Использование методов и приемов формирования самооценки у младшего школьника в зависимости от года обучения




 

Федеральный государственный стандарт начального общего образования нового поколения рассматривает личностную успешность младших школьников как их полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Новый контекст образования предусматривает, что для каждого из направлений деятельности должен быть разработан инструментарий, предложены формы и способы достижения результатов, адекватные поставленным задачам.

Для решения задач по формированию самооценки младшего школьника можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач, от уровня актуального состояния самооценки ученика.

Как определить необходимые методы, приемы или средства?

В качестве основы для определения методов ориентируются на позиции учителя при выборе способов воспитательного взаимодействия. Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между учителем и учеником:

· способы влияния на характер отношений воспитанника к самому себе, к своей семье;

· включение его в систему общения со сверстниками;

· способы корректировки мировоззрения, изменение ценностных установок и стиля поведения.

То есть универсального метода, способа или средства формирования и развития самооценки не существует.

Вместе с тем, выявлена их общая направленность на изменение отношения ученика к обществу или самому себе, предмету или способу деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Отсюда следует, что общие методы воспитания являются одним из инструментов по формированию самооценки учеников.

Методы воспитания проявляют свое содержание через (Реан А.А.):

Þ непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

Þ создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

Þ совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

Þ процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения.

Учитель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А.С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.[6]

Анализ разных точек зрения позволяет сделать вывод, что самооценка- это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

В стандарт второго поколения заложена необходимость выявления результатов, связанных с направлениями личностного развития, на основе формируется учебная самостоятельность школьников (умение учиться).

Таким образом, к традиционным методам работы над самооценкой ученика добавляется еще один - оценка как средство обеспечения качества образования, которая предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и учащихся. Оценочные действия, осуществляемые на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают учащимся возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в следующие блоки:

Þ самоопределение – сформированность внутренней позиции;

Þ смыслообразование – поиск и установление личностного смысла (т.е. значение для себя) учебы на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, что я знаю и не знаю, а также стремление к преодолению этого разрыва.

Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг:

Þ сформированности самооценки (осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учебе, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех);

Þ сформированности мотивации учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивация на достижение результата, стремление к совершенствованию своих способностей).

В школе №84 г. Екатеринбурга реализован образовательный проект «Формирование самооценки младшего школьника в условиях безотметочного обучения». Целью работы являлось выявление условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младших школьников.

Опишем работу Е.В. Рябковой (учитель начальных классов, школа №84, г.Екатеринбург), по формированию самооценки.

Начиная с 1 класса педагогу важно научить школьника сравнивать себя с собой. Уже с первых дней нахождения ученика в школе можно познакомить его с особенностями школьной жизни и ввести первый вид самооценки – линейки Дембо - Рубинштейна. С их помощью можно оценить всё, что подлежит оцениванию в терминах больше - меньше. Важно с самого начала договориться о критериях и способах оценивания, например, как следует отмечать, если работа выполнена верно (рис.1), не совсем верно (рис.2) или неверно (рис.3). При регулярном самооценивании процесс происходит быстро.

 

           
     

 

 


Рис.1 Рис.2 Рис.3

 

Постепенно можно вводить второй вид самооценки - цветовое самооценивание. На «Листах учебных достижений» по каждому предмету (в конце каждой четверти) ученики закрашивают квадраты определенным цветом (зеленым, если они уверены в своих знаниях (рис.4); желтым, если есть недопонимание (рис.5); красным, когда нужна помощь (рис.6)).

           
     

 


Рис.4 Рис.5 Рис.6

 

При безотметочном обучении используются средства оценивания, позволяющие, с одной стороны, зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ученика, а с другой - не провоцирующие учителя на сравнение учащихся, их ранжирование по успеваемости.

Все формы фиксации оценивания являются личным достоянием ученика и его родителей.

Во 2 классе самооценку можно организовать на основе технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, разработанных коллективом авторов образовательной технологии и учебно- методического комплекта «Школа 2100».

Для этого учитель должен ответить на несколько вопросов.

1. Что оценивать?

Оценивается любое, особенно успешное действие, а отметкой фиксируется только решение полноценной задачи, т.е. умение по использованию знаний.

2. Кто оценивает?

Учитель и ученик ставят оценку в диалоге (по возможности). Ученик может высказать свое мнение по отметке.

3. Когда оценивать?

Оценивается выполнение каждой учебной задачи или группы заданий, показывающих овладение отдельным умением.

4. Где фиксировать результаты?

Результаты фиксируются в «Листах учебных достижений».

В конце четверти учитель может написать письмо каждому ученику и его родителям, где отмечает успехи, а также то, над чем надо поработать. В «Листах учебных достижений» цвет заменяется на знаки «+», «-» и «?». Одним из основных требований к инновационной оценочной деятельности является формирование у каждого школьника оценочных умений, что позволит ему стать действительным субъектом оценочной деятельности и овладеть соответствующими действиями самостоятельно, без вмешательства учителя.

Затем можно постепенно вводить отметки. Сначала вводится отметка 5. При этом педагог объясняет нормы отметок и обсуждает каждую работу, затем предлагает ученикам освоить индикаторы оценок 4 и 3. Постепенно учащиеся узнают, какой балл они могут получить за свою работу, устный ответ.

Сравнивая планируемые и достигнуты (на момент окончания начальной школы) результаты, Е.В. Рябкова отмечает снижение уровня тревожности, увеличение уровня усвоения программного материала, развития речевых и коммуникативных умений, воспитанности. У школьников сформировалось четкое понимание пребывания в школе, повысилась работоспособность и организованность, развилась способность к самостоятельному освоению новых знаний и учебных действий. [6]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: