Обоснование необходимости проведения учителем работы по развитию самооценки у младшего школьника




Пояснительная записка

В выступлении на церемонии открытия «Года учителя» первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации, куратор приоритетных национальных проектов (на момент открытия церемонии Президент РФ), Дмитрий Анатольевич Медведев, подчеркнул, что суть и смысл проекта «Наша новая школа» – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. [5]

Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения акцентирует внимание преподавателей на обеспечении условий для развития личности обучаемых. Стандарт ставит перед учителем задачу формирования у учеников младших классов «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Все эти новообразования возникаю при условии сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Успешность упомянутого процесса предполагает наличие у ребенка адекватной самооценки.

Самооценка (Спиркин А.Г.) - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. [2]

В младшем школьном возрасте у детей начинает развиваться способность к рефлексии. Именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа поведения, как своего, так и других людей. Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, как оценивает себя учащийся, представляет собой копию оценок, сделанных учителем. Таким образом, перед учителем ставится задача не только адекватно оценивать деятельность и поведение ученика, но и сформировать у него умения адекватной самооценки.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

Обоснование необходимости проведения учителем работы по развитию самооценки у младшего школьника

 

Младший школьный возраст - это период становления самооценки ребенка. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.

Изменения нравственной сферы связанно с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок. С появлением новых видов деятельности, с возникновением новых связей с окружающими у ребенка возникают и некоторые новые критерии, мерки оценки, как своих товарищей, так и самого себя. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя – в отношении всего того, что связанно со школой. Ребенок – первоклассник может быть уверен, что он хороший ученик (хотя сидит на уроках плохо, неважно осваивает учебные навыки), так как вносит в свою работу много старания и рвения. Он и товарищей по классу начинает оценивать не только с точки зрения того, как они играют во время перемен, но и как учеников. Так в жизни школьника появляются новые категории ценимых явлений и соответственно оценок. [4]

Т.Ю. Андрущенко (профессор кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогического университета) выделяет два вида ситуации, направленных на актуализацию самооценки и осознание средств ее обоснования на уроках. Во-первых, это ситуации, реализующие общие условия формирования самооценки, связанные с организацией осознания ребенком структуры своей деятельности, прежде всего способов действия; осознание ребенком этой стороны деятельности вооружает его необходимыми по содержанию средствами обоснования самооценки. Во-вторых, это ситуации, реализующие специфические условия формирования самооценки, связанные с непосредственным анализом собственных возможностей выполнения своей работы.[6]

Ученикам, которые ориентируются на способ действия, присущ исследовательский тип самооценки, осторожность и рефлексивность в оценке своих возможностей. Все это говорит о том, что сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции.

Огромную роль в формировании самооценки младшего школьника выполняют оценочные суждения учителя. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка». У ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.

В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе, они оценивают не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь более достоверное представление о самом себе. Формирование у ребенка определенного круга ценностей происходит не только в школе, но и при чтении книг, из бесед с близкими.

Итак, главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность - это возрастная норма для данного периода развития личности. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: