1. Для развития чувства темпа и ритма:
- Упражнения с маршировкой
Следует помнить, что ни в чем: ни в осанке, ни в жесте, ни во взгляде, ни в выражении лица – не заключается столько элементов ритма, сколько имеется в маршировке, так как стопа во время прикосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма.
В начале учебного года ведется работа над четким исполнением шага, отрабатывается координация движений общей моторики, по мере усложнения задания, в дальнейшем детям предлагается исполнить марш с атрибутами (ритмическими палочками, молоточками, флажками и т.д.).
Упражнение “Мы шагаем, мы играем” (“Марш” М.Робер)
На 1-ую часть музыки дети маршируют, на 2-ую часть дети исполняют заданный ритм на молоточках.
Упражнение “Ритмический марш” муз. Э.Жак –Далькроз.
Дети маршируют под музыку и на каждый шаг выполняют удар ритмическими палочками. Заданный ритм может меняться.
Методические рекомендации: перед исполнением упражнения сначала познакомить детей с музыкой, затем предлагается детям: ритмичная ходьба под музыку, проигрывание заданного ритма, когда дети хорошо усвоили ритм музыки и ходьбу, то выполняют движение одновременно.
“Упражнение с флажками”(“Пьеса” муз.Н.Александрова)
На 1-ую часть музыки А: 1-4 т. Дети выполняют 8 шагов по кругу, руки слегка покачиваются в такт музыке, согласуясь с движениями ног. На 5-8 т. Продолжают ходьбу в том же направлении, постукивая палочками флажков.
На 2-ую часть музыки В: 1-2 т. Два прыжка и стоя на месте три раза ударяют палочками от флажков над головой, 3-4 т. Шаги на месте, координируя движения рук и ног, 5-8 т. Повтор движений с 1-4 т.
На 1-ую часть музыки А: 1-4 т. Выполняют шаги в центр круга, постепенно поднимая флажки вверх. На 5-8 т. Отходят назад, постепенно опуская флажки вниз.
|
На 2-ую часть музыки В: Повтор движений.
Упражнения с мячами – фитболами.
Очень эффективный метод для развития чувства ритма у детей с ТНР. Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. При использовании упражнений с мячами у детей формируется правильная осанка, развивается: дыхание, координация речи и движений, общая моторика. Для этого на занятии используются:
- комплекс общеразвивающих и дыхательных упражнений под музыку
- игровые упражнения на координацию движения и речи
- звучащие стихи
- музыкально – ритмические композиции
Массаж, самомассаж тела
В ритме музыки и песен детям предлагается: похлопать, пошлепать, постукать, пощипать, погладить свое тело.
Массаж спины - “Дождик” муз.Е.Попляновой
Дети выстраиваются в колонну друг за другом и выполняют массаж впереди стоящему ребенку, при повторении дети поворачиваются в другую сторону.
1. Дождик бегает по крыше, | Дети ритмично похлопывают ладошками по всей спине впереди стоящего ребенка. |
Бом, бом, бом! | |
По веселой звонкой крыше, | Постукивают пальчиками. |
Бом, бом, бом! | |
2. Дома, дома посидите, | Поколачивают кулачками. |
Бом, бом, бом! | |
Никуда не выходите, | Растирают ребрами ладоней |
Бом, бом, бом! | |
3. Почитайте, поиграйте - | Кладут ладони на плечи и большими пальцами |
В дом, дом, дом, | растирают плечи круговыми движениями. |
А уйду – тогда гуляйте, | Поглаживают ладонями сверху вниз. |
Бом, бом, бом! |
- Игры: игры с именами, приветственные игры.
При использовании таких игр на занятии осуществляется коррекция психических функций: внимания, памяти, слухового восприятия, коррекция моторной сферы.
|
Игры с именами: “Как тебя зовут?” - игра используется в начале года при знакомстве с детьми. Дети располагаются по кругу и выполняют следующие действия:
- Каждый друг за другом называет свое имя.
- Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.
- затем проговаривают свое имя, каждый его слог отмечая хлопками.
- проговаривают имя и шлепают по коленям
- проговаривают имя и исполняют ритм на музыкальном инструменте
“Много нас” - используется несколько имен и задается определенный ритм при проговаривании.
“Таня, Ваня и Антон, Коля, Оля и Семен” и т.д.
Приветственные игры: используются для создания благоприятной обстановки на занятии, заряда положительных эмоций.
“Передай привет или приветик” - дети встают по кругу и “инструментарием своего тела” в определенном ритме передают приветствие: при - вет (хлоп – хлоп; топ - топ, шлеп - шлеп; хлоп –топ, топ - шлеп и т.д.), так же передают при – ве – тик.
Игра на детских музыкальных инструментах
Довольно часто у детей с ОНР, с заиканием наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. В преодолении этих нарушений большую помощь может оказать игра на музыкальных инструментах. Чаще используются металлофоны и ударно – шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты: бубны, молоточки, погремушки, кастаньеты, трещотки, тарелки, треугольники, барабаны, ложки, колокольчики, румбы и самодельные шумовые инструменты. Дети играют в оркестре несложные музыкальные произведения, народные мелодии, что целесообразно сопровождать игрой самого музыкального руководителя на фортепиано, баяне, аккордеоне или фонограммой. Это удобно, так как позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.