Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания




«Сознание» — это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека.

Сознание - это отличительная сущностная характеристика че­ловека. Сознание выступает как один из наиболее сложных объектов философского анализа. Будучи несомненной очевидностью чело­веческого существования, оно одновременно является неулови­мым для внешнего наблюдения, где принципиальная ненаблюда­емость субъективной реальности задает естественные трудности для ее теоретической реконструкции.

Философское осмысление сознания предполагает, прежде всего, рассмотрение его как особой формы бытия. Это означает, что категория сознания имеет мировоззренческий статус, а ее интерпретация ка­сается решения фундаментальных проблем классической и постклассической философии.

В философии сознание рассматривается как многомерный феномен, что нашло отражение в существовании нескольких основных традиций его ис­следования.

Исторически первой моделью философии сознания была суб­станциальная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Де­карт, Лейбниц, Гегель и другие). субстанциализм проецирует его на структуру Универсума в целом. Разум здесь выступает гарантом единства и упорядоченности бытия, основой, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Индивидуальное человеческое сознание рассматри­вается лишь как отдельное проявление Мирового Разума.

Атрибутивная (функционалистская) традиция сознание как свойство высокоорганизованной материи — человеческого моз­га — отражать действительность в форме идеальных образов. Индивидуальное сознание определяется формами материального бытия дважды: во-первых, внешним миром, отражаемым сознанием и придающим его феноменам предметный характер; во-вторых, деятельностью мозга как материального субстрата сознания (до­гадка, впервые высказанная древнегреческим врачом и философом Алкмеоном). Возникает психофизическая проблема или психофизиологическая проблема.

Неклассической версией фило­софии сознания стала экзистенциально-феноменологическая кон­цепция (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Сартр). Акцент описание опыта индивидуально­го сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность - его нацеленность вовне при од­новременном внесении личностных смыслов в действительность. Сознание по сути своей есть не столько отражение, сколько осмысление (конституирование смыс­ла) действительности. Именно оно формирует «жизненный мир» человеческого бытия, задает его мировоззренческие горизонты и определяет весь опыт его существования.

Психоаналитическая традиция ставит его в подчиненное положение по отношению к другому компоненту психики — бессознательному. Классический психоанализ в работах 3. Фрейда, оказал двойственное влияние на дальнейшее развитие представлений о сознании: с одной стороны, ограничил сферу влияния созна­ния на деятельность человека, тем самым внеся лепту в развенчание идеала «разумного человека» эпохи Просвещения, с другой — придал мощный им­пульс исследованию влияния бессознательных влечений на поведение чело­века в обществе.

В рамках неклассического психоанализа (А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм и др.) еще одна традиция - культурно-историческая. Со­гласно ей, человек — общественное существо как по происхождению, так и по своей природе. Сущность человека не является некой постоянной величиной, а изменяется в процессе общественно-исторического развития. Заметное место занимает марксистская концепция практической природы со­знания.

 

Проблема генезиса сознания получила детальную разработку в рамках социокультурной стратегии его исследования, в частности, в диалектико-материалистической философии. В отличие от вульгарного материализма и идеализма, диалектико-материалистическая философия исходила из признания того, что сознание человека, будучи идеальным по своей природе, является функциональным свойством высокоорганизованной материи — человеческого мозга.

 

О неоднородности сознания свидетельствует его полифункциональность и многомерность.

К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, креативная. Сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности; осуществлять акты самопознания; ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде; регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.

В структуре сознания выделяют уровни и проекции:

Проекции Уровни Когнитивная Аксиологическая Регулятивн.
Чувственно-эмоцио­нальный Ощущение, восприятие, представление Эмоции Чувства
Интуитивно-волевой Интуиция Смыслы Воля
Рационально-дискур­сивный Понятия, суждения, умозаключения Значения, ценности Вера

Когнитивная проекция описывает механизмы воспроизведения и познания свойств действительности, аксиоло­гическая - конкретизирует иерархию ценностных ориентаций, регулятивная - выявляет связанные с деятельностью человека стороны сознания.

Необходимо иметь в виду, что в реальном опыте сознания дос­таточно трудно отграничить чувственное от рационального или волевого. Все уровни и все проекции сознания функционируют как единая целостность, тотальность. При этом динамика созна­ния описывается через категории памяти, внимания и воображе­ния, где в реальном фокусе настоящего (внимания) оказываются собранными как прошлые знания, так и целевое предвосхищение будущего; как чувства, так и разум.

 

Основными элементами структуры созна­ния являются:

формы чувственно-наглядного и ассоциативного сознания;

формы абстрактно-логического мышления;

эмоционально-волевые регулятивы (эмоции, чувства, переживания), придаю­щие сознанию человека неповторимый, индивидуально-личностный характер.

 

Важное место в социокультурной традиции занимает изучение связи созна­ния с языком. Язык — это система знаков, обладающих значением и смыслом. язык выступает не столько транслятором актов со­знания, сколько «соавтором» рождения мыслей в процессе речевых практик.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: