ПМ – 06
ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
По специальности 31.02.01 «Лечебное дело»
учебная дисциплина
По специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
2014 год
Вологда
Рассмотрено на ЦМК Рассмотрен на заседании
общепрофессиональных дисциплин методического совета
«____» ____________ 20_____г. «___» _________20____г.
Протокол №________________ Председатель _________
Председатель ЦМК__________
АВТОР: С.Р.Борисова преподаватель первой
квалификационной категории
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Л.П.Орловская заместитель директора по
научно-методической работе БПОУ ВО «Вологодский
областной медицинский колледж»
Настоящий сборник содержит 27 учебных задач, которые имитируют проблемы, возникающие в профессиональной деятельности средних медицинских работников. Задания направлены на самостоятельное определение путей решения.
Представленные задачи студентам рекомендуется использовать на учебных занятиях целесообразно и во время внеаудиторной самостоятельной работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………...4
Ситуационные задачи ……………………………………….6
Эталоны ответов…………………………………………......15
Список литературы……………………………………….....26
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, связанные с состоянием здоровья населения и системой здравоохранения, требуют постоянного совершенствования методики преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» для среднего медицинского персонала с целью последующего использования полученных ими знаний в практической работе.
Это определяет актуальность написания сборника, которое предоставляет возможность студентам овладеть методикой расчета и анализа статистических показателей при решении ситуационных задач.
Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие студенту осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных дисциплин.
Ситуационные задачи близки к проблемным и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи преподаватель и студент преследуют разные цели: для студента – найти решение, соответствующее данной ситуации; для преподавателя – определить уровень освоения студентом способа деятельности и осознание его сущности.
Решение учебных задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Во всех случаях решение учебных задач направлено на достижение межпредметных связей.
В силу своей межпредметности, интегративности учебные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда студенты, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Учебные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации студентов к познавательной и профессиональной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт – третьего поколения делает образование практикоориентированным и нацеливает студентов на овладение отдельными видами профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело» и «Сестринское дело».
Современный медицинский работник среднего звена должен быть специалистом, обладающим высоким уровнем профессиональных компетенций, творческим мышлением, должен уметь быть самостоятельным, видеть профессиональные проблемы, ставить для себя задачи и самостоятельно решать их.
Настоящее пособие рекомендуется использовать для самостоятельной работы студентам в аудиторное и внеаудиторное время для формирования профессиональных и общих компетенций при освоении содержания ПМ – 06 организационно-аналитическая деятельность для специальности «Лечебное дело» и учебной дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» для специальности «Сестринское дело».
Ситуационная задача №1.
В одном из районов города несколько лет работает крупное предприятие химической промышленности, выбросы которого загрязняют атмосферный воздух сернистым газом, парами серной кислоты и спирта. Для изучения влияния загрязнения воздуха на здоровье населения в исследуемом районе было обследовано 120 детей младшего школьного возраста. Из общего числа исследуемых тонзиллит диагностирован у 60 детей, конъюктивит обнаружен у 38, кариес – у 50, кожными болезнями страдали 12 человек. В контрольном районе обследовано 134 ребенка того же возраста, из них тонзиллитом страдали 16 человек, конъюктивитом – 8, кариесом – 12, кожные болезни не выявлены.
Вопрос:
1. Вычислите интенсивные и экстенсивные коэффициенты заболеваемости детей младшего школьного возраста тонзиллитом, конъюктивитом, кариесом зубов и кожными болезнями, проживающими в районе с загрязнением воздушного бассейна и в контрольном районе.
Ситуационная задача №2.
В лечебно-профилактических учреждениях города за отчетный период было зарегистрировано 400 000 первичных обращений населения, в том числе по поводу болезней органов дыхания – 130 000; травм, отравлений и других последствий внешних причин – 65 000; болезней нервной системы – 25 000. среднегодовая численность населения в отчетном году составила 600 000 человек.
Вопросы:
1. На основании представленных абсолютных данных рассчитайте относительные показатели.
2. Укажите, к какому виду относительных величин они относятся.
3. Назовите 4 вида относительных величин и раскройте их сущность.
Ситуационная задача №3.
Наименование заболевания | Число заболеваний |
Дизентерия острая | |
Токсическая диспепсия | |
Колит | |
Всего |
Вопрос:
1. Вычислите структуру заболеваемости детей болезнями желудочно-кишечного тракта и изобразите ее графически
Ситуационная задача №4.
В двух районах города за отчетный период были зарегистрированы инфекционные заболевания. В районе А с численностью населения 175 000 человек число заболевших составило: дифтирией – 6, скарлатиной – 505, полиемиелитом – 3, корью – 720, коклюшем – 632, цереброспинальным менингитом – 1, эпидемическим паротитом – 422, ветряной оспой – 304, вирусным гепатитом – 48. в районе Б с численностью населения 120 000 человек дифтирией заболели 4, скарлатиной – 410, полиемиелитом – 2, корью – 603, коклюшем – 541, цереброспинальным менингитом -2, эпидемическим паротитом – 348, ветряной оспой – 275, вирусным гепатитом -35 человек.
Вопросы:
1. Определите уровень инфекционной заболеваемости населения в районах А и Б, а также в городе в целом.
2. Укажите, к какому виду относительных величин относятся рассчитанные показатели.
3. Установите наличие (или отсутствие) различий в уровне инфекционной заболеваемости населения, проживающего в разных районах данного города.
4. Какие относительные показатели, исходя из имеющихся сведений, могут быть рассчитаны дополнительно.
Ситуационная задача №5.
В городском населенном пункте за отчетный период среднегодовая численность детского населения составила 10 000 человек. За прошедший год в лечебно-профилактических учреждениях города были зарегистрированы случаи острых инфекционных заболеваний у детей: в январе – 220, феврале – 230, марте – 180, апреле – 260, мае – 350, июне -600, июле -650, августе – 750, сентябре – 600, октябре – 440, ноябре – 350, декабре -250.
Вопросы:
1. Рассчитайте ежемесячные и годовой уровни инфекционной заболеваемости детского населения города.
2. Полученные данные представьте графически.
3. укажите, какие относительные показатели могут быть рассчитаны дополнительно.
Ситуационная задача №6.
Численность населения в сельском районе 20 000 человек, родилось за 2011 год 200 детей, умерло 376 человек
Вопросы:
1. Вычислите показатель рождаемости в сельском районе и дайте ему оценку.
2. Вычислите показатель общей смертности в районе и дайте ему оценку.
Ситуационная задача №7.
В течение года в стационарных учреждениях системы здравоохранения было пролечено 4 487 человек. Из общего числа госпитализированных работающие составили 2 169, неработающие – 2 318, в том числе лица пенсионного возраста – 1 046, инвалиды – 501, безработные граждане – 452, учащиеся – 310 человек. Общая численность населения составила 21 995 человек, из них работающих – 8798.
Вопросы:
1. На основании имеющихся данных рассчитайте интенсивные и экстенсивные показатели госпитализированной заболеваемости с учетом занятости населения.
2. Полученные данные представьте графически.
Ситуационная задача №8.
В лечебно-профилактических учреждениях города «стажированные» медицинские сестры (со стажем работы свыше 10 лет) составили 619 человек, из них только 214 специалистов имели квалификационные. Распределение аттестованных медицинских сестер по стажу работы в специальности представлено в таблице:
Стаж работы, годы | Всего медсестер | Из них аттестовано |
11-20 | ||
21-30 | ||
31 и более | ||
Всего |
Вопросы:
1. Рассчитайте уровень и структуру аттестованности «стажированных» медицинских сестер в зависимости от стажа их работы в специальности.
2. Полученные данные представьте графически.
Ситуационная задача №9.
Динамика общей заболеваемости по данным обращаемости в поликлинические учреждения на 1000 человек населения:
Годы | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
обращае- мость | 860,0 | 840,0 | 930,0 | 920,0 | 850,0 | 830,0 | 890,0 | 950,0 | 1220,0 |
Вопрос:
1. Проведите выравнивание динамического ряда и сделайте заключение.
Ситуационная задача №10.
За отчетный период среднегодовая численность специалистов со средним медицинским образованием, работающих в сельских медицинских учреждениях, составила 1001 человек, из них только 240 специалистов были аттестованы и имели соответствующие квалификационные категории. Распределение состава аттестованных специалистов по типам сельских медицинских учреждений представлено в таблице:
Типы медицинских учреждений | Всего специалистов | Из них аттестовано |
Центральные районные больницы | ||
Участковые больницы | ||
Врачебные амбулатории | ||
Всего |
Вопросы:
1. На основании имеющихся сведений определите уровень и структуру аттестованности специалистов со средним медицинским образованием сельского звена здравоохранения в зависимости от места работы.
2. Полученные показатели представьте графически.