Вместе с мамой я встаю,
Сам постель свою стелю,
Умываюсь, одеваюсь,
С мамой в детский сад иду.
Непоседа Васенька
Не сидит на месте!
Непоседа Васенька –
Всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки,
На усах – сединки,
Хвост дугой у Васеньки
И пятно – на спинке!
Гусята
У моей бабуси гусыня и десять гусят. Гусятам всего восемь дней. А они такие непоседы! Не сидят в сенях на сене. То увидят какое-то насекомое и бегут туда. То бегут к пёсику, то – к свинке.
А сегодня один гусёнок посидит, посидит на спинке у мамы-гусыни, съедет вниз, побегает и опять к маме на спинку.
Вот такие у бабуси гусята!
Мы сидим на лесенке,
И поем мы песенки.
Все поют, и я пою
Песню новую свою
На скамейке семь котят
Все котята есть хотят.
В миску мы кисель нальем –
Вот вам миска с киселем.
Под скамейкой семь котят
Есть из миски не хотят.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА (С'):
Целью проводимых на данном этапе упражнений является формирование умений одновременно выполнять и контролировать правильность выполнения всех указанных позиций.
После отработки статистики переходим к динамике звука. Предлагаются символы для контроля качества действий: наличие холодной струи, направленной вниз, совпадение полученного и нормированного звука.
Зрительно контролируется положение языка у нижних зубов.
Тактильно – ощущение холодной струи, направленной вниз.
Аудиально – совпадение полученного и нормированного звука.
Проводится как часть занятия
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука с' или вызывание его по подражанию. Развитие фонематического слуха.
Цель. Добиваться умения правильно произносить звук с' и различать на слух звуки с и с'.
|
Предшествующая работа. Детей учили правильно произносить звук с и различать звуки ф — в, т — д.
Подготовительная работа. Подготовить по количеству детей картинки с изображением тонкой струйки воздуха, выходящей из насоса, и тонкой струйки воды, льющейся из крана (количество тех и других картинок должно на 2 превышать количество детей).
ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО СВИСТИТ»
Краткое описание
Воспитатель или логопед показывает картинку, на которой изображен насос, и просит детей сказать, как свистит воздух, когда выходит из насоса. («С-с...») «Правильно, выходящий из насоса воздух свистит «сердито»: «с-с...» Как он свистит? («Сердито»: с-с».)
А теперь послушайте, как свистит тоненькая струйка воды, когда льется из крана (показывает картинку). Она свистит нежно, мягко: «сьсьсь...» Все вместе посвистим, как тоненькая струйка воды...
А теперь возьмите со стола картинки. Поднимите картинку, на которой нарисован насос. Как свистит воздух, когда выходит из насоса? («С-с».) Опустите. Поднимите картинку, на которой нарисована струйка воды, льющаяся из крана. Как свистит струйка воды? («Сьсьсь».)
Сейчас я проверю, кто из вас внимательный. Если я буду говорить с сердито, вы поднимете картинку с насосом. Если я буду говорить с нежно, мягко — «сьсьсь», вы поднимете картинку со струйкой воды».
(Сначала можно вызвать двух детей, которые хорошо умеют различать на слух эти звуки, потом провести игру со всеми детьми или по подгруппам.) Методические указания. Когда воспитатель произносит звук с', ему надо больше улыбаться, т. е. оттягивать углы рта, тогда звук будет более мягким.
|
Проводится как часть занятия
Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звука с' в словах.
Цель. Добиваться правильного произношения звука с' в словах.
Предшествующая работа. Уточнено изолированное произношение звука с'.
Подготовительная работа. Выяснить, кто из детей недостаточно четко произносит звук с', чтобы обратить на них особое внимание. Приготовить красивую коробку и картинки, в названии которых звук с' присутствует в разных частях слова, например: сирень, письмо, сосиски, велосипед, беседка, васильки, гусь, лось, листья, рысь, такси и т. п. При подборе материала надо помнить, что звук с перед мягкими т', л', н' произносится мягко, например: стена, костюм, слива, ослик, брусника, градусник.
Игра «Чудесная коробочка»
Краткое описание
Воспитатель приносит красивую коробочку. Показывает ее детям и говорит: «В этой чудесной коробочке у нас лежат картинки. А какие, вы сейчас узнаете. Я буду вызывать вас по очереди. Вы достанете картинку, покажете ее детям и громко, четко назовете, что на ней нарисовано».
Методические указания. Обратить внимание детей на то, что, когда накачивали насосом шину, воздух свистел сердито, и на предыдущих занятиях они познакомились с сердитым звуком с. А сегодня они будут произносить звук с по-другому — мягко.
Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в словосочетаниях.
Осенний листопад Солёная селёдка
Сильный снегопад Сладкий сироп
Осиновый лист Весенний рассвет
Высокая осина Седой старик
Сухое сено Красивый аист
Вкусный кисель Стройная серна
Синяя слива Строгая система
|
Семя подсолнуха Весёлая история
Сиплый голос
Звуки [С] и [СЬ] в предложениях.
Девочка Васса, а мальчик — Вася
У колёс оси, над осями осы
Плывут суда туда-сюда
Поют соло, в сельской местности — сёла
Высокая осина под снегом покосилась
Подосиновик не под сосной, а под осиной
Весенний рассвет принёс свой привет
Наступила осень, но не для стройных сосен
Посыльный принёс груз посильный
Под ветра осеннего свист слетает осиновый лист
Седой старик к седине привык
Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в чистоговорках и скороговорках.
- Повтори чистоговорки, четко проговаривая звуки [с] и [с'].
Са-са-са — бегает лиса. Се-се-се — ленточки в косе.
Со-со-со — мне дали колесо. Си-си-си — подъехало такси.
Су-су-су — ягоды в лесу. Ась-ась-ась — плавает карась.
Сы-сы-сы — тикают часы. Ось-ось-ось — на поляне лось.
Ас-ас-ас — свет в окне погас. Иска-иска — на столе миска.
Ос-ос-ос — на палубе матрос. Си-си-си — сена накоси.
Ус-ус-ус — на ёлке много бус. Усь-усь-усь — подходит гусь.
Ыс-ыс-ыс — такса ловит крыс. Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.
- Повтори скороговорки, четко проговаривая звуки [С] и [С'].
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне...
Если б он не свалился во сне —
До сих пор бы сидел на сосне.
* * *
У Саньки новенькие санки.
* * *
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
* * *
Сидела сорока на старой сосне,
Смеялась сорока прекрасной весне,
Всем весело стало в просторном лесу,
А солнце сияло, сияло вовсю.
* * *
Коси, коса, пока роса,
Роса долой — и мы домой.
* * *
В поле — все, все, все:
В поле — сев, сев, сев.
* * *
Холода не бойся,
Сам по пояс мойся.
* * *
Купила Мару се бусы бабуся,
На рынке споткнулась о гуся бабуся,
Не будет подарка у юной Маруси —
Все бусы склевали по бусинке гуси.
***
У осы не усы, не усищи, а усики.
***
Коси, коса, пока роса.
***
У маленькой Сани сани едут сами.
***
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.