Разработки практических занятий школы «Я - лидер».




МОУ «Гарболовская СОШ»

Программа дополнительного образования.

«Я - лидер»»

 

 

для обучающихся 8-10 классов.

 


Составитель: педагог-психолог,

зам. директора по ВР Воронина Е.В.

 

кол-во часов-8ч.

 

 

Сроки реализации проекта: июнь 2020г.

 


2020 год.

 


Программа - «Я - лидер»»
1. Общие положения. Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата на избранном поприще, не мечтал, подобно вошедшему в поговорку солдату, стать генералом. Это естественно, поскольку человек способен испытывать удовлетворение от признания окружающих и раскрыться во всей полноте своего таланта. Исходя из объективной потребности общества в социально – активной личности, был задуман проект данной программы, чтобы постепенно, шаг за шагом, вернуть понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. В связи с этим, социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства.
В школе на протяжении 8 лет действует Школьный ученический совет (ШУС), который возглавляет председатель ШУС, выбираемый всем школьным сообществом. Каждый класс отправляет в совет по 5 человек – староста класса и члены совета. И каждый год это на 60 процентов обновляет состав ШУС. Для того, чтобы девочки и мальчики подружились и могли сообща работать, новые представители проходят обучение. Так родилась идея о своей маленькой школе «Я-лидер». Взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить эту жизнь вместе с ними, предоставляя им все больше самостоятельности.

2. Пояснительная записка
Современная ситуация социального раз­вития требует формирования самостоятель­ности личности как интегрального качест­ва, способного принести успех в жизни.
Программа школы «Я - лидер» рассчитана на обучение активных учащихся, желающих сделать свою жизнь и жизнь своих товарищей насыщенной, целенаправлен­ной, неповторимой самостоятельной и ув­лекательной. Школа «Я - лидер» приглашает заниматься с изложенной информацией, выполнить предлагаемые задания, поразмыслить над поставленными вопросами.
Программа школы «Я - лидер» представляет собой организацию жизнедеятельности обучающихся 8-10 классов. Количество обучающихся не ограничено.
Программа профилируется на выполнение задач по развитию у детей возможностей социальной адаптации и самоопределения в постоянно меняющихся условиях жизни. Программа школы «Я - лидер» направлена на реализацию компенсационной функции свободного времени по отношению к урочной деятельности. Данная программа - это логическое дополнение основополагающей программы воспитательной работы в школе.
Программа является комплексной. В работу школы «Я - лидер» органично вплетаются элементы проекта школьной газеты. Это сделано не случайно. Газета «Новая волна» входит в орган ученического самоуправления (ШУС).
Ведущей идеей содержания работы школы «Я - лидер» является приобретение обучающимися умений организовать дело в рамках школьного самоуправления, умение планировать, координировать, прослеживать результаты, умение анализировать, а также воспитывает терпимость, толерантность, способность понимать позиции других.

Цель:

Подготовка актива школы для работы в школьном ученическом самоуправлении.
Вовлечение активистов в работу органов ученического самоуправления, предоставление реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, содействие развитию детского и молодежного движения, формированию у старшеклассников активной гражданской позиции, организаторских способностей, развитие лидерских качеств личности, формирование членов в районный Парламент старшеклассников.

Задачи:
1. Создавать условия для развития школьной ученической организации в школе.
2. Раскрывать способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в урочное время потребностей.
3. Развивать у обучающихся коллективно-творческое мышление, инициативу и самостоятельность.
4. Научить уважать чужое мнение, отстаивать свое мнение, руководить работой коллектива.
4. Сплотить и создать работоспособный коллектив школьного ученического самоуправления.
5. Развивать навыки коммуникативных отношений посредством сотворчества.
5. Укреплять духовное и физическое здоровье учащихся.

3. Содержание программы
Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, конкурсов и соревнований.
Обучение осуществляется по принципу теория-практика, то есть все теоретические знания, участники программы закрепляют на практике.
Подготовка участников программы направлена на приобретение ими способности систематически анализировать ситуацию. Причем, анализировать реальную ситуацию, не попадая в идеологическую зависимость от тех или иных распространенных стереотипов. Для того чтобы отработать эту способность, проводится постоянный анализ ситуации на микроуровне, который отрабатывается как в имитационных ситуациях на сборах, и закрепляется на рефлексивном разборе, так и в промежутке между сборами на материале учебной и внеучебной деятельности участников, на основе выполненных ими «домашних заданий». Процесс подготовки направлен и на приобретение еще одной важной способности: способности понимать позиции других. И не только понимать, но и просчитывать возможные варианты взаимодействия между ними, а также видеть возможности для их консолидации. Наличие в программе учащихся с разными показателями успешности чрезвычайно важен для формирования этой способности. Взаимодействие обучающихся во время сборов как при совместной работе в группах, так и при участии в имитационных ситуациях, формирует понимание способов действия других людей, понимание горизонтов их дальнейшего роста. За счет этого развивается способность объединяться в команды для реализации как собственных, так и совместных проектов. Основной упор во время обучения делается на отработку управленческих навыков более высокого уровня, чем у остальных детей. Приобретённые таким образом навыки позволят не только управлять внеурочными процессами, но и консолидировать интересы личные, класса и всего сообщества школы. Учебный процесс проводится в несколько этапов. По результатам обучения формируется первый - активный коллектив подготовленных активистов, способных, в свою очередь, самостоятельно заниматься обучением и подготовкой детей в своих классах. Это «ядро» опирается в своей работе на второй состав и все вместе они формируют ученические команды, способные работать по проектам различных направлений и тематики.
Формы деятельности: диагностика лидерских качеств, мастер-класс «Я -лидер»,тренинги, лекции.

 

 


4. Ожидаемые результаты.

· Установление контактов между членами ШУС.

· Создание работоспособного органа ученического самоуправления на

· 2020-2021уч.год.

· Развитие лидерских качеств и самопознание.

 

№ п/п Краткое содержание программы и календарно-тематическое планирование учебного материала Сроки проведения Кол-во часов
1. Вас избрали в органы школьного ученического самоуправления. С чего начать? Как увлечь всех или хотя бы боль­шинство? 3 июня 1 ч.
2 Лидер ли я? Как стать успешным лидером?   5 июня 1 ч.
3. Общие и специфические качества лидера.   10 июня 1 ч.
4. Правила организаторской работы. 12 июня 1 ч.
5. Стили организаторской деятельности. 17 июня 1 ч.
6. Можете ли вы добиться успеха? 19 июня 1 ч.
7. Список «прав чело­века», которые необходимы для реализа­ции потребностей вашего «я». 24 июня 1 ч.
8. Итоговое занятие. Обратная связь. 26 июня 1ч.
ИТОГО 2 ч. в неделю часов

Разработки практических занятий школы «Я - лидер».


Занятие 1. Вас избрали в органы школьного ученического самоуправления. С чего начать? Как увлечь всех или хотя бы боль­шинство?

Конец - всему делу венец, а начало? Вопрос любознательного школьника.
Как мы начинаем работу?
Итак, вас избрали в органы школьного ученического управления. Естественно, как думающий человек, вы ищете ответы на во­просы: С чего начать? Что интересное при­думать? Как увлечь всех или хотя бы боль­шинство? К кому обратиться за помощью?
Существуют различные типы «вхожде­ния» в деятельность. Подумайте, с чего бы вы хотели начать свою работу?
Предлагаем выполнить такое несложное задание: прочтите предложенные ниже ва­рианты начала работы и выберите те из них, которые совпадают с вашим мнением.
Приступая к деятельности в органах управления, я предпочитаю начинать:

1. со знакомства со своими обязанно­стями;

2. со знакомства со своими правами;

3. с составления собственной модели деятельности;

4. с изучения опыта предшественни­ков;

5. с общения с ребятами, выяснения их мнения о содержании моей деятельности, их ожиданиях;

6 с подготовки необычного, интерес­ного дела;

7.с изучения литературы, которая по­может определиться в сущности моей де­ятельности;

8.с собрания родителей и выяснения их пожеланий в решении проблем с де­тьми;

9.с проведения исследования проблем школы, которые стоит решать в первую очередь;

10. с общего собрания учеников, где нужно определить проблемы школьников, которые предпочтительнее решать в пер­вую очередь;

11. с обучения на семинаре по вопро­сам самоуправления;

12. с создания группы единомышлен­ников.
А теперь посмотрите на ответы, опре­деляющие ориентацию каждого на тот или иной вариант начала работы: 1) ис­полнитель, 2) борец, деятель, 3) творчес­кий, 4) архивариус, 5) коммуникатор, 6) деловой, 7) интеллектуал, 8) воспита­тель, 9) исследователь, 10) заинтересован­ный, 11) любознательный, 12) лидер.
Итак, вы попробовали выполнить первое, надеемся, несложное задание. Основная трудность, скорее всего, со­стояла в том, что вам было непросто сде­лать выбор — все казалось важным. Не отчаивайтесь: решительность и уве­ренность в себе вы, скорее всего, при­обретете по мере накопления опыта. Приступайте к работе по второму прак­тикуму. А завершив работу по нему, по­размышляйте, почему именно в таком порядке даны первый и второй практи­кумы, почему они необходимы тем, кто ведет за собой


Занятие 2.

Лидер ли я? Как стать успешным лидером?
Как Вас теперь называть? Кто есть кто?
Вы стали руководить деятельностью других. Вас можно назвать лидером (Про­грамма «Лидер». — М., 1992).
Лидер — ведущий — человек, способ­ный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понима­ет интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные мину­ты, поделиться радостью, он может по­нять, посочувствовать, всегда готов прий­ти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окру­жающих.
Различают лидеров-созидателей и ли­деров-разрушителей. Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой (по большому счету — в интересах всех людей).
Лидер-разрушитель действует в собст­венных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а эгоистическое желание показать себя, используя для это­го дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).
В детском объединении, организации встречаются лидеры-созидатели, роль ко­торых различна: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-умельцы.
Деловые лидеры хо­рошо разбираются в межличностных от­ношениях. Это обусловлено стремлением деловых лидеров знать своих товарищей по организации, что позволяет конструк­тивно строить свои отношения с ними.
Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом.
Лидеры-инициаторы выделяются в де­ятельности на этапе выдвижения идей, поиска новых сфер и форм деятельности.
Лидер-умелец — это наиболее подго­товленный к конкретному виду деятель­ности член коллектива.
Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в груп­пе в рамках организации. Успешно дей­ствующие во многих сферах жизни орга­низации выдвигаются на роль абсолют­ных лидеров.
Положительные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют эмоциональные ли­деры, отрицательные — деловые лидеры.
Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отноше­ния, большое значение имеет умение оп­ределять статус сверстников в группе. В этом лучше всех ориентируются абсолют­ные лидеры, на втором месте идут дело­вые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологиче­ский климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также характер принятых в нем нравственных ценностей.
Лидера выдвигает деятельность. Поэто­му через специально организованную, разнообразную по содержанию деятель­ность можно создать не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и благоприятные возможности для ус­пеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.
Для развития организации как коллек­тива характерна постоянная смена лиде­ров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечи­вает каждому члену организации возмож­ность пребывания в роли лидера, приоб­ретения навыков организации других лю­дей и самоорганизации.
Какие же качества личности определя­ют делового лидера? Перечислим их:

· способность управлять собой («если хочу, то смогу»), то есть способность в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выходить из стрессовых ситуаций, забо­титься о накоплении сил (в том числе и физических);

· наличие четких личных целей («знаю, что хочу»), то есть ясность в во­просах о целях своих поступков, наличие целей, совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и умение оценивать степень продвижения к ним;

· умение решать проблемы (найти вы­ ход в лабиринте мнений) — умение вы­ членить в проблеме главное и второсте­пенное, оценивать варианты решения проблемы, прогнозировать последствия после принятия решения, а также опре­делять необходимые ресурсы для решения проблемы;

· творческий подход к организации людей (не так, как все), что предполагает поиск нестандартных подходов к реше­нию управленческих проблем, умение ге­нерировать идеи и стремление к нововве­дениям;

· умение влиять на окружающих (вес­ти за собой): уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личностные отно­шения, способность убеждать и внушать,
умение слушать других;

· знание особенностей организатор­ской деятельности, а именно: умение по­добрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение, стимулировать работу товарищей, тактич­но осуществлять контроль за их работой;

· наличие организаторских способнос­тей (в их единстве), то есть организаторское
чутье (психологическая избирательность, практическо-психологический ум, психо­логический такт), эмоционально-волевая воздейственность (общественная энергич­ность, требовательность, критичность), склонность к организаторской работе;

· умение работать с группой, предпола­гающее понимание важности сплоченнос­ти коллектива, способность преодолевать ограничения, препятствующие эффектив­ной работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе, стремление к ана­лизу и поиску путей развития группы.

Занятие 3.

Общие и специфические качества лидера
Общие качества (ими обладают не толь­ко лидеры, но и те, кто может стать лидером):

· компетентность — знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;

· активность — умение действовать энергично, напористо;

· инициативность — творческое про­ явление активности, готовность к выдви­жению идей, предложений;

· общительность — открытость для других, потребность иметь контакты с людьми;

· сообразительность — способность быстро доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, опреде­лять главное;

· настойчивость — проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

· самообладание — способность кон­тролировать свои чувства и поведение в сложных ситуациях;

· работоспособность — выносливость, способность вести напряженную работу;

· наблюдательность — умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать де­тали;
• самостоятельность — независимость в суждениях, умение брать ответствен­ность на себя;
• организованность — способность планировать свою деятельность, прояв­лять последовательность, собранность.
Специфические качества лидера (своеоб­разные индикаторы лидерского таланта):

· организаторская проницатель­ность — тонкая психологическая избира­тельность, способность понять другого че­ловека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимо­сти от индивидуальных особенностей, настроения;

· способность к активному психологи­ческому воздействию — владение разно­образием средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных ка­честв, от сложившейся ситуации;

· склонность к организаторской рабо­те, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя. Поразмышляй­те, попытайтесь определить, к какому типу лидера Вы принадлежите.
Оценим себя реально.
Чтобы успешно вести за собой, стоит знать не только содержание работы, пра­вила ее организации и способы оценки, но и свои индивидуальные особенности. Попробуем их узнать. Выполните задания, которые предлагаются в тестах, и узнаете о себе немало интересного.
Мы предлагаем методику самооценки лидерских качеств, которую может ис­пользовать каждый школьник.
Если Вы полностью согласны с при­веденным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру «4»; если скорее согласны, чем не согласны, — цифру «3»; если Вам трудно ответить определенно — «2»; если Вы скорее не согласны, чем со­гласны, — «1»; полностью не соглас­ны — «О».
Ялидер

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на дости­жение понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать труднос­ти.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хо­рошо.

9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую свое время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне нелегко установить нормаль­ные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь за­интересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я про­извожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда все получается.

23. Хорошо чувствую настроение сво­их товарищей.

24. Я умею поднимать настроение у моих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром де­лать зарядку, даже если мне этого не хо­чется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решения, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня по­нимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю рук.

34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как дру­гие.

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуа­циях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроения.

42. Я представляю, как завоевать авто­ритет среди людей.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься одно­ образным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людь­ми.

48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
Заполнив карточки ответов, необходи­мо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая ответов на вопро­сы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских ка­честв: А — умение управлять собой; Б — осознание цели (знаю, что хочу); В — умение решать проблемы; Г — наличие творческого подхода; Д — влияние на ок­ружающих; Е — знание правил органи­заторской работы; Ж — организаторские способности; 3 — умение работать с группой.

А Б В Г Д Е Ж 3
1 2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31 32
33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48

Если сумма баллов в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо ра­ботать над его совершенствованием; если сумма больше 10 — это качество развито средне или сильно.
Прежде чем сделать заключение о том, лидер ли Вы, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8,15, 22, 27, 29, 34, 36,41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что Вы были неискренни в самооценке.
Теперь, когда Вы составили представ­ление о своих качествах лидера, мы пред­лагаем несколько советов, следуя которым их можно улучшить.

Лидер-ориентир
Рекомендации
Если у Вас низкий показатель А (управ­ление собой), поработайте над собой:

· Стремитесь изучить себя. Посмотрите на себя внимательно в зеркало. Подумайте,
что привлекает в Вас людей, а что отталки­вает. Ответьте на вопрос: что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?

· Не бойтесь выражать свои чувства. Вам могут поверить только тогда, когда Вы переживаете.

· Добивайтесь установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи­те поддержки у окружающих, но не стре­митесь переложить свое напряжение на них.

· Спокойно принимайте свои неудачи и учитесь на них. Это необходимо, так как неудачи — это тоже опыт, правда, такой, о котором приходится жалеть.

· Оценивайте свои достижения. Нуж­но давать правильную оценку своим уда­чам. Это придает уверенности.
Если низким является показатель Б, по­старайтесь, ответив на следующие ниже вопросы, определить, что именно Вы долж­ны откорректировать в своем целеполагании.

· Действительно ли Ваши цели важны для Вас?

· Реальны ли Ваши цели?

· Достаточно ли сил Вы вкладываете в их достижение?

· Соответствуют ли Ваши цели новым обстоятельствам?

· В достаточной ли мере Вы привле­каете окружающих к достижению целей?
Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), найдите отве­ты на следующие вопросы:

· Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?

· Рассматриваю ли я различные вари­анты решения проблемы или «хватаюсь» за
первый, который мне сразу понравился?

· Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?

· Насколько при принятии решения учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?

· Поддерживают ли мои решения мои товарищи?
Если оказался недостаточно развит по­казатель Г (творческий подход), ответь­те на следующие вопросы:

· Ценю ли я творческий подход в дру­гих людях?

· Готов ли я к неопределенности?

· Верю ли я в свои творческие способ­ности?

· Могу ли я порвать с традициями?

· Испытываю ли я потребность в пе­ременах?
Если у Вас трудности с влиянием на ок­ружающих (показатель Д), учитесь уста­навливать конструктивные отношения с людьми:

· Вглядитесь в другого человека.

· Увяжите для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.

· «Наведите мосты» между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.

· Выразите заинтересованность в об­щении с человеком и установлении с ним добрых отношений.

· Раскройте свои мысли и чувства.
Будьте готовы подбодрить другого человека.
Если Вы обнаружили, что у Вас не хва­тает знания особенностей организатор­ской деятельности (показатель Е), обрати­тесь к правилам организаторской работы.

Занятие 4. Правила организаторской работы.
1.Выясните условия выполнения ор­ганизаторской задачи и свои полномочия:

· выделите в задаче главное и второ­степенное;

· выясните время выполнения задачи;

· уточните свои права и обязанности, то, кому Вы подчиняетесь и кто подчи­няется Вам; определите место выполнения задач и то, какие материальные средства для этого необходимы; повторите задание.
2. Подготовьтесь к выполнению зада­ния:

· изучите опыт других, посоветуйтесь;

· наметьте предварительную расста­новку людей;

· исходя из реальных возможностей, составьте план.
3. Подготовьте товарищей к выполне­нию задания:

· обсудите план со всеми, кто будет выполнять задачу;

· учтите поправки и замечания, вы­сказанные товарищами, примите коллек­тивное решение о том, как действовать.
4. Расставьте людей, учитывая их возмож­ности:

· распределите работу между товари­щами с учетом их способностей;

· организуйте дело так, чтобы каждый знал свои права и обязанности и чтобы за
каждый участок работы отвечал один че­ловек.
5. Согласовывайте свои действия:

· постоянно получайте информацию о ходе работы на всех участках от своих по­мощников — младших организаторов;

· поддерживайте связь с теми, кому подчиняетесь, получайте от них информа­цию обо всех изменениях в задании;

· интересуйтесь опытом выполняю­щих подобные задания, используйте этот опыт для внесения изменений в ход вы­полнения задания.
6. Обучайте и инструктируйте своих помощников:

· подробно объясняйте им их задачу на определенный период работы;

· указывайте своим помощникам на их ошибки, оказывайте помощь в преодоле­нии трудностей, но не подменяйте их;

· подготавливайте своих товарищей к выполнению роли организатора.
7. Учитывайте и контролируйте работу и расход материальных средств:

· привлекайте к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;

· осуществляйте учет времени, отведен­ного на выполнение каждой части работы;

· давайте оценку работы исполнителей только на основе достоверных данных;

· старайтесь выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуйте от своих помощников их экономного расходования.
8. Будьте внимательны в период завер­шения работы:

· требуйте отчета о работе от своих помощников;

· при возникающих затруднениях на отдельных участках организуйте помощь;

· организуйте сдачу неиспользованных материальных средств.
9. Экономно расходуйте свое время и силы:

· осуществляйте руководство выпол­нением задания через своих помощников;

· решайте самые главные вопросы, не отвлекаясь на мелочи (ими займутся по­мощники);

· оказывайте помощь в работе на са­мом трудном участке.
10. Итоговый анализ — залог успешной работы в дальнейшем:

· анализируйте работу со своими помощ­никами и со всеми ее участниками, выявляя
положительный опыт, промахи и ошибки;

· давайте оценку работы на основе конкретных результатов;

· старайтесь поощрить, отметить рабо­ту своих помощников.
Если у Вас недостаточно развиты орга­низаторские способности (показатель Ж), постарайтесь их развить, пробуя себя в организации различных дел. Учтите при этом несколько советов:

· Поставив себя на место другого че­ловека, уясните, как он или она смотрит
на мир, что значит быть в его положении.

· Поразмыслите над тем, что интере­сует другого человека, подумайте, во что он или она с удовольствием вложили бы свои силы, о чем они любят говорить.

· Установите, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятель­ства, приведшие к переменам в нем?

· Попытайтесь определить стиль об­щения с конкретным человеком.

· Работайте над созданием открытых доверительных отношений, располагайте к себе людей.
Советы тем, кто хочет успешно управ­лять деятельностью других:

· изучите интересы, увлечения, спо­собности — свои и других людей;

· при распределении организаторских заданий опирайтесь не только на способ­ности помощников, но и на их задатки, которые стоит развивать;

· чаще обращайтесь за помощью к зна­токам и умельцам: от этого и делу польза, и всем приятно — их способности замечены;

· имейте в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходите к каждому челове­ку индивидуально и с учетом этого строй­ те свои требования к нему.
У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.

Занятие 5. Стили организаторской деятельности (А. Н.Лутошкин):

· Ранящие стрелы. Призывающий, настаивающий, жестко требующий. Эф­фективен в группе начинающих.

· Возвращающийся бумеранг. Совету­ющий, консультирующий, коллегиаль­ный, требующий. Эффективен в сложив­шихся коллективах.

· Снующий челнок. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен
в зависимости от ситуации.
• Плывущий плот. Соглашающийся, уступчивый, невмешивающийся. Эффек­тивен только как вспомогательный.

Занятие
Задание: прочтите перечисленные ниже правила ведущего за собой; поду­майте, с какими из них Вы согласны, ка­кие вызывают сомнение; сравните эти правила с теми, что Вы составили, выпол­няя задания второго практикума; допол­ните данные нами правила своими.

1. Установите ясные цели. Умные кол­лективы часто сами находят путь, если
знают, к чему надо прийти.

2. Начинайте с малого, «большой дуб вырастает из маленького желудя». Успех укрепляет доверие и создает основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.

3. Прежде чем действовать, добейтесь согласия. Причастность вырастает из по­нимания. Без согласия почти ничего нель­зя изменить. Достижение согласия требу­ет немалого времени.

4. Составьте реальный график работы. «Москва не сразу строилась». Научиться —
означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.

5. Советуйтесь часто и искренне. Люди могут сказать много ценного. Когда Вы советуетесь, то тем самым укрепляете со­гласие. Советоваться — это не форма, а содержание. Манипулирование людьми подрывает возможность создать группу единомышленников.
6. Свяжите создание коллектива с организационной работой. Люди с го­товностью пойдут на эксперимент, если это не потребует большого объема до­полнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных зада­ний. Положительные результаты будут очевиднее.
7. Смело встречайте проблемы. Не кла­дите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если Вы буде­те играть в деятельность, то дискредити­руете свои усилия.
8. Поощряйте открытость и искрен­ность. С глубоко укоренившимися предрассудками легче справиться, а устоявшиеся взгляды изменить, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссий.
9. Не вызывайте ложных надежд. Обе­щать легче всего. Невыполненные обеща­ния компрометируют Вас.

10. Если нужно, перестройте свою ра­боту. Организационная работа требует времени. Создание коллектива может уве­личить индивидуальный объем работы.

11. Помните, что неизвестное пугает больше, чем известное. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конеч­ном счете мы сами отвечаем за свое раз­витие.

12. Помните, что Вы «можете загнать лошадь в воду, но не можете заставить ее пить». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить при­творяться, будто они меняются.

13. Не забывайте о тех, кто вне игры. Зависть может помогать развитию. Люди любят быть участниками каких-либо свершений.

14. Помните, что создание коллекти­ва может вызвать новые проблемы. Дру­гие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут
перерасти свои нынешние функции.

10. При объединении людей исполь­зуйте возможности каждого. Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают творчество. Делегируйте
(передавайте) полномочия.

11. Принимайте помощь извне, если это необходимо. Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя от­ветственность за свои действия.

 

10. Люди со стороны не участвовали в организацион­ной работе, поэтому человек извне ско­рее окажется беспристрастным.

11. Учитесь на ошибках. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь — это самое ценное.

12. Делайте то, о чем говорите. Дела говорят сами за себя.
Пусть Вас не покидает удача, спутни­ца увлеченных и деятельных людей.

Занятие 6. Можете ли вы добиться успеха?
Можно ли предсказать, кто из людей «обречен» на успех? Или успех в равной мере доступен любому? Психологи все больше склоняются к мнению, что фор­туна вовсе не слепа и дарить свои милос­ти предпочитает тем, кто обладает опре­деленным набором черт характера, и прежде всего способностью приспосабли­ваться к различным ситуациям. Можно сказать, что основная характеристика пре­успевающих людей — их умение, почти магическое, оказываться в нужном месте в нужный момент. Это попадание в ногу с судьбой не случайность, а проявление личных качеств. Можно попытаться даже сказать, что именно в характере человека помогает ему добиться успеха. Это преж­де всего:

· Упорное утверждение своей личнос­ти. Эта психологическая особенность про­является очень рано, но совсем не обяза­тельно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подлажи­ваться под окружающих и идти к собствен­ной цели, не пасуя перед преградами.

· Способность контактировать с ок­ружающими. Основа этой способности — умение понять психологически



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: