Виды и эффективность лоббистской деятельности в политической власти




 

Лоббистская отрасль поглощает внушительные финансовые средства. О суммах затрат в данной сфере в России можно судить лишь косвенно — по суммам, зафиксированным в США, — поскольку официальных данных, касающихся отечественного финансирования, нет. К примеру, в 1999—2000 гг. в США только непря­мой лоббизм «освоил» порядка 790 млн. долларов.

Многочисленность субъектов лоббистской деятель­ности в российском парламенте, их разнородность и специфичность требуют выделить и такой признак, каковым, на наш взгляд, является интерес, из-за кото­рого лоббирующие группировки ведут нелегкую борь­бу. В этом аспекте, по аналогии с зарубежными иссле­дователями, весьма продуктивно деление лоббистской деятельности на плюралистическую и корпоративную. Плюралистическая лоббистская деятельность, как правило, имеет место в том случае, когда по одной и той же проблеме сталкиваются разные интересы не­скольких групп. Корпоративное же лоббирование осуществляется монополистами той или иной сферы об­щественной жизнедеятельности. Корпоративное лоббирование, как показывает анализ группового давления на российский парламент, осуществляется по нескольким направлениям. Первый путь — это давление как бы снизу вверх, когда субъ­екты интереса установившимся в обществе порядком отстаивают свои интересы. Второй путь - договор, контракт с наиболее могущественной депутатской группой о взаимной поддержке. В обмен на предмет договора монополисту группой парламентариев гарантируется отстаивание его интересов. Такой процесс, как правило, носит скрытый характер.

Если в первом случае можно говорить о лоббиро­вании как давлении на парламент со стороны групп интереса, то во втором случае речь идет о лоббирова­нии как обмене или контракте между группой депутатов и исполнительно-распорядительной властью.

И наконец, третий вариант - это формирование тройственных союзов. Монополист вступает в союз, с одной стороны, с президентскими и правительствен­ными структурами, с другой — с депутатским корпу­сом. Подобный лоббизм наиболее активно использует­ся РАО «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», АПК, ВПК и др. При корпоративном лоббировании группы интересов срав­нительно немногочисленны, функционально упорядо­чены, иерархичны. Плюралистическое лоббирование в Государствен­ной Думе РФ, как правило, имеет своей основой пер­вый путь продвижения интересов — снизу вверх. Для представителей данного типа лоббизма два других пу­ти, по сути, невозможны из-за особой своей природы, опосредованной приоритетом наличия множественно­сти субъектов интересов.

Плюрализм - такой тип представительства инте­ресов, когда под влиянием жизненных обстоятельств организуются многочисленные группы давления по какой-либо актуальной проблеме. Главным признаком лоббистского плюрализма является конкуренция, сво­бодное соревнование групп давления в их воздейст­вии на государство, тогда как в корпоратизме налицо род картельного соглашения, функциональная диффе­ренциация и монополия определенных групп на пред­ставительство определенных интересов.

Еще одним видом лоббистского воздействия на российских парламентариев является ситуационное и стратегическое лоббирование. Ситуационное и стра­тегическое лоббирование отличаются по фактору, играющему главенствующую роль в целях и задачах воздействия на парламент. Для ситуационного лобби­рования характерно стремление реализовать сиюми­нутный интерес. В противоположность этому стратегическое лоббирование, как правило, ориентируется на долгосрочную перспективу, приносящую дивиденды не столько сегодня, сколько завтра, послезавтра. В основе ситуационного лоббирования лежат си­туационные установки, точнее, установки на ситуацию. Стратегическое же лоббирование в своей основе име­ет установку на объект. Преобладание установок у одних на ситуацию, у дру­гих на объект отражает различие структуры и иерар­хии потребностей субъекта лоббистской деятельности.

Стратегическое лоббирование выражает групповые интересы, ориентированные на конкретные потребности, отвечающие базовым мотивационным тенденциям раз­вития общества. Высший уровень их диспозиционной иерархии, как правило, образуется системой ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей.

В нынешней лоббистской деятельности в Государст­венной Думе РФ предостаточно фактов криминального характера. Сюда можно отнести, с известной долей осторожности, утверждение СМИ, о том, что крими­нальный мир тоже занимается лоббистской деятельно­стью. Однако в силу чрезвычайной засекреченности подобной деятельности материалов на эту тему разы­скать практически невозможно. В определенной мере незаконной, а в ряде случа­ев и криминальной является практика «стимулирова­ния» принятия того или иного законодательного акта, поправки к закону. Из зарубежных источников извест­но, что в середине 90-х годов в США почасовые став­ки влиятельных лоббистов доходили до 400 долларов. А некоторые контракты, кроме общих условий оплаты труда, содержали еще экстрастимулы. Так, если лоб­бист добьется официального внесения законопроекта в конгресс — 7 тыс. долл., одобрения его комитетом — 10 тыс. долл., одобрения сенатом или палатой пред­ставителей — 25 тыс. долл. Судя по сообщениям печати, в российском парла­менте также практикуются экстрастимулы, в том числе и путем выплат определенных денежных сумм. Так, по некоторым данным, при утверждении Т. В. Парамоновой на должность председателя Центробанка РФ заинтересо­ванными лицами предлагалось от 3 до 5 тысяч долла­ров тем депутатам, которые будут голосовать против данной кандидатуры.

Психологической основой непосредственного лоб­бирования является лоббистский контакт, обаяние, убеждение, внушение, психологическое заражение. Все это проявляется как в индивидуальном аспекте, так и в случаях воздействия на группу. В арсенал лоббистской деятельности входят даже и такие методы психологиче­ского воздействия, как угрозы, шантаж, принуждение.

Лоббистский контакт означает любое устное или письменное сообщение, адресованное от имени клиен­та облеченному правом принятия федеральных законов, федеральных административных актов, бюджета РФ, финансирования федеральных программ, назначения на должности, требующего утверждения парламентом. В Конституции РФ приведен обширный перечень пре­рогатив парламента, состоящий из множества пунктов. Процесс лоббирования — это, по существу, двух­стороннее действие, в котором обе стороны действу­ют взаимовыгодно. У лоббиста свои цели, и, пресле­дуя их, он снабжает парламентария соответствующей информацией. Депутат парламента тоже имеет свои цели, в связи с которыми рассматривает лоббиста как источник полезной, а то и крайне необходимой для него информации. Сумма подобных взаимоотношений су­щественно определяет коммуникационный процесс между лоббистом и парламентарием.

Содержательную сторону разнообразных видов лоббистской деятельности характеризует, прежде все­го, коэффициент полезного действия лоббирующих групп.

Лоббистская деятельность может быть либо эффективной, высокоэффективной, либо вообще не­эффективной. Согласно данным зарубежных источ­ников, эффективность лоббистской деятельности даже президента США — величина переменная. Статистика поименных голосований в послевоенный период в США свидетельствует, что по тем законопроектам, по которым президент занимал четко выраженную по­зицию, а конгресс голосовал в соответствии с этой позицией, то есть поддержал президента, годовой коэффициент такой поддержки колебался в пределах от 43% (у президента Р. Рейгана, 1987 г) до 93% (у пре­зидента Л. Джонсона, 1963 г.). В целом в зависимости от того, какой показатель брать за точку отсчета (единичный законопроект, по­становление, всю законодательную программу прави­тельства), можно в каждом конкретном случае опреде­лить эффективность лоббистской деятельности любого лоббиста.

Эффективность лоббистской деятельности во мно­гом определяется степенью воздействия групп интере­сов. В этом отношении можно выделить активное и пассивное лоббирование. В ряде случаев, столкнувшись с первыми препятствиями, отдельные лоббирующие группы не проявляют должной воли, настойчивости, упорства, не предпринимают дополнительные меры, а просто оставляют на произвол судьбы продвижение своих интересов. Подобное характерно для тех групп лобби, которые не обладают достаточными организаци­онными и финансовыми возможностями, действуют вне контакта с другими лоббирующими группами.

Лоббизм осуществляется не только в виде инди­видуально-обособленного давления, но и в виде группового — перекрестного. Проведенное исследование показывает, что для нынешнего российского парламента характерно деление лоббизма по таким признакам, как количество субъектов, участвующих в лоббировании группового интереса. Так, в ряде случаев отмечается индивидуально-обособленное лоббирование(наиболее многочисленное). В этом случае субъект лоббистской деятельности самостоятельно, в одиночку отстаивает свой групповой интерес. Практика лоббистской деятельности в российском парламенте фиксирует и случаи перекрестного лоб­бирования(крайне редко). При таком подходе, в по­рядке взаимопомощи, стороны договариваются о взаим­ной поддержке в проведении законопроекта через тот комитет, где у них лучше всего отлажены связи. Третий вариант — это коалиционное лоббирование.

Классифицируя парламентское лоббирование по видам, целесообразно выделить и тип общения, исполь­зуемого лоббистами в ходе данного процесса. Так, в зави­симости от содержания, целей и средств лоббирования общение может осуществляться посредством таких ви­дов общения, как материальный (предоставление готовых законов, поправок, постановлений и т. д.), когнитивный(обмен информацией, знаниями), кондиционный, мотивационный (обмен побу­ждениями, целями, интересами, мотивами, потребностя­ми), деятельный (обмен умениями, навыками и т. д.).

Анализ показывает, что в лоббистской деятельно­сти в Государственной Думе РФ используются все виды общения. Трудно с научной точки зрения определить иерархию, предпочтение тех или иных видов общения, используемых лоббирующими структурами, группами интересов в Думе. Правильнее будет сказать, что в процессе лоббирования в Государственной Думе РФ используется вся совокупность видов лоббирования, опирающаяся на единство многообразия различных видов коммуникативного общения.

Особенностью лоббирования групповых интере­сов в российском парламенте является четкое струк­турирование интересов, которое сложилось на про­тяжении всего периода существования института парламентаризма в России. Правда, в советский пе­риод процессы лоббистской деятельности были скры­ты завесой секретности, о них не писали, исследова­тельская работа в данном направлении не поощрялась. Вместе с тем анализ лоббистской деятельности той поры, а также появившиеся в последнее время публи­кации позволяют приоткрыть механизм продвижения групповых интересов и в тот период времени.

Механизм лоббирования законов, постановлений, ратификации международных соглашений в Государ­ственной Думе довольно разнообразен. В целом его можно разделить на такие структурные элементы, как предлоббирование,лоббирование и постлоббирование. Некоторые авторы выделяют пять структурных эле­ментов: предлоббирование, лоббирование через депу­татов на пленарном заседании во время думской сес­сии, проведение нужных решений при разработке законопроектов в комитетах Государственной Думы, давление на аппарат нижней палаты и некоторые другие варианты воздействия.

В качестве предлоббирования выступает спонси­рование избирательной кампании кандидата в депу­таты, избирательного объединения, процедура устройства в аппарат Государственной Думы, комитеты, комиссии, фракции или депутатские группы своего человека. Сюда же можно отнести и формиро­вание лоббирующей команды из числа «независимых» экспертов, обслуживающих комитеты и фракции. Определяющее значение в этом случае имеет наличие у лоббирующей организации психологическо­го чутья, интуиции. Важным является ротация кадров в аппарат Госу­дарственной Думы. При внедрении своих людей в аппарат, как правило, используется метод протежирования через влиятельных лиц, способных содействовать принятию на работу того или иного специалиста. Важнейшей составной частью механизма предлоббирования является «лоббирование лобби», т. е. моби­лизация заинтересованных групп в поддержку того или иного проекта. Основная организационная форма та­кой мобилизации — это строительство коалиций, как правило, временных и однопроблемных, создаваемых для решения судьбы конкретного законопроекта.

Специфичной формой лоббирования групповых интересов является предоставление депутату, депу­татской группе готовых законопроектов. Косвенно о размахе этого вида лоббирования свидетельствуют цифры, которые представлены депутатами в порядке законодательной инициативы законопроектов. Данный метод лоббирования обладает своей особой спецификой. Помимо разработки содержания необхо­димого закона, лоббист должен заранее иметь опреде­ленную стратегию продвижения этого законопроекта по многочисленным ступенькам законодательного процесса. Ему также необходимо заранее учесть все политические препятствия, которые могут встретить­ся на пути принятия закона.

Еще одним инструментом лоббистского воздейст­вия является заключение фракции или депутатской группы. Характерной особенностью нынешней деятель­ности российских парламентариев является то, что депутаты весьма болезненно реагируют на законода­тельные инициативы Президента и Правительства Российской Федерации, усматривая в этом давление на свои права. Во избежание отрицательных эмоций депутатского корпуса в ряде случаев президент и правительство вносят законопроекты и поправки к ним от имени депутатов.

В лоббистской практике существует и такой спо­соб проведения групповых интересов, как проваливание закона путем внесения в него таких поправок, после которых он считается вообще непроходным. Традиционной формой лоббирования является механизм психологического воздействия на избранных депутатов во время их сессионной работы на пленар­ных заседаниях. Нужные решения проводятся с помо­щью одного депутата или группы парламентариев, которая может быть временно организованным нефор­мальным объединением, фракцией или союзом депу­татских групп. Наиболее характерным для деятельности субъектов лоббистской деятельности в российском парламенте является организация как прямого, так и, особенно, опосредованного (через государственный аппарат и общественное мнение) информационного и психоло­гического воздействия на центры принятия решений. Лоббизм, направленный на парламент, не решает полностью те проблемы, во имя которых он предпри­нимается заинтересованными группами. Остается достаточно причин для того, чтобы столь же активно лоббировать другие органы власти.

Немаловажной частью механизма психологическо­го воздействия на парламент как на стадии предлоббирования, так и на этапах лоббирования и постлоббирования являются СМИ. Через специально организованные кампании на телевидении, радио, в газетах и журналах группы влияния добиваются изменения восприятия депутатским корпусом той или иной проблемы, форми­руют у парламентариев и общественности соответствую­щие установки. Сюда же можно отнести и организуемые митинги, акции протеста, пикетирования парламента, вручение депутатам всевозможных петиций. Таким образом, механизм лоббистской деятельно­сти в парламенте имеет своим стержнем симбиоз личных, общественных и групповых интересов. Вот почему при лоббировании тех или иных законов, по­правок, постановлений и поручений Государственной Думы лоббисты обязательно опираются на совокупный личный и общественный интерес депутатов.

Немаловажная роль в психологии лоббистской деятельности принадлежит мотивационно-смысловой направленности. Как правило, мотивацию трактуют как совокупность причин психологического характе­ра, определяющих поведение субъекта, его начало, направленность и активность. В современной психо­логии понятие «мотивация» используется в двух зна­чениях: как «система факторов, детерминирующих по­ведение» (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, намерения, стремления и многое другое), и как «характеристика процесса, который стимулиру­ет и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне».

Посредством мотивации в психологии находят свое объяснение такие стороны поведения индивидов, как направленность, продолжительность, устойчивость, смысловая ценность, разумность, возникновение и завершение поведенческого акта. Согласно концепции К. Левина, «движущим фактором поведения (незави­симо от того, осознается он или нет) служит мотивационная напряженность жизненного пространства».

Мотивационно-смысловая направленность и меха­низм осуществления лоббирования напрямую зависят от масштабности поставленной задачи. Если лоббирую­щей структуре, лицу необходимо внести поправки в законопроект, изменить несколько абзацев или просто ликвидировать несколько пунктов, то в принципе лоб­бисты пользуются услугами одного-двух депутатов, готовых на соответствующих условиях произвести не­обходимые действия.

Еще одна форма лоббирования отличается своей акцентуацией на групповую заинтересованность в решениях. Можно выделить два основных вида этой модели: региональное и национальное давление на законодательную власть. Самым тривиальным является проталкивание экономических интересов элит субъектов федерации че­рез депутатов-одномандатников, представляющих ка­кой-либо регион, а также через депутатов, прошедших по партийным спискам, но являющихся местными выходцами или его жителями. Этот способ лоббирова­ния стал настолько обыденным и почти обязательным, что многие депутаты не воспринимают его как лоббизм, а трактуют свои действия как защиту интересов родного края.

Менее распространенным является вариант лоб­бирования через депутатов определенной национально­сти интересов коммерческих национальных группи­ровок. Необходимо отметить, что этот вариант является практически безотказным, так как прошедший опре­деленную обработку депутат сделает все от него зави­сящее, чтобы помочь «братьям по крови». Данный способ лоббирования имеет своей основой глубинную психологию, детерминирующую иерархию и направ­ленность предпочтений.

Другая мотивационная модель лоббирования в пар­ламентской деятельности предполагает искусственную актуализацию проблемы. При таком подходе основной задачей становится привлечение к ней внимания об­щественности и властных структур. Проводимая от­дельным депутатом или представителями какого-либо комитета или депутатской группы пресс-конференция либо выступление в СМИ призваны «вбросить» в ин­формационное пространство облаченную в псевдосен­сационные формы проблему. После поднятого шума вопрос может быстро решиться в рамках существую­щего законодательного процесса, и о нем вскоре за­будут.

Мотивационно-смысловую направленность про­цесса лоббирования можно рассматривать не толь­ко через специфику воздействия на депутата, груп­пу депутатов, лидера депутатского объединения, группу лидеров депутатских объединений, но и че­рез конкретные точки доступа к законодательному процессу.

В лоббистской деятельности активно использу­ется и меркантильный интерес, имеющийся у от­дельных участников законодательного процесса. Как отмечают средства массовой информации, в Государственной Думе получили распространение и такие методы воздействия, как скупка голосов парла­ментариев или подкуп чиновников.

Мотивация достижения и самоутвержденияобу­словлена стремлением парламентариев к самосовер­шенствованию и успеху, высокому профессионализму деятельности и основывается на стремлении депутатов к высокому социальному и политическому статусу, про­фессиональному авторитету. Наиболее распростране­ны мотивы конкуренции, самоуверенности, честолюбия и самолюбия.

Мотивация по типу социальной идентификациибазируется на отождествлении парламентариями себя с какой-либо (большой или малой) социальной груп­пой или общностью. Выражается в негативном или, в крайних случаях, пассивном отношении к установкам, не соответствующим нормам и стереотипам собствен­ной группы.

Мотивация вознаграждением (прагматическая мотивация) ориентирована на социальное и мате­риальное вознаграждение в любых формах, позитив­ную оценку депутатской деятельности; предполагает устойчивый интерес отдельных парламентариев к личной или групповой выгоде вне зависимости от ее нравственного значения, проявляется в эгоцентризме, стремлении к лидерству, преобладают мотивы вне профессиональных целей.

Мотивация избегания неудачвыражается в стрем­лении депутатов к сохранению положительных эмоций, позитивных взаимоотношений среди парламентариев и с избирателями. Характеризуется акцентуацией на результат и поверхностным интересом к содержанию парламентской деятельности.

 

 

Заключение

 

С точки зрения политического анализа лоббирование - объективное явление, неизбежная принадлежность общества, состоящего из различных групп. Скрытый (или латентный) лоббизм существует даже при тоталитарной системе, а в условиях плюрализма это - объективное явление политической жизни, независимо от того, легитимен ли лоббизм, согласно действующим правовым нормам. Потенциал для лоббирования создают правовые нормы, расширяющие возможности взаимодействия представителей частного сектора и граждан с представителями органов власти, а также повышающие прозрачность деятельности власти. Например, такие законы, как «О взаимодействии некоммерческих организаций и органов власти», «О праве граждан на доступ к информации» и др.

На сегодняшний день лоббирование не урегулировано законодательно в Российской Федерации и в ее субъектах. Очевидно, в условиях отсутствия правового регулирования лоббизм не искореняется как явление, отсутствие правовой базы только создает реальные условия для трансформации лоббирования в элементарную коррупцию и утраты над ним общественного контроля.

В современной России проблема лоббизма связана с усвоенными и стереотипизированными представлениями об организации лоббистской деятельности. Проблема российского лоббизма связана с практикой настырного продвижения интересов определенных групп влияния. При этом ограничивается строй субъектов, которые могут сложно участвовать в формировании решений. В этом смысле проблема лоббизма есть организация неэффективного взаимодействия и отсутствие стремления к выработке и установлению нового формата, согласования и продвижения решений.

 

Список использованной литературы

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: