Министерство образования и науки Российской Федерации
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра________________________ |
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий кафедрой_________ (Ф.И.О.) Протокол №____от «__________» 20____г. |
Саркисян Максим Валерьевич
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Направление подготовки (специальность)
Культурология» (бакалавр)
Степень выпускника
Бакалавр
Москва 2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория культуры» подготовлена Саркисяном Максимом Валерьевичем, к.к., старшим преподавателем кафедры культурологи и социокультурной деятельности.
Рецензенты:
Гончарук А.Ю. – д.п.н., проф. Кафедры культурологи и социокультурной деятельности РГСУ
Дорогова Л.Н. – Д.ф.н., проф., АПРИКТ
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория культуры» утверждена на заседании кафедры культурологи и социокультурной деятельности (Протокол № __ от «______» __________- 20___ г.).
Цели освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины являются:
- освоение основных исследовательских терминов и категорий, а также концептуально-методологического аппарата, подходов и практик, с помощью которых осуществляется научная рефлексия по отношению к понятию «культура»;
- формирование общих представлений о культуре как о целостном системном феномене, процессах ее возникновения и развития, механизмах функционирования, структуре, сущности и содержании.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Теория культуры» относится к профессиональному циклу ООП.Она является базовой и логически взаимосвязана с такими дисциплинами ООП, как «философия культуры», «история культурологии», «социология культуры», «методы исследования культуры», «социальная и культурная антропология» и т.п., преподаваемыми на последующих курсах. Для полноценного усвоения дисциплины предполагается наличие у обучающихся базовых знаний в области отечественной и зарубежной истории (культуры), а также минимальных навыков абстрактного (философского) мышления.
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОЛ-1, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-7, ПК-15.
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ | основные исследовательские термины и категории, а также концептуально-методологического аппарат, подходы и практики, с помощью которых осуществляется научная рефлексия по отношению к понятию «культура» |
УМЕТЬ | использовать вышеобозначенные знания для общего анализа (интерпретации) исторической и современной социокультурной реальности в России и за рубежом |
ВЛАДЕТЬ | соответствующей терминологией, риторикой и т.д. |
Быть компетентным | в понимании культуры как универсальной базовой категория современного гуманитарного знания. |
Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 144 часа
Аудиторные занятия 64 часа, в том числе интерактивных занятий 12 часов
Самостоятельная работа 80 часов
|
№ ПП | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | |||||||||||
Всего | Самост. работа | Аудиторные занятия | ||||||||||||
Всего | Лекции | Групповые (семинары, практич). | Лабораторн | Конт. раб. | Рефераты / эссе | Курсов. раб/ проект | Расчетно-графическ. | Зачет* | Экзамен | Контр. точ. | ||||
1 | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ I Тема 1 | ||||||||||||||
Тема 2 | ||||||||||||||
Тема 3 | ||||||||||||||
Тема 4 | ||||||||||||||
Тема 5 | ||||||||||||||
Тема 6 | ||||||||||||||
Тема 7 | ||||||||||||||
Тема 8 | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ II Тема 9 | ||||||||||||||
Тема 10 | ||||||||||||||
Тема 11 | ||||||||||||||
Тема 12 | ||||||||||||||
Тема 13 | ||||||||||||||
Тема 14 | ||||||||||||||
Тема 15 | ||||||||||||||
Тема 16 | ||||||||||||||
Общая трудоемкость | Часы | |||||||||||||
Зачетные единицы |
Содержание дисциплины
|
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Содержание темы | |
Раздел 1. | |||
Тема 1. | Природа гуманитарного знания | Понятие о природе и принципах научного познания. Естественные и социально-гуманитарные науки. Специфика гуманитарного знания и его методологические проблемы. | |
Тема 2 | Теория культуры как научная дисциплина | Культурология как наука. Дискуссии о статусе культурологии Предмет теории культуры и ее место в структуре культурологического знания. | |
Тема 3 | Сущность культуры | Проблема определения понятия «культура», основные подходы к этому понятию. Сущностные свойства и функции культуры. | |
Тема 4 | Структура культуры | Культурные универсалии: выделение и атрибуция. Вертикальный и горизонтальный «срезы» культуры. Обыденная культура и комплекс специализированных культур. | |
Тема 5 | Генезис культуры | Происхождение культуры как познавательная проблема. Аспекты культурогенеза. Основные теории зарождения культуры. Внутренние и внешние причины культурных инноваций. | |
Тема 6 | Морфология культуры | Морфология культуры как внешняя и внутренняя форма ее бытия (Г.Рюккерт, Н.Данилевский, О.Шпенглер, Л.Фробениус). Морфологические модели культуры в контексте основных гуманитарных парадигм. | |
Тема 7 | Культурная динамика | Понятие культурной динамики. Модели и факторы культурной динамики. Представления о культурной динамике в контексте основных культурологических парадигм. | |
Тема 8 | Типология культуры | Типологизация как метод социокультурного познания. Основания культурной типологии. Многообразие подходов к типологии культуры как следствие культурного многообразия человечества. | |
Раздел 2. | |||
Тема 9 | Семиотика культуры | Культура как знаковая система. Понятие «знак», «символ», «культурный код» и «культурный текст». Культура как язык. Культурная картина мира и ее лингвистическая обусловленность. | |
Тема 10 | Межкультурные коммуникации | Виды, уровни, формы и модели межкультурных контактов. Проблемные аспекты межкультурных коммуникаций. | |
Тема 11 | Культура и история | Соотношение понятий «культура» и «история». Культура как «интерпретация» истории. Ценностно-смысловое наполнение исторических структур как предмет культурологического знания. | |
Тема 12 | Культура и цивилизация | Понятие «цивилизация»: критерии и атрибуты. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в истории гуманитарной мысли. | |
Тема 13 | Культура и природа | Культура и природа: противоречивый характер их взаимодействия. Культура как «вторая природа», искусственный мир, созданный руками человека. Борьба природного и культурного начал в человеке. | |
Тема 14 | Культура и общество | Культура и общество как сферы человеческого бытия. Социализация и инкультурация личности. Социально-культурный опыт и локальная культурная специфика. | |
Тема 15 | Культура и личность | Культура как антропологический феномен. Детерминация личности социокультурной системой; человек как «объект», «субъект», «носитель» и «творец» культуры. Понятия субкультуры и контркультуры. | |
Тема 16 | Культура и процессы глобализации в современном мире | Глобальное и локальное в культуре. Культурное многообразие и проблема мультикультурализма. Глобализация и судьба национальных культур. | |
Планы групповых занятий и образовательные технологии
РАЗДЕЛ I.
Занятие 1.
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов (примерные) | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Семинар | Природа гуманитарного знания | ОК-1 ОК-9 ПК-1 ПК-2 | 1.Понятия «наука» и «научное познание». 2.Понятия «естественные» и «гуманитарные» науки. 3.Специфика гуманитарного знания | 1. Системный характер науки. Наука и обыденное сознание. 2. Проблемы естественно-научной методологии в гуманитарных науках. 3. «Антропологический поворот» в науке рубежа XIX-XX вв. 4. Гуманитарное познание: проблема истины. 5. Идеология и наука как разновидности общественного сознания. | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988. 2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология ХХ век. Антология.- М., 1995, с.69-101. 3.Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. М., 2000. 4. Гадамер Х.Г. Истина в науках о духе // Топос. Минск, 2000. | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/консп) | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Занятие 2.
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов (примерные) | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Теория культуры как научная дисциплина | ОК-1 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 | 1.Культурология как синтетическая и трансдисциплинарная гуманитарная наука. 2.Дискуссии о статусе культурологи в отечественной и зарубежной науке. 3.Теория культуры: формирование, проблемы и перспективы. | 1. Специфика культурологии как научной дисциплины. 2. Культурология как интегративное знание. 3. Российская культурология и западная культурная антропология: общее и особенное. 4. Проблемы культурологии как научной дисциплины. 5.Структура культурологи как науки. | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1. Уайт Л. «Культурология» //Работы Л.А.Уайта по культурологии. - М.:ИНИОН РАН, 1996., или «Наука о культуре» // Антология исследования культуры. Интерпретация культуры. - СПб.,2006. 2. Культурология как наука: за и против: круглый стол, Москва, 13 февраля 2008 г. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. 3. 4. Туровский М.Б., Злобин Н.С. Культура, личность, история // Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997. | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/консп) | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Занятие 3.
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов (примерные) | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Сущность культуры | ОК-1 ОК-9 ПК-1 ПК-2 | 1.Проблема определения понятия «культура». 2.Научные подходы к определению понятия «культура». 3. Сущностные свойства культуры. 4. Функции культуры в социуме. | 1.Понятие «культура» в истории науки. 2.Первоначальное значение слова «культура». Мыслители Древней Греции и Древнего Рима о культуре. 3.Развитие представлений о культуре в эпоху Средних веков и Возрождения. Проблема культурных и некультурных народов. 4.Многообразие одходов, направлений и школ в понимании культуры (по выбору). 5.Гуманистическая функция культуры. | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1.Кребер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дифиниций. М., 1992. 2.Кнабе Г.С. Двуединство культуры // Древо познания - древо жизни. М.: РГГУ, 2006. 3. Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры // «Наука о культуре» // Антология исследования культуры. Интерпретация культуры. - СПб.,2006. | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/консп). | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Занятие 4.
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов (примерные) | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Семинар | Структура культуры | ОК-1 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-15 | 1. Понятие «культурных универсалий». 2.Вертикальное и горизонтальное измерение культуры. 3.Культурные нормы, ценности, традиции и идеалы. 4.Обыденные и специализированные уровни культурной деятельности. | 1. Понятие культурной нормы и культурной ценности. Классификация и иерархия ценностей. 2.Культурный идеал и утопия: соотношение понятий. 3. Традиции и новации в культуре. 4. Ценности и нормы в разных культурах: общее и особенное. 5. Культурные идеалы в истории человечества. | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1.Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978. 2.Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. - М., 1982. 3. Традиции в истории культуры. - М.: Наука, 1978. 4. Шацкий Е. Утопия и традиция. - М.: Прогресс, 1990. | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/консп). | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Занятие 5.
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов (примерные) | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Семинар | Генезис культуры | ОК-1 ОК-9 ПК-1 ПК-2 | 1.Культурогенез как появление культуры в целом. 2.Культурогенез как появление новых культурных форм. 3. Внутренние и внешние причины культурных инноваций. | 1.Эволюционная теория Ч.Дарвина. Социал-дарвинизм и его критика. 2.Космологическая теория культурогенеза Н.Вернадского. 3.Современные психологические теории культуры (К.Юнг и др.). 4. Неклассические теории происхождения культуры (эндорфическая, «радиационная» теории и др.). 5. Антропосоциогенез: основные этапы и закономерности. | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1.Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии – СПб.: Алетейя, 1997. 2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986. 3. Флиер А.Я. Культурогенез. — М., 1995. | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/консп). | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Занятие 6.
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
коллоквиум | Морфология культуры | ОК-1 ОК-9 ПК-1 ПК-2 | 1.Понятие «морфология культуры» как внешнее выражение сущности культуры (Г.Риккерт, Н.Данилевский, О.Шпенглер, Л.Фробениус). 2.Морфология культуры в истории культурологии. | 1. «Натуралистическая» морфология культуры. 2.«Функционалистская» морфология культуры. 3.«Структуралистская» морфология культуры. 4.«Аксиологическая» морфология культуры. 5.«Символическая» морфология культуры | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/консп). | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Занятие 7.
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Семинар | Культурная динамика | ОК-1 ОК-9 ПК-1 ПК-2 | 1.Основные модели социокультурной динамики. 2.Факторы социокультурной динамики. 3.Следствия социокультурной динамики 4. Прогресс и регресс в культурном развитии, проблема критериев. | 1.Эволюционистские модели культурной динамики. 2.«Циклические» модели культурной динамики. 3.«Волновые» модели» культурной динамики. 4.Синергетические модели культурной динамики 5.Исторические представления о культурной динамике. | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1.Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973. 2.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М., 1986. 3.Л.Уайт. Энергия и эволюция культуры // Антология исследования культуры. Интерпретация культуры. - СПб.,2006. | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/консп) | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Занятие 8.
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Семинар | Типология культуры | ОК-1 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-15 | 1.Понятие типа культуры и типологии. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства. 2. Критерии и основания для типологической классификации культуры. | 1. Культуры «горячие» и «холодные». 2.Аполлоническая и дионисическая модель культуры Ф. Ницше. 3. Дихотомия «Восток – Запад». 4.Элитарная и массовая культура 5.Этническая и национальная культура. 6.Устная, письменная, печатная и электронная культуры (М.Маклюэн). | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/консп) | проверка РЕФЕРАТОВ (1 К.Т.) |
РАЗДЕЛ II.
Занятие 9.
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Семинар | Семиотика культуры | ОК-1 ОК-9 ПК-1 ПК-2 | 1.Понятия «знак», «символ», «код», «язык культуры», «культурный текст». 2.Сущность и виды знаков. 3.Символический порядок культуры 4.Миросозерцание, мировосприятие, мировоззрение. Культурная картина мира и ее языковая обусловленность. | 1.Понятие «семиосферы» (Ю. Лотман). 2. Текст, контекст. подтекст. 3. Архетипы К.Г.Юнга как культурные пра-формы. 4. Прасимвол как смыслообразующее ядро культуры в концепции О.Шпенглера. 5. И.Бодуэн де Куртене: язык как бессознательный процесс. | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1. Гирц К. Интерпретация культур (до 5 главы включительно) // К. Гирц Интерпретация культур. МОСКВА РОСПЭН, 2004. 2. Лотман Ю.М. «О семиосфере», «Семиотика культуры и понятие текста», «Символ в системе культуры» // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах.Т.I Статьи по семиотике и топологии культуры –Таллин, 1992. | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/консп). | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Занятие 10.
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Семинар | Межкультурные коммуникации | ОК-1 ОК-9 ПК-1 ПК-2 | 1. Виды и формы культурных контактов. 2. Процессы синтеза и «размывания» культур. 3. «Первичные очаги» культуры в древности. | 1.Современные модели взаимодействия культур 2.Понятие этноцентризма. 3.Шовинизм и ксенофобия как проблемные инварианты этноцентризма. 4.Понятие культурного шока. 5. Основные формы аккультурации | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1.Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. - Л.: 1967. 2.Фукуяма Ф.. Конец истории и последний человек. ООО "Издательство АСТ", 2004. 3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/консп) | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Занятие 11.
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов: | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Семинар | Культура и история | ОК-1 ПК-1 ПК-2 | 1.Соотношение между «фактом истории» и «фактом культуры». 2.Культурные интерпретации истории в «классической» гуманитарной науке. 3.Иррациональность истории в парадигме постмодерна. | 1.Философия истории как учение о культурных циклах (Дж.Вико). 2. Гуманность как конечная цель истории (И.Гердер). 3.Цивилизационный подход в понимании исторического процесса (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби) 4. Отказ от нарратива: новая концепция истории. | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1.Межуев В.М. Культура и история. - М.: Политиздат, 1977. 2.Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (очерки по истории философии и культуры) - М.,1991. 3.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/конспектов). | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Занятие 12
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов: | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Семинар | Культура и цивилизация | ОК-1 ОК-9 ПК-1 | 1. Сущность понятия «цивилизация» 2.Трактовка понятия «цивилизация» в гуманитарной мысли. 3.Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». | 1. Цивилизация как высшая стадия развития культуры (А.Фергюсон) 2. Цивилизация как гибель культуры (О.Шпенглер). 3. Исторические фазы существования цивилизации (К.Квингли). 4.Русские славянофилы о западной цивилизации. 5. Цивилизация и стиль (О.Шпенглер, А.Крёбер) | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1.Шпенглер О. «Закат Европы». М., 1993. (выборочно). 2. Бердяев Н. Предсмертные мысли Фауста. // Бердяев Н. Смысл творчества. Фолио, АСТ, М., 2002. 3.Кребер Л. Стиль и цивилизация // Антология исследования культуры. Интерпретация культуры. - СПб.,2006. | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/конспектов). | проверка РЕФЕРАТОВ (2 К.Т.) |
Занятие 13
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов: | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Семинар | Культура и природа | ОК-1 ОК-9 ПК-1 ПК-15 | 1.Оппозиция «культура» - «природа» в истории гуманитарной мысли. 2.Человек как главная точка пересечения природного и культурных начал. | 1. Природное начало в человеке (К.Г.Юнг, З.Фрейд и т.д.). 2. Человек в пространстве между Небом и Землей в философии Возрождения. 3. Оппозиция «природное» - «культурное» в современном идеологическом дискурсе. 4.«Экологическое» сознание Востока и Запада. | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Вернадские В.И., Научная мысль как планетное явление, Отв. ред. А.Л. Яншин, Москва, «Наука», 1991. 2. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этического миро- и жизнеутверждения // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности, М.: Прогресс, 1990. | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/конспектов). | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Занятие 14
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов: | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Семинар | Культура и общество | ОК-1 ОК-9 ПК-1 ПК-15 | 1.Соотношение социального индивидуального в культуре. 2. Инкультурация и социализация как аспекты вхождения индивидуума в общество. 3.Общество как механизм трансляции культурного опыта. | 1. Понятия «общество» и культура»: сходство и различие. 2.Типы общества и типы культуры. 3.Мир человека: природа-социум-культура. 4. Социальные группы и системы ценностей. | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1. Богомолова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. - М.: Изд-во МГУ, 1978. 2.Сорокин П.А.Человек. Цивилизация. Общество. М.:Политиздат, 1992. (выборочно). | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/конспектов). | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Занятие 15
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов: | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Культура и личность | ОК-1 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 | 1. Понятие «культурной компетентности личности». 2.Понятие «культурной идентичности». 3.Культурализм или персонализм: культура определяет личность или наоборот? | 1. Проблема культурной идентификации в работах Л. Уайт, М. Мид, Р. Бенедикт. 2.Личность как «объект» и «субъект» культуры. 3.Понятия «субкультура» и «контркультура». | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1.Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. — М.: Наука, 2007. 2.Мид М. Культура и мир детства / Сост. и предисл. И. С. Кона. — М.: Наука, 1988. 3.Семенов Ю.Личность, общество. Культура // Философия и общество, 2001, №3. | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/конспектов). | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Занятие 16
№ПП | Вид группового занятия | Тема | Цель | Вопросы для обсуждения | Темы докладов/рефератов: | Задания для самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов | Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций |
Семинар | Культура и процессы глобализации в современном мире | ОК-1 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 | 1.Понятия глобализации, универсализации, вестернизации. 2.Идея мультикультурализма, ее критика и практические следствия. 3. Проблемы культуры в постмодернистском обществе и в гуманитарном зхнании рубежа ХХ-XXI веков. | 1.Глобализация и национальные культуры. 2. Психологизм в ХХ веке: вопрос о сущности человека. 3. Проблема гуманизма в современном мире. 4.Постмодерн как стиль и социокультурный проект. 5. Феномен сексуальности: понимание в XX веке. | I.Подготовка докладов / сообщений по предлагаемым темам. II.Реферирование (аннотирование/конспектирование) источников (научных работ) из примерного списка: 1. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003 2.Галецкий В.Критическая апология мультикультурализма // «Дружба Народов» 2006, №2. 3.Федотова В. Г. Меняющийся мир и глобализация // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1. 4.Шендрик А. И. Глобализация в системе культурологических координат (начало) // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1. (и другие статьи на данную тему в этом номере). | Просмотр /заслушивание рефератов (аннотаций/конспектов). | Оперативный опрос (вопросы могут быть предложены преподавателем в начале занятия или сформированы по ходу рассмотрения материала). |
Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины
Текущий контроль знаний и освоенных компетенций производится в соответствии с приказами РГСУ от 29.12.2007 г. № 1143 «Об утверждении Положения о модульно-рейтинговой системе текущего контроля знаний студентов РГСУ в новой редакции» и от 09.03.2007 г. № 163 «Об утверждении Положения о порядке организации промежуточной аттестации студентов в РГСУ», с помощью методов, указанных в соответствующих разделах таблицы содержания групповых занятий. Оформление рефератов (докладов, сообщений) должно соответствовать образцу, приведенному в Приложении 1. Примерные критерии оцен