Неявные определения. Приемы, заменяющие определения.




Понятие как форма мышления

Окружающий нас мир предстает перед человеком не как скопление одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Любые свойства, черты, состояния, отношения предмета, которые характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других, составляют его признаки. Признаком предмета называется то, чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство также рассматривается как его признак. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу, его сущность, называются существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают сущности, называются несущественными. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие – логическая мысль о предмете, отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаках

 

Логические приемы образования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение)

Для образования понятия необходимо найти и обосновать существенные признаки предмета. Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других. Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Данные логические приемы взаимосвязаны и образуют единый процесс. Его результатом является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна – понятие.

5 закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия

Содержание и объем понятия тесно взаимосвязаны, эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Сущность: при увеличении содержания понятия его объем уменьшается и наоборот. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия: если первое понятие шире второго по объёму, то оно беднее его по содержанию; если же первое понятие у́же второго по объему, то оно богаче его по содержанию.Закон говорит о том, что объёмы и содержания понятий находятся в тесной обратной взаимозависимости.

Виды понятий

1) по объему: единичные – понятие, в котором мыслится 1 предмет, общие – мыслится множество предметов, бывают регистрирующими (множество мыслимых в нем предметов поддается учету) и нерегистрирующими (неопределенное число предметов), нулевые – объем которых представляет собой классы предметов, которые реально не существуют, и существование которых невозможно.

2) по содержанию: конкретные – мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, абстрактные – мыслится не предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета(белизна, честность), относительные – мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого(родители – дети), безотносительные – мыслятся предмет, существующие самостоятельно, вне зависимости от др предмета(правило, инвестиция), положительные – содержание которых составляют свойства, присущие предмету (грамотный), отрицательные – в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, собирательные – в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое(лес, созвездие), несобирательные – содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывает понятие

7 Сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимыми называют понятия, в содержании которых имеется хотя бы один общий признак. Почти все понятия являются сравнимыми. В данном случае опровергается известная пословица «Нельзя сравнивать Божий дар с яичницей». С точки зрения логики, это также сравнимые понятия, так как о них, по крайней мере, можно сказать, что и то, и другое – предмет. Это и будет их общий признак. Несравнимыми называют понятия, в содержании которых нет ни одного общего признака. Некоторые авторы в качестве примера несравнимых понятий приводят понятия «предмет» и «свойство». Сравнимые понятия могут быть совместимыми или несовместимыми.

8 Совместимые и несовместимые понятия. Понятия называются совместимыми, если их объемы имеют хотя бы один общий элемент. Несовместимые – это понятия, в объемах которых нет ни одного общего элемента. Обычно отношения между понятиями изображают с помощью так называемых кругов Эйлера (рис. 2, 3).

Перекрещивающиеся - это понятия, объемы которых частично совпадают (рис. 2, б).

Пример. А – понятие «студент»; В – понятие «спортсмен».

Подчиняющее и подчиненное понятия. Объем подчиненного понятия полностью входит в объем подчиняющего, не исчерпывая его (рис. 2, в).

Пример. А – понятие «деревья»; В – понятие «береза».

Виды несовместимых понятий. Несовместимые понятия бывают соподчиненными, противоположными (контрарными) и противоречащими (контрадикторными).

Соподчиненные – это понятия, объемы которых различны и входят в объем общего для них понятия, не исчерпывая его (рис. 3, а).

Пример. А – понятие «фиалка»; В – понятие «роза»; С – понятие «цветы».

9 Несовместимые – это понятия, в объемах которых нет ни одного общего элемента. Обычно отношения между понятиями изображают с помощью так называемых кругов Эйлера (рис. 2, 3).

Противоположными (контрарными) понятиями являются такие, которые соподчинены третьему понятию и представляют собой крайние степени выраженности некоторого качества. Можно сказать, что их объемы занимают полярные места в объеме общего для них понятия (рис. 3, б).

Пример. А – «черный»; В – «белый»; С – «цвет».

Противоречивые (контрадикторные) понятия подчиняются общему для них понятию, и при этом в общем понятии не существует такого элемента, который не был бы элементом одного из этих понятий. Их объемы делят объем общего для них понятия на две части (рис. 3, в).

Пример. А – «монархия»; В – «республика». Общим для этих понятий является понятие «форма правления». Причем «монархия» и «республика» – несовместимые формы правления, и в то же время других форм правления не существует.С помощью кругов Эйлера можно получать достаточно сложные схемы. Например, можно изобразить отношение между понятиями А – «студент», В – «спортсмен», С – «мастер спорта», D – «кандидат в мастера спорта» (рис. 4).

10 Логическая операция обобщения понятия
Обобщением называется логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем исключения из содержания данного видового понятия его видообразующего признака. Для соблюдения правильности обобщения необходимо последовательно переходить от вида к роду, включающему в себя данный вид. Пределом обобщения являются категории – наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные, закономерные связи объективной действительности и познания. Изменяя объем исходного понятия, изменяется и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию – с большим объемом и меньшим содержанием. Логическая операция обобщения имеет большое значение в процессе мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.
Логическая операция ограничения понятия
Ограничением называется логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака. Широко применяется в правовой деятельности, в частности при квалификации конкретного преступления. В этом случае осуществляется последовательный переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. При ограничении понятий важно соблюдать правило последовательного перехода от рода к виду. Пределом ограничения является единичное понятие, потому что объем такого понятия уменьшить уже невозможно. Изменяя объем исходного понятия, изменяется и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию с меньшим объемом и большим содержанием. Логическая операция ограничения имеет большое значение в процессе мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.

11 Логическая операция определения понятия. Виды определения

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением. Суждение, раскрывающее содержание понятие – дефиницией. Понятие, содержанием которого требуется раскрыть, называется определяемым; понятие, раскрывающее содержаниеопределяемого понятия – определяющим.
Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные
Номинальные – определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин, объясняется значение термина, его происхождение; Реальные – определения, раскрывающие существенные признаки предмета.
Явные определения раскрывают существенные признаки предмета; к неявным относятся определение через отношение предмета к своей противоположности, контексуальное, остенсивное и некоторые другие виды определений. Наиболее распространенным видом явных определений является определение через род и видовое отличие, и генетическое определение
Определение через ближайший род и видовое отличие
Определение через род и видовое отличие, называемое классическим, - наиболее распространенный вид определения. Определение через род и видовое отличие состоит из двух понятий: определяемого и определяющего, а сама операция включает в себя 2 приема: 1) подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие; 2) указание видового отличия, т.е. признака, отличающего определяемый предмет от других видов, входящих в данный род.
Генетическим называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования

Определение через ближайший род и видовое отличие
Определение через род и видовое отличие, называемое классическим, - наиболее распространенный вид определения. Определение через род и видовое отличие состоит из двух понятий: определяемого и определяющего, а сама операция включает в себя 2 приема: 1) подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие; 2) указание видового отличия, т.е. признака, отличающего определяемый предмет от других видов, входящих в данный род.
Генетическим называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования

Правила определения понятий
1) Определение должно быть соразмерным. Понятия соразмерности требует, чтобы объем определяемого понятия был равен объему определяющего, т.е. должны находиться в отношении равнообъемности.
2) Определение не должно заключать в себе круга. Если при определении мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Разновидностью круга в определении является тавтология – ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое
3) Определение не должно быть ясным. Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке, называемой определением неизвестного через неизвестное, или определением х через у.
4) Определение не должно быть отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является.

12 генетическое определение-(от греч. genesis - происхож­дение, источник) — классическое, или родо-видовое, определе­ние, в котором спецификация определяемого предмета осуще­ствляется путем указания способа его образования, возникнове­ния, получения или построения. Напр.: «Окружность есть замкнутая кривая, описываемая концом отрезка прямой, вращаемого на плоскости вокруг неподвижного центра». О. г. отличаются большой эффективностью и часто встречаются в различных инструкциях и наставлениях, имеющих целью научить ч.-л.

 

Неявные определения. Приемы, заменяющие определения.

Неявные определения. Приемы, заменяющие определения

При помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий данный прием непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия (категории), так как они не имеют рода, а также единичные понятия, поскольку они не имеют видового отличия. В данных случаях прибегают к неявным определениям, а также к приемам, заменяющим определения.

К неявным определениям относится определение через отношение к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное и некоторые другие. Первое из указанных определений широко используется при определении философских категорий. Например, «Свобода есть познанная необходимость». В контекстуальном определении содержание понятия раскрывается в относительно самостоятельном по смыслу отрывке письменной или устной речи (контексте). Например, понятие «категорический» может быть установлено в контексте «В своих письмах я прошу у вас только категорического, прямого ответа – да или нет».

Остенсивным называется определение, устанавливающее значение термина путем демонстрации предмета, обозначаемого этим термином. Эти определения применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. Например, при ознакомлении с криминалистической техникой демонстрируют содержимое следственных комплектов, обозначая каждый предмет соответствующим термином.

Остенсивное определение используется также для характеристики простейших свойств вещей: цвета, запаха, вкуса и т.п.

В ряде случаев используются приемы, заменяющие определение: сравнение, описание, характеристика.

При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сходным в каком–либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета.

Сравнение помогает установить не только сходные признаки, но и признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов. Например, при розыске похищенного имущества важную роль играют особые приметы: монограмма или гравировка на часах и т.д.

Задача описания состоит в том, чтобы наиболее точно и полно указать признаки предмета (лица, события, места, где оно произошло и т.п.). Описание играет важную роль в следственной практике, например, при осмотре места происшествия. Следователь, составляя протокол, должен стремиться к наиболее полному описанию, фиксируя не только то, что связано с событием, но и то, что может быть с ним не связано.

Например, при осмотре места, где был найден труп убитой женщины, следователь, составляя протокол, подробно описал в нем пустырь, на котором был найден труп, указав, в частности, на то, что почва на пустыре глинистая и после недавно прошедших дождей вязкая. Именно эта деталь и сыграла важную роль в изобличении преступника. На ботинках подозреваемого была обнаружена глина. Криминалистическая экспертиза установила однородность этой глины с глиной, взятой на месте преступления.

Характеристика состоит в указании отличительных характерных признаков единичного предмета (лица, события и т.д.).

Характеризуя, например, Пугачева, следовало бы указать, что он донской казак, участник семилетней войны и др. К характеристике часто прибегают в судебных речах, в следственной практике, при решении кадровых вопросов и т.п. Например, А.Ф. Кони характеризует личность обвиняемого следующим образом: «Взглянем на личный характер подсудимого… Это характер твердый, решительный, смелый… Человек «озорной», неспокойный, никому спускать не любит… В домашнем быту этот человек не особенно нежный, не позволяющий матери плакать, когда его ведут под арест… Итак, это характер сосредоточенный, сильный и твердый…». В характеристике может быть указан только один важный в каком–либо отношении признак.

14 Деление понятий — это логическая операция, посредством которой объем делимого понятия распределяется по объемам новых понятий, каждое из которых представляет частный случай исходного понятия. Например, расчеты делятся на наличные и безналичные. Понятия разделяются исходя из существенного признака, который может изменяться по определенному принципу или правилу (например, образование из понятия «торговый баланс» новых понятий, в которых фиксируется то или иное соотношение ввоза и вывоза товаров). С практической точки зрения наиболее существенными можно считать следующие виды делений.

1. Деление понятия по видоизменению признака

2. Дихотомия

3. Классификация

4. Типология

 

15 Чтобы деление было правильным, необходимо выполнять ряд условий.

· Первое условие состоит в том, чтобы каждое конкретное деление производилось по одному и тому же, общему для новых понятий, основанию (признаку). Например, неверно делить людей на предпринимателей, государственных служащих и красивых мужчин. Если будет нарушено это условие, то произойдет перекрещивание объемов понятий, которые появятся в результате деления.

· Второе условие состоит в том, чтобы деление было соразмерным, то есть чтобы объем делимого понятия был в точности равен сумме объемов членов деления (например, рынок делится на внутренний и внешний). Нарушение этого правила ведет к ошибкам двух видов:

o неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родового понятия;

o избыточное деление, с лишними членами деления (например, когда сделки делятся на односторонние, многосторонние и недействительные; или пошлины делятся на таможенные, вывозные, ввозные и импортные).

· Третье условие состоит в том, чтобы члены деления исключали друг друга, то есть не имели общих элементов, были соподчиненными понятиями. Например, неверно деление документов на секретные, служебные и поддельные. Это следствие смешения различных оснований деления.

· Четвертое условие — состоит в том, чтобы деление было непрерывным. Нельзя делать скачки в делении. Не верно, если мы скажем: «Торговля делится на оптовую, государственную и частную розничную». Правильным будет разделить торговлю на оптовую и розничную, а затем уже, например, розничную торговлю разделить на государственную и частную.

Деление, свободное от ошибок, — дело нелегкое. Оно осуществимо, если признак, по которому производится распределение рода на виды, точен и отчетлив, а все возможные изменения признаков легко обозримы и могут быть установлены исчерпывающим образом.

Операции с классами

При классификации происходит распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов.

При помощи логических операций из двух или нескольких классов могут быть образованы новые классы. К данным операциям относятся: объединение классов, вычитание классов, пересечение классов и образование дополнения к классу.

В операциях с классами приняты следующие обозначения: А, В, С, … – произвольные классы, 1 – универсальный класс, 0 – нулевой (пустой) класс, знак V обозначает объединение классов (сложение), знак L – пересечение классов (умножение), А, (не–А) – дополнение к классу А (отрицание). В операциях с классами обычно используются круговые схемы, универсальный класс обозначается прямоугольником.

Операция объединения классов (сложение) состоит в объединении двух или нескольких классов в один класс, состоящий из всех элементов, входящих в слагаемые классы.

Операция объединения классов записывается с помощью знака сложения А V не–А. Множество, полученное в результате сложения, называется суммой.

Складывать можно множества, находящиеся в любых отношениях, например множества, входящие в понятия, находящиеся в отношении подчинения: «юрист» (В) и «следователь» (А). Множество, полученное в результате сложения, включает юристов – следователей и юристов – не–следователей. Объединяя классы, находящиеся в отношении частичного совпадения: «юрист» (А) и «депутат Государственной Думы» (В), – получим множество, объединяющее юристов – не–депутатов (1), юристов–депутатов (2) и депутатов – не–юристов (3).

Операция вычитания классов дает класс, состоящий из элементов, исключающих элементы вычитаемых классов. Вычитая, например, элементы класса «следователь» (А) из класса «юрист» (В), получаем класс юристов – не–следователей. Вычитая элементы класса «юрист» (А) из класса «депутат Государственной Думы», получаем класс депутатов Государственной Думы, не являющихся юристами. Множество, полученное в результате вычитания классов, заштриховывается.

Операция пересечения классов (умножение) состоит в отыскании элементов, общих для двух или нескольких классов (множеств). Так, в результате умножения множеств, мыслящихся в понятиях «юрист» (А) и «депутат» (В), получаем новое множество: юристов – депутатов Операция пересечения классов записывается с помощью знака умножения: А^В. Множество, полученное в результате умножения, называется произведением. Умножать можно три и больше множеств. Так, умножая множества, входящие в понятия «юрист» (А), «депутат» (В) и «москвич» (С), получаем множество юристов, являющихся депутатами и москвичами.

При умножении множеств, входящих в несовместимые понятия, например, «следователь» и «адвокат», получаем нулевой (пустой) класс, так как элементов, входящих одновременно в оба понятия, не существует.

Образование дополнения (отрицание). Дополнением к классу А называется класс не–А (А,), который при сложении с А образует универсальную область. Эта область представляет собой универсальный класс и обозначается знаком 1. Чтобы образовать дополнение, необходимо класс А исключить из универсального класса: 1–А=А,. Образование дополнения состоит, таким образом, в образовании нового множества путем исключения данного множества из универсального класса, в который оно входит. Так, исключая множество адвокатов из универсального класса юристов, образуем дополнение: множество юристов – неадвокатов. В соей сумме оба понятия образуют весь универсальный класс, соответствующий понятию «юрист».

 

17 Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.

В формальной и математической логике суждениям соответствуют высказывания.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как "Ученик знает урок" или "Психика есть функция мозга". К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: "Это слово не глагол" или "Эта река несудоходна".

18Предложение (в логике предикатов) — это корректно сформированная формула , которая не содержит свободных вхождений переменных (т.е. вхождений, не находящихся в области действия каких-либо кванторов в ). Грубо говоря, предложение не должно содержать "параметров", могущих повлиять на значение истинности предложения в подразумеваемой "семантической структуре": таким образом, в каждой такой структуре предложение имеет единственно возможное истинностное значение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: