Задание на 26.03.20
Задание 1. Прочитайте правила культуры общения
Правила культуры общения
С детства мы усваиваем определенные нормы и правила поведения. Воспитанного человека отличает то, что правила культурного поведения стали нормой его жизни.
Известные истины нужно говорить как можно чаще, именно поэтому мы еще раз обращаемся к ним, чтобы, читая их, вы оценили себя, насколько
им следуете.
Правило 1. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уважения себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим.
Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение,
похвала — эффективные средства самореализации.
Правило 2. Хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбайтесь чаще себе и окружающим. Добрая шутка сближает людей. Оптимист
вселяет в окружающих убежденность успехе самого трудного дела.
Правило 3. Старайтесь сохранять спокойствие во всех ситуациях.
Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее.
Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства,
создает комфортные условия для труда, учебы, творчества.
Правило 4. Справедливо оценивайте людей, а если критикуете,
то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство критикуемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз.
Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.
Правило 5. В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только
расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение окружающих, что может оказаться гораздо ценнее.
Правило 6. Соблюдайте культуру речи, которая заключается
в сознательном отборе и использовании тех языковых средств,
которые помогают общению. Критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная
целесообразность, точность, логичность, ясность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения,
эстетичность и уместность То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней культуре, духовном богатстве.
Правило 7. Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сначала человек видит,
а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь
располагать к себе людей.
Правило 8. Будьте благодарны. Человек, умеющий благодарить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а
уже потом решать: следовать этому совету или нет.
Правило 9. Стремитесь к развитию и совершенствованию.
Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне
вас, вы начнете прогрессировать.
Список правил можно продолжить и дополнить, однако мы ограничимся
данными. Каждый человек сам выбирает, каким правилам ему следовать. Однако если выбранные правила мешают взаимопониманию с другими
людьми, их следует пересмотреть, а не упорствовать в своем упрямстве.
Если же помогают, то, возможно, стоит поделиться с другими. Человек,
умеющий отдавать, умеет принимать дар от других людей.
Задание 2. Запишите себе в тетрадь основную мысль каждого правила
Например, из 9 правила: Стремитесь к развитию и совершенствованию.
Задание 3. Внимательно прочитайте притчу.
Чувство собственного достоинства. Самоценность
Оптимальное общение означает уважение чувства собственного
достоинства. Мы можем определить, чего мы стоим, только сравнивая
себя с другими людьми. Самооценка формируется в процессе общения,
когда мы получаем оценку от окружающих нас людей.
Формирование самооценки проиллюстрируем примером из притчи.
Шел как-то Лев в степи и повстречал дикого зайца.
Распрямил Лев спину, вскинул голову и предстал перед зайцем во всем
своем грозном великолепии. «Кто Царь зверей?» — взревел Лев.
Зайчишка так и оцепенел от страха. «Вы, Ваше Величество, кто
же еще!» — пропищал он. Лев благодушно улыбнулся робкому
зайцу. «Ты свободен, ступай», — сказал он, сопровождая свои
слова милостивым жестом лапы.
Потом Лев повстречал газель, и весь этот спектакль повторился от
начала до конца. Снова Лев своим рыком оглушил и напугал бедняжку и
снова услышал то, чего ждал. «Ты свободна, ступай!» — милостиво отпустил он и газель.
Так повторялось еще несколько раз: с оленем, зеброй и жирафом.
Все эти животные были меньше или слабее Льва, признавали это и
соответственно вели себя.
А Лев уже вошел во вкус. Наконец встретил он носорога, с
которым обычно избегал встреч, но сегодня... Сегодня дело
представлялось Льву следующим образом.
И снова Лев вскинул голову и взревел: «Кто Царь зверей?!»
Обычно носорог не обращал на Льва особого внимания, сейчас он
оробел от грозного вида и рыка Льва. «Вы, конечно, господин Лев»,
— ответил носорог.
А потом Лев встретил еще и слона. С точки зрения Льва, он
превосходил слона размерами и силой. А потому и на сей раз он
грозно взревел, повторяя все тот же вопрос. Однако слон иначе
оценил соотношение сил. Соответствующей была и реакция
великана. Не говоря ни слова, он приподнял ногу и без видимых
усилий вогнал Льва по горло в песок, после чего, даже не оглянувшись,
продолжил свой путь.
А что же Лев? Отчаянно пытаясь выкарабкаться из песка,
он крикнул вслед не спеша уходившему слону: «И спросить уже нельзя?!»
Итак, что же мы видим на примере этой притчи?
1. В сознании каждого из нас формируется определенное
представление о самих себе. Это представление мы получаем,
сравнивая себя с другими людьми. Осознанно или неосознанно,
но мы постоянно находимся во власти вопросов: кто крупнее
(сильнее, умнее, лучше, образованнее) и кто мельче — я или он
(она)? Или мы одинаковые?
2. В своих действиях мы исходим из этого представления о
самих себе. Если мы считаем, что наш собеседник намного превосходит
нас, то будем вести себя не так, как с тем партнером, которого считаем
равным. При этом основанием для наших действий служит наша оценка, а не реальное положение дела. Ведь для нас собственная оценка той или
иной ситуации и есть наша реальность. Пока Лев считал себя самым
большим и сильным, они вел себя соответствующим образом. Но когда
ему дали понять, какой он маленький (по сравнению со слоном),
Лев тотчас изменил свое поведение. Или взять носорога. Он спасовал
Перед Львом не потому, что был действительно слабее, а потому, что
сам себя счел слабее, то есть его представление о самом себе было
неправильным, а самооценка оказалась заниженной.
3. Наше представление о самих себе, наша самооценка могут
не соответствовать действительности (схема 23).
В сопоставлении Льва с зайцем и газелью представления
действующих лиц о самих себе соответствовали действительности.
А вот самооценка других действующих лиц с действительностью не
совпадала. Если реакция со стороны окружающих показывает, что у них
другое представление о нас, не совпадающее с нашим собственным, от
этого страдает наше чувство собственного достоинства.
4. Слишком значительное несоответствие между нашим
представлением о самих себе и действительностью вредит нашему
общению с другими людьми.
Представьте молодого человека в грязных брюках и вызывающе
лохматого, который считает себя неотразимым. В соответствии со своим
представлением о самом себе он ожидает, чтодевушкам понравится
именно в таком виде. Но если девушки дадут ему понять, что находят его внешность непривлекательной и даже отталкивающей, нормальное
общение молодого человека с ними станет невозможным. То же самое
относится и ко Льву,
разумеется, в конце рассказанной нами истории...
5. Когда не получается нормального общения с другими
людьми, оказывается ущемленным наше чувство собственного
достоинства.
Чувство собственного достоинства — это центральная единица нашего
бытия, с которой мы соотносим все, что происходит в нашей жизни.
В. Сатир определяет чувство как понятие «самоценность»:
«Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу
честности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек
чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше
оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других,
однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные
решения и поступки. Только ощущая свою собственную высокую
ценность, человек способен видеть, принимать и уважать
высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценностью
внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами,
которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на
поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор.
И в этом ему помогает интеллект» *.
Люди, у которых постоянно низкая самоценность, все время
ждут насмешки и обмана, оскорбления со стороны окружающих.
В конечном итоге они становятся жертвами. Таким людям свой
свойствен постоянный страх — неизменный спутник недоверия и
одиночества. Страх — это всегда предвидение чего-то неприятного в будущем. Как только человек выражает готовность понять, чего он боится в
настоящем, его страх исчезает.
Таким образом, самоценность — это отношение и чувство к
себе, представление человека о себе. Она проявляется в поведении
каждого из нас независимо от нашего желания.
Если я люблю себя, доверяю себе — я открыт для нового опыта.
Задание 4. Ответьте на вопрос: как данная притча может быть связана с
культурой и психологией профессионального общения? Ответ запишите в тетрадь.
Источник:
Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии:
учеб. пособие /Н.С. Ефимова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019. - 192 с. - (Среднее профессиональное образование).
https://znanium.com/#none вход по личному логину