Презентация к курсу лекций находится в приложении к данному документу.




ПСИХОАНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

 

37.03.01 Психология

 

 

Симферополь 2019
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

 

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО/СУОС ВО, утвержденным приказом Минобрнауки России/ректора № ___ от «____» ________ 20___ г и учебным планом ОПОП ВО «Протокол Учебно-методического совета ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» № 3 от «06» июня 2018 г.

 

Разработчик(и): Маричева Анастасия Викторовна, доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии, канд. психол. наук, доцент

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры __ глубинной психологии и психотерапии

 

Протокол от «____» ________ 2019 г. № ___

 

Заведующий кафедрой глубинной психологии и психотерапии

_____________________ /__ Калина Н.Ф. __/

 

Согласовано с учебно-методической комиссией Факультета психологии Таврической академии (СП) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

 

Протокол от «____» ________ 2019 г.№ ___

 

Председатель _____________________ / И.И. Бородина /


Курс лекций

Тема 1. Общее понятие о культуре. Психоаналитическая трактовка культурных феноменов.

Содержание: Культура, ее определение. Функции культуры. Виды культур. Психология о феноменах культуры. Психоанализ как культурное явление и как психологическая концепция. Психоаналитическая трактовка культурных феноменов.

Вопросы для контроля:

1. Что такое культура в ракурсе психологической науки?

2. Кто является создателем психоаналитической теории и в чем ее суть?

3. В чем основные характеристики психоанализа как культурного феномена?

4. Как повлияла психоаналитическая концепция на развитие других наук о человеке?

5. Приведите примеры влияния психоанализа на искусство, литературу, кинематографию.

Литература основная: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников [и др.]; под редакцией М. М. Решетникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 317 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00230-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432815 (дата обращения: 23.08.2019).Литература дополнительная: Голдсмит, Г. Клинические и исторические аспекты психоанализа: Избранные работы / Г. Голдсмит; нучн. ред. пер. К.В. Ягнюк; Институт Практической Психологии и Психоанализа. - Москва: Когито-Центр, 2015. - 263 с. - (Библиотека Института практической психологии и психоанализа). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-89353-462-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430536 (23.08.2019).

 

Тема 2. Теория культуры З. Фрейда и социальное поведение.

Содержание: Структура личности и её социальные действия в психоанализе. Механизмы психологической защиты. Сублимация как психический процесс. Агрессивность и идентификация. Недовольство культурой у З.Фрейда.

Вопросы для контроля:

1. Какова структура личности в теории психоанализа?

2. Как взаимосвязаны Супер-эго и социальное поведение?

3. Какие механизмы психорлогической защиты детерминируют социальное поведение и в каких условиях?

4. В чем заключается проблема сублимации?

5. О чем работа З.Фрейда «Недовольство культурой»?

Литература основная: Фрейд, З. Хрестоматия / З. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковикова. - Москва: Когито-Центр, 2016. - Т. 1. Основные понятия, теории и методы психоанализа. - 636 с. - ISBN 978-5-89353-468-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430533 (23.08.2019).

Литература дополнительная: Голдсмит, Г. Клинические и исторические аспекты психоанализа: Избранные работы / Г. Голдсмит; нучн. ред. пер. К.В. Ягнюк; Институт Практической Психологии и Психоанализа. - Москва: Когито-Центр, 2015. - 263 с. - (Библиотека Института практической психологии и психоанализа). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-89353-462-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430536 (23.08.2019).

 

Тема 3. Аналитическая культурология К.Г. Юнга, психология масс.

Содержание: Концепция коллективного бессознательного К.Г. Юнга. Архетипы и комплексы – определение. Архетипы индивидуального бессознательного. Архетипы коллективного бессознательного. Культура и искусство как «сновидение» коллективной психики. Проявление архетипов в поведении человека и группы.

Вопросы для контроля:

1. Значение концепции коллективного бессознательного для исследований культуры?

2. Перечислите архетипы индивидуального бессознательного и их функции?

3. Перечислите архетипы коллективного бессознательного и их проявление в социальной жизни?

4. Каковы принципы анализа культурных артефактов в юнгтианстве?

5. Опишите психологические механизмы группового поведения с точки зрения проявления коллективного бессознательного?

Литература основная:

1. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. - Москва: Директ-Медиа, 2015. - 1458 с. - ISBN 978-5-4475-5441-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427495 (23.08.2019).

2. Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников [и др.]; под редакцией М. М. Решетникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 317 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00230-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432815 (дата обращения: 23.08.2019).

Литература дополнительная: Голдсмит, Г. Клинические и исторические аспекты психоанализа: Избранные работы / Г. Голдсмит; нучн. ред. пер. К.В. Ягнюк; Институт Практической Психологии и Психоанализа. - Москва: Когито-Центр, 2015. - 263 с. - (Библиотека Института практической психологии и психоанализа). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-89353-462-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430536 (23.08.2019). Тема 4. Пост- и нео-фрейдизм, структурный психоанализ и культура постмодерна в 21м веке.Содержание. Психоанализ и глубинная психология: пост- и нео-фрейдизм. А. Адлер и социальное чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству. К. Хорни и три стремления к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия). Г. С. Салливан и коллективная обусловленность психопатологии. Э. Фромм и социальный психоанализ. Культура как Символический регистр в концепции структурного психоанализа Ж.Лакана. Шизоанализ культуры в работах Ж.Делеза и Ф.Гваттари.Вопросы для контроля: 1. Основные отличия постфрейдизма от классического психоанализа?2. Основные отличия неофрейдизма в отношении анализа социального поведения?3. Взаимосвязь между неосознаваемыми процессами, культурой и языком самовыражения?4. Культура как символическое, метафоры и иносказания в функционировании искусства?5. Нарциссизм и иная психопатология в современной культурной жизни?Литература основная: 1. Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников [и др.]; под редакцией М. М. Решетникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 317 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00230-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432815 (дата обращения: 23.08.2019).2. Фрейд, З. Хрестоматия / З. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковикова. - Москва: Когито-Центр, 2016. - Т. 3. Изобразительное искусство и литература. - 312 с.: ил. - ISBN 978-5-89353-470-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430535 (23.08.2019). Литература дополнительная: Тинякова, Е.А. Лингвистическая коммуникация и культурный процесс: монография / Е.А. Тинякова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права». - 3-е изд., испр. и доп. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 158 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9652-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485289 (23.08.2019).

Презентация к курсу лекций находится в приложении к данному документу.

 

Методические рекомендации для проведения практических занятий:

Тема 1. Искусство, литература, кинематография как предмет психоанализа. - цель занятия – провести групповой анализ артефактов и феноменов культуры, таких как искусство, литература и кинематография.- форма проведения – индивидуальные кейс-задачи, доклады и презентации, групповая деловая игра, групповой анализ ситуаций и имитационных моделей;- методика и порядок выполнения – предварительные задания для подготовки доклада, презентации; предоставление кейс-задач, групповой деловой игры и ситуаций/моделей- материально-техническое обеспечение – компьютер, проектор при необходимости;- контрольные вопросы указаны к лекции Темы 1.- критерии оценки отчета обучающегося по практическому занятию
Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично Вид задания
Не умеет проектировать, отбирать и реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики поставленной задачи Фрагментарно умеет проектировать, отбирать и реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики поставленной задачи Обладает сформированными, но содержащими отдельные пробелы умениями проектировать, отбирать и реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики поставленной задачи Обладает полностью сформированными умениями проектировать, отбирать и реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики поставленной задачи Кейс-задача ПК-1
Не владеет методами и приемами психопрофилактики, средствами реализации профилактических программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики деловой игры Фрагментарно владеет методами и приемами психопрофилактики, средствами реализации профилактических программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики деловой игры Обладает сформированными, но содержащими отдельные пробелы навыками применения методов и приемов психопрофилактики, средств реализации профилактических программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики деловой игры Обладает полностью сформированными навыками применения методов и приемов психопрофилактики, средств реализации профилактических программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности с учетом культурной специфики деловой игры Деловая игра ПК-1
Не умеет осуществлять подбор и применять адекватные целям коррекционных, реабилитационных и обучающих программ традиционные и инновационные психолого-педагогические технологии и психотехники для решения кейс-задачи Фрагментарно осуществляет подбор и применяет адекватные целям коррекционных, реабилитационных и обучающих программ традиционные и инновационные психолого-педагогические технологии и психотехники для решения кейс-задачи Обладает сформированными, но содержащими отдельные пробелы умениями осуществлять подбор и применять адекватные целям коррекционных, реабилитационных и обучающих программ традиционные и инновационные психолого-педагогические технологии и психотехники для решения кейс-задачи Обладает полностью сформированными умениями осуществлять подбор и применять адекватные целям коррекционных, реабилитационных и обучающих программ традиционные и инновационные психолого-педагогические технологии и психотехники для решения кейс-задачи Кейс-задача ПК-11
Не умеет осуществлять подбор и применять адекватные решаемым задачам методы, приемы и психологические технологии, обеспечивающие личностный и профессиональный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп для решения кейс-задачи Фрагментарно осуществляет подбор и применение адекватных решаемым задачам методов, приемов и психологических технологий, обеспечивающих личностный и профессиональный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп для решения кейс-задачи Обладает сформированными, но содержащими отдельные пробелы умениями осуществлять подбор и применение адекватных решаемым задачам методов, приемов и психологических технологий, обеспечивающих личностный и профессиональный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп для решения кейс-задачи Обладает полностью сформированными умениями осуществлять подбор и применение адекватных решаемым задачам методов, приемов и психологических технологий, обеспечивающих личностный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп для решения кейс-задачи Кейс-задача ПК-14
Не владеет навыками реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп в деловой игре Фрагментарно владеет навыками реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп в деловой игре Обладает сформированными, но содержащими отдельные пробелы навыками реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп в деловой игре Обладает полностью сформированными навыками реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану психологического здоровья индивидов и групп в деловой игре Деловая игра ПК-14
- основная и дополнительная учебная литература указана к лекции Темы 1. Тема 2. Невротическое социальное поведение современного человека- цель занятия – провести групповой анализ и привести примеры невротического социального поведения современного человека, в том числе и на личном материале обучающихся.- форма проведения – индивидуальные кейс-задачи, доклады и презентации, групповая деловая игра, групповой анализ ситуаций и имитационных моделей;- методика и порядок выполнения – предварительные задания для подготовки доклада, презентации; предоставление кейс-задач, групповой деловой игры и ситуаций/моделей- материально-техническое обеспечение – компьютер, проектор при необходимости;- контрольные вопросы указаны к лекции Темы 2.- критерии оценки отчета обучающегося по практическому занятию – те же, что приведены для Темы 1. - основная и дополнительная учебная литература указана к лекции Темы 2. Тема 3. Архетипы индивидуального и коллективного бессознательного. - цель занятия – провести групповой анализ и привести примеры проявлений архетипов индивидуального и коллективного бессознательного, в том числе и на личном материале обучающихся.- форма проведения – индивидуальные кейс-задачи, доклады и презентации, групповая деловая игра, групповой анализ ситуаций и имитационных моделей;- методика и порядок выполнения – предварительные задания для подготовки доклада, презентации; предоставление кейс-задач, групповой деловой игры и ситуаций/моделей- материально-техническое обеспечение – компьютер, проектор при необходимости;- контрольные вопросы указаны к лекции Темы 3.- критерии оценки отчета обучающегося по практическому занятию – те же, что приведены для Темы 1. - основная и дополнительная учебная литература указана к лекции Темы 3. Тема 4. Масс-медиа культура и психическое благополучие человека в эпоху цифровых технологий.- цель занятия – провести групповой анализ и привести примеры масс-медиа культуры и ее влияния на психическое благополучие человека в эпоху цифровых технологий, в том числе и на личном материале обучающихся.- форма проведения – индивидуальные кейс-задачи, доклады и презентации, групповая деловая игра, групповой анализ ситуаций и имитационных моделей;- методика и порядок выполнения – предварительные задания для подготовки доклада, презентации; предоставление кейс-задач, групповой деловой игры и ситуаций/моделей- материально-техническое обеспечение – компьютер и проектор при необходимости;- контрольные вопросы указаны к лекции Темы 4.- критерии оценки отчета обучающегося по практическому занятию – те же, что приведены для Темы 1. - основная и дополнительная учебная литература указана к лекции Темы 4.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: