Лоббистская отрасль поглощает внушительные финансовые средства. О суммах затрат в данной сфере в России можно судить лишь косвенно — по суммам, зафиксированным в США, — поскольку официальных данных, касающихся отечественного финансирования, нет. К примеру, в 1999—2000 гг. в США только непрямой лоббизм «освоил» порядка 790 млн. долларов.
Многочисленность субъектов лоббистской деятельности в российском парламенте, их разнородность и специфичность требуют выделить и такой признак, каковым, на наш взгляд, является интерес, из-за которого лоббирующие группировки ведут нелегкую борьбу. В этом аспекте, по аналогии с зарубежными исследователями, весьма продуктивно деление лоббистской деятельности на плюралистическую и корпоративную. Плюралистическая лоббистская деятельность, как правило, имеет место в том случае, когда по одной и той же проблеме сталкиваются разные интересы нескольких групп. Корпоративное же лоббирование осуществляется монополистами той или иной сферы общественной жизнедеятельности. Корпоративное лоббирование, как показывает анализ группового давления на российский парламент, осуществляется по нескольким направлениям. Первый путь — это давление как бы снизу вверх, когда субъекты интереса установившимся в обществе порядком отстаивают свои интересы. Второй путь - договор, контракт с наиболее могущественной депутатской группой о взаимной поддержке. В обмен на предмет договора монополисту группой парламентариев гарантируется отстаивание его интересов. Такой процесс, как правило, носит скрытый характер.
Если в первом случае можно говорить о лоббировании как давлении на парламент со стороны групп интереса, то во втором случае речь идет о лоббировании как обмене или контракте между группой депутатов и исполнительно-распорядительной властью.
|
И наконец, третий вариант - это формирование тройственных союзов. Монополист вступает в союз, с одной стороны, с президентскими и правительственными структурами, с другой — с депутатским корпусом. Подобный лоббизм наиболее активно используется РАО «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», АПК, ВПК и др. При корпоративном лоббировании группы интересов сравнительно немногочисленны, функционально упорядочены, иерархичны. Плюралистическое лоббирование в Государственной Думе РФ, как правило, имеет своей основой первый путь продвижения интересов — снизу вверх. Для представителей данного типа лоббизма два других пути, по сути, невозможны из-за особой своей природы, опосредованной приоритетом наличия множественности субъектов интересов.
Плюрализм - такой тип представительства интересов, когда под влиянием жизненных обстоятельств организуются многочисленные группы давления по какой-либо актуальной проблеме. Главным признаком лоббистского плюрализма является конкуренция, свободное соревнование групп давления в их воздействии на государство, тогда как в корпоратизме налицо род картельного соглашения, функциональная дифференциация и монополия определенных групп на представительство определенных интересов.
Еще одним видом лоббистского воздействия на российских парламентариев является ситуационное и стратегическое лоббирование. Ситуационное и стратегическое лоббирование отличаются по фактору, играющему главенствующую роль в целях и задачах воздействия на парламент. Для ситуационного лоббирования характерно стремление реализовать сиюминутный интерес. В противоположность этому стратегическое лоббирование, как правило, ориентируется на долгосрочную перспективу, приносящую дивиденды не столько сегодня, сколько завтра, послезавтра. В основе ситуационного лоббирования лежат ситуационные установки, точнее, установки на ситуацию. Стратегическое же лоббирование в своей основе имеет установку на объект. Преобладание установок у одних на ситуацию, у других на объект отражает различие структуры и иерархии потребностей субъекта лоббистской деятельности.
|
Стратегическое лоббирование выражает групповые интересы, ориентированные на конкретные потребности, отвечающие базовым мотивационным тенденциям развития общества. Высший уровень их диспозиционной иерархии, как правило, образуется системой ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей.
В нынешней лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ предостаточно фактов криминального характера. Сюда можно отнести, с известной долей осторожности, утверждение СМИ, о том, что криминальный мир тоже занимается лоббистской деятельностью. Однако в силу чрезвычайной засекреченности подобной деятельности материалов на эту тему разыскать практически невозможно. В определенной мере незаконной, а в ряде случаев и криминальной является практика «стимулирования» принятия того или иного законодательного акта, поправки к закону. Из зарубежных источников известно, что в середине 90-х годов в США почасовые ставки влиятельных лоббистов доходили до 400 долларов. А некоторые контракты, кроме общих условий оплаты труда, содержали еще экстрастимулы. Так, если лоббист добьется официального внесения законопроекта в конгресс — 7 тыс. долл., одобрения его комитетом — 10 тыс. долл., одобрения сенатом или палатой представителей — 25 тыс. долл. Судя по сообщениям печати, в российском парламенте также практикуются экстрастимулы, в том числе и путем выплат определенных денежных сумм. Так, по некоторым данным, при утверждении Т. В. Парамоновой на должность председателя Центробанка РФ заинтересованными лицами предлагалось от 3 до 5 тысяч долларов тем депутатам, которые будут голосовать против данной кандидатуры.
|
Психологической основой непосредственного лоббирования является лоббистский контакт, обаяние, убеждение, внушение, психологическое заражение. Все это проявляется как в индивидуальном аспекте, так и в случаях воздействия на группу. В арсенал лоббистской деятельности входят даже и такие методы психологического воздействия, как угрозы, шантаж, принуждение.
Лоббистский контакт означает любое устное или письменное сообщение, адресованное от имени клиента облеченному правом принятия федеральных законов, федеральных административных актов, бюджета РФ, финансирования федеральных программ, назначения на должности, требующего утверждения парламентом. В Конституции РФ приведен обширный перечень прерогатив парламента, состоящий из множества пунктов. Процесс лоббирования — это, по существу, двухстороннее действие, в котором обе стороны действуют взаимовыгодно. У лоббиста свои цели, и, преследуя их, он снабжает парламентария соответствующей информацией. Депутат парламента тоже имеет свои цели, в связи с которыми рассматривает лоббиста как источник полезной, а то и крайне необходимой для него информации. Сумма подобных взаимоотношений существенно определяет коммуникационный процесс между лоббистом и парламентарием.
Содержательную сторону разнообразных видов лоббистской деятельности характеризует, прежде всего, коэффициент полезного действия лоббирующих групп.
Лоббистская деятельность может быть либо эффективной, высокоэффективной, либо вообще неэффективной. Согласно данным зарубежных источников, эффективность лоббистской деятельности даже президента США — величина переменная. Статистика поименных голосований в послевоенный период в США свидетельствует, что по тем законопроектам, по которым президент занимал четко выраженную позицию, а конгресс голосовал в соответствии с этой позицией, то есть поддержал президента, годовой коэффициент такой поддержки колебался в пределах от 43% (у президента Р. Рейгана, 1987 г) до 93% (у президента Л. Джонсона, 1963 г.). В целом в зависимости от того, какой показатель брать за точку отсчета (единичный законопроект, постановление, всю законодательную программу правительства), можно в каждом конкретном случае определить эффективность лоббистской деятельности любого лоббиста.
Эффективность лоббистской деятельности во многом определяется степенью воздействия групп интересов. В этом отношении можно выделить активное и пассивное лоббирование. В ряде случаев, столкнувшись с первыми препятствиями, отдельные лоббирующие группы не проявляют должной воли, настойчивости, упорства, не предпринимают дополнительные меры, а просто оставляют на произвол судьбы продвижение своих интересов. Подобное характерно для тех групп лобби, которые не обладают достаточными организационными и финансовыми возможностями, действуют вне контакта с другими лоббирующими группами.
Лоббизм осуществляется не только в виде индивидуально-обособленного давления, но и в виде группового — перекрестного. Проведенное исследование показывает, что для нынешнего российского парламента характерно деление лоббизма по таким признакам, как количество субъектов, участвующих в лоббировании группового интереса. Так, в ряде случаев отмечается индивидуально-обособленное лоббирование(наиболее многочисленное). В этом случае субъект лоббистской деятельности самостоятельно, в одиночку отстаивает свой групповой интерес. Практика лоббистской деятельности в российском парламенте фиксирует и случаи перекрестного лоббирования(крайне редко). При таком подходе, в порядке взаимопомощи, стороны договариваются о взаимной поддержке в проведении законопроекта через тот комитет, где у них лучше всего отлажены связи. Третий вариант — это коалиционное лоббирование.
Классифицируя парламентское лоббирование по видам, целесообразно выделить и тип общения, используемого лоббистами в ходе данного процесса. Так, в зависимости от содержания, целей и средств лоббирования общение может осуществляться посредством таких видов общения, как материальный (предоставление готовых законов, поправок, постановлений и т. д.), когнитивный(обмен информацией, знаниями), кондиционный, мотивационный (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельный (обмен умениями, навыками и т. д.).
Анализ показывает, что в лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ используются все виды общения. Трудно с научной точки зрения определить иерархию, предпочтение тех или иных видов общения, используемых лоббирующими структурами, группами интересов в Думе. Правильнее будет сказать, что в процессе лоббирования в Государственной Думе РФ используется вся совокупность видов лоббирования, опирающаяся на единство многообразия различных видов коммуникативного общения.
Особенностью лоббирования групповых интересов в российском парламенте является четкое структурирование интересов, которое сложилось на протяжении всего периода существования института парламентаризма в России. Правда, в советский период процессы лоббистской деятельности были скрыты завесой секретности, о них не писали, исследовательская работа в данном направлении не поощрялась. Вместе с тем анализ лоббистской деятельности той поры, а также появившиеся в последнее время публикации позволяют приоткрыть механизм продвижения групповых интересов и в тот период времени.
Механизм лоббирования законов, постановлений, ратификации международных соглашений в Государственной Думе довольно разнообразен. В целом его можно разделить на такие структурные элементы, как предлоббирование,лоббирование и постлоббирование. Некоторые авторы выделяют пять структурных элементов: предлоббирование, лоббирование через депутатов на пленарном заседании во время думской сессии, проведение нужных решений при разработке законопроектов в комитетах Государственной Думы, давление на аппарат нижней палаты и некоторые другие варианты воздействия.
В качестве предлоббирования выступает спонсирование избирательной кампании кандидата в депутаты, избирательного объединения, процедура устройства в аппарат Государственной Думы, комитеты, комиссии, фракции или депутатские группы своего человека. Сюда же можно отнести и формирование лоббирующей команды из числа «независимых» экспертов, обслуживающих комитеты и фракции. Определяющее значение в этом случае имеет наличие у лоббирующей организации психологического чутья, интуиции. Важным является ротация кадров в аппарат Государственной Думы. При внедрении своих людей в аппарат, как правило, используется метод протежирования через влиятельных лиц, способных содействовать принятию на работу того или иного специалиста. Важнейшей составной частью механизма предлоббирования является «лоббирование лобби», т. е. мобилизация заинтересованных групп в поддержку того или иного проекта. Основная организационная форма такой мобилизации — это строительство коалиций, как правило, временных и однопроблемных, создаваемых для решения судьбы конкретного законопроекта.
Специфичной формой лоббирования групповых интересов является предоставление депутату, депутатской группе готовых законопроектов. Косвенно о размахе этого вида лоббирования свидетельствуют цифры, которые представлены депутатами в порядке законодательной инициативы законопроектов. Данный метод лоббирования обладает своей особой спецификой. Помимо разработки содержания необходимого закона, лоббист должен заранее иметь определенную стратегию продвижения этого законопроекта по многочисленным ступенькам законодательного процесса. Ему также необходимо заранее учесть все политические препятствия, которые могут встретиться на пути принятия закона.
Еще одним инструментом лоббистского воздействия является заключение фракции или депутатской группы. Характерной особенностью нынешней деятельности российских парламентариев является то, что депутаты весьма болезненно реагируют на законодательные инициативы Президента и Правительства Российской Федерации, усматривая в этом давление на свои права. Во избежание отрицательных эмоций депутатского корпуса в ряде случаев президент и правительство вносят законопроекты и поправки к ним от имени депутатов.
В лоббистской практике существует и такой способ проведения групповых интересов, как проваливание закона путем внесения в него таких поправок, после которых он считается вообще непроходным. Традиционной формой лоббирования является механизм психологического воздействия на избранных депутатов во время их сессионной работы на пленарных заседаниях. Нужные решения проводятся с помощью одного депутата или группы парламентариев, которая может быть временно организованным неформальным объединением, фракцией или союзом депутатских групп. Наиболее характерным для деятельности субъектов лоббистской деятельности в российском парламенте является организация как прямого, так и, особенно, опосредованного (через государственный аппарат и общественное мнение) информационного и психологического воздействия на центры принятия решений. Лоббизм, направленный на парламент, не решает полностью те проблемы, во имя которых он предпринимается заинтересованными группами. Остается достаточно причин для того, чтобы столь же активно лоббировать другие органы власти.
Немаловажной частью механизма психологического воздействия на парламент как на стадии предлоббирования, так и на этапах лоббирования и постлоббирования являются СМИ. Через специально организованные кампании на телевидении, радио, в газетах и журналах группы влияния добиваются изменения восприятия депутатским корпусом той или иной проблемы, формируют у парламентариев и общественности соответствующие установки. Сюда же можно отнести и организуемые митинги, акции протеста, пикетирования парламента, вручение депутатам всевозможных петиций. Таким образом, механизм лоббистской деятельности в парламенте имеет своим стержнем симбиоз личных, общественных и групповых интересов. Вот почему при лоббировании тех или иных законов, поправок, постановлений и поручений Государственной Думы лоббисты обязательно опираются на совокупный личный и общественный интерес депутатов.
Немаловажная роль в психологии лоббистской деятельности принадлежит мотивационно-смысловой направленности. Как правило, мотивацию трактуют как совокупность причин психологического характера, определяющих поведение субъекта, его начало, направленность и активность. В современной психологии понятие «мотивация» используется в двух значениях: как «система факторов, детерминирующих поведение» (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, намерения, стремления и многое другое), и как «характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне».
Посредством мотивации в психологии находят свое объяснение такие стороны поведения индивидов, как направленность, продолжительность, устойчивость, смысловая ценность, разумность, возникновение и завершение поведенческого акта. Согласно концепции К. Левина, «движущим фактором поведения (независимо от того, осознается он или нет) служит мотивационная напряженность жизненного пространства».
Мотивационно-смысловая направленность и механизм осуществления лоббирования напрямую зависят от масштабности поставленной задачи. Если лоббирующей структуре, лицу необходимо внести поправки в законопроект, изменить несколько абзацев или просто ликвидировать несколько пунктов, то в принципе лоббисты пользуются услугами одного-двух депутатов, готовых на соответствующих условиях произвести необходимые действия.
Еще одна форма лоббирования отличается своей акцентуацией на групповую заинтересованность в решениях. Можно выделить два основных вида этой модели: региональное и национальное давление на законодательную власть. Самым тривиальным является проталкивание экономических интересов элит субъектов федерации через депутатов-одномандатников, представляющих какой-либо регион, а также через депутатов, прошедших по партийным спискам, но являющихся местными выходцами или его жителями. Этот способ лоббирования стал настолько обыденным и почти обязательным, что многие депутаты не воспринимают его как лоббизм, а трактуют свои действия как защиту интересов родного края.
Менее распространенным является вариант лоббирования через депутатов определенной национальности интересов коммерческих национальных группировок. Необходимо отметить, что этот вариант является практически безотказным, так как прошедший определенную обработку депутат сделает все от него зависящее, чтобы помочь «братьям по крови». Данный способ лоббирования имеет своей основой глубинную психологию, детерминирующую иерархию и направленность предпочтений.
Другая мотивационная модель лоббирования в парламентской деятельности предполагает искусственную актуализацию проблемы. При таком подходе основной задачей становится привлечение к ней внимания общественности и властных структур. Проводимая отдельным депутатом или представителями какого-либо комитета или депутатской группы пресс-конференция либо выступление в СМИ призваны «вбросить» в информационное пространство облаченную в псевдосенсационные формы проблему. После поднятого шума вопрос может быстро решиться в рамках существующего законодательного процесса, и о нем вскоре забудут.
Мотивационно-смысловую направленность процесса лоббирования можно рассматривать не только через специфику воздействия на депутата, группу депутатов, лидера депутатского объединения, группу лидеров депутатских объединений, но и через конкретные точки доступа к законодательному процессу.
В лоббистской деятельности активно используется и меркантильный интерес, имеющийся у отдельных участников законодательного процесса. Как отмечают средства массовой информации, в Государственной Думе получили распространение и такие методы воздействия, как скупка голосов парламентариев или подкуп чиновников.
Мотивация достижения и самоутвержденияобусловлена стремлением парламентариев к самосовершенствованию и успеху, высокому профессионализму деятельности и основывается на стремлении депутатов к высокому социальному и политическому статусу, профессиональному авторитету. Наиболее распространены мотивы конкуренции, самоуверенности, честолюбия и самолюбия.
Мотивация по типу социальной идентификациибазируется на отождествлении парламентариями себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью. Выражается в негативном или, в крайних случаях, пассивном отношении к установкам, не соответствующим нормам и стереотипам собственной группы.
Мотивация вознаграждением (прагматическая мотивация) ориентирована на социальное и материальное вознаграждение в любых формах, позитивную оценку депутатской деятельности; предполагает устойчивый интерес отдельных парламентариев к личной или групповой выгоде вне зависимости от ее нравственного значения, проявляется в эгоцентризме, стремлении к лидерству, преобладают мотивы вне профессиональных целей.
Мотивация избегания неудачвыражается в стремлении депутатов к сохранению положительных эмоций, позитивных взаимоотношений среди парламентариев и с избирателями. Характеризуется акцентуацией на результат и поверхностным интересом к содержанию парламентской деятельности.
Заключение
С точки зрения политического анализа лоббирование - объективное явление, неизбежная принадлежность общества, состоящего из различных групп. Скрытый (или латентный) лоббизм существует даже при тоталитарной системе, а в условиях плюрализма это - объективное явление политической жизни, независимо от того, легитимен ли лоббизм, согласно действующим правовым нормам. Потенциал для лоббирования создают правовые нормы, расширяющие возможности взаимодействия представителей частного сектора и граждан с представителями органов власти, а также повышающие прозрачность деятельности власти. Например, такие законы, как «О взаимодействии некоммерческих организаций и органов власти», «О праве граждан на доступ к информации» и др.
На сегодняшний день лоббирование не урегулировано законодательно в Российской Федерации и в ее субъектах. Очевидно, в условиях отсутствия правового регулирования лоббизм не искореняется как явление, отсутствие правовой базы только создает реальные условия для трансформации лоббирования в элементарную коррупцию и утраты над ним общественного контроля.
В современной России проблема лоббизма связана с усвоенными и стереотипизированными представлениями об организации лоббистской деятельности. Проблема российского лоббизма связана с практикой настырного продвижения интересов определенных групп влияния. При этом ограничивается строй субъектов, которые могут сложно участвовать в формировании решений. В этом смысле проблема лоббизма есть организация неэффективного взаимодействия и отсутствие стремления к выработке и установлению нового формата, согласования и продвижения решений.
Список использованной литературы