Формула натурального минора




КЛАСС

Тема: «Интервалы».

Интервалом называют сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно.

Существуют:

· мелодический интервал. Звуки такого интервала взяты последовательно;

· гармонический интервал. Звуки взяты одновременно.

Поскольку в мелодическом интервале звуки берутся последовательно, то можно встретить восходящее или нисходящее движение. Оба вида интервалов читаются вверх от основания (нижний звук). Нисходящие мелодические читаются вниз, обязательно указывая направление.

Мелодический интервал Гармонический интервал
В нотах читаем: ми — ля (восходящий интервал), играем звуки последовательно. В нотах читаем: ми — ля, играем звуки одновременно.

Простые интервалы

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. Таких интервалов 8, каждый имеет своё название. Название интервала показывает количество ступеней между основанием и вершиной интервала. Приводим список всех восьми интервалов. Слева — цифра, справа — латинское название:

Таблица основных интервалов
Цифровое обозначение Латинское название
  Прима (один и тот же звук)
  Секунда
  Терция
  Кварта
  Квинта
  Секста
  Септима
  Октава
Название интервала Количество тонов Количество ступеней Пример
Чистая прима 0 тонов (одна и та же нота) 1 ступень
Малая секунда 1/2 тона (полутон) 2 ступени
Большая секунда 1 тон 2 ступени
Малая терция 1.5 тона 3 ступени
Большая терция 2 тона 3 ступени
Чистая кварта 2.5 тона 4 ступени
Увеличенная кварта 3 тона 4 ступени
Уменьшённая квинта Также 3 тона 5 ступеней
Чистая квинта 3.5 тона 5 ступеней
Малая секста 4 тона 6 ступеней
Большая секста 4.5 тона 6 ступеней
Малая септима 5 тонов 7 ступеней
Большая септима 5.5 тонов 7 ступеней  
Чистая октава 6 тонов 8 ступеней

Рисунок 1. Основные интервалы

На рисунке вы видите все 8 простых интервалов. Под нотами цифры обозначают названия интервалов: 1 — прима, 2 — секунда, 3 — терция, 4 — кварта, 5 — квинта, 6 — секста, 7 — септима и 8 — октава. Интервалы на рисунке построены вверх от ноты «до».

Основные интервалы

Расстояние между двумя соседними нотами может быть равно как целому тону (например, между «до» и «ре»), так и полутону (например, между «ми» и «фа»). Очевидно, что одной количественной величины не достаточно, чтобы точно определить интервал: между «до» и «ре» — секунда, между «ми» и «фа» — секунда. Но в первом случае между звуками целый тон, а во втором — полутон. Выходит, это разные секунды?

Для того, чтобы обозначить точное расстояние между звуками, к названиям интервалов добавляют уточнения: большой/ малый/ чистый. Наша секунда может быть большой («до» — «ре» — целый тон) и малой («ми» — «фа» — полутон). Чуть ниже разберёмся, как эти уточнения работают, а сейчас вспомним, что октава состоит из 12-ти звуков. Помните, мы это изучали в разделе «Нотная грамота»? Мы рассматривали 7 основных и 5 производных нот (на клавиатуре фортепиано производные ноты окрашены чёрным цветом)

Рисунок 2. Октава

Теперь посмотрим, как работают «уточнения»: ниже приводим таблицу с названиями интервалов между всеми 12-тью звуками октавы:

 
 
Таблица основных интервалов
Цифровое обозначение Латинское название
  Прима (один и тот же звук)
  Секунда
  Терция
  Кварта
  Квинта
  Секста
  Септима
  Октава

Тема: «Повторение видов минора».

Формула натурального минора

Любая гамма — как математическое уравнение — может быть построена по формуле. Формула минорной гаммы такова:

Если вам необходимо построить минорную гамму от какой-либо ноты, просто используйте формулу. Но вам нужно знать, что эта формула пригодна для построения лишь НАТУРАЛЬНОГО минора. В то время как в МЕЛОДИЧЕСКОМ и ГАРМОНИЧЕСКОМ видах минора, некоторые звуки будут повышаться или понижаться.

Вспомним понятия «Тон» и «Полутон»:

Полутон — это минимальное расстояние между двумя звуками. На фортепианной клавиатуре это две ближайшие клавиши. Например, расстояние между клавишами ДО и Ре бемоль — полутон. Соответственно тон — это сумма двух полутонов — например расстояние между нотами ДО и РЕ.

 

Для примера, построим натуральную гамму в Соль-миноре опираясь на формулу:

Вы видите, что нам пришлось использовать Си-бемоль и Ми-бемоль (ключевые знаки), чтобы звукоряд соответствовал формуле.

 

 

Гармонический минор

В гармоническом миноре при движении вверх и вниз, повышается VII ступень лада.

Что это значит?

Используя нашу формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) построим натуральный вид Соль-минора, а затем повысим VII ступень:

Чтобы сделать минор гармоническим, нам понадобилось повысить VII ступень — то есть ноту Фа заменить Фа-диезом. Теперь при движении и вверх, и вниз вместо чистой Фа, мы будем играть Фа-диез.

Сравните звучание. Гармонический вид придает гамме восточный оттенок, неправда ли?

Мелодический минор

В мелодическом миноре гамма имеет другое строение и звучание. Это происходит потому что:

В мелодическом миноре при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти знаки альтерации будут отменяться.

Чтобы построить мелодическую гамму, сначала строим натуральную с помощью нашей формулы, а затем добавляем необходимые знаки:

Как видно, при движении вверх мы повысили VI и VII ступени. Для этого нам пришлось заменить Ми-бемоль на Ми-бекар, а Фа чистую на Фа-диез. А при движении вниз эти знаки альтерации отменяются и гамма приобретает НАТУРАЛЬНЫЙ вид.

 

 

Таблица минорных гамм

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: