КЛАСС
Тема: «Интервалы».
Интервалом называют сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно.
Существуют:
· мелодический интервал. Звуки такого интервала взяты последовательно;
· гармонический интервал. Звуки взяты одновременно.
Поскольку в мелодическом интервале звуки берутся последовательно, то можно встретить восходящее или нисходящее движение. Оба вида интервалов читаются вверх от основания (нижний звук). Нисходящие мелодические читаются вниз, обязательно указывая направление.
Мелодический интервал | Гармонический интервал |
В нотах читаем: ми — ля (восходящий интервал), играем звуки последовательно. | В нотах читаем: ми — ля, играем звуки одновременно. |
Простые интервалы
Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. Таких интервалов 8, каждый имеет своё название. Название интервала показывает количество ступеней между основанием и вершиной интервала. Приводим список всех восьми интервалов. Слева — цифра, справа — латинское название:
Таблица основных интервалов | ||||||||||||||||||
|
Название интервала | Количество тонов | Количество ступеней | Пример |
Чистая прима | 0 тонов (одна и та же нота) | 1 ступень | |
Малая секунда | 1/2 тона (полутон) | 2 ступени | |
Большая секунда | 1 тон | 2 ступени | |
Малая терция | 1.5 тона | 3 ступени | |
Большая терция | 2 тона | 3 ступени | |
Чистая кварта | 2.5 тона | 4 ступени | |
Увеличенная кварта | 3 тона | 4 ступени | |
Уменьшённая квинта | Также 3 тона | 5 ступеней | |
Чистая квинта | 3.5 тона | 5 ступеней | |
Малая секста | 4 тона | 6 ступеней | |
Большая секста | 4.5 тона | 6 ступеней | |
Малая септима | 5 тонов | 7 ступеней | |
Большая септима | 5.5 тонов | 7 ступеней | |
Чистая октава | 6 тонов | 8 ступеней |
|
Рисунок 1. Основные интервалы
На рисунке вы видите все 8 простых интервалов. Под нотами цифры обозначают названия интервалов: 1 — прима, 2 — секунда, 3 — терция, 4 — кварта, 5 — квинта, 6 — секста, 7 — септима и 8 — октава. Интервалы на рисунке построены вверх от ноты «до».
Основные интервалы
Расстояние между двумя соседними нотами может быть равно как целому тону (например, между «до» и «ре»), так и полутону (например, между «ми» и «фа»). Очевидно, что одной количественной величины не достаточно, чтобы точно определить интервал: между «до» и «ре» — секунда, между «ми» и «фа» — секунда. Но в первом случае между звуками целый тон, а во втором — полутон. Выходит, это разные секунды?
Для того, чтобы обозначить точное расстояние между звуками, к названиям интервалов добавляют уточнения: большой/ малый/ чистый. Наша секунда может быть большой («до» — «ре» — целый тон) и малой («ми» — «фа» — полутон). Чуть ниже разберёмся, как эти уточнения работают, а сейчас вспомним, что октава состоит из 12-ти звуков. Помните, мы это изучали в разделе «Нотная грамота»? Мы рассматривали 7 основных и 5 производных нот (на клавиатуре фортепиано производные ноты окрашены чёрным цветом)
Рисунок 2. Октава
Теперь посмотрим, как работают «уточнения»: ниже приводим таблицу с названиями интервалов между всеми 12-тью звуками октавы:
|
|
Тема: «Повторение видов минора».
Формула натурального минора
Любая гамма — как математическое уравнение — может быть построена по формуле. Формула минорной гаммы такова:
Если вам необходимо построить минорную гамму от какой-либо ноты, просто используйте формулу. Но вам нужно знать, что эта формула пригодна для построения лишь НАТУРАЛЬНОГО минора. В то время как в МЕЛОДИЧЕСКОМ и ГАРМОНИЧЕСКОМ видах минора, некоторые звуки будут повышаться или понижаться.
Вспомним понятия «Тон» и «Полутон»:
Полутон — это минимальное расстояние между двумя звуками. На фортепианной клавиатуре это две ближайшие клавиши. Например, расстояние между клавишами ДО и Ре бемоль — полутон. Соответственно тон — это сумма двух полутонов — например расстояние между нотами ДО и РЕ.
Для примера, построим натуральную гамму в Соль-миноре опираясь на формулу:
Вы видите, что нам пришлось использовать Си-бемоль и Ми-бемоль (ключевые знаки), чтобы звукоряд соответствовал формуле.
Гармонический минор
В гармоническом миноре при движении вверх и вниз, повышается VII ступень лада.
Что это значит?
Используя нашу формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) построим натуральный вид Соль-минора, а затем повысим VII ступень:
Чтобы сделать минор гармоническим, нам понадобилось повысить VII ступень — то есть ноту Фа заменить Фа-диезом. Теперь при движении и вверх, и вниз вместо чистой Фа, мы будем играть Фа-диез.
|
Сравните звучание. Гармонический вид придает гамме восточный оттенок, неправда ли?
Мелодический минор
В мелодическом миноре гамма имеет другое строение и звучание. Это происходит потому что:
В мелодическом миноре при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти знаки альтерации будут отменяться.
Чтобы построить мелодическую гамму, сначала строим натуральную с помощью нашей формулы, а затем добавляем необходимые знаки:
Как видно, при движении вверх мы повысили VI и VII ступени. Для этого нам пришлось заменить Ми-бемоль на Ми-бекар, а Фа чистую на Фа-диез. А при движении вниз эти знаки альтерации отменяются и гамма приобретает НАТУРАЛЬНЫЙ вид.
Таблица минорных гамм