, потому что прямо против крыльца сидел Лев. У него была зелёная грива и тоненький зелёный хвост.(116)

               
   
Рис. 2. Домик Ёжика в лесу. На крыльце Ёжик пьёт чай. У крыльца цветущая поляна подснежников.
 
 
Рис. 1 Лес ранней весной, зелёная трава, птицы на ветвях деревьев. Солнце.
 
Рис. 2 Вокруг домика цветут голубые подснежники. Ёжик сидит на крыльце за чайным столом и пьёт чай.
 
 
   

 

 


1. Почему весна казалась Ёжику чудесной?

2. На что были похожи цветущие подснежники? Почему Ёжик не спускался с крыльца целую неделю? Чем он занимался? Какое у нег было настроение?

3. Какие цветы сделали землю, похожей на жёлтые пески Африки? Почему Ёжик спрятался в доме? Кого он испугался? Прочитайте. Что же это было на самом деле, как вы думаете? Кто же напугал Ёжика?

4. Что мог бы представить Ёжик, если бы увидел цветущие белым цветом вишни и яблони? Какое бы у него было при этом настроение? Нарисуйте эту картинку.

5. Найдите в тексте подписи к картинкам. Расскажите сказку по картинкам.

 

Читай правильно Читай целым словом

сме смеш-но смеш-ной рас-тёт растёт

сто стол столб стол-бом столбом

мча мчал мчался шофёр

про-мчал-ся темно

сте сте-бель сте-бе-лёк кре крес крес-ло

кры от-кры-вать

за-крывать

 
 
стре-ко-за мо-ты-лёк че-хар-да

 

 


Вот я вижу

Овсей Дриз

Рис. В саду – кусты. В них возятся воробьи. Около дома сидит пёс и с удивлением смотрит в сторону воробьёв. У него забавный вид.
Вот я вижу: куст растёт в саду,

Воробьи играют в че-хар-ду.

Вижу пса смеш-но-го своего,

А теперь не вижу ничего!

 

Вот я вижу: пыль стоит столбом,

Грузовик про-мчал-ся за углом.

Вижу, как шофёр ведёт его,

И опять не вижу ничего.

 
 
Рис. Под окном цветок, на на нём – бабочка. Шмель влетает вокно.


Вот я вижу: лёгкий мотылёк

Раскачал высокий сте-бе-лёк.

Вижу я, как шмель влетел в окно,

И опять вокруг меня темно.

 
 
Рис. Отец и сын выбивают около пруда кресло. Над прудом порхает стрекоза.


Снова вижу: вы-би-ва-ют кресло,

Вижу, как порхает стре-ко-за.

До чего же это ин-те-рес-но –

От-кры-вать и за-кры-вать глаза. (74)

1. Что интересно мальчику? Почему?

2. Можно ли назвать мальчика наблюдательным? Что он видит вокруг?

3. Рассмотрите картинки. Что на них нарисовано? Прочитайте строчки стихотворения, которые можно отнести к рисункам. К какому четверостишию нет картинки? Какую картинку нужно нарисовать? Опишите.

4. Попробуйте и вы закрыть глаза, а потом увидеть вокруг что-нибудь интересное, удивительное. Расскажите об этом товарищам.

Догадайся

Ночью два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

 

Читай правильно Читай целым словом

вна-ча-ле сна-ча-ла ска-зал сказал

сме сме-я-лась шарик

за-сме-я-лась ножка

хла хлад про-хлад-но про-пел пропел

све-тит све-тить свет-ло шеп-нул шепнул

вз взро взрос-лы-е тем-но темно

ма-лень-кий боль-шой ни-кто никто

êó-ðÿò-íèê ñîë-íûø-êî öûï-ë¸-íîê
объ-яс-ни-ть

Удивление первое

Г. Цыферов

Чему у-ди-вил-ся цып-лё-нок вна-ча-ле? Ну, конечно, сол-ныш-ку. Он взгля-нул на него и сказал:

- А это что? Если это шарик, то где же ниточка? А если это цветок, то где его ножка?

- Глупый, - за-сме-я-лась мама-курица. – Это же солнышко.

- Солнышко, солнышко! – пропел цыплёнок. – Надо за-пом-нить.

Потом он увидел ещё одно солнышко, в ма-лень-кой ка-пель-ке.

- Ма-лень-кое солнышко, - шепнул он в жёлтое ушко, - хочешь, я отнесу тебя в наш ма-лень-кий дом, в ку-рят-ник? Там темно и про-хлад-но.

Но солнышко не за-хо-те-ло све-тить. Опять вынес цыплёнок солнышко на улицу и топнул лапой:

- Глупое солнышко! Где светло – светит, а где темно – светить не хочет. Почему?

Рис. 3. Цыплёнок занёс листочек с капелькой в курятник. Солнышко исчезло.
Рис. 2. Цыплёнок удивлённо смотрит на отражение солнышка в капельке влаги на листочке.
Рис. 1. Маленький цыплёнок смотрит на солнышко и показывает маме-курице на шарик и одуванчик.
Но никто, даже самые боль-шие и взрос-лые, не могли объ-яс-нить ему это. 106

 

1. Почему цыплёнок впервые увидел солнышко? С чем цыплёнок сравнил солнышко? Прочитайте.

2. Где он нашёл маленькое солнышко? Зачем он отнёс его в курятник? Прочитайте, как цыплёнок разговаривал с солнышком.

3. Что рассердило цыплёнка? Прочитайте.

4. Как вы думаете, почему маленькое солнышко светило только на улице, а в курятнике гасло?

5. Найдите в тексте подписи к картинкам.

6. Удавалось ли вам увидеть на улице что-нибудь чудесное?

За столом мальчик, который учит уроки. Перед ним банка с водой и камушками. В банке плавает осьминожек. Он жёлтого цвета.

 

 


Читай правильно Читай целым словом

ось-ми-но-жек банка

ста ста-но-вит-ся поймал

при при-та-ил-ся серый

маска мас-ки-ру-ет-ся жёлтый

злил злил-ся белый

ра-зо-злил ра-зо-злил-ся чёрный

гля гля-деть ла пла платок

под-гля-ды-вать под-гля-ды-ва-ет

Осьминожек

По Г. Снегирёву

Летом во время ры-бал-ки я поймал ма-лень-ко-го ось-ми-нож-ка. По-са-дил его в банку, а банку по-ста-вил на стол. Я делаю уроки, а он за ка-муш-ком при-та-ил-ся и за мною под-гля-ды-ва-ет.

Ка-му-шек серый, и ось-ми-но-жек серый. Сол-ныш-ко его о-све-тит, он жёлтым ста-но-вит-ся. Это он так мас-ки-ру-ет-ся.

По-сте-лил я как-то под банку зелёный платок, ось-ми-но-жек стал зелёным. А один раз я по-ста-вил банку на шах-мат-ную доску, а ось-ми-но-жек не знал, каким быть: белым или чёрным. Он ра-зо-злил-ся и по-крас-нел.

Но я его больше не злил. И когда на-сту-пи-ло на-сто-я-щее ле-то, я вы-пус-тил ось-ми-нож-ку в воду, где по-теп-ле-е: ведь он ещё со-всем ма-лень-кий. (100)

1. Кого поймал мальчик? Почему осьминожка так зовут?

2. Что удивительного заметил мальчик в поведении осьминожка? Как осьминожка менял свой цвет? Зачем?

3. Какого цвета осьминожка на рисунке? Почему?

4. Почему осьминожка разозлился? Хотел ли мальчик сердить осьминожка?

5. Докажите, что мальчик жалел маленького осьминожка?

 

Читай правильно Читай целым словом

хруст хрусть под окном от окна

хрус-тел за-хрус-тел к окну

сту сту-чал сту-чал-ся утро утром

слы слы-шал сно снова

слы-шал-ся по-слы-шал-ся две дверь

про про-сел про-се-дал гра грачи

под-та-ял под-та-яв-ший круг круг вокруг

 

Невидимка

По Ю. Коваля

- Хрусть, хрусть… - за-хрус-тел снег под окном, и я про-снул-ся.

Кто-то по-до-шёл к дому.

Я при-встал, ожидая стука в дверь. Снова по-слы-ша-лось: хрусть, хрусть… Кто-то отошёл от окна…

Улёгся и стал за-дрё-мы-вать, как вдруг – хрусть, хрусть – кто-то снова ходил вокруг дома. Под-бе-жал к окну – и никого не увидел.

Всю ночь кто-то ходил вокруг дома, хрус-тел снегом, а в дверь не сту-чал-ся.

«Наверное, это хорь, - думал я. – Ладно. Утром узнаю по следам, кто это».

Но утром никаких следов я не нашёл, а когда увидел на дороге грачей, понял, что это ранняя весна ходила под окнами. И хрус-тел, про-се-дал под её лёг-ки-ми шагами под-та-яв-ший за день снег. (107)

           
 
Рис. Мальчик выглядывает из ночного окна. Темно. Виден лишь лунный свет и летящий снег.
 
Рис. Мальчик около дома. На снегу нет следов. На дороге сидят рачи.
 
   

 

 


1. Почему автор не спал? Какие звуки беспокоили его?

2. Удалось ли увидеть того, кто ходил под окнами?

3. Кто мог ходить около дома?

4. Удалось ли утром рассмотреть следы на снегу?

5. Чьи же шаги слышал автор? Какие птицы подсказали ему ответ? Почему весна издавала хруст?

6. Почему рассказ называется «Невидимка»?

7. Что чудесного услышал автор ночью?

Читай правильно Читай целым словом

при-ло-жи при-ло-жи-те дру вдру вдруг

ска ска-за-ли две дверь

зна зна-ко-ма-я за дверью

ква сква сква-жи-на птица

вто вто-рит по-вто-ря-ет пти-чьи птичьи

по-вто-рял-ка пев-чий

сме-шит пе-ре-смеш-ник руч-ной

дра драз драз-нит

пе-ре-драз-ни-вать

петух кошка ча-си-ки си-ни-ца ку-лик дрозд че-ло-век скво-рец  

 

 


Кто как голос подаёт?

Рис. Синица, кулик, кошка, петух, дрозд, часики, человек
кошка по-ко-ша-чьи

синица по-си-ни-чье-му

кулик по-ку-ли-чи-ному

че-ло-век че-ло-ве-чес-ким

Шепелявая птица

По Н. Сладкову

- При-ло-жи-те-ка, ребята, ухо к за-моч-ной сква-жи-не. Слы-ши-те?

«Кукареку-у!»

- Петух, - сказали ребята. – Зна-ко-мая птица!

А за дверью вдруг по-кошачьи: «Мяу, мяу, мяу!»

Вот так петух!

И вдруг – как часики: «Тик-тик-тик!»

За-ще-бе-та-ло, за-ще-бе-та-ло. Потом по-си-ни-чье-му:

Рис. Дети около двери слушают голоса на улице. Выражают свой интерес, восторг, удивление позами, жестами.
«Вин-тик, вин-тик, вин-тик!»

Потом по-ку-ли-чи-но-му:

«Ули-и-ит, ули-и-ит!»

И как певчий дрозд:

«Фи-лип, фи-лип, фи-лип!»

- Это птица-по-вто-рял-ка, - сказали ребята. – На всех пти-чьих языках говорит!

Рис. Скворец сидит на летке скворечника, смотрит на дом, склонив голову. Клюв раскрыт – он говорит.
А птица за дверью как скажет че-ло-ве-чес-ким голосом:

«Кош-ка, кош-ка, кош-ка, бр-р-рысь!»

- Вот это да-а!

А птица за дверью:

«Шкво-руш-ка, шкво-руш-ка, шкворец!»

Все так и ахнули. Это же скворец ручной! Сквор-цы ведь из-вест-ные пе-ре-смеш-ни-ки. Они могут птичьи голоса пе-ре-драз-ни-вать и че-ло-ве-чес-кие слова по-вто-рять. Только вот ше-пе-ля-вит здорово:

«Шкво-руш-ке шахару шкорей!» 103

(По Н. Сладкову)

1. О ком рассказ?

2. Что удивительного услышали дети у замочной скважины? Какие голоса издавал скворец? Прочитайте.

3. Прочитайте, как удивлялись способностям скворца дети.

4. Какие ещё птицы могут говорить?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: