Билет 1
1. Педагогика как наука. Музыкальная педагогика – составная часть общей педагогики.
2. Работа над этюдами.
Заведующая кафедрой /Майковская Л.С./
Преподаватель /Воскобойникова Э.Г./
Педагогика как наука. Музыкальная педагогика – составная часть общей педагогики.
Педагогика – греч. «взрослый, ведущий мальчика». Педагогика как наука о специально организованной, целенаправленной, систематической деятельности по формированию человеческой личности, о содержании этой деятельности, ее формах, методах, приемах. Категории педагогики. Понятие «музыкальная педагогика», ее широкое применение: в сфере массового музыкального воспитания, в сфере начального музыкального образования, осуществляемого в ДМШ, ДХС, школах искусств и в сфере профессиональого обучения – средние и высшие музыкальные учебные заведения. Музыкальная педагогика в науке. Предмет музыкальной педагогики, рассматривающей различные стороны педагогической, исполнительской, научной и общественной деятельности, связанной с музыкальным воспитанием, обучением и образованием. Музыкальная дидактика - теория музыкального обучения. Другие составляющие педагогики. Распадение музыкальной педагогики на частные методики. Задачи музыкальной педагогики.
Билет 2.
1.Задачи музыкальной педагогики.
2. Работа над крупной формой.
Заведующая кафедрой /Майковская Л.С./
Преподаватель /Воскобойникова Э.Г./
Целью освоения дисциплины (модуля) музыкальная педагогика в детских школах искусств является воспитание высококвалифицированных педагогов-музыкантов детских музыкальных школ, владеющих педагогическим мастерством в объеме, соответствующем современным социокультурным запросам общества.
Задачами дисциплины являются;
- формирование целостного педагогического знания, отражающего современный уровень развития музыкальной педагогики в органической ее связи со смежными областями знаний.
- усвоение студентами знаний по педагогике начального музыкального образования;
- формирование умений осуществлять теоретический и методический анализ основных положений музыкальной педагогики;
- привить любовь к детям, интерес к художественно-педагогической деятельности;
- содействовать развитию исследовательской позиции будущего педагога в профессиональной деятельности;
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
знать:
- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
- правовые нормы реализации музыкально-педагогической деятельности и образования;
- сущность и структуру образовательного процесса в системе ДМШ и ДШ И;
- особенности реализации музыкально-педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
- тенденции развития мирового историко-педагогического
процесса, особенности
современного этапа развития музыкального образования в мире;
- основы музыкально-просветительской деятельности;
- методологию музыкально-педагогических исследований проблем
музыкального образования (обучения,воспитания, социализации);
- теории и технологии обучения и
воспитания ребенка музыке, сопровождения субъектов музыкально-педагогическго процесса;
- содержание преподаваемого предмета;
- закономерности психического развития ребенка и особенности их
проявления в учебном процессе в условиях детской музыкальной школы
в разные возрастные периоды;
- способы психологического и педагогического изучения обучающихся;
- способы взаимодействия педагога - музыканта с различными субъектами музыкально-педагогического процесса;
- способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;
- особенности социального партнерства в системе музыкального образования;
- способы профессионального самопознания и саморазвития;
- основные этапы развития педагогики и эволюцию представлений о сутиобучения; - основы законодательства и делопроизводства в области образования и педагогики; - различные педагогические методики, направленные на сохранение и развитие отечественной системы музыкального образования и общеэстетическое развитие подрастающего поколения; - современные методы обучения; - исторически сложившиеся зарубежные педагогические методики и системы, в том числе историю, теорию и практику эвритмии и особенности инструментального элементарного музицирования К. Орфа; - основные методы педагогической деятельности, направленные на общеэстетическое развитие подрастающего поколения;- методическую документацию по планированию учебного процесса в ДМШ и ДШ И; - особенности функционирования отечественной системы детских школ искусств в разные исторические периоды;- традиции, специфические особенности музыкальной педагогики в детских школах искусств; - художественно- исполнительские возможности музыкального инструмента, педагогический репертуар для учреждений дополнительного образования детей; - разновидности электронных музыкальных инструментов, особенности их функционирования;- типы и виды хоров, методику работы с хоровыми коллективами, в том числе детским хоровым коллективом; репертуар для различных хоровых коллективов, средства достижения хоровой выразительности, - технологические и физиологические основы дирижерского искусства; уметь:- системно анализировать и выбирать музыкально-образовательные концепции;
- использовать методы
психологической и педагогической диагностики для решения различных
профессиональных задач;
- учитывать различные контексты
(социальные, культурные,
национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
- учитывать в музыкально-педагогическом взаимодействии различные
особенности учащихся;
- проектировать музыкально образовательный процесс с использованием современных методик, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности ребенка;
- осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах -создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
- проектировать элективные курсы с использованием
последних достижений различных областей музыкознания;
- использовать в музыкально-образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
- организовывать внеучебную деятельность обучающихся в ДМШ и ДШ И.
- бесконфликтно общаться с различными субъектами музыкально -педагогического процесса, происходящего непосредственно в музыкальной школ, а также во всех подразделениях Методического кабинета г. Москвы.
- управлять деятельностью помощников учителя, координировать деятельность социальных партнеров;
- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
- использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития начального музыкального образования;
- пользоваться справочной и методической литературой в области педагогической деятельности в детских школах искусств; -планировать учебный процесс, разрабатывать методическую документацию для индивидуальных и групповых занятий с обучающимися разного возраста; - осуществлять детальный разбор авторского текста; - исполнять музыкальные произведения на выбранном инструменте;- находить адекватные интерпретаторские решения при исполнении музыкального произведения; - исполнять педагогический репертуар как на фортепиано, так и на дополнительном избранном инструменте; - использовать электронные инструменты в педагогической деятельности; - исполнять хоровые произведения различных эпох и| стилей (a cappella и с сопровождением), включая творчество композиторов второй половины XXначала XXI веков; - владеть мануальной техникой, свободно и художественно выразительно исполнять хоровые произведения, их фрагменты и партии на фортепиано (сольфеджируя и с текстом); - знать специальную учебно- педагогическую литературу по вопросам техники дирижирования;владеть:
- способами пропаганды важности музыкально-педагогической профессии для социально-культурного развития страны;
- способами ориентации в профессиональных источниках
информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
- способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;
- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
- способами проектной и инновационной деятельности в музыкальном образовании;
- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами музыкально-образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;
- способами совершенствования профессиональных знаний и
умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;
- навыками исполнительства на музыкальных и электронных инструментах; - навыками игры на инструментах оркестра элементарного музицирования К. Орфа; - навыками самостоятельной работы над музыкальным произведением; - навыками дирижерского искусства, методикой исполнительского анализа партитур, предшествующего репетиционной работе; - навыками слухового контроля и сценического поведения.Билет 3
1.Музыкальное искусство, его многофункциональная роль в современном обществе.
2. Работа над кантиленой.
Заведующая кафедрой /Майковская Л.С./
Преподаватель /Воскобойникова Э.Г./
Музыкальное искусство, его многофункциональная роль в современном обществе.
Музыкальное искусство как особая форма общественного сознания, важнейшая составляющая духовной культуры человечества. Социальные функции музыкального искусства: коммуникативная, отражения действительности, этическая, эстетическая, каноническая, эвристическая, преобразования мира, познание, общение, оценка. Взаимосвязь и специфика каждой из них. Изменение социальных функций искусства в современном обществе. Основная функция музыки – эстетическое воспитание. Влияние музыкального искусства на духовное становление личности. Художественный образ - основной субстрат музыки как носитель того или иного содержания. Обобщающая способность музыкального искусства. Музыка как одна из самостоятельных форм человеческого познания. О.Шпенглер. Основополагающая роль интонации в музыке (Б.В.Асафьев). триада «Композитор – исполнитель – слушатель». Воздействие музыки на цепь психических функций человека - восприятие память, слух, музыкальное мышление. Музыка как аналог исторической эпохи, в которую она была создана. Одна из основных задач музыкальной школы – ввести ребенка в семантику музыкального языка определенной эпохи и через развитие всех его способностей, мышления, оснастив знаниями, сформировать потребность в языке музыки. Эффективность начального музыкального образования как фактор, формирующий истоки музыкальных потребностей детей.
Билет4
1. История формирования музыкально-педагогической мысли в России.
2. Работа над разнохарактерными пьесами.
Заведующая кафедрой /Майковская Л.С./
Преподаватель /Воскобойникова Э.Г./
История формирования музыкально-педагогической мысли в России.
Музыкальная педагогика и музыкально-воспитательные, художественно-просветительские процессы в России (XIX – начало XX века). Просветительские идеи В.Ф.Одевского, А.Н.Серова, В.В.Стасова. Нивелировка личности ученика, чрезмерная строгость, сухость – характерные черты преподавания музыки того времени. Противоречия между стилем преподавания музыки и насущной музыкальной потребностью большой части населения России. Широкое распространение домашнего музицирования. Книга В.П. Гутора «В ожидании реформы. Мысли о задачах музыкального образования» (1891) как разработанная концепция музыкального образования в России. 5 основополагающих и концептуальных положений в учении В.П.Гутора. Педагогическая концепция Н.А. Римского-Корсакова. Выдающееся значение трудов Б.В.Асафьева в разработке важнейших вопросов методики и организации музыкального воспитания. Музыка (по Б.В.Асафьеву) как искусство «интонируемого смысла». Б.В.Асафьев о необходимости различного подхода к системе общего музыкального воспитания и профессионального образования. Концепция музыкального образования Б.Л.Яворского. Б.Л.Яворский – создатель обобщающей музыкально-теоретической системы – теории «музыкального мышления». Сущность реформы музыкального образования, осуществленной под руководством Б.Л.Яворского. Музыкальные школы в 20-е,30-е годы 20 в. и музыкально-педагогические тенденции, связанные с ними. Усугубление негативных тенденций в музыкальном образовании в 70-годы и далее, приведших к недооценке общего музыкально-эстетического воспитания. Альтернативная направленность исследовательской деятельности крупнейших музыковедов 70-х, 80-х годов: М.Г.Арановского, Л.А.Мазеля, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, А.Н.Сохора, В.Н.Холоповой, В.А.Цуккермана, Г.М.Цыпина и др.), повышение интереса к педагогической деятельности выдающихся российских музыкантов (К.Н.Игумнова, А.Б.Гольденвейзера, Г.Г.Нейгауза, Л.Н.Николаева, Э. Гилельса и др.), Отсутствие сложившихся философских ориентиров как основная, фундаментальная причина назревшей кризисной ситуации в музыкальном образовании в современном социуме. Понятие «Школа» как комплекс определенных эстетических и профессиональных норм, правил, установок, закономерностей. Крупнейшие деятели русского музыкального искусства и их вклад в развитие русской национальной музыкальной Школы: из пианистов – К.Н.Игумнов, А.Б.Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг, теоретики, музыковеды и психологи Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, С.С.Скребков, Э.Б. Абдуллин, В.Н.Холопова, Л.А.Мазель, Л.С.Зорилова В.А.Цукерман, Э.Б., Е.В. Назайкинский, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин, методисты и педагоги Г.М.Коган, Л.А.Баренбойм, Я.И.Мильштейн, С.И.Савшинский, Б.Л.Кременштейн, А.В.Малинковская и др.\
Билет 5
1. ДМШ в системе дополнительного образования. Последние правовые документы, закрепляющие за ДШИ бифункциональный подход к музыкальному обучению детей.
2. Работа над этюдами.
Заведующая кафедрой /Майковская Л.С./
Преподаватель /Воскобойникова Э.Г./
\С начала 90-х годов стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций системы начального музыкального образования в силу того, что перед детскими школами искусств были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями при Домах культуры или народного творчества, станциями юных натуралистов и т.д., что, по мнению многих специалистов, не соответствовало их реальному статусу и значению. По поводу образовательного процесса в детских музыкальных школах начинает формироваться мнение о том, что ДМШ не способствуют повышению музыкальной культуры в стране, так как в учебном процессе уделяется мало внимания развитию музыкальных способностей учащихся, а также сущностному осмыслению музыки, возможностям ее выразительных средств. У детей нет достаточной практики выступлений перед публикой, особенно перед сверстниками, и в результате они не имеют социально-культурной мотивации для занятий музыкой.
Также отмечалось, что содержание уроков часто ограничивается формированием инструментально-технических навыков и подготовкой ограниченного количества произведений к очередному экзамену или зачету перед комиссией педагогов. Проведенные в те же годы исследования показали, что в процессе обучения исполнительские отделения ДШИ к 7 классу теряют порой до половины контингента, а выпускники музыкальных школ не реализуют полученные знания и исполнительские навыки в практической жизни.
В вышедшем в 1992 году Законе Российской Федерации «Об образовании», а затем в утвержденном в 1995 г. «Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей» детские школы искусств были определены как учреждения дополнительного образования детей, что негативно повлияло на методологические основы преподавания в ДМШ, поскольку статус «дополнительности» многое позволил трактовать как необязательное. Согласно данному документу, деятельность учреждений дополнительного образования детей была целиком ориентирована на общеэстетическое развитие. Между тем, в отличие от учреждений, реализующих программы художественно-эстетической направленности, ДМШ изначально была ориентирована на выявление талантливых детей и их раннюю профессионализацию. Разработанные Министерством культуры в начале 2000-х годов примерные учебные планы для детской школы искусств имели лишь рекомендательный характер. Отсутствие единой научной программной оснащенности образовательного процесса в детских школах искусств крайне негативно отразилось на всей системе образования в сфере культуры и искусства.
Таким образом, к концу первого десятилетия XXI века мы могли констатировать, что современная музыкальная школа в статусе учреждения дополнительного образования практически не способна выполнять функции начальной ступени профессиональной подготовки, которая служит надежным фундаментом всего последующего обучения и становления музыканта-специалиста. Складывавшаяся в течение многих десятилетий работа музыкальных школ по профессиональной ориентации практически оказалась свернутой, и многие музыкальные училища и колледжи остались почти без абитуриентов. Отсутствие конкурса среди поступающих диктует резкое снижение качественного уровня контингента. В результате происходит цепная реакция: в ДМШ из училищ приходят малоталантливые и недостаточно образованные музыканты-педагоги. Сложившаяся парадоксальная ситуация, когда широкое распространение в стране музыкального образования не соответствует реальному состоянию культуры в стране, характеризуется следующими признаками: отсутствием концепции; экстенсивным путем развития музыкального образования; низким уровнем подготовки педагогов-музыкантов; отсутствием государственной инициативы для действительного реформирования музыкального образования; экономические факторами. Частая смена приоритетов дезориентировала важнейший социально-культурный институт – начальное музыкальное образование в музыкальной школе, которая, в сущности, функционировала в русле локального прагматического освоения элементарных знаний и игровых навыков вне постижения музыки как явления культуры. И в этом плане перспективы дальнейшего развития российского музыкального искусства, заслуженно пользующегося мировой славой, вызывали в первое десятилетие XXI века немалую тревогу, как у музыкантов-исполнителей, так и у педагогов-музыкантов, исследователей, со всей очевидностью признававших, что необходим поиск новой методологической базы для ценностного, духовно-творческого развития личности.
Начиная с 2008 года, в нашей стране делаются попытки по сохране-нию уникальной бифункциональной системы отечественного музыкального образования, сформировавшейся и достигшей своего расцвета в ХХ веке. 25 августа 2008 года распоряжением правительства РФ одобрена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы. В данном документе, в частности, говорится, что развитие образования в сфере культуры и искусства является важнейшей базой для художественного образования в целом и основополагающей частью системы музыкального образования, а также призвано обеспечить решение следующих задач: выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития; подготовка творческих педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования; сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства; эстетическое воспитание подрастающего поколения; воспитание подготовленной аудитории слушателей и зрителей; приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали. Реализация данной концепции направлена на существенную модернизацию практики работы ДМШ. «Это означает повышение заинтересованности детей и их родителей в получении начального музыкального образования,... что ведет к полноценному выполнению школами своих задач и в конечном счете к более интенсивному развитию отечественной музыкальной культуры» [127, с. 4]. Как верно заметил руководитель проекта по разработке Концепции начального музыкального образования в ДШИ М. Берлянчик, «проблемы оптимизации российского художественного образования должны решаться не частично, а системно, во взаимосвязи всех значимых компонентов. А это (применительно к сфере музыкального образования) означает и повышение профессиональной, методической, психолого-педагогической культуры преподавателей на современной научной основе... Перед музыкальными школами, кроме всего, поставлена ответственная задача воспитания личности учащихся-музыкантов и активной пропаганды музыкального искусства» [127, с. 4].
Начиная с 2011 года, появляется ряд стратегических документов образовательной политики, в которых закреплен приоритет развития системы ДОД: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом России 3 апреля 2012 г.), Распоряжение от 22 ноября 2012 г. №2148-р «О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы», Указ от 2 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, План мероприятий (дорожная карта) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р).
Федеральный закон «Об образовании» от 16 июня 2011г. № 145-ФЗ был разработан в целях сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства. Его принятие явилось необходимым шагом, обеспечившим возможность реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Федеральным законом от 17 июня 2011 г. № 145-ФЗ, детские школы искусств получили правовой статус, в большей степени соответствующий их профессиональному предназначению. Федеральным законом № 145-ФЗ предусмотрена реализация в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Основной целью данных программ является формирование потребности детей в общении с искусством, развитие их творческого потенциала и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются: выявление одаренных детей и подготовка их к возможному дальнейшему музыкальному профессиональному образованию, а также формирование компетентного слоя музыкантов-любителей. «Определение «детская школа искусств» … является… обобщающим указанием на данные образовательные учреждения, цели, задачи и деятельность которых отличны от других образовательных учреждений дополнительного образования детей (кружков, секций, клубов, домов детского творчества, станций юных натуралистов и пр.)» [233, с. 8]. Данный федеральный закон учитывает основные положения и задачи Концепции, в которой отмечено, что «высочайшие достижения российской культуры были осуществлены благодаря сложившейся в ХХ веке уникальной системе непрерывного образования в области искусства, основой которой являются детские школы искусств»[128, с. 8].
Прочно укрепившаяся в России с конца 80-х годов ХХ века тенденция к сокращению числа ДШИ (в 1985 году детских школ искусств было 5 890, в 1990 году – 6591, в 2001 году – 5 837, в 2008 – 5 456, сейчас функционируют 5 370) не могла не сказаться отрицательно на всей отрасли образования и на социокультурной ситуации в стране в целом, так как на протяжении ХХ века они выполняли важную общественную миссию: во-первых, предпрофессиональную подготовку детей, а во-вторых, общеэстетическое воспитание подрастающего поколения. Реализация Федерального закона от 17 июня 2011 г. № 145-ФЗ «Об образовании» предусматривает осуществление деятельности детских школ искусств в соответствии с историческими традициями и социальной значимостью благодаря совместным усилиям органов власти и педагогических коллективов.
В «Приложении» к Федеральному закону от 17 июня 2011 г. № 145-ФЗ содержатся Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано». Первым ее пунктом стоит выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Основная направленность настоящей программы – формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта. Структура предпрофессиональной общеобразовательной программы, ее требования к содержанию учебно-воспитательного процесса отличаются от прежней, традиционной тем, что срок обучения увеличивается на один год (вместо прежних семи лет – 8, и для профессионально сориентированных учащихся добавляется 9-й год для подготовки в среднее профессиональное учебное заведение). Примерные дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы содержат обязательную часть с традиционным набором предметов (специальность, чтение с листа, ансамбль и концертмейстерский класс) и вариативную часть, в которую входят коллективное музицирование и электронная музыка.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на предпрофессиональные и общеразвивающие. В «Приложении» к приказу даны рекомедации по организации образовательной и методической деятельности по реализации общеразвивающих программ в области искусств. «Целью реализации общеразвивающих программ ДШИ является формирование личности ребенка, способного к творческому мышлению, индивидуальной и совместной творческой деятельности на основе сохранения и развития лучших отечественных традиций художественного образования, а также выявление одарённых детей в области искусства» [198, с. 1]. «Реализация общеразвивающих программ ДШИ должна обеспечить решение следующих задач: обеспечение развития творческого мышления, личности ребенка, развитие его духовно-интеллектуального ресурса; приобретение ребенком комплекса общемузыкальных знаний, умений и навыков; формирование у ребенка ценностного отношения к искусству, умения самостоятельно воспринимать и оценивать художественное произведение; воспитание чувств и эмоций; воспитание потребности в творческой и социально-полезной деятельности; формирование патриотизма; воспитание творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира; освоение отечественных и мировых культурных ценностей и традиций; создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей; организация творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих событий (конкурсов, фестивалей, олимпиад, концертов), в том числе совместно с другими образовательными учреждениями (учреждениями общеобразовательных школ), учреждениями культуры (филармониями, театрами, музеями и др.). Общеразвивающие программы в области искусств должны основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, в процессе освоения общеразвивающие программы призваны способствовать выявлению одарённости ребёнка в раннем возрасте [198, с. 1–2]. Как видно из вышеизложенных положений, установка на чисто профессиональные задачи ДМШ здесь отнесена на последнее место. Структура будущей ДМШ, исходя из установок Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, должна сочетать в себе обе дополнительные общеобразовательные программы: общеразвивающие и предпрофессиональные.
Сейчас необходимо наполнить музыкально-педагогический процесс адекватным данным ориентирам содержанием, научно подходя к разработке или выбору методик, способных решать двуединую задачу ДШИ – профессионализацию начального музыкального образования и общемузыкальное воспитание учащихся.
Билет 6
1. Слуховые ощушения. Разновидности музыкального слуха. Звуковысотный слух и методы его развития.
2. Работа над кантиленой.
Заведующая кафедрой /Майковская Л.С./
Преподаватель /Воскобойникова Э.Г./
Познавательные процессы в деятельности музыканта как комплекс способностей и профессионального мышления, от степени сформированности которого всецело зависит успех решения проблемы общемузыкального развития учащегося. Основные компоненты главных познавательных процессов деятельности музыканта: 1) способность эмоционального отклика на музыку; 2) - слуховые ощущения (различные разновидности музыкального слуха); 3) - метроритмические ощущения(чувство ритма); 4) - двигательные ощущения; 5) – восприятие; 6) память; 7) внимание; 8) музыкальное мышление; 9) воображение.
Способность эмоционального отклика на музыку и методы ее развития.
Беспрецедентная доступность музыки в современном социуме как причина, притупляющая музыкальное восприятие. Роль музыкальной педагогики в формировании интереса к серьезной музыке. Личность педагога и такие его качества как увлеченность, отзывчивость на красоту, умение мыслить нестандартно, воля, добросовестность, открытость и эмоциональность в общении с учеником – залог успеха в вопросах развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Анализ, «наблюдение искусства» (Б.Асафьев). Воспитание внимания ученика как средство пробуждения эмоциональности, слуховой анализ. Исполнительский показ педагогом, дирижирование, пропевание – верные средства поднятия эмоционального тонуса на уроке. Метод интонационного диалога – выразительная, эмоциональная речь педагога ориентированная на коммуникацию. Моделирование эмоций. Эмоциональный словарь (по В.Г.Ражникову). (Приложение. №6).
Слуховые ощущения - разновидности музыкального слуха. Способы и методы их развития.
Основополагающее значение слухового воспитания в музыкальной педагогике. Причины, притупляющие слух: метод фортепианной педагогики «медленно и крепко», метод «натаскивания» как показатель неспособности педагога активизировать слуховое сознание учащихся, непомерно длительные сроки штудирования одних и тех же ученических программ. Разновидности музыкального слуха: звуковысотный, 2) мелодический, 3) гармонический, 4) полифонический, 5) тембро-динамический, 6) фактурный, 7) внутренний.
1.Звуковысотный слух и «его ведущая роль в ощущении музыкального звука» (Б.М.Теплов).
Слух абсолютный и относительный, их характеристики. Психологи о возможности развития звуковысотного слуха. Влияние игры на различных инструментах на степень развитости звуковысотного слуха. Пение как эффективный способ развития звуковысотного слуха. Другие способы развития звуковысотного слуха: подбирание на слух, транспонирование (Л.А.Баренбойм. Методическое пособие «Путь к музыке»). Из приемов и методов развития звуковысотного слуха Г.М. Цыпин отмечает следующие: — интонирование голосом отдельных звуков, сыгранных педагогом, а также небольших гаммообразных последований, гармонических интервалов и аккордов, входящих в комплекс тренировочных упражнений начинающих музыкантов;
- подбор по слуху и транспонирование мелодии известных песен и разучиваемых произведений; (сравнение, сопоставление,переинтонирование)
—сольфеджирование разучиваемых произведений; (переинтонирование);
—пропевание одного из голосов в полифоническом произведении с одновременным исполнением остальных на фортепиано;(переконструирование).
- небыстрое чтение с листа с одновременным определением на слух звукосочетаний (интервалов и аккордов);(слуховой анализ).
—чередование фраз, исполняемых на инструменте, с фразами, пропеваемыми голосом. Метод Г.Г. Нейгауза (аналогичен общедидактическому методу переконструирования).
Билет 7
1. Мелодический слух, его значение и способы развития.
2. Работа над полифонией.
Заведующая кафедрой /Майковская Л.С./
Преподаватель /Воскобойникова Э.Г./
Мелодический слух и способы его развития.
Мелодический слух - вторая разновидность интонационного слуха. Значение мелодического слуха для деятельности музыканта. Мелодический слух интервальный и ладовый. Навык сочетания «наименьших интонационных комплексов» — интервалов с умением мыслить горизонтально и ощущать мелодию как законченное целое – важнейшая задача в процессе развития мелодического слуха. Наилучшие приемы и методы развития мелодического слуха:
-проигрывание мелодии отдельно, без сопровождения;
- проигрывание мелодии на инструменте с аккомпанементом, имеющим упрощенную фактуру;
—пропевание мелодии вслух и про себя с аккомпанементом и без него;
—укрупненное, рельефное проигрывание мелодии на фоне облегченного аккомпанемента.
— детализированная работа над фразировкой произведения, тщательная ее звуковая «выделка» и «оттачивание».
(Все вышеизложенные методы работы с музыкальным материалом могут быть определены как методы переинтонирования или переконструирования).
Билет 8
1. Гармонический слух и методы ег
о развития.
2. Работа над крупной формой.
Заведующая кафедрой /Майковская Л.С./
Преподаватель /Воскобойникова Э.Г./
Гармонический слух и пути его развития.
Гармонический слух есть музыкальный слух, ориентированный на созвучия (Б.М. Теплов). Отличие его от полифонического слуха. Связь проблемы развития гармонического слуха с умением слышать звуки по вертикали. Специфика фортепиано как благоприятный фактор для развития гармонического слуха. Развитие гармонического слуха на основе ладового. Приемы и методы развития гармонического слуха: 1) гармонический анализ музыкального произведения и вслушивание в звуковые структуры по ходу его исполнения в замедленном темпе (Н.Г.Рубинштейн). 2) извлечение из произведения гармонических экстрактов («спрессованных гармоний») и последовательное их проигрывание (метод, рекомендовавшийся Л.Н. Обориным и Г.Г. Нейгаузом). (Метод переконструирования); 3) последовательное пропевание различных аккордов в мелодическом изложении: этот метод облегчает усвоение звуковых комплексов слуховым сознанием (метод переинтонирования); 4) варьирование фактуры произведения с сохранением его гармонической основы, «сомкнуть» гармоническую фигурацию в аккорды… или, наоборот, аккордовые последовательности сыграть в виде гармонической фигурации; изменить расположение аккордов на клавиатуре: мелодию перенести из правой ру