Дживелегов итальянская народная комедия




Возрождение.

Термин употреблён Вазари в связи с раскопками и изучением античной культуры. Эпоха формирующая современный научный взгляд на мир. Двойственная природа эпохи. Вершина средневековья и переход к новому времени.

Йоган Гуттенберг во второй половине 15 века изобретён печатный станок. Это мощнейший удар по религиозности. Слово – это некое знание, магический жест. Произнесение слова вслух приводило к его материализации. Все люди имевшие писать были жрецами. Человек умеющий читать, может беседовать с Богом без посредников.

Мартин Лютер (Имевший кафедру в Виттенбергском уневерситете) перевёл Библию на Немецкий. И тут же выдвигает идею поддержанную Бюргерами и Буржуазией, городскими обывателями. Он предлагает упростить и удишивить церковь. Началось движение реформации (Римской церкви) и контрреформации. 16 век стал веком самых жестоких религиозных войн, возникает инквизиция. Наиболее острым этот конфликт был во Франции. На севере распространился протестантизм, на юге католики. В ночь св. Ворфоломея по приказания Медичи были вырезаны все Гугеноты. После смерти Генриха восьмого, закрывшего церкви и отобравшего церковные тексты, Мария Тюдор решила вернуть Англию в католичество, но Елизавета, после смерти Тюдор, опять развернула страну в протестантизм. Мария Стюарт (католическая королева) была обезглавлена после Ворфоломеевской ночи во Франции. Изобретение книгопечатания привёл к рождению другой культуры, к страшным кровавым государственным процессам.

Научные открытия (гелиоцентрическая система мира) Коперник, Галилей, Джордано Бруно (1600год сожжения) через год поставлена и сыграна пьеса Гамлет. (Великие географические открытия) Колумб, Магеллан, Васко де Гама (земля круглая, порох, бумага, другие цивилизации), рост колоний и метрополий (главная колония Англии – Индия). Вывоз рабов, работорговля до 20 века. Турки захватили Византию. Начинается эмиграция через Венецию, возят античные тексты. На острове Кипр решалась судьба Европы (Отелло).

Начинается Возрождение в Италии. В 16-17 веке формируются государства. Земли объединяются, появляется язык и король. Италия же раздроблена, диалекты, законы, деньги у каждого государства Италии – своя (до 19 века.) Театр рождается тогда, когда народ начинает осознавать себя как народ. В Италии такого единства нет, и образуются два вида театра.Учёный театр (интеллектуальная элита), на латыни. Комедия дель арте (первый профессиональный театр), отсутствует литературный текст. Актёры – исполнители (их много), для театра нужна драматургия, дошедшая до уровня осознания мира. Пьесу должен писать человек знающий природу театра и актёрской игры. До 19 века прототипов и реально отражённых ситуаций в драматургии нет.

Комедия дель арте (ремесленная комедия) 60е г.г. 16 века. 12 актёров 3-4 женщины. Капоконко – главный актёр, все играли в масках. Каждая маска – свой диалект, область откуда тот или иной персонаж. Маску давали раз и на всю жизнь. Слуги (дзанне) из Бергамо они говорят на бергамском диалекте, Бригелла на горном диалекте. Маски делились на северные и южные. Труппа – микромодель Италии. Влюблённые – без масок. В основе – тосканский диалект. Труппа есть если есть четыре маски: двое стариков и двое слуг (смерть и жизнь).

Северные маски 16 века.

Панталоне старик из северной части. Венецианские прорезные башмаки, купец, говорит на венецианском языке. Ворчливый, сластолюбец, хочет жениться, жалеет о прошедшем времени, в самый ответственный момент его скрючивает. Маски всегда чёрные, открыт только рот. Пьянтелионе (водружатели львов, на знамени лев, венецианские купцы). Доктор, доторе (учёный, говорит на Болонском диалекте, одет во всё чёрное, напарник Панталоне, всё время говорит)

Слуги (дзанни – Джованни, т.е. Ваньки) Бригелла (газ), Арлекин (тормоз). У Бригеллы палка, он ворует и обосновывает это, болтлив, умный и серьёзный человек, говорит на бергамском диалекте. Арлекин – антагонист Бригеллы, простак, недотёпа, медлительный, всё делает не так, наивный, честный потому в заплатках.

Импровизация опирается на маску, фьябу и лаццо. Театр передвижной, сцена – помост 4-6 (возят с собой). Пустая сцена с тряпочками (задником и занавесом). Труппа, пришедшая в город через капоконика получала разрешение дать спектакль, он же зазывал зрителей, разговаривая с людьми о них. Перед началом рассказывался сюжет, потом был парад масок, после шла пантомима, только после этого начинался спектакль. За кулисами висел листок с записями того, что должно происходить. Как играть было понятно, искали сценарии (канавачо, фьябы).

Капитан – хвастливый воин. Служанка (Смеральдина, Фантеска, Мирандолина).

В 60-х гг. 16 века труппы появились и отправились путешествовать и не только по Италии.

Актёр фарса работает словом, актёр комедии дель арте телом.

Зебальдоне (тетрадки с монологами).

 

Маска Арлекин.

 

Простак, малохольный тип. Доменико Бьянко Лели был капокомико одной из трупп, любил ездить в Париж, играл Арлекина. Париж давал свободу для импровизации, поскольку язык близкий, но не тот же. Когда существовавшая параллельно труппа Мольера нуждалась в новой пьесе, Мольер написал пьесу Дон Жуан чтобы схожестью сюжета привлечь публику (похожую пьесу играли актёры Доменико Бьянко Лели). После смерти Мольера в результате суда Итальянцам позволили играть на французском. Был создан Комедии итальен (в 18 веке Мариво будет писать для него пьесы). Когда Арлекин умер, был найден новый, но его индивидуальность была больше похожая на Бригеллу. И он трансформировав костюм стал играть другого Арлекина (жизнелюбивого, хитренького), и после смерти Бригеллы практически занял его место, а на место простака нашли француза Пьера, (он и стал Пьеро), он играл без маски, выбеливал лицо, одевал чёрную шапочку (французские актёры). Династии актёров формировали драматургию.

КДА просуществовала 16-18 век.

Карло Гольдони в 18 веке основоположник итальянского театра. Веницианец, юрист, писал сценарии (для Антонио Саки он написал сценарий «Слуга двух господ», а позже написал пьесу, обогащённую актёрскими импровизациями.) После успеха, с Гольдони заключают контракт на 5 пьес в год. Сохраняя имена масок он наполнял их другими свойствами характера и внешними признаками. Тексты пьес писались не целиком, а частично. Эпоха просвещения. Жанровые, сюжетные ходы наполняются новым содержанием.

Кьяри аббат слямзивал у Гольдоне пьесы и переделывал их. Параллельно появляется Гоцци (Иль солитарьё – псевдоним Гоцци, отшельник или крупный бриллиант). Гранеллески издевались и юморили. Гоцци написал «Любовь к трём апельсинам» (фьяба, сказка для театра). Написал 10 фьяб.

 

Дживелегов итальянская народная комедия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: