Для развития координации речи и движения.




  • Ритмодекламация

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.). Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале

  • Вокально – двигательные разминки

Цель вокально – двигательных разминок – сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.

Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением ритмический рисунок, основную мелодию следует не просто прослушивать, а исполнять. Для этого мелодия должна быть снабжена текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания ее детьми. Начиная с простейших заданий – игр, музыкальные упражнения постепенно усложняются, тем самым становясь все увлекательнее.

“По коленочкам” (мелодия р.н.п. “Ах, вы сени”, сл. М.А,Давыдовой)

По коленочкам ладошкой ударяют по коленям ладошками
Мы похлопаем немножко.  
Тра – та – та – та, тра – та – та – та,  
Мы похлопаем немножко.  
По коленям локотками наклонившись вперед, ударяют локотками
Постучим теперь мы с вами.  
Тра – та – та – та, тра – та – та – та,  
Постучим теперь мы с вами.  
   
И ладонью о ладонь ладошками в такт музыке
Мы похлопаем с тобой.  
Тра – та – та – та, тра – та – та – та,  
Мы похлопаем с тобой.  
  • Вокальные упражнения

Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогает детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже разогрет и готов к пению.

Вокальные упражнения очень важны для формирования координации слуха и певческого голоса.

Вокальное упражнение “Эхо”.

- Педагог поет имя ребенка на удобном для всех (примарном) звуке – дети повторяют. И так по кругу поем имена всех детей.

- Педагог поет имя ребенка на одном звуке (Ле- на), дети поют на том же звуке, но ласково (Ле-ноч-ка), и так далее.

- Можно петь слова “мама”, “здравствуй”, названия игрушек и т.д.

  • Пение с движением

Пение позволяет научить регулировать дыхание, развивать продолжительность выдоха, формирует чувство ритма и темпа речи. Целесообразно подбирать такой материал, который можно инсценировать по ходу его исполнения.

Например песни: “Два веселых гуся” р.н.п, “Тень – тень”, “Вот какие чудеса”, “Про лягушек и комара” муз.А.Филиппенко и т.д.

  • Координационно – подвижные игры

Координационно – подвижные игры – жанр детского фольклора, это игры соединяющие речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей. Ценность координационно - подвижных игр в том, что они:

- являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий

- дают возможность детям “играть” своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность

- развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование

- учат ребенка ощущать свое тело и управлять им; бережно относиться к партнеру во время занятий; угадывать намерения друг друга, сотрудничать.

Коммуникативные игра - “Вот я выйду на лужок”

Вот я выйду на лужок, на лужок, на лужок, Ребенок идет по кругу, выбирает
Дай мне руку мой дружок, мой дружок, мой дружок. себе дружка, берет за руки и выводит на середину круга.
Мы с тобой покружимся, покружимся, покружимся. Кружатся
Мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся. Обнимают друг друга
Мы поулыбаемся. Руки лодочкой, наклоны головы
  Вправо, влево, улыбаются
Так и распрощаемся. Машут друг другу рукой.

(танец начинается снова, только уже два ведущих и так далее)

Игра – команда – “Заходите в гости” Ю.Мориц

Дети стоят по кругу или по всей площади зала. Интонация произнесения текста педагогом, темповые и динамические изменения играют очень важную роль – они помогают детям искать соответствующее отражение в движении, пластике и тактильности.

Чисто в домике у белки вытягивают руки вперед, изображают белку – “лапки”
Дети вымыли тарелки чередуя руки, круговыми движениями потереть ладошки друг о друга
Мусор вымели во двор имитация движений
Палкой выбили ковер левая рука вытянута вперед – “ковер”,
  правой имитировать выбивание ковра
Постучался почтальон постучать кулак о кулак
Благородный старый слон расставить ноги, руками показать “уши”
  покачаться из стороны в сторону
Вытер ноги о подстилку имитация движений по тексту
Распишитесь за “Мурзилку”.  
Это кто стучится в двери? постучать кулак о кулак
Это мошки, птицы, звери имитация движений по тексту
Вытирайте ножки, дорогие крошки.  
Мы не станем здесь скучать – хлопки в ритм текста.
Будем танец танцевать!  
Вот мы топнем одной ножкой  
Топ – топ – ТОП, топ – топ – ТОП,  
А теперь другою ножкой:  
Топ – топ – ТОП, топ – топ – ТОП,  
И присядем и привстанем –  
Повторим еще разок,  
Топнем правой (левой) пяткой дважды повторить с правой и левой ноги
И вперед (назад) – на носок!  
Мы попрыгаем все вместе  
И покружимся на месте.  
Встанем друг напротив дружки,  
Встанем в пары – и потом  
Обойдем-ка мы друг дружку  
Мелким маленьким шажком.  
Вот идем все в центр круга,  
Крикнем в центре круга: “Хей”  
И бегом в другое место поскорей!  
Но не надо долго бегать,  
И не нужно отставать,  
Потому, что этот танец  
Будем снова танцевать!  
  • Элементарное музицирование

Элементарное музицирование с инструментами по системе Карла Орфа – одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности. Музицирование – взаимосвязь музыки, движения и речи. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, артикуляция. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочиненный, измененный в педагогических или иных целях. Ритм заключенный в словах, фразах ощущается детьми естественно и “извлекается” без всякого труда: сначала звучащие жесты, потом переносится на шумовые инструменты. Базой для речевых упражнений служат: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки и т.д. широко используются в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи необходимыми для детей с нарушением речи (фонемами, фонематическими слогами) – артикуляционная игра и игра голосом. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Народная потешка “Колокольцы”

Колокольцы – бубенцы (пауза)

раззвонились удальцы! (пауза)

Диги, диги, диги - дон,

угадай откуда звон! (пауза) – 2 раза

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: