Педагогическая ситуация № 1




Тема ВКР: «Экологические игры как средство формирования представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста».

 

1. Описание ситуации: в старшей группевоспитатель проводила игру на тему «Живая и неживая природа» с подгруппой из 10 детей. Когда воспитатель начала раздавать карточки, выяснилось, что их всего 7. Поэтому трем детям пришлось использовать карточки, с которыми уже поработали другие дети, им пришлось ждать, пока ответят все дети. Этим детям было не интересно, они отвлекались.

2. Оценка ситуации: воспитатель заранее не проверила, хватает ли дидактического материала для проведения игры с подгруппой детей и тем самым спровоцировала ситуацию, что у некоторых детей пропало желание заниматься. Воспитатель нарушила методику проведения дидактических игр.

3. Прогнозирование результатов: если воспитатель и в дальнейшем будет проводить игры, не подготавливая дидактический материал, то они буду не интересны детям и будут не эффективными. Дисциплина во время игр будет на низком уровне и у детей пропадет желание заниматься.

4. Решение:

а) необходимо заранее проверять материала для проведения игр, заранее проверять необходимый материал на наличие;

б) воспитателю необходимо повысить уровень знаний по методике организации дидактических игр.

5. Психологическое обоснование:

особенность дидактических игр состоит в том, что, играя, дети решают обучающую (дидактическую) задачу в занимательной форме с помощью игровых действий. Для её грамотной формулировки необходимо знать: 1) уровень уже имеющихся у детей знаний и представлений; 2) какие знания и представления детей должны усваиваться в ходе игры; 3) какие умственные операции должны развиваться при этом; 4) какие качества личности должны развиваться при этом.

Дидактическая задача при подборе материала для проведения игры взрослые должны ориентироваться на дидактическую задачу. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, поэтому не следует повторять формулировки задач во многих играх. Несмотря на их похожесть, каждая игра имеет специфику в обучающей задаче. Именно в ней может быть отражена направленность дидактической игры на развитие того или иного психического процесса, свойства или состояния. Кроме того, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, организующий игру взрослый может корректировать дидактическую задачу, реализуя тем самым принцип учёта индивидуально-психологических особенностей дошкольников. Успешность дидактической игры зависит от степени подготовлинности самого воспитателяее организации.

6. Педагогическое обоснование:

проведение дидактической игры можно разделить на три этапа, где каждому этапу игры соответствуют и определённые педагогические задачи. На первом этапе это подготовка к проведению д/и, где педагог заинтересовывает детей игрой, создаёт радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть. Второй этап – это проведение дидактической игры, где педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. И третий этап включает в себя анализ игры, где роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

– выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

– определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

– подготовка игрового оборудования;

– определение времени игры в режиме дня.

Проведения дидактических игр включает:

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей);

– объяснение хода и правил игры, во время которого воспитатель обращает внимание на необходимость чёткого выполнения правил;

– определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера участия воспитателя в игре зависит от возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил).

– определение количества играющих;

– выработка у детей игрового настроения, желания играть;

– руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

– подведение итогов игры.

При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

– чётко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

– занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;

– вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

– давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

– варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

– осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

– средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

– используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: