•Революция по Пильняку - стихия (как и для Блока)- метель, вихрь, ветер, лес, степь. Звукоподражания)
•Явная деконструкция- стихия не как зло, не как добро, а просто явление.
•Прорыв истинной языческой славянской природы российского государства
Роман «Голый год» (1922). Общий хронотоп.
В центре романа – жизнь в 1919 году в провинциальном городе Ордынин. Отталкиваясь от позиции отстраненного репортера, автор движется к созданию размашистого историософского полотна о революции и предшествующей тысячелетней истории Руси.
Революция в романе – своего рода прыжок. В этом «прыжке» по-новому раскрывается и сам человек. Он описывается подчеркнуто натуралистично, в нем обнаруживается природно-зоологическое начало. "Голый год" можно с полным правом назвать первым в советской литературе авангардистским произведением крупной эпической формы. В истории русской прозы пореволюционной поры роман сыграл ту же роль, что и "Двенадцать" Блока в истории поэзии.
•Революция- возвращение к истиной природе человека и народа.
•Сказания, обряды, Игрица, жизнь деревни, жизнь сектантских хуторов., Архиепископ СИльвестор Ордынин, Город Ордынин
-Подлинная Россия воскресает, возвращается в прошлое
-Все, что происходит в России- расплата за грех (барства, неуважение к простым людям, полное своеволье)-родовая болезнь сифилис
*навязчивая тема сифилиса- как наследственного клейма прослеживается в творчестве Пильняка.
Грех дворянский нечто большее, чем расплата за проступки отдельных членов семьи. Расплата постигает всех.(правых и не правых)
-Купеческий грех (плотная плотская Россия, разгул)
•Крестьянский ренессанс – книга заканчивается сватовством и изображением русской свадьбы. Роман кончается на позитиве - Россия устоит.
|
Творчество Б. Пильняка (1894 - 1938). Один из писателей, про которых можно сказать, что они рождены революцией. Пильняк – псевдоним, настоящая фамилия Вагау. В деревне на Украине работали пильняки, те, кто занимались обработкой древесины. Жизнь Пильняка, особенно юность, связана с провинцией, с Коломной. Родители происходили из среды «народовольцев», поэтому революцию он принял с радостью.
Начинал писать рассказы в ранней юности, первые публикации 15-16 гг. Роман «Голый год» (1922) – то произведение, с которым он входит в русскую литературу. Популярность романа была огромной. После публикации в России ему разрешили иностранную гастроль – он приезжает в Берлин и имеет там большой успех.
Роман «Голый год» – своеобразный учебник по литературе авангарда тех лет (фрагменты кубизма, экспрессионизма). В романе нет единого сюжета, он разбит на несколько эпизодов с общей темой 19-го года (гражданская война, голод, вопрос: состоится или не состоится советская республика). У Пильняка присутствовала постоянна смена планов и ракурсов (глазами разных персонажей) – постоянная смена ритма и персонажей. Пильняк возводит это в организационный приём произведения. Оно не рассыпается, потому что подано по кинематографическому принципу. Пильняк использует в книге разные шрифты. А главы построены по принципу триптиха. Он постоянно использует звукоподражательные слова и отсылки.
Всё это помогает связывать вместе произведение. Пильняк хочет показать, что прежнее бытие распалось. Распадение на микроновеллы имеет целью показать, что прежний мир с его осмысленными связями рухнул. Осколочность виденья – формула, по которой построен Голый год. Пильняк также любил брать предыдущие тексты и вставлять их кусочки в следующие произведения.
|
Сюжет Голый город
Первые 3-4 главы романа показывают отживший мир. Донат Радчин и история купечества – 1-я часть. Пильняк показывает угнетающую атмосферу, существовавшую до революции, обывательщину. 2-я часть – князья Ордыновы. Здесь показана идея вырождения старого мира, дворянства как идеи. 3-я часть – возникают герои, которые на развалинах старой России пытаются построить что-то новое. Возникает образы кожаных курток – советских комиссаров. Кожаные куртки – символ силы и энергичность большевиков. В них воплощается идея организации бытия., которое могут собрать из осколков эти кожаные куртки. «Разъезд Мар» - точка крайнего разлада. Показывается ситуация военного коммунизма; образ стронувшейся с места и непонятно куда едущей России. Показывается ситуация, что бывает, когда вдруг человек получает власть (начальник разъезда, во власти которого пропустить или не пропустить поезд). 4-я глава: «Глава последняя». Состоит всего из трёх слов: «Россия. Революция. Метель».
Далее следует заключение: «Свадьба» - картина новой жизни, которая начинается в селе. Итак, концепция варварства и возвращения к истокам, концепция организации, концепция самоумаления составляют базу романа.
Хронотоп: действие разбито не центры повествования:
1) город Ордынов;
2) степи;
3) разъезд Маар как крайняя точка;
4) деревня.
Используется постоянное авангардное смещение планов. Графические эффекты текста. Масса звуковой игры, аллитерации, словесные «сдвиги», поток сознания. Мощная лейтмотивная организация повествования (метель, болезнь, старость, песенные лейтмотивы, мотив любви, девственности; кожаные куртки). Лейтмотивы, проходящие сквозь всё произведение, связывает, казалось бы, рассыпающееся произведение. Много сказовых элементов (ориентирован на передачу народного сознания).