к созданию научного доклада (сообщения/ реферата).
1. Цель написания научного доклада ("НД").
Письменная работа по ("НД") является важной составляющей самостоятельной работы студента в учебном процессе, показателем углубленного изучения одной из проблем дисциплины. Целью создания "НД" является получение навыков работы с источниковедческой базой, опыта изучения научно-исследовательской литературы; практикой создания научно-справочного аппарата ("НСА").
2. Требования к выполнению "НД" и выбора темы.
"НД" выполняется на отдельных листах формата А4, скрепленных между собой. При этом должны быть соблюдены интервалы между строк (2 интервала – 28-30 строк) и поля (с левой стороны отступать 30 мм, сверху – 20 мм, снизу- 20 мм, справа – 10 мм). Текст доклада располагается только с одной стороны листа. Каждая структурная единица доклада (Введение, каждая из глав, заключение) должны начинаться с новой страницы!
Объем работы: - для машинописного листа – 10 -12 листов (*включая НСА); - для рукописной работы – 20 -24 листов (*включая НСА).
Выбор темы доклада должен соответствовать программе и рамкам изучаемой дисциплины, также необходимо учесть личные предпочтения студента в области культуры в целях дополнительного стимула заинтересованности студента.
При оформлении «Научного доклада» по специальности «… », важно правильно оформить титульный лист (см. образец). В процессе создания работы автор должен говорить о себе в 3-м лице!
РАЗВЕРНУТОЕ ВВЕДЕНИЕ, соответствующее каждой профессиональной научной работе, должно содержать: обоснование АКТУАЛЬНОСТИ выбранной темы исследования; ЦЕЛЬ (основную) и ЗАДАЧИ (поставленные перед исследователем для достижения указанной цели), также необходимо определить ОБЪЕКТ (общее название) и ПРЕДМЕТ (непосредственная часть, выбранная для анализа, описания) исследования. Далее важно указать МЕТОД исследования (например, комплексный, аналитический, сравнительно - исторический, компаративный, описательный, структурный и т.п.). Подробно описать АРХИТЕКТОНИКУ (структуры) доклада (от введения до приложений). Обязательно отметить, что в ЗАКЛЮЧЕНИИ автор дает выводы и резюме. Также - вкратце библиографическую базу (источники, литературу, справочные материалы и т.п.), избранную для исследования.
|
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра …. Научный доклад по … на тему: «………………………………» Выполнил: студент группы__фамилия и инициалы, номер зачетной книжки______ Руководитель:_____________________ Москва 200 г. |
В процессе работы важно правильно уметь оформлять СНОСКИ и ПРИМЕЧАНИЯ. А именно: должны быть сноски на важные количественные данные доклада, уточненные и спорные даты, цифры, определения, куски дополнительной информации и т.п. При употреблении в ткани доклада каких-либо цитат необходимо давать сноску. При пропуске в цитате блока слов, буквы и даже знака препинания – ставить троеточие обязательно!
Сноски можно оформлять как постранично (в этом случае нумерация идет заново с каждой страницы), также – по главам (нумерация идет подряд, в течение всей главы, со следующей главы начинается новая нумерация). Список примечаний и сносок, оформленный по главам, можно органично ввести в ткань доклада, как после каждой главы, так и после заключения, перед библиографией.
|
В ЗАКЛЮЧЕНИИ лучше всего ограничиться общей фразой для начала, и перейти сразу к подробным выкладкам выводов, можно их даже пронумеровать.
3. Подбор литературы и ознакомление с ней.
В процессе создания "НД" студенту необходимо ознакомиться с ресурсами государственных библиотек (см. литературу на выбранную тему в систематическом каталоге). В библиографии должно быть указано не менее 5 книг: научно-исследовательских монографий, сб.трудов; художественных каталогов (в случае выбора тем, связанных с визуальным искусством); учебников; энциклопедий, а также - энциклопедических сайтов Интернет, периодических изданий (газет, журналов и т.п.). БИБЛИОГРАФИЯ [1] должна быть структурирована (по категориям литературы: источники (каталоги искусств, например); научно-исследовательская литература; справочная литература; интернет) оформлена по АЛФАВИТУ (в расчет берутся только первые буквы фамилий авторов), инициалы авторов ставятся ПОСЛЕ фамилии! При использовании в докладе исследовательской литературы на иностранном языке – в библиографии выделяется отдельная структурная группа литературы на иностранном языке, в данном случае оформляется список, согласно латинскому алфавиту, по первой букве фамилии автора. При использовании периодики, а именно: журналов, газет и т.п. – в библиографии для них выделяется специальная рубрика и использованные статьи оформляются определенным образом (например: Иванов И.И. "Культура России"//жур."Вопросы истории", №3, 1999, с.с.12-16.)
|
Также, для каталогов, как впрочем, и для справочной литературы – в библиографии выделяются отдельные рубрики.
То же относится и к изданиям на иностранных языках. При использовании статей из сети ИНТЕРНЕТ в библиографии выделяется специальная рубрика, с указанием электронного адреса информации. Это же относится и к использованной визуальной информации, в частности, видео-фильмам.
4. Составление плана и написание научного доклада. Прежде, чем приступить к созданию основной части "НД" и "НСА" необходимо наметить структурные части работы: ВВЕДЕНИЕ; основные ГЛАВЫсодержания; ЗАКЛЮЧЕНИЕ; БИБЛИОГРАФИЯ; ПРИЛОЖЕНИЯ (схемы, репродукции, графики и т.п. материал).
Выбранная тема должна быть рассмотрена с нескольких позиций, что и определит количество глав "НД" (не больше трех), а также - задачи "НД".
Т.о. "НД" должен исчерпывающе отражать полученные студентом знания по данной теме, умение обрабатывать научную литературу и составлять "НСА", структурировать текст доклада, оформление сносок и примечаний и т.п.
Приложение 2.