Журнал любовь к трём апельсинам




 

 

Учёный театр ориентировался на элиту (Опера). Все читают на латыни (гуманистические кружки), люди разных сословий существовали в этих студиях на равных. Они изучали античную культуру, Платона, они играли в античность. Самый знаменитый кружок находился при Лоренцо Медичи. Самодеятельность. Позже к оформлению спектаклей привлекались художники (Рафаэль). Когда они перешли в закрытое помещение, сценическое пространство решалось при помощи помоста 4-6, кресла для князя (античный Римский театр), места для зрителей, пол стали поднимать ступеньками. Сидели по рангам.

Пандус под углом 30 градусов находился за помостом и выполнял роль декорационного задника. Позже они сделали занавес на манер античного. Он погружался в щель. (его и расписывал Рафаэль).

Театр аль Итальяно, драма там не играется, играется опера. В конце века появилась мода на образованность, но богатые люди скупали памятники античности. Гуманисты сказали мы возвращаемся на латынь, и соблюдаем триединство, как борьба профанов. Соблюсти эти правила было почти невозможно и тогда они допустили, если не латынь, то пойте (опера). Макиавелли «Мандрагора» (не фарс, может ли красота быть добродетельной, рушится надежда на точку отсчёта, каким человека создал бог.) Триединство диктовалось сценой. Родиной классицизма была Италия (1515г. год рождения)

Трагедия ревности, трагедия мести (клише в которые укладываются классические пьесы).

 

Испания.

 

Реконкиста (война 7 -14 век с неверными за свободу Испании от мавров). Крестьяне воевали, не были прикреплены к земле. Для мужчины два пути воин или монах. Служение Испании и Христианское служение – честь без страха и упрёка. Труппа строилась по семейному принципу (женщина может играть если в труппе её муж), играли в гостиных дворах. Театр богат и обогрет церковью. Прямоугольная площадка, помост у стены. На земле стоят мужчины, по бокам, на балконах сидят женщины, на втором этаже сидят дамы (снизу их не видно). Билеты покупали на месте. Театр под открытым небом, пустой помост 4-6, практически на сцене сидят кавалеры. Действие на авансцене, занавес в глубине, он перекрывает часть сцены. Занавес мог раздвигаться и открыть комнату, параллельное место действия. Второй этаж 1 или 3 балкона над сценой, третий этаж такой же. На верху подъёмник, перемещающийся в глубину. Стереометрическое отображение мироздания (сцена испанского театра). Кальдерон «Великий театр мира». Платья в которых актёры выходили на сцену были настоящие. Каждое сословие должно было носить определённые ткани. И продавать кому-то кроме актёров эти платья знатные сеньоры не могли. Неилюзионный театр (под открытым небом).

Иллюзионный (сер. 18 века, гасится свет в зале, зажигается линия рампы.) Появляется понятие сценического и исторического костюма и грим.

Самая главная проблема – проблема стиля. При смене формы меняется содержание.

Ренессансный стиль. Человек – мера всех вещей. Пьесы Лопе де Вега. «Собака на сене». Характер персонажа и сюжет пьесы – вещи соразмерные. Раскрытие характера героя и есть сюжет пьесы. Мир в эпоху возрождения мало интересует, он будет таким, каким его сделает человек. Мир – театр, автор – Бог, человек – персонаж, театр должен отображать сцену на сцене. Истинный образ человека проявляется только в смене масок и переодевании. Приём театра в театре универсальный в Ренессансном стиле. «Фуэнто Авехуна». «Дон Хиль, Зелёные штаны». Ренессансный театр отражал человека таким, каким он должен быть. «Звезда Севильи». Геоцентрицеская модель мироздания (небесный танец сфер, хрустальная музыка сфер, полная гармония – всё это отражается на Земле). Маньеризм – отклонение и вырождение ренессансного стиля. В маньеристской пьесе появляется – герой манипулятор, борьба каждого против каждого. В ренессансной драме понятно кто победил и почему. В маньеристской драме люди переодеваются чтобы скрыть себя. Не понятно кто хороший. «Сивильский озорник» (первая пьеса о Доне Хуане). В ренессансной, чтобы раскрыться. Переодевание у Лопе чтобы понять себя, у Тирсо – чтобы скрыть себя. Герой занят только собой, понять другого маньеристская драма не может. Маньеризм – разлом, кризис, разрушенное сознание.

 

В 17 веке приходят два стиля Барокко и Классицизм.

 

Новая модель мира должна вернуть миру целостность. Барокко говорит – «Мир страшен, но есть Бог, творец создавший сложный мир. Задача человека – прилично себя вести».

Образ раковины и образ яйца – два любимые образа барокко. Барокко это стиль, в котором нет покоя. «Помни о смерти» 16-17 век. Алтари смерти были в домах. Отталкиваясь от смерти человек понимает как надо жить. Кальдерон «Жизнь есть сон».

Классицизм рассматривает только мир людей. В драме барокко («Король Лир») совмещаются две сюжетные линии, сюжет сложный, напрямую связан с раскрытием характера главного героя. Характер развивается, появляется человек меняющийся.

Жизнь – есть сон и нужно помнить о своём пробуждении. «Дама невидимка».

 

Шекспир.

 

Ренессансные комедии-хроники. Высокие трагедии и мрачные комедии. Романтические драмы. 1608-1612гг. «Буря», «Зимняя сказка», «Цимбелин». Театр Глобус. Английские гостиные дворы (как колодцы) в которых раньше играли спектакли были под открытым небом. Язык – помост выходил в зал от стены, а зрители стояли с трёх сторон. Внутри помоста – люк (преисподняя), оттуда вылезал Призрак, туда хоронили Офелию и т.д. В глубине сцены находился занавес, за ним тёмная комната (спальня Дездемоны, усыпальница Капулетти), третьим местом действия был балкончик. Под балконом был полог из голубой или чёрной со звёздами ткани, который назывался небо. Было звуковое оформление спектаклей, минимум предметов. Над балконом была крыша. Джеймс Девидж построил первое театральное здание в Англии, называлось оно Театр. Символом театра Глобус был земной шар, девизом «Весь мир лицедейство». Пьесы писались под актёров. Актёры вкладывали деньги и образовывали товарищество на паях (Франция во времена Мольера). Второй способ – когда у театра есть хозяин. Зрители шли на сюжет.

Шла зверская конкуренция за пьесы. Актёрам давались только их роли. Репетицию вёл автор. Воровали пьесы по разному: подкупали актёров, записывали тексты во время спектаклей. Гамлет был украден (актёр укравший Озрика). И Шекспир опубликовал пьесу.

В Шекспировском театре всё просто. Если герой говорит я злодей, значит он злодей. Если герой злой, значит он уродливый. Второй план – то о чём не говорится. Театр возникает, когда карнавал огораживается стеной. Как только театр уходит в закрытое помещение он утрачивает связь с обрядом. Театр должен был сформулировать правила игры. Идея правдоподобия (триединство). В 18 веке в эпоху просвещения появляется драма, и необходимость подлинности. Первым государственным театром в Европе был «Комедии Франсез».

Главный приём шекспировского театра – приём сцены на сцене. Высокие ренессансные комедии писались к определённому празднику, комедии Шекспира – капустники, они пишутся про своих и для своих. Природа юмора местечковая. «Сон в летнюю ночь» образ тени.

В «Гамлете» красной нитью проходит образ тлена, гнили. Это смысловой центр пьесы (есть жизнь после смерти или нет, есть Бог или нет).

Суть пьесы «Укрощение строптивой» в том почему она такая, это роль, которую она взяла на себя. Все комедии Шекспира о зарождении любви. Любовь рождается тогда, когда люди избавляются от масок, а сделать это можно только в игре.

«Ричард третий» Ричард – великий режиссёр и актёр. Актёры у Шекспира самые честные люди. Актёр на сцене делает то, что думает. Когда погибают дети, вмешивается вертикальный мир, нарушена честность боя. Зло будет наказано. Хронос – время, оно гармонично, всё расставляет по местам. Оптимистический период. «Ромео и Джульетта». Природа вражды Мантеки и Копулетти в том что это политические партии, они вражду тащат ещё из средних веков. Конфликт себя изжил. Всё случайно, нет природы для трагического противостояния. Брак с Парисом выгоден потому что он раннего рода. Все несчастья начинаются со смерти Меркуцио. После его проклятия начинается чума. Поведение влюблённого было смешно, на шляпу они клали раковину на тулью, одевали обувь с ремешками. Форма явления и его суть стала распадаться. Распад между есть и кажется с середины 90-х годов. Меркуцио человек очень целостный, он без маски, такой какой есть и гибель такого человека вызывает несчастье.

«Венецианский купец» стоит особняком. Тема раздвоения.

«Гамлет» Лев Выготский «Гамлет. Шекспир» Отождествление себя с Гамлетом постепенно прекращается, но остаётся сочувствие ему. Монолог о природе мироздания и желания смерти ещё до появления призрака. Гамлет изо всех сил пытается не совершить преступления. Все действия не являются агрессивно наступательными. Он умирает не зная есть Бог или нет. Зритель же видит, что есть. Единственный грех Гамлета – Офелия.

Любая трагедия имеет хороший финал. В «Гамлете» он в том, что Бог есть. Гамлет и Офелия зеркальны. Гамлет хочет убить себя – Офелия убила. Офелия самоубийца, потому что она не боролась за жизнь. Бездействие – смерть. Гамлет объявлен сумасшедшим, Офелия сходит с ума.

Принц не твоей звезды, говорят ей. Принц не может жениться на особе некоролевской крови, но он любит её. Когда у Офелии начинается с ним роман, она должна решить для себя кто она дочь Полония или гражданская жена Гамлета, быть или казаться. И поняв, что она предала Гамлета, сходит с ума, и начинает видеть вещи такими, какими они являются. Она реализует мысли Гамлета.

Принц учится за границей (в Виттенберге, где Мартин Лютер говорит о свободе личности. Фауст в этоь же время работал в Виттенберге.), вопрос престолонаследия его не интересует. Со смертью Гамлета старшего прекращается договор с Норвегией. Фортинбрас – настоящий принц. И Данией и Норвегией управляют дяди и есть племянники имеющие законные права на престол. Фортинбрас – хороший король, спаситель.

Каждый умирает так как жил. Маньеристская природа пьесы в том, что Гертруда и Клавдий не такие уж и монстры. Клавдий и Гамлет говорят одно и то же «здесь требуется взвесить». Свою вину Клавдий осознаёт. Имущество всегда отдавалось старшему сыну, а младшие шли бандитствовать. Клавдий и Гертруда любят друг друга. Кроме того Гертруда не знает, что Клавдий убил её мужа. Вино Гертруда выпивает случайно. Масштаб конфликта – масштаб Каина и Авеля. Клавдий это понимает. Осознанно существует в этой пьесе только Гамлет. Лаэрт поднимает бунт, начинается революция.

Клавдий молчит, говорит Гертруда, она обзывает свой народ, сама она не Датчанка.

Злодеев нет. Почти маньеристская пьеса. Юная Гертруда и младший брат политического старого мужа полюбили друг друга.

«Отелло» самая завершённая по форме пьеса. Мавр потому, что не христианин, а значит лишён благодати. Но признан он абсолютно, практически вознесён. В финале, когда он кончает собой, он говорит о том как заколол собаку, и так же закалывает себя. Но построить её ему так и не удалось. Дездемона – идеальна. Главный противник Отелло – он сам, и убивает Дездемону он не из ревности. Возраст Отелло по сегодняшним меркам лет 65. Страстей уже нет, он всего достиг, и любовь Дездемоны дар. Яго (24 года) т.е. около 50-ти, средний возраст. Кипр – карьерный рост, Кассио – книжник, Отелло и Яго – боевые. Интрига затевается против Кассио, а не против Яго. Любовь к Дездемоне – вершина его мироздания и гармонии, если она не верна, значит вся его жизнь неверна.

И убить её нужно, чтобы спасти себя и мир от морока. Отелло любит Дездемону и потому: «Молилась ли ты на ночь…».

«Макбет» и «Король Лир» две увязывающиеся пьесы. «Король Лир» почему он решает делить королевство. Два затмения, солнечное и лунное, страшная буря катаклизмы. Форма и содержание не совпадают. Король думал что он король независимо от де юро, оказалось, что он всего лишь голый человек на голой земле. Слова и понятия не то, что означают. Корделия – надежда мира, смерть – безумие Лира. Мир переворачивается наизнанку. Социальное место не есть человек.

Макбет – замечательный человек, он должен стать королём. Ведьмы говорят зло есть добро, добро есть зло, мир перевёрнут. Макбет лучший, леди Макбет – Альтер эго, он думает, она говорит. Она первая сходит с ума. Сон – подлинная жизнь, она ходит и разговаривает во сне. Макбет думает, что должен стать королём, потому, что он лучший. Но став, тут же превращается в убийцу, и перестаёт быть лучшим. Злодей сожрал самого себя. И правителем стал Макдуф трус и пигмей. Трагическая вина – вера в предсказание и действие в соответствии с ним.

«Буря» писалась для закрытого помещения. Мир где живут люди – чудовищная мясорубка, где брат убивает брата. В лодку Просперо берёт книгу, и выстраивает совершенный мир. Укротив материю (Калебана) и освободив (но не от себя) дух он устроил гармоничный мир с помощью волшебного плаща. Изменить мир нельзя (у нас нет волшебного плаща), можно только спастись (с помощью книги).

 

Классицизм

 

Всё неправда, настоящей информации мало. Каждая европейская страна прошла через классицизм. Родиной была Италия. Когда во Франции всё стало рушиться (Варфоломеевская ночь – реальная пьеса Макбет),дом Валуа сошёл не нет. Стали искать мужчину, нашли Генриха Наварского, но он был гугенот. Он переходит в Католичество, чтобы стать королём. Издал эдикт дающий свободу вероисповедания. Генрих четвёртый был убит гугенотом. Нужно было научиться жить вместе, сосуществовать. На гербе Парижа лодочка, девиз «плывёт, но не тонет». Т.е. обретение гармонии, поиск точки равновесия, которая позволяет двигаться вперёд. Единая вера, единый король, единый закон. Отменены поединки. Кто такой чкловек порядочный, это тот, кто не душит другого. Во всём должна соблюдаться гармония. Нужно себя разумно контролировать.

Театр становится инструментом настройки людей. На сцене нужно было показать порядочных людей. «Сирано де Бержерак» поиск соответствия формы и содержания.

Театр Мааре из города Руана привезли Корнеля с пьесой «Сид». Был бешенный успех, но ему нужно было признание академиков, а академики не хотели его признавать. Разбирательство шло 7 месяцев «Скандал о Сиде» и сказали, что она не шедевр.

Нарушено триединство действия, времени. Завязка пощёчина спровоцировавшая дуэль. Пьеса не про сегодняшний день, лучше взять античный миф.

Суть не в следовании букве, а в следовании духу. Трагедии классицизма не имеют сюжета интересного режиссёру. Герой путешествует по ступеням собственного духа, главная сила – актёр, главное оружие – монолог.

 

Россин.

 

Русский язык сформирован Пушкиным. Во Франции Корнелем и Россином. «Федра» совершенное драматургическое строение. Россинянсинист воспитанник Порруаяля. Идеи Янсенса. 17 век ищет ответы на сложные вопросы. Как совместить религиозность человека и его светское поведение. Салонный аббат. Паскаль – великий учёный. Если найти точное выражение смысла, то всё будет хорошо. Изобрёл арифмометр в 17 веке (первый компьютер), разработал систему городского транспорта в Париже. Самые лучшие учебные заведения – иезуитские. Общество святых даров – тайный орден. Пьеса была негласно запрещена королевой матерью. «Андромаха» Новый тип трагического конфликта. Герой сам себя ставит в трагические обстоятельства. Дух торжествует ценой плоти. «Федра» при жизни Россина была поставлена неудачно. «Федра» – люстра, все роли – роли, нет проходных персонажей. Начинается пьеса с того, к чему она приходит, Федра собирается покончить с собой, а Энона, желая помочь своей госпоже, затевает историю. Политическая форма конфликта. Арикия должна быть царицей, но находится в заточении. Трагедия в европейском театре завершается вместе с Россином. Жанр трагедии умер потому что меняется мироощущение. Для трагедии должен быть герой, куоторый вступает в конфликт с Богом. Чем больше верую, тем больше бунтую.

 

Мольер

 

Драматурги брали форму спектакля и вкладывали туда пьесу. Мольер считал себя трагическим актёром. Очень любил Корнеля. В его пьесах нет положительных персонажей. Мольер очень хорошо понимал природу человека. Высокие комедии – оборотная сторона трагедии. Комедия показывает человека таким, какой он есть, она жосче чем трагедия, надежды нет. Это новый тип комедии, Мольер – реформатор. Театр рассчитан на 16 актёров. Мольер писал пьесу, её играли, пока удавалось собрать зрителя. Ла Гранж – староста актёрской труппы издал пьесы после смерти Мольера. Возникает амплуа героя-любовника. Театр переходит из открытого игрового пространства в закрытое. Отношения Мольера и Людовика 14 были иными, чем описано у Булгакова. Он был доверенным Людовика. Людовик (Генриетта Английская от его лица) крестил ребёнка Мольера, для того чтобы спасти его от клеветы (что Мольер живёть со своей дочерью. «Труппа брата короля» труппа Мольера. После смерти Мольера появилась анонимка «…Ипохондрик». «Дон Жуан» пьеса с бешенным успехом, после её снятия с репертуара труппа стала называться «Труппа короля». Начинает с того, что пишет фарсы. Не считал себя драматургом, считал актёром. «Мизантроп» побудил академиков предложить Мольеру уйти с подмостков и обессмертить себя, но он отказался. И обессмертили его посмертно. Действие двигают характеры. Жизнь такая, каков человек. Главную роль Мольер всегда писал для себя. Почему Аргон так полюбил Тартюфа. Он увидел в храме человека совмещающего светскую и религиозную жизнь и приводит в дом своего кумира. Нет ни одного персонажа в пьесе кто был бы положительным героем.

Чем правдивее и сильнее страдает главный герой, тем смешнее зрителю. Появляется стражник с королевским указом. Король – высшее воплощение разума. Прочистить мозги Аргону не может никто, только он сам. Предтеча абсурда. А самая абсурдная пьеса «Дон Жуан»., барочная пьеса. Есть куски из комедии дель арте. Сганарель (слуга Дзанни) у Мольера слуга француз. История бесконечного спора религии и науки Дон Жуана и Сганареля. Главное в ДЖ – темперамент Александра Македонского, тяга к познанию.

Трижды случается чудо, а он всё стоит и не верит. Перед истинным чудом пасуют и наука и религия. И тут начинается чистый, философский абсурд. Дон Жуан не атеист, он учёный. В финале (каменный гость) появляется король, как высший разум.

«Мизантроп» -- супер пьеса, работал на ней 2 года отрабатывая стих. Люди живущие друг с другом – ненавидят друг друга. («Горе от ума») Скупой – очень современная проза. Самый симпатичный персонаж – Гарпагон. Мольера тут же стали переводить на все языки. Его пьесы – универсальны, не погружены в быт.

 

Театр эпохи просвещения.

 

Всё современное мышление сформировано в эпоху просвещения. Переход от ручного труда к машинному. Формируются заводы и фабрики, рабочие, буржуазия, средний клсасс. Новый зритель требует нового театра. Буржуа хочет видеть на сцене себя. Возникает средний жанр – драма. Его задача – отражать реальный мир, в основе драмы социальный конфликт, сюжет увязывается с раскрытием характера, но опирается на социальную основу. Человек смотрит вокруг себя. Потребность в подлинном реалистическом существовании 1748г. Иллюзионный тип театра. Зарождается в Англии.

 

 

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: