Ситуация угрозы жизни в современном мире все больше становится привычным атрибутом так называемой мирной жизни (физическое и сексуальное насилие, взрывы жилых домов, угоны самолетов с туристами и др. террористические акты). Другими словами, трансординарное существование все больше вторгается в ординарное существование, наделяя его чертами аномальности, катастрофичности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998 г.). Угроза небытия становится неспецифичной характеристикой не только экстремальной ситуации, но и обыденной жизненной ситуации и определяет существование человека.
Исследования проведенные лабораторией «Личность и стресс» в сентябре - октябре 1999г. среди москвичей в период непосредственно после взрывов в городе Москве, Волгодонске подтвердили положение, выдвинутое в психотрансформативном подходе о смене парадигмы неуязвимости на парадигму уязвимости личности в экстремальной ситуации (М. Ш. Магомед-Эминов 1996 г.)
Чувство незащищенности, беспокойство, неуверенность в завтрашнем дне, страх за свою жизнь и жизнь близких людей, ожидание повторения взрывов, паника, бессонница и кошмарные сновидения, повышенная настороженность к подозрительным предметам и лицам, специальные действия и приготовления, сбор вещей, документов, отъезд за город и т.д. – перечисленные психологические реакции и действия не просто говорят об изменении поведения, но являются демонстрацией кардинальной трансформации личности и смены экзистенциальной позиции.
Мотивация самосохранения (потребность в безопасности) является фундаментальным мотивационным образованием личности, реализация которой является главным и необходимым условием существования.Парадигма неуязвимости, являющаяся характеристикой существования в обыденной жизни в ординарной ситуации предполагает само собой разумеющееся выполнение этого условия. Однако, как только человек оказывается в трансординарной ситуации выполнение этого условия становится проблематичным и экзистенциальная позиция личности направлена в первую очередь на его выполнение, т.е. на преодоление угрозы небытия.
|
В.А.Урываев (Ярославль)
ЖИЗНЬ В УСЛОВИЯХ БЕСПРЕДЕЛА
Участие в симпозиуме «Стена: защита или подавление?» (совместный проект «ИНЫЕ» - изучение творчества людей, имеющих психиатрический опыт – и S.I.P.E. - Международным обществом изучения психопатологической экспрессии, Ярославль, 1999) позволило в метафорической форме описать проблему, которую мы ранее обозначили как «верхний край» профессионализма.
Прежде чем стать профессионалом в любой области, будущему специалисту приходится овладевать целым реестром специальных знаний и умений («штурмовать стену »). При успешном завершении программы (проникновении «за стену») он получает от общества документ, подтверждающий качество подготовки - диплом, сертификат, свидетельство....
Слово «стена» имеет в русском языке целый список значений, хорошо описывающих проблемы профессионального развития: стена поддерживает крышу, стена создает разграничения между комнатами, стена защищает от нападения извне... Более глубокие языковые корни уходят к значениям «сгущать», «уплотнять», «сжимать», здесь и слово «стебель» (далее, «ствол»), как наиболее жесткая часть цветка, его несущая конструкция. Мы полагаем, что именно «рост» и его охрана служат «нервом» этого понятия.
|
Было бы неправомерным упрощать проблему взаимодействия человека и общества в одной из важнейших сфер жизнедеятельности личности. Однако вопрос о профессионализме часто рассматривается «односторонне» (только в направлении «всемерной профессионализации»).
Вместе с тем, поговорки типа «Врач, излечись сам», «У плотника дверь всегда сломана», «Сапожник без сапог»..., - отражают скептичное мнение общественности в отношении безмерности границ профессионализации. Речь идет отнюдь не о недостатке знаний, умений и навыков (вспомним римскую поговорку: «кто будет сторожить сторожа?»). По нашему мнению проблема «на порядок» сложнее и требует внимания, как стороны профессиональных сообществ, так и со стороны гражданского общества. Объективность ограниченности профессиональных рамок поведения и активная роль человека в диалоге «личность-профессия-общество» далеко не всегда обсуждаются как на этапах первичной профессионализации, так и на этапах повышения квалификации специалистов. Что же «отбирает» профессия у человека и что никак нельзя отдавать, некритично вовлекаясь в процесс профессиональной деформации...?
Нельзя указать ни одной из профессий, в отношении которой не была бы справедлива мысль Парацельса: «Все есть лекарство и все есть яд, тем или иным делает его доза». Смеем предположить, что практически все, самые драматичные страницы жизни общества были наполовину (если не полностью) написаны профессионалами: «политиками» - в странах диктатур, «инженерами» - изобретателями ядерного оружия, Чернобыля и Челленджера, «теологами, верными слугами веры» - разжигающими религиозные войны, «химиками» - порождающими катастрофы в области экологии, «экономистами» - подталкивающими население к «шоковой терапии», и т.п.
|
Еще одно понятие схожее по этимологии с перечисленными выше - «страх» как состояние близкое к опасности «сжатия», «стеснения», (здесь же и «стенокардия»). Этот аспект «стены» открывается специалисту гораздо позже, в момент, когда он начинает ощущать себя уже «на уровне» профессионального сообщества. Питающийся энергией роста, вырастает конфликт между известным знанием и первопроходческими идеями, скептически принимаемыми коллегами, остановившимися в профессиональном развитии. Немногие на деле принимают мысль Генри Давида Торо: «Человек, открывший какую-либо истину, составляет большинство в один голос».
Трагический момент в жизни специалиста возникает тогда, когда он вновь должен выйти «за стену» своего профессионального сообщества. Через этот кризис человек должен пройти, если он хочет профессионально развиваться. Этот этап, согласно нашим представлениям, требует особой подготовки, ближе к экзистенциальному характеру постановки проблем, это возвращение человека, заплутавшего в поисках «синей птицы» профессионализма – К СЕБЕ. Если ДО этого кризиса человек развивается ВНУТРИ ПРОФЕССИИ, то ПОСЛЕ кризиса профессия развивается ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА.
В одной из трактовок русское слово «предел» несет в себе дополнительный смысл через толкование «предел делимости», «не-делимость». Извне - это можно прочесть как «атом», но «предел», нащупываемый изнутри, - это одна из важнейших задач профессионального становления личности, за скорлупой профессионализма которой лежит выход в Живой Мир.
Кризис «выхода за стену», с этой точки зрения – становление новых пределов.
В последнее время общественность жалуется на «беспредел» в жизни. Альтернативой может стать четкая «предельность», регламентированность общества по «горизонтали» и «вертикали».
Тоска по «предельности», с нашей точки зрения, обозначает часто попытку бегства от задач роста и развития. В то время как противоположный путь – постановка перед собой, как предельных, задач общечеловеческих ценностей.
О.Г.Квасова (Москва)
«Экзистенциальная коалиция» в кросскультурном диалоге
Опыт участия в психологической работе с участниками форума «Женщины, развязывающие мир» в Гарвардском Университете (Бостон) в ноябре 2000 года показал высокие терапевтические возможности метода создания экзистенциальной коалиции для преодоления травмы в условиях кросскультурного диалога. Излагая особенности метода создания экзистенциальной коалиции мы будем трактовать психическую травму (или пост-травматическое стрессовое расстройтсво) в рамках психотрансформации человека как экзистенциальной проблемы, возникающей в трансординарной ситуации существования. При этом во главе угла мы ставим поиск новых способов бытия с другим, которое разрушается психической травмой, травматическим стрессом.
Человеческая ситуация женщин, находящихся в гуще военных, рассовых, этнических конфликтов в различных точках планеты, и собравшихся в одном месте, поставила перед каждой из них экзистенциальный выбор – усиления эгоистической позиции уцелевшего обремененного драматической травмой потери близких, детей, утраты убежища, дома, человеческого достоинства, семейных, культурных ценностей, этнической идентичности, либо поиск опоры в общечеловеческих ценностях разделенного бытия.
Одним из технологий создания экзистенциальной коалиции в многоязычной межкультурной ситуации становится артикуляция травматической истории, требующей преодоления внутренней ограниченности личностных возможностей, не только как попыткой нахождения транс-самоидентичности уцелевшего, но более того - озвучивание личной травмы в сообществе через кросскультурные барьеры как миссию, открытия нового видения и выживания, как урок, мотивирующий и вдохновляющий других.- как экзистенциальное просветление не только личного бытия но и бытия с другим.