ПСИХОАНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
37.03.01 Психология
Симферополь 2019
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО/СУОС ВО, утвержденным приказом Минобрнауки России/ректора № ___ от «____» ________ 20___ г и учебным планом ОПОП ВО «Протокол Учебно-методического совета ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» № 3 от «06» июня 2018 г.
Разработчик(и): Маричева Анастасия Викторовна, доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии, канд. психол. наук, доцент
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры __ глубинной психологии и психотерапии
Протокол от «____» ________ 2019 г. № ___
Заведующий кафедрой глубинной психологии и психотерапии
_____________________ /__ Калина Н.Ф. __/
Согласовано с учебно-методической комиссией Факультета психологии Таврической академии (СП) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»
Протокол от «____» ________ 2019 г.№ ___
Председатель _____________________ / И.И. Бородина /
Курс лекций
Тема 1. Общее понятие о культуре. Психоаналитическая трактовка культурных феноменов.
Содержание: Культура, ее определение. Функции культуры. Виды культур. Психология о феноменах культуры. Психоанализ как культурное явление и как психологическая концепция. Психоаналитическая трактовка культурных феноменов.
Вопросы для контроля:
1. Что такое культура в ракурсе психологической науки?
2. Кто является создателем психоаналитической теории и в чем ее суть?
3. В чем основные характеристики психоанализа как культурного феномена?
4. Как повлияла психоаналитическая концепция на развитие других наук о человеке?
5. Приведите примеры влияния психоанализа на искусство, литературу, кинематографию.
Тема 2. Теория культуры З. Фрейда и социальное поведение.
Содержание: Структура личности и её социальные действия в психоанализе. Механизмы психологической защиты. Сублимация как психический процесс. Агрессивность и идентификация. Недовольство культурой у З.Фрейда.
Вопросы для контроля:
1. Какова структура личности в теории психоанализа?
2. Как взаимосвязаны Супер-эго и социальное поведение?
3. Какие механизмы психорлогической защиты детерминируют социальное поведение и в каких условиях?
4. В чем заключается проблема сублимации?
5. О чем работа З.Фрейда «Недовольство культурой»?
Литература основная: Фрейд, З. Хрестоматия / З. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковикова. - Москва: Когито-Центр, 2016. - Т. 1. Основные понятия, теории и методы психоанализа. - 636 с. - ISBN 978-5-89353-468-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430533 (23.08.2019).
Тема 3. Аналитическая культурология К.Г. Юнга, психология масс.
Содержание: Концепция коллективного бессознательного К.Г. Юнга. Архетипы и комплексы – определение. Архетипы индивидуального бессознательного. Архетипы коллективного бессознательного. Культура и искусство как «сновидение» коллективной психики. Проявление архетипов в поведении человека и группы.
Вопросы для контроля:
1. Значение концепции коллективного бессознательного для исследований культуры?
2. Перечислите архетипы индивидуального бессознательного и их функции?
3. Перечислите архетипы коллективного бессознательного и их проявление в социальной жизни?
4. Каковы принципы анализа культурных артефактов в юнгтианстве?
5. Опишите психологические механизмы группового поведения с точки зрения проявления коллективного бессознательного?
Литература основная:
1. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. - Москва: Директ-Медиа, 2015. - 1458 с. - ISBN 978-5-4475-5441-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427495 (23.08.2019).
2. Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников [и др.]; под редакцией М. М. Решетникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 317 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00230-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432815 (дата обращения: 23.08.2019).
Презентация к курсу лекций находится в приложении к данному документу.
Методические рекомендации для проведения практических занятий:
Тема 1. Искусство, литература, кинематография как предмет психоанализа. - цель занятия – провести групповой анализ артефактов и феноменов культуры, таких как искусство, литература и кинематография.- форма проведения – индивидуальные кейс-задачи, доклады и презентации, групповая деловая игра, групповой анализ ситуаций и имитационных моделей;- методика и порядок выполнения – предварительные задания для подготовки доклада, презентации; предоставление кейс-задач, групповой деловой игры и ситуаций/моделей- материально-техническое обеспечение – компьютер, проектор при необходимости;- контрольные вопросы указаны к лекции Темы 1.- критерии оценки отчета обучающегося по практическому занятиюНеудовлетворительно | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | Вид задания |
Не умеет проектировать, отбирать и реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики поставленной задачи | Фрагментарно умеет проектировать, отбирать и реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики поставленной задачи | Обладает сформированными, но содержащими отдельные пробелы умениями проектировать, отбирать и реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики поставленной задачи | Обладает полностью сформированными умениями проектировать, отбирать и реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики поставленной задачи | Кейс-задача ПК-1 |
Не владеет методами и приемами психопрофилактики, средствами реализации профилактических программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики деловой игры | Фрагментарно владеет методами и приемами психопрофилактики, средствами реализации профилактических программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики деловой игры | Обладает сформированными, но содержащими отдельные пробелы навыками применения методов и приемов психопрофилактики, средств реализации профилактических программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики деловой игры | Обладает полностью сформированными навыками применения методов и приемов психопрофилактики, средств реализации профилактических программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики деловой игры | Деловая игра ПК-1 |
Не умеет осуществлять подбор и применять адекватные целям коррекционных, реабилитационных и обучающих программ традиционные и инновационные психолого-педагогические технологии и психотехники для решения кейс-задачи | Фрагментарно осуществляет подбор и применяет адекватные целям коррекционных, реабилитационных и обучающих программ традиционные и инновационные психолого-педагогические технологии и психотехники для решения кейс-задачи | Обладает сформированными, но содержащими отдельные пробелы умениями осуществлять подбор и применять адекватные целям коррекционных, реабилитационных и обучающих программ традиционные и инновационные психолого-педагогические технологии и психотехники для решения кейс-задачи | Обладает полностью сформированными умениями осуществлять подбор и применять адекватные целям коррекционных, реабилитационных и обучающих программ традиционные и инновационные психолого-педагогические технологии и психотехники для решения кейс-задачи | Кейс-задача ПК-11 |
Не умеет осуществлять подбор и применять адекватные решаемым задачам методы, приемы и психологические технологии, обеспечивающие личностный и профессиональный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп для решения кейс-задачи | Фрагментарно осуществляет подбор и применение адекватных решаемым задачам методов, приемов и психологических технологий, обеспечивающих личностный и профессиональный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп для решения кейс-задачи | Обладает сформированными, но содержащими отдельные пробелы умениями осуществлять подбор и применение адекватных решаемым задачам методов, приемов и психологических технологий, обеспечивающих личностный и профессиональный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп для решения кейс-задачи | Обладает полностью сформированными умениями осуществлять подбор и применение адекватных решаемым задачам методов, приемов и психологических технологий, обеспечивающих личностный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп для решения кейс-задачи | Кейс-задача ПК-14 |
Не владеет навыками реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп в деловой игре | Фрагментарно владеет навыками реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп в деловой игре | Обладает сформированными, но содержащими отдельные пробелы навыками реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп в деловой игре | Обладает полностью сформированными навыками реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп в деловой игре | Деловая игра ПК-14 |