Концепция развития Сыктывкарского высшего
Педагогического училища (колледжа) им. И.А. Куратова
На 2000 — 2005 годы.
Введение.
Особенность социально-экономичесского и научно-технического развития общества в современных условиях – исключительная изменчивость содержания производительной деятельности и взаимоотношений между субъектами. Это требует перехода от сложившегося типа образования, ориентированного на получение человеком определенного объема знаний и умений, к образованию, которое формировало бы способность человека к саморазвитию как личности, субъекта творческой деятельности и общения. Только субъектно-ориентированное образование позволит человеку адекватно отвечать требованиям динамично изменяющейся общественной и экономической жизни.
Изменения социально-экономических условий, происходящие демографические сдвиги в Республики Коми привели к пересмотру некоторых направлений подготовки специалистов, к перепрофилированию деятельности учебных заведений Республики Коми, в том числе и нашего колледжа.
Центральной идеей современного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни через систему непрерывного образования на довузовском, вузовском и послевузовском этапах.
Главными особенностями непрерывного образования являются его гуманизация и демократизация, опережающий характер содержания, направленность образовательных процессов на нуждам общественной практики, гибкость и многообразие используемых средств, способов и организационных форм, открытость образовательной системы к дальнейшему совершенствованию и развитию. Непрерывность профессионального образования нашла свое выражение в многоуровневой и многоступенчатой форме его организации.
|
Одной из вариативных структур многоуровневого образования является многоступенчатая система образования. Она представляет собой совокупность последовательностей профессионально-образовательных программ, где каждая последовательность характеризуется программами, отличающимися уровнями квалификации, приобретаемой обучающимися в одном направлении деятельности или одной отрасли хозяйства, имеющими главной задачей узко профессиональную подготовку и обеспечивающими рост профессиональной квалификации при переходе от одной ступени к следующей. На каждой ступени может осуществляться горизонтальная интеграция. Высшее образование в этом случае выступает как неделимая единая ступень.
Многоступенчатое образование предполагает разграничение образовательной и профессиональной подготовки и наличие нескольких ступеней обучения. Число ступеней может быть разным. Оно определяется каждым конкретным учебным заведением индивидуально. Завершенность каждой ступени предполагает переход от последовательного линейного изучения предмета к некоторой концентричности в изучении материала.
В содержании образования Республики Коми выделяются следующие значимые направления - приоритеты:
· в области производства личности, воспитания человека;
· знаний по информатике и вычислительной технике;
· развитие сельской и национальной школы;
· разработке и реализации национально-регионального компонента образования и его учебно-методическое обеспечение;
|
· экологическое воспитание;
· вопросы нравственно-эстетического воспитания учащихся;
· взаимосвязь процессов обучения и воспитания;
· укрепление кадрового потенциала;
· работа с детьми, нуждающимися в том или ином виде коррекции физического и психологического здоровья.
Для реализации приоритетных направлений в развитии образования Республики Коми разработана и функционирует функционально-структурная образовательная модель “лицей-колледж-вуз”, основным центром которой является Сыктывкарское высшее педагогическое училище (педагогический колледж) № 1 им. И.А.Куратова, в дальнейшем педколледж.
Педколледж в настоящее время осуществляет непрерывную подготовку специалистов с Сыктывкарским государственным университетом (СГУ) и Коми государственным педагогическим институтом (КГПИ) по специальностям:
0312 — преподавание в начальных классах;
0307 — физическая культура;
0311 — преподавание ИЗО и черчение;
0314 — социальная педагогика;
0202 — право и организация социального обеспечения;
0205 — социальная работа;
0201 — правоведение;
0320 — коррекционная педагогика в начальном образовании
по очной и заочной формам обучения.
Создана гибкая и разветвленная структура образования, позволяющая своевременно реагировать на изменения рынка образовательных услуг. Создание интегративного комплекса обеспечивает непрерывное образование, высокую профессиональную подготовку и позволяет ориентировать на целостный процесс развития и обобщения творческого потенциала личности.
|
Принципы непрерывного образования в модели “лицей-колледж-вуз”.
· Интеграция, т.е. уровни образования на разных ступенях подготовки должны быть сквозными по вертикали, обеспечивая поступательное развитие личности, а координация структуры по горизонтали должна создавать новые качественные условия по взаимодействию другими учебными заведениями, учреждениями культуры и т.д.;
· целостность, т.е. единство среднего и высшего уровней образования, призванное обеспечить достижение как определяющий цели, так и целей и задач по каждому уровню, которые сводятся к главному - осознанному стремлению обучающихся к образованию и самообразованию, профессиональной компетентности;
· преемственность, т.е. взаимосвязь и взаимодополняемость уровней среднего и высшего образования, позволяющие обеспечить поступательное развитие личности и профессиональное становление обучающихся;
· предвидение, т.е. внесение в профессионально-квалификационные характеристики, учебные планы и программы изменений, связанных с содержанием и условиями труда и профессиональной подготовки, исходя из запросов регионов республики;
· опережающее событие, т.е. содержание и постановка образовательного процесса должны опережать сегодняшние требования к обучению специалиста, а процесс профессиональной подготовки должен опережать эти требования еще в большей степени с ориентацией на прогнозируемые запросы общества;
· субъектная ориентация - развитие специалиста как субъекта профессиональной деятельности, отсюда основу содержания профессионального образования должно составлять овладение средствами и методами самообразования и профессионального саморазвития;
· гибкость и вариативность - содержание и технологии образовательного процесса в системе непрерывного профессионального образования должны помочь личности расширить возможности обоснованного выбора собственного жизненного и профессионального пути в динамично изменяющемся мире;
· личное педагогическое взаимодействие;
· диалогизация отношений субъектов образовательного процесса, проблематизация как средство активизации и становления субъектности обучающегося -, персонализация - включение в образовательный процесс реального личностного опыта каждого обучающегося, индивидуализацию-ориентацию на развитие его творческой индивидуальности.