Чувство собственного достоинства. Самоценность




Задание на 26.03.20

Задание 1. Прочитайте правила культуры общения

Правила культуры общения

 

С детства мы усваиваем определенные нормы и правила по­ведения. Воспитанного человека отличает то, что правила куль­турного поведения стали нормой его жизни.

Известные истины нужно говорить как можно чаще, именно поэтому мы еще раз обращаемся к ним, чтобы, читая их, вы оценили себя, насколько

им следуете.

 

Правило 1. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уваже­ния себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим.

Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение,

похвала — эффективные средства самореализации.

Правило 2. Хорошее настроение начинается с улыбки. Улы­байтесь чаще себе и окружающим. Добрая шутка сближает лю­дей. Оптимист

вселяет в окружающих убежденность успехе са­мого трудного дела.

Правило 3. Старайтесь сохранять спокойствие во всех си­туациях.

Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее.

Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства,

создает комфортные условия для труда, учебы, творчества.

Правило 4. Справедливо оценивайте людей, а если крити­куете,

то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство крити­куемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз.

Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.

Правило 5. В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только

расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение ок­ружающих, что может оказаться гораздо ценнее.

Правило 6. Соблюдайте культуру речи, которая заключается

в сознательном отборе и использовании тех языковых средств,

которые помогают общению. Критериями культуры речи, опре­деленными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная

целесообразность, точность, логичность, яс­ность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения,

эстетичность и уместность То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней куль­туре, духовном богатстве.

Правило 7. Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сна­чала человек видит,

а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь

располагать к себе людей.

Правило 8. Будьте благодарны. Человек, умеющий благода­рить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а

уже потом решать: следовать этому совету или нет.

Правило 9. Стремитесь к развитию и совершенствованию.

Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне

вас, вы начнете прогрессировать.

 

Список правил можно продолжить и дополнить, однако мы ограничимся

данными. Каждый человек сам выбирает, каким правилам ему следовать. Однако если выбранные правила меша­ют взаимопониманию с другими

людьми, их следует пересмот­реть, а не упорствовать в своем упрямстве.

Если же помогают, то, возможно, стоит поделиться с другими. Человек,

умеющий отда­вать, умеет принимать дар от других людей.

 

Задание 2. Запишите себе в тетрадь основную мысль каждого правила

Например, из 9 правила: Стремитесь к развитию и совершенствованию.

 

Задание 3. Внимательно прочитайте притчу.

 

Чувство собственного достоинства. Самоценность

 

Оптимальное общение означает уважение чувства собственного

достоинства. Мы можем определить, чего мы стоим, только сравни­вая

себя с другими людьми. Самооценка формируется в процессе общения,

когда мы получаем оценку от окружающих нас людей.

Формирование самооценки проиллюстрируем примером из притчи.

 

Шел как-то Лев в степи и повстречал дикого зайца.

Распря­мил Лев спину, вскинул голову и предстал перед зайцем во всем

своем грозном великолепии. «Кто Царь зверей?» — взревел Лев.

Зайчишка так и оцепенел от страха. «Вы, Ваше Величество, кто

же еще!» — пропищал он. Лев благодушно улыбнулся робкому

зайцу. «Ты свободен, ступай», — сказал он, сопровождая свои

слова милостивым жестом лапы.

Потом Лев повстречал газель, и весь этот спектакль по­вторился от

начала до конца. Снова Лев своим рыком оглушил и напугал бедняжку и

снова услышал то, чего ждал. «Ты свободна, ступай!» — милостиво отпустил он и газель.

Так повторялось еще несколько раз: с оленем, зеброй и жи­рафом.

Все эти животные были меньше или слабее Льва, при­знавали это и

соответственно вели себя.

А Лев уже вошел во вкус. Наконец встретил он носорога, с

которым обычно избегал встреч, но сегодня... Сегодня дело

пред­ставлялось Льву следующим образом.

И снова Лев вскинул голову и взревел: «Кто Царь зверей?!»

Обычно носорог не обращал на Льва особого внимания, сейчас он

оробел от грозного вида и рыка Льва. «Вы, конечно, господин Лев»,

— ответил носорог.

А потом Лев встретил еще и слона. С точки зрения Льва, он

превосходил слона размерами и силой. А потому и на сей раз он

грозно взревел, повторяя все тот же вопрос. Однако слон иначе

оценил соотношение сил. Соответствующей была и реакция

ве­ликана. Не говоря ни слова, он приподнял ногу и без видимых

уси­лий вогнал Льва по горло в песок, после чего, даже не оглянув­шись,

продолжил свой путь.

А что же Лев? Отчаянно пытаясь выкарабкаться из песка,

он крикнул вслед не спеша уходившему слону: «И спросить уже нельзя?!»

Итак, что же мы видим на примере этой притчи?

 

1. В сознании каждого из нас формируется определенное

представление о самих себе. Это представление мы получаем,

сравнивая себя с другими людьми. Осознанно или неосознанно,

но мы постоянно находимся во власти вопросов: кто крупнее

(сильнее, умнее, лучше, образованнее) и кто мельче — я или он

(она)? Или мы одинаковые?

 

2. В своих действиях мы исходим из этого представления о

самих себе. Если мы считаем, что наш собеседник намного пре­восходит

нас, то будем вести себя не так, как с тем партнером, которого считаем

равным. При этом основанием для наших дей­ствий служит наша оценка, а не реальное положение дела. Ведь для нас собственная оценка той или

иной ситуации и есть наша реальность. Пока Лев считал себя самым

большим и сильным, они вел себя соответствующим образом. Но когда

ему дали понять, какой он маленький (по сравнению со слоном),

Лев тотчас изме­нил свое поведение. Или взять носорога. Он спасовал

Перед Львом не потому, что был действительно слабее, а потому, что

сам себя счел слабее, то есть его представление о самом себе бы­ло

неправильным, а самооценка оказалась заниженной.

3. Наше представление о самих себе, наша самооценка могут

не соответствовать действительности (схема 23).

 

 

 

В сопоставлении Льва с зайцем и газелью представления

дейст­вующих лиц о самих себе соответствовали действительности.

А вот самооценка других действующих лиц с действительно­стью не

совпадала. Если реакция со стороны окружающих пока­зывает, что у них

другое представление о нас, не совпадающее с нашим собственным, от

этого страдает наше чувство собственно­го достоинства.

4. Слишком значительное несоответствие между нашим

представлением о самих себе и действительностью вредит наше­му

общению с другими людьми.

Представьте молодого человека в грязных брюках и вызы­вающе

лохматого, который считает себя неотразимым. В соот­ветствии со своим

представлением о самом себе он ожидает, чтодевушкам понравится

именно в таком виде. Но если девушки да­дут ему понять, что находят его внешность непривлекательной и даже отталкивающей, нормальное

общение молодого человека с ними станет невозможным. То же самое

относится и ко Льву,

разумеется, в конце рассказанной нами истории...

5. Когда не получается нормального общения с другими

людьми, оказывается ущемленным наше чувство собственного

достоинства.

Чувство собственного достоинства — это центральная еди­ница нашего

бытия, с которой мы соотносим все, что происходит в нашей жизни.

В. Сатир определяет чувство как понятие «самоценность»:

«Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмо­сферу

честности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек

чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше

оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других,

однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятель­ные

решения и поступки. Только ощущая свою собственную вы­сокую

ценность, человек способен видеть, принимать и уважать

высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценно­стью

внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами,

которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на

поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор.

И в этом ему помогает интеллект» *.

Люди, у которых постоянно низкая самоценность, все время

ждут насмешки и обмана, оскорбления со стороны окружающих.

В конечном итоге они становятся жертвами. Таким людям свой­

свойствен постоянный страх — неизменный спутник недоверия и

одиночества. Страх — это всегда предвидение чего-то неприят­ного в будущем. Как только человек выражает готовность понять, чего он боится в

настоящем, его страх исчезает.

Таким образом, самоценность — это отношение и чувство к

себе, представление человека о себе. Она проявляется в поведе­нии

каждого из нас независимо от нашего желания.

Если я люб­лю себя, доверяю себе — я открыт для нового опыта.

 

 

Задание 4. Ответьте на вопрос: как данная притча может быть связана с

культурой и психологией профессионального общения? Ответ запишите в тетрадь.

 

Источник:

Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии:

учеб. пособие /Н.С. Ефимова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019. - 192 с. - (Среднее профессиональное образование).

 

https://znanium.com/#none вход по личному логину

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: