Вопрос 18. Философские идеи М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина. Анархизм.




Бакунин Михаил Александрович (18(30).5.1814, Новоторжский уезд Тверской губернии, - 19.6(1.7).1876, Берн, Швейцария), русский революционер, социалист-утопист, основатель одного из направлений анархизма. В середине 30-х гг. вошел в кружок Станкевича, особенно был близок с Н.В. Станкевичем, Белинским. С начала 40-х гг. сблизился с Герценом. Изучал Гердера, Гете, Фихте, Шеллинга, Канта, с 1837 Гегеля и стал наиболее крупным гегельянцем в России того времени. С позиций философского идеализма написал две статьи «О философии» (1840). В 1840 для продолжения философского образования уехал в Германию, позднее жил в Швейцарии, Франции. Примкнул к левым гегельянцам. Занял революционно-демократические позиции, теоретически выраженные в ст. «Реакция в Германии» (1842). В 1844 заинтересовался идеями утопического коммунизма, тогда же в Париже познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Участник революции 1848-1849 в ряде европейских стран, в Дрездене фактически был вождем восстания. В 1849-61 – в тюрьмах и ссылке. В 1861 бежал из Сибири в Лондон, сотрудничал с Герценом и Огаревым (1862-63). Позднее жил главным образом в Италии и Швейцарии. Член 1-го Интернационала (с 1864); исключен Гаагским конгрессом (1872) в связи с деятельностью тайной организации «Альянс», созданной им внутри Интернационала.

Анархистская доктрина Б. в основном сложилась к середине 60-х гг. и в начале 70-х приобрела законченные черты в основном сочинения «Государственность и анархия (1873) и «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871). Идея немедленного и полного уничтожения государства и всех его институтов, отрицание необходимости даже временного существования социалистического государства после победы над буржуазией – коренные требования бакунинского анархизма. Свободная федерация, созданная по принципу «снизу вверх», должна стать конечной формой человеческого общежития. Основы своей социальной утопии Б., в частности, видел в сельском быте России с его общинной артелью, идеей «права на землю» и «социалистическим инстинктом». Абсолютизация Б. элементов стихийности и «социалистических инстинктов» в движениях народных масс находилась в соответствии с отрицанием им возможности научно-теоретического обоснования общественного идеала будущего. Принципы анархизма связаны не только с апологией стихийности и инстинктов, но и с наиболее общими теоретическими, в том числе философскими взглядами Б.

Объективные формы бытия, природные закономерности, объединяющие и организующие человеческое общество, фактически служили у Б. для доказательства неизбежности конечного торжества антиавторитарных форм жизни. Природу сущего и место человека в природе Б. определял с позиций материализма и атеизма. Прогресс, по Б., был процессом движения от животности к свободе. Проблемы народа, социальной революции, федеративной организации общества рассматривались им как звенья всеобщей причинности. Воззрениям Б. были свойственны попытки материалистического осмысления истории: признание экономических, материальных явлений «настоящей базой», а политического развития общества – выражением экономического состояния. Однако исторический материализм не был им понят и принят, учение Маркса Б. воспринимал в духе вульгарного «экономического материализма» и пытался представить экономическое развитие общества во взаимодействии с социальными инстинктами, будто бы присущими природе человека, что придавало его социологии эклетический характер. Позиции Б. свойственны были воинственный антитеологизм, критика философского идеализма и позитивизма, особенно школы О. Конта.

Идеи Б. оказали влияние на идеологию русского народничества, итальянского, испанского, швейцарского и отчасти французского рабочего движения, где они имели успех главным образом в конце 60-80 гг. 19 в. В 60-80-х гг. 20 в. интерес к идеям Б. о солидарности, самоуправлении, кооперации возобновился в отдельных странах Европы, Азии (Китай, Япония), Америке, Африке. Анализ и критика идей Б. и бакунизма полно представлены в работах Маркса и Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина.

Кропоткин Петр Алексеевич (27.11.(9.12).1842, Москва, - 8.2.1921, Дмитров), идеолог русского и международного анархизма, ученый-географ, путешественник. Исследовал малоизученные районы Восточной Сибири, Амурской области и Северной Маньчжурии, значительно исправил представление об орографии Сибири и обосновал теорию оледенения Евразии. В 1872 после поездки Швейцарию и Бельгию и сближения с бакунистским крылом 1-го Интернационала вступил в кружок «чайковцев», вел революционную пропаганду среди питерских рабочих. В 1874 арестован, после двух лет заключения бежал за границу. За принадлежность к Интернационалу арестован и осуждена на 5 лет тюрьмы во Франции, вернулся в Россию в 1917 после свержения самодержавия. Признал Октябрьскую революцию 1917, однако отрицательно отнесся к диктатуре пролетариата. После смерти Бакунина считался главным теоретиком анархизма, явился создателем концепции т. н. анархического коммунизма. Отвергая диалектику и оставаясь на позициях механического объяснения развития, К. считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться «индуктивно-эволюционным» естественнонаучным методом. Из биологии К. перенес на общество сформулированный им «биосоциологический закон взаимной помощи», объединяющий людей в общежитие, а формы его проявления положил в основу периодизации истории. Он выделял следующие периоды: родовой быт, сельская община, республика вольных городов. Развитие человеческих обществ, по К., не было непрерывным, несколько раз начинаясь сызнова в Индии, Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Скандинавии, Западной Европе. Как убежденный антиэтатист, К. исключал государство из прогрессивной эволюции учреждений. По К., все общественные формы, через которые проходит человечество, имеют тенденцию к застою, поэтому революции необходимы для того, чтобы устранить факторы, затрудняющие прогрессе общества и деморализующие человека: частную собственность и государственная власть. С «законом взаимной помощи» связан его идеал «анархического коммунизма», основанного на федерации свободных производственных общин (коммун). Анархо-коммунистическая утопия К. выражала интересы мелкого производителя. В русском революционном движении его анархические идеи не сыграли значительные роли. Известное распространение они получили в странах Западной Европы, в Латинской Америке, Индии, Китае.

Анархизм, мелкобуржуазное общественно-политическое течение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти. Основой анархистского мировоззрения является буржуазный индивидуализм, субъективизм и волюнтаризм. «Анархизм, - писал В.И. Ленин, - вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения анархизма». Характерным для А. является: враждебное отношение ко всем разновидностям государственной власти (в т. ч. пролетарской), защита мелкой частной собственности, мелкого землепользования, непонимание роли крупного производства, отказ от всех легальных форм политической борьбы и проповедь тактики «прямого действия», «пропаганды фактом», требование немедленной социальной революции и установления безгосударственного коммунистического строя, отрицание всемирно-исторической роли пролетариата и его политической власти, его государства в построении социализма. Будущий строй А. представляет в виде федерации производственных ассоциаций, коммун, которая якобы только одна может гарантировать политическую и экономическую свободу личности.

А. никогда не существовал как единая идеология. Идея А. высказана Платоном в «Республике». Отдельные фрагменты А. содержатся в философии Зенона и стоиков, в христианском движении 9 в. (Армения), в идеологии гусистских движений 15 в., в утопиях Ф. Рабле и Ф. Фенелона, в трудах философов-просветителей Руссо и Дидро, в идеологии «бешеных» эпохи Великой французской революции. Впервые сделал попытку изложить политические и экономические формы А. в конце 18 в. английский писатель У.Годвин.

Как общественно-политическое течение А. сложился в 40-70-х гг. 19 в. в Западной Европе. Теоретическое обоснование А. связано с именами М. Штирнера, П.Ж. Прудона, М.А. Бакунина. В 19 в. распространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Большую роль в пропаганде идей А. сыграл П. А. Кропоткин, который для обоснования доктрины А. использовал позитивистскую философию и данные естествознания. После короткого подъема в 1872-79 А. входит в полосу кризиса, который ввыразился в переходе многих его сторонников на позиции террора или буржуазного республиканизма. В эпоху имперализма недовольство рабочих оппортунистической тактикой вождей 2-го Интернационала вызвало оживление деятельности анархических групп. В годы 1-й мировой войны многие анархические лидеры заняли шовинистические позиции (Кропоткин, Г. Эрве, Ж. Грав и др.)

В России в 19 в. А. пользовался определенным влиянием среди части народников. Однако «хождение в народ» обнаружило неподготовленность крестьянства к революционным выступлениям. Ленин писал, что в 70-х гг. А. смог «… развиться необыкновенно пышно и обнаружить до конца свою неверность, свою непригодность, как руководящей теории для революционного класса». Некоторое оживление А. наблюдалось в годы русской Революции 1905-07. Октябрьская революция 1917 показала всю несостоятельность А., который выродился в антисоциалистические, контрреволюционные течения, нередко – в прямой бандитизм («махновщина»).

Современный А. не прибавил нечто нового к «традиционному» А. Он лишь ревизовал положения его творцов: Прудона, Бакунина, Кропоткина, сосредоточив основное внимание на проблемах личной свободы и насилия как единственной форме перехода к либертальному (свободному, вольному) обществу. Анархистски ориентированные группы Баадера, Малера, т. н. «красные бригады» безмотивный террор возвели в ранг политики. Идеологию современного А. характеризует враждебное отношение как к буржуазному, так и к социалистическому формам государства, частично воспринимаемое некоторыми левоэкстремистскими группами. Политику мирного сосуществования современный А. трактует как альянс государств с целью противостояния революции. Но попытки преодолеть противоречие между теорией и приложением ее к формам человеческого общежития, а также выработать организационные основы либертального движения не увенчались успехом. А. сохраняется в ряде стран Западной Европы и Америки (федерации, группы и иные формы организации анархистов существуют в США, Франции, Италии, Великобритании и некоторых других странах), но влияние его все более утрачивается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: