ПСИХОАНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
37.03.01 Психология
Симферополь 2019
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО/СУОС ВО, утвержденным приказом Минобрнауки России/ректора № ___ от «____» ________ 20___ г и учебным планом ОПОП ВО «Протокол Учебно-методического совета ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» № 3 от «06» июня 2018 г.
Разработчик(и): Маричева Анастасия Викторовна, доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии, канд. психол. наук, доцент
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры __ глубинной психологии и психотерапии
Протокол от «____» ________ 2019 г. № ___
Заведующий кафедрой глубинной психологии и психотерапии
_____________________ /__ Калина Н.Ф. __/
Согласовано с учебно-методической комиссией Факультета психологии Таврической академии (СП) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»
Протокол от «____» ________ 2019 г.№ ___
Председатель _____________________ / И.И. Бородина /
Курс лекций
Тема 1. Общее понятие о культуре. Психоаналитическая трактовка культурных феноменов.
Содержание: Культура, ее определение. Функции культуры. Виды культур. Психология о феноменах культуры. Психоанализ как культурное явление и как психологическая концепция. Психоаналитическая трактовка культурных феноменов.
Вопросы для контроля:
1. Что такое культура в ракурсе психологической науки?
2. Кто является создателем психоаналитической теории и в чем ее суть?
3. В чем основные характеристики психоанализа как культурного феномена?
4. Как повлияла психоаналитическая концепция на развитие других наук о человеке?
5. Приведите примеры влияния психоанализа на искусство, литературу, кинематографию.
|
Тема 2. Теория культуры З. Фрейда и социальное поведение.
Содержание: Структура личности и её социальные действия в психоанализе. Механизмы психологической защиты. Сублимация как психический процесс. Агрессивность и идентификация. Недовольство культурой у З.Фрейда.
Вопросы для контроля:
1. Какова структура личности в теории психоанализа?
2. Как взаимосвязаны Супер-эго и социальное поведение?
3. Какие механизмы психорлогической защиты детерминируют социальное поведение и в каких условиях?
4. В чем заключается проблема сублимации?
5. О чем работа З.Фрейда «Недовольство культурой»?
Литература основная: Фрейд, З. Хрестоматия / З. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковикова. - Москва: Когито-Центр, 2016. - Т. 1. Основные понятия, теории и методы психоанализа. - 636 с. - ISBN 978-5-89353-468-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430533 (23.08.2019).
|
Тема 3. Аналитическая культурология К.Г. Юнга, психология масс.
Содержание: Концепция коллективного бессознательного К.Г. Юнга. Архетипы и комплексы – определение. Архетипы индивидуального бессознательного. Архетипы коллективного бессознательного. Культура и искусство как «сновидение» коллективной психики. Проявление архетипов в поведении человека и группы.
Вопросы для контроля:
1. Значение концепции коллективного бессознательного для исследований культуры?
2. Перечислите архетипы индивидуального бессознательного и их функции?
3. Перечислите архетипы коллективного бессознательного и их проявление в социальной жизни?
4. Каковы принципы анализа культурных артефактов в юнгтианстве?
5. Опишите психологические механизмы группового поведения с точки зрения проявления коллективного бессознательного?
Литература основная:
1. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. - Москва: Директ-Медиа, 2015. - 1458 с. - ISBN 978-5-4475-5441-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427495 (23.08.2019).
2. Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников [и др.]; под редакцией М. М. Решетникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 317 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00230-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432815 (дата обращения: 23.08.2019).
|
Презентация к курсу лекций находится в приложении к данному документу.
Методические рекомендации для проведения практических занятий: