Ирина Сергеевна Герасимова




Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

Институт непрерывного образования

Многопрофильный колледж

РЕФЕРАТ

по "Литературе"

" Тема поэта и поэзии в лирике А.Пушкина"

Выполнил

Студент 1 курса

группы 19кп2:

Бабышин Владимир Евгеньевич

Научный руководитель

Ф.И.О:

Ирина Сергеевна Герасимова

 

"Пророк"(1826)

 

«Поэт» (1827),

 

«Поэт и толпа» (1828)

 

«Памятник» (1836) — вот важнейшие из стихотворений Пушкина на эту тему.

 

 

«Пророк»

«Пророк» – одно из лучших стих-й Пушкина о духовных качествах и назначении поэта. Поэт должен

стремиться к знанию и моральной чистоте («духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился»);

обладать гениальной прозорливостью, способностью видеть и понимать то, что часто недоступно обычным людям («Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы...»; «Моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон...»);

обладать душой, способной глубоко чувствовать и переживать («И угль пылающий огнём во грудь отверстую водвинул»);

и даром речи: осн. назначение поэта — «глаголом жечь сердца людей», то есть нести людям правду, бороться со злом в жизни, способствовать её прогрессу.

В конце своего пребывания в Михайловском Пушкин пишет стихотворение «Пророк».

«Пророк» написан в библейском стиле и своим сюжетом отчасти восходит к библейским сказаниям. Стих-е основано на сравнении поэта с пророком (у древних — это народные вожди, глашатаи самых высоких истин). Поэты должны быть мудрыми и правдивыми, все знать и все видеть («И внял я неба

2. Анализ стихотворения

Поэт, изображаемый в образе библейского пророка, встречает в пустыне серафима. Серафим благодатной силой перерождает его и сообщает ему:

1) дар прозорливости и наблюдательности (духовное зрение),

2) дар глубокого понимания природы (чуткий слух),

3) дар мудрой и проникновенной речи (огненный язык),

4) дар глубоких переживаний (впечатлительное сердце).

Только при наличии всех этих даров пророк (поэт) может выполнить своё высокое назначение: «Глаголом жги сердца людей».

Какие новые звуки услышал поэт после того, как серафим коснулся его ушей? («Содроганье неба», «горний ангелов полет», «гад морских подземный ход», «дольней лозы прозябанье».)

Слышит ли все это ухо обыкновенного человека? Разберем отдельные выражения. «Неба содроганье»— сотрясение неба.

Идет ли здесь речь о громе? (Нет, потому что гром слышит любой человек.) Значит, здесь говорится о том, что происходит в глубинах неба, во всей вселенной. «Горний ангелов полет» — полет, происходящий в вышине. «Дольней лозы прозябанье»: «дольней» — прилагательное от слова дол — долинный; «прозябанье» — действие по глаголу прозябать — расти, произрастать.

 

«Поэт» (1827)

 

Стихотворение «Поэт» (1827) — квинтэссенция пушкинских размышлений о сущности поэта. Поэт предстает в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть "всех ничтожней" среди "детей ничтожных мира". Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.

 

Поэт преображается — это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать "божественный глагол"; Прежнюю жизнь он оценивает как "забавы мира", людская молва его угнетает — он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в котором нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:

 

Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел.

 

Он становится гордым, "диким и суровым", то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Вспомним замечательный слова из стихотворения "19 октября" (1825):

 

Служенье муз не терпит суеты;

 

Прекрасное должно быть величаво...

 

Поэт бежит от мирской суеты "на берега пустынных волн, /В широко-шумные дубровы...". Конечно, берега и дубровы, куда устремлен поэт, — поэтическая условность, символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал "звучнее голос лирный, / Живее творческие сны". Услышать мир и выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот, Пушкин как бы "останавливает мгновенье" — перед нами поэт, запечатленный в момент вдохновения: он "и звуков и смятенья полн". Здесь нет зрительного образа. Его заменяют: психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной "смятеньем" мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные

 

"Поэт и толпа"

 

Основные темы стихотворения «Поэт и толпа» – роль поэта и поэзии, назначение искусства. Согласно многовековой традиции европейской литературы, поэт предстает одиноким героем, наделенным особой властью над словом, но при этом одиноким и непонятым.

 

Под толпой Пушкин подразумевает высшие слои общества, но они оказываются настолько погрязшими в пороке и бытовых заботах, что не могут и не хотят увидеть красоту настоящего искусства. Инстинктивно толпа чувствует, что песня поэта дышит свободой, но она пугается своей реакции, желает подчинить искусство себе, сделать орудием собственных интересов. Поэт категорически не согласен с таким призывом, он не готов исправлять своими текстами, предпочитая оставить искусство высоким и чистым.

 

Проблематика стихотворения «Поэт и толпа» заложена уже в названии. В стихотворении Пушкин рассуждает о влиянии, которое способна оказывать поэзия на читателей и слушателей. Отрицать это влияние бессмысленно, однако поэт приходит к печальному выводу о неспособности исправить порочность и невежество общества, которое его окружает. Это общество привыкло к совсем другим орудиям исправления: «Для вашей глупости и злобы имели вы до сей поры бичи, темницы, топоры». Именно поэтому, по мнению поэта, толпа не способна правильно воспринять его песни, услышать заключенную в них свободу и самостоятельно извлечь из нее уроки.

 

Основная идея

Главная мысль «Поэта и толпы» — это непримиримость двух различных позиций. Поэт свободен и не готов петь по чьей-либо указке. Толпа же готова боготворить его и внимать его песням, только если он согласится сделать свой дар орудием или горшком. Желание черни стать лучше и избавиться от своих пороков может показаться благородным, но поэт видит истинную картину: народ привык искать во всем практическую пользу, того же желает от искусства, но при этом не готов к самостоятельным действиям, к кропотливой работе над собой.

 

"Памятник"

 

В стихотворении "Памятник" снова прослеживается мотив свободолюбия и независимости поэта, а также его божественного предназначения. Здесь Пушкин подытоживает все свои размышления о роли и судьбе поэта. Так же, как и в стихотворении "Поэту", в "Памятнике" Пушкин призывает творца быть бескорыстным в своих стремлениях. Просит быть равнодушным к клевете и независимым от мнения толпы. Итак, настоящий поэт, по Пушкину, - это бескорыстный, одинокий, независимый творец с пылающим сердцем, который всегда выше толпы, но при этом вся его жизнь и творчество отданы народу, и судьба его - быть пророком в своем отечестве, гениальным и бессмертным. Да, это, пожалуй, главное. Поэт верит, что истинное творчество бессмертно. "Душа в заветной лире мой прах переживёт". Его стихи будут передаваться из поколения в поколение, его поэзия будет нужна русскому народу. И как был прав Пушкин, как прозорлив! Как самый настоящий гений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: