1. Социальное управление необходимо всегда, когда осуществляется совместная деятельность людей, для обеспечения ее координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий.
2. Действия человека носят сознательный характер. И существенным признаком социального управления – это воздействие на волю. Отсюда объектом социального управления является поведение участников коллективной деятельности людей, взаимоотношения между ними.
3. Управление возможно как по вертикали, так и по горизонтали.
Наиболее существенными чертами социального управления как атрибута общественной жизни являются следующие.
· Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.
· Социальное управление осуществляет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, главным объектом социального управления является поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения.
· Регулирование поведения людей осуществляется в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функции социального управления.
· Основой социального управления является определенная соподчиненность воль людей – участников управленческих отношений, то есть властность управления, которая обеспечивает следование воли управляемых воле управляющих.
· Социальное управление имеет механизм реализации, состоящий из общественных либо государственных органов управления (субъектов управления), или отдельных, управомоченных лиц.
Процесс социального управления состоит из ряда стадий, которыми являются: формулирование целей и постановка задач управления; выработка и принятие управленческого решения; организация исполнения этого решения; контроль за претворением в жизнь управленческого решения.
|
Социальное управление подразделяется на государственное управление и негосударственное управление.
Негосударственное управление осуществляется органами местного самоуправления, администрацией негосударственных организаций и общественными объединениями граждан.
Под государственным управлением в широком смысле слова понимается управление делами государства, всеми его органами по достижению целей, стоящих перед государством.
Субъектами государственного управления являются органы государственной власти, другие государственные органы, должностные лица, наделенные государственно-властными полномочиями. Однако опыт свидетельствует, что эффективно управлять государством невозможно без включения в процесс управления органов местного самоуправления, которые в соответствии с положениями Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти
3. Государственное управление как разновидность социального управления.
Под государственным управлением в широком смысле слова понимается управление делами государства, всеми его органами по достижению целей, стоящих перед государством.
Субъектами государственного управления являются органы государственной власти, другие государственные органы, должностные лица, наделенные государственно-властными полномочиями. Однако опыт свидетельствует, что эффективно управлять государством невозможно без включения в процесс управления органов местного самоуправления, которые в соответствии с положениями Конституции РФ не входят в систему органов государственной власт
|
4. Понятие и особенности административного права как отрасли права.
Отрасль административного права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере управления.
Предмет административного права это совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления в процессе организации и деятельности исполнительных органов государственной власти.
Таким образом, административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)
5. Общие признаки отношений, составляющих предмет административного права.
Административные правоотношения являются разновидностью правоотношений и обладают свойственными им общими признаками и следующими характерными особенностями:
– административное правоотношение это властеотношение, отношение по поводу реализации государственной власти;
– обязательно наличие специального субъекта управления (обязательной стороны), наделенного государственно-властными полномочиями, без которого нет административно-правового отношения;
|
– субъекты административных правоотношений не равны; обязанности и права сторон данных отношений асимметричны;
– объектом управления является воля, сознание и опосредованное ими поведение;
– административные отношения складываются преимущественно в сфере государственного управления, то есть в сфере исполнительной власти;
– они возникают по инициативе любой стороны, согласие другой стороны не требуется;
– ответственность стороны-нарушителя наступает перед государством, а не перед другой стороной, как в гражданских отношениях;
– споры разрешаются преимущественно во внесудебном порядке, имеется институт административного обжалования
6. Структура предмета административного права. Соотношение административного права с иными отраслями права.
Основными элементами правоотношения являются субъекты, содержание правоотношений (реализация субъективных прав, осуществление юридических обязанностей), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и основания правоотношений (правовые нормы, юридические факты):
– субъекты — индивидуальные и коллективные участники конкретного правоотношения, обладающие в нем взаимными правами и обязанностями;
– объекты — общественные отношения в сфере государственного управления, по поводу которых возникло правоотношение;
– предметы правоотношения — материальные предметы и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение;
– содержание — права и обязанности субъектов правоотношения.
Глубокая связь имеется между административным правом и другими отраслями.
Так, например, административное право, конкретизируя нормы конституционного права, которые определяют принципы организации государственной власти, определяет административно-правовой статус органов исполнительной власти.
Если гражданское право регулирует имущественные отношения, основанные на равенстве сторон, то административное право учитывает наличие властного субъекта в этих отношениях. Уголовное и административное право граничат при определении общественной опасности деяния, при определении границы между административным правонарушением и уголовным преступлением. В сфере государственной службы мы находим связи административного права с трудовым правом
7. Понятие административно-правовой нормы, ее общие и специфические черты.
Административно-правовая норма – устанавливаемое государством правило поведения неоднократного применения, распространяющееся на неопределенный круг лиц, обеспечиваемое принудительной силой специально созданных для этого государственных органов, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.
Административно-правовые нормы в системе права предназначены для урегулирования административно-правовых отношений в сфере государственных отношений. Цель такого регулирования заключается в обеспечении должного поведения участников общественных отношений. Благодаря административным нормам возможно эффективное воздействие на различные стороны хозяйственной, социально-культурной и политической жизни. Административно-правовые нормы обеспечивают охрану собственности, природы, общественного порядка и т.д.