Эффективность работы органов местного самоуправления Заречного (2012 – 2016 г.г.). Комментарии экспертов.




«в одной области живем, но, как будто на разных планетах!...»

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных оценке эффективности работы органов местного самоуправления Заречного. Сегодня мы обсудим период с 2012 по 2016 годы, во время которого в должности Главы городского округа трудился В.Н. Ланских.

В нашем разговоре принимают участие специалисты в области государственного и муниципального управления, экономист Андрей Леонидович Пастухов и политолог Виктор Борисович Марчевский.

Автор:

- Предыдущий разговор мы закончили на достаточно эмоциональной ноте, которой предшествовала дискуссия о причинах городских проблем в период работы А.Н. Кислицына, и его отставке с поста Главы в 2012 году.

Мы, безусловно, вернемся к оценке событий, происходящих в экономической и политической жизни Заречного. Собственно, открывая нашу группу, мы как раз и ставили перед собой задачу дать жителям города максимально исчерпывающую информацию и предоставить возможность самим разобраться в непростых ситуациях, происходящих в политическом пространстве города. Тем более что чаще всего, эта информация остается закрытой от простых жителей, чем, к сожалению, без зазрения совести пользуются нечистоплотные политики для достижения своих целей.

Итак, уважаемые коллеги, предлагаю рассмотреть социально-экономические показатели развития города, которых он достиг за время работы В.Н. Ланских.

А.Л.:

Как бы эмоционально мы не закончили обсуждение показателей развития города и работы Главы А.Н. Кислицына за 2011 год, очень сложно оценивать работу новой команды управленцев в тот год, когда она пришла на смену старой лишь к началу второго квартала отчетного года.

По сути, в 2012 году продолжали реализовываться те задели, у истоков которых стоял А.Н. Кислицын с командой работников администрации. Команде В.Н. Ланских предстояло продолжить работу в условиях того бюджетного планирования, которое досталось ему от Андрея Николаевича…

В.Б.:

Да! Но я хотел бы обратить ваше внимание на один положительный момент. Как раз с точки зрения преемственности курсу развития города и власти, Ланских хватило ума не начать свою работу с разрушений, а довольно мудро подойти к решению вопросов кадровой политики в Администрации города, муниципальных учреждений и предприятий, а так же, если уж не помогать, то хотя бы не мешать исполнительному органу власти реализовывать планы дальнейшего развития города. И это можно назвать самым положительным достижением 2012 года.

Здесь надо отдать должное В.Н. Ланских, который здраво оценивал свои знания, опыт и компетенции, и начал работать по принципу «не навреди». Хотя, даже не сомневаюсь, что указаний «сверху» на увольнение старых опытных работников администрации у него был полный портфель.

Я считаю, что именно в тот период времени свою положительную роль сыграла, как раз пресловутая «двуглавая» модель управления города, которая во многом спасла город и администрацию, возглавляемую Д.В. Погореловым, от потрясений очередного вмешательства БАЭС в управление города. Какие бы политические дрязги и конфликты того времени не разрывали Думу и Администрацию, В.Н. Ланских получил реальный временной гандикап, чтобы разобраться в сложнейшем городском хозяйстве, команде управленцев, а в будущем, максимально эффективно внести свои коррективы в управление города, которые дали свои положительные результаты уже в самое ближайшее время.

А вообще, в 2012 году я вряд ли хотел оказаться на месте Ланских. Ну, представьте себе, все его привычное окружение, друзья, все его близкие и родные, вся его прошлая жизнь в одночасье оказалась за забором Белоярской атомной станции, где у него все было прекрасно – и работа, и карьера, и достойная заработная плата, и уважение людей.

А он, оставив все это, оказался в полном одиночестве в окружении работников администрации, которых, как его учили политтехнологи Росатома, он должен был считать своими врагами. В этих условиях, так называемая команда БАЭС под управлением Баканова, со спокойной душой вернулась на свои привычные рабочие места, оставив Ланских один на один со своими и городскими проблемами.

К тому же, вы не забывайте, что Ланских ни одного дня не возглавлял администрацию города, не имея на то юридических полномочий. Соответственно, влиять на процесс принятия административных решений исполнительного органа власти он не мог. Однако и эту проблему он смог решить в течение полутора лет, не только, установив контроль за деятельностью администрации, но и лично управляя ей.

Как уж ему это удалось, одному Богу известно. Но факт остается фактом – это его личная заслуга.

Автор:

- Действительно, у каждого своя судьба. И, попадая в такие непростые жизненные ситуации, не каждый может принимать правильные решения, с тем, чтобы в дальнейшем мужественно им следовать. Но, видимо, это был не тот случай…

Если мне не изменяет память, Ланских почти сразу поступил в Уральский Федеральный университет и успешно получил второе высшее образование, защитив с красным дипломом магистерскую диссертацию по теме «Государственное и муниципальное управление». Думаю, что и этот факт стал залогом будущих успехов города.

И все же, давайте вернемся к цифрам и успехам развития Заречного…

А.Л.:

О каких успехах развития города вообще можно было говорить, если Ланских унаследовал разрушенную систему коммунального хозяйства, в которой городская котельная находилась в процедуре банкротства? Как мне видится, первые два года своей работы он вообще посвятил тому, чтобы «расшить» долги котельной, создать нормально-функционирующую систему городского теплоснабжения, и снять тяжелейшее обременение с городского бюджета за долги котельной.

Ничего удивительного, что в 2012 году Заречный занял лишь 16 место в своей группе. Разве могло быть иначе в городе «атомщиков», где жители по 30 - 40 дней сидели без горячей воды во время летних опрессовок?

Можно предположить, что муниципальные гарантии за предприятия ЖКХ оттягивали и без того минимальные средства городского бюджета от решения иных полномочий органов местного самоуправления – благоустройства города, ремонта дорог, увеличения заработной платы работникам муниципальной сферы, и т.д. Вот и итог!

В 2012 году Заречный вновь продемонстрировал отрицательную динамику показателя по количеству предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), став одним из 27 муниципалитетов, где было зафиксировано максимальное сокращение предприятий МСБ – на 23,4%.

Вновь вопросы поддержки МСБ обозначили свое приоритетное значение! Ощущение такое, что в этом направлении долгие годы вообще ничего не предпринималось.

Как мы увидим далее, как раз Ланских, не имея никакого отношения к бизнесу, первым, и на сегодняшний день единственным, уделил этому вопросу самое пристальное внимание, и добился успехов, подняв Заречный в инвестиционном рейтинге 2015-2016 годов на 1 место в области.

Следует отметить, что практически весь период работы В.Н. Ланских, Заречный был одним из лидеров по объему инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств). Основной объем инвестиций – сооружение блока № 4 Белоярской АЭС. Однако, как и в предыдущие годы, никаких дивидендов для развития Заречного это не принесло – бюджетная обеспеченность города оставалась на прежнем уровне.

Может быть, я повторюсь, но, как мне кажется, в данном случае путь к успеху лежал, а может и до сих пор лежит в смене статуса Заречного как дотационной территории, на территорию – донор. В этом случае, все свои усилия администрация должна была направить на экономическое развитие города. Каждый сантиметр земли должен иметь своего хозяина и работать, принося прибыль и ему, и городу, пополняя бюджет. В этом случае Заречный можно было бы зачислить в разряд лучших развитых промышленных городов Урала, способных самих себя не только содержать, но и развивать.

Автор:

- Думаю, что цель создания «Бизнес инкубатора» и «Муниципального индустриального парка» заключалась именно в этом.

Почему поставленная цель так и не достигнута до сих пор?

В.Б.:

Полагаю, что разговор об этом еще впереди, в соответствии с хронологией обсуждения итогов развития Заречного.

Но, если вкратце, успешной реализации этой идеи противодействовала политика, вставшая на пути Ланских, которому элементарно не хватило времени. При этом очень тяжело добиваться каких-то результатов, когда нет поддержки со стороны наших известных «партнеров», которые наперебой кричали и до сих пор кричат о том, что Заречный – это город атомной энергетики, и никакой другой бизнес нам не нужен. А в качестве компенсации, они рассчитывают лишь на «плюшки» в виде дополнительных отчислений из регионального бюджета на содержание города в рамках небезызвестного Соглашения Росатома. Но это очень порочная практика в условиях полной бестолковости нынешних «отцов города», которая абсолютно не мотивирует их на продуктивную работу и развитие. Практика, которая буквально «подсаживает» город на областные дотации и полную зависимость органов муниципальной власти от прихоти господ из Росатома. А в политическом плане, именно эта практика является причиной бесконечных конфликтов между населением Заречного и политтехнологами Росатома, упорно навязывающими свою авторитарную систему управления городом, установленную в ГК Росатом.

Но, к сожалению, именно так Заречный сейчас и живет, без малейших надежд на перемены к лучшему.

А.Л.:

Здесь было бы уместно добавить, что в отличие от Заречного, Лесной и Новоуральск стали демонстрировать положительную динамику своего развития. В наших «атомных побратимах» что-то явно происходило, раз, в 2012 году они начали уверенное восхождение на вершины рейтинга.

Причем, лучших показателей они добились в социальной сфере. Оба города стали лидерами по уровню и динамике заработной платы работников социальной сферы, стали лидерами по результатам сдачи ЕГЭ.

Очевидно, что вектор развития этих городов развернулся в социальную сторону, что может свидетельствовать об успешном решении первоочередных задач по жизнеобеспечению города. Можно предположить, что в условиях одной и той же системы бюджетного финансирования, вопросы содержания городского хозяйства были совместно решены администрацией города и ГК «Росатом».

Чудес на свете не бывает!

Пока одни устраивают бесконечные дворцовые перевороты, погрязнув по уши в политических интригах, другие обеспечивают поступательное развитие своих городов.

Автор:

- И с этим трудно не согласится. В 2012 году Заречный, действительно, находился в катастрофическом финансовом состоянии. В таких условиях можно было рассчитывать исключительно на внутренние ресурсы бюджета. Дополнительных отчислений из регионального бюджета в рамках «Соглашения…» с Росатомом на тот момент еще не было. Поэтому наиболее актуальным оставался вопрос целевого использования бюджетных средств в рамках установленных нормативов.

А что можно сказать о соблюдении норматива на содержание органов местного самоуправления в тот период времени?

В.Б.:

Предполагаю, что перейдя с должности начальника отдела БАЭС на должность Главы городского округа Заречный, Ланских должен был сильно потерять в заработной плате. Об этом говорят и его декларации о доходах. Уверен, что эта проблема заранее обсуждалась с Бакановым, но законных способов хоть как-то компенсировать снижение заработной платы Ланских, не было. Он занял муниципальную должность, и все подобные инициативы были бы квалифицированы, как коррупционные.

Тогда депутатская группа от БАЭС на одном из первых заседаний Думы пыталась поднять заработную плату Главе. Однако это было незаконно, т.к. Заречный являлся дотационной территорией, и был обязан соблюдать нормативы на содержание органов местного самоуправления, установленных Министерством финансов Свердловской области. Именно об этом сказал депутат А.Н. Кислицын, за что ему честь и хвала. Тогда группа депутатов от БАЭС прислушалась к требованию соблюдать законодательство и заработная плата Ланских осталась в рамках норматива. В последствие, это позволило Заречному сохранить свои скудные бюджетные средства для выполнения полномочий по содержанию города, а также свои показатели в части выполнения норматива по содержанию органов местного самоуправления.

Больше вопрос о повышении заработной платы Ланских не поднимался, как противоречащий законодательству Российской Федерации, за что ему честь и хвала!

А вот в современных условиях работы Думы соблюдать законность установления заработной платы Главы уже никто не считает нужным…

Автор:

- Сохранив свои невысокие позиции в 2013 году (Заречный также остался на 16 месте в своей группе), начиная с 2014 года, Заречный стал демонстрировать поступательный рост своего рейтинга. В 2014 году Заречный значительно улучшил свои показатели и впервые занял 6 место из 22 муниципальных образований с населением от 20 до 40 тыс. человек.

Как бы вы прокомментировали это достижение города?

А.Л.:

Как раз тем, о чем говорили выше. С одной стороны – сохранением преемственности курса развития Заречного, с другой стороны – внедрением эффективных управленческих решений на основе полученного опыта.

А все это в совокупности привело к улучшению финансовых показателей городского бюджета, и постепенному решению городских проблем.

Конечно, в первую очередь, это начало модернизации коммунальной инфраструктуры Заречного и совершенствование организационных схем предоставления коммунальных услуг предприятиям и жителям города, что, как мы знаем по многочисленным отчетам Главы и администрации, вывела предприятия ЖКХ в безубыточный сектор экономики.

Чего стоит только тот факт, что после выполнения данных мероприятий, городской бюджет перестал платить по долгам котельной и других МУП выдачей муниципальных гарантий.

Это очень снизило нагрузку на бюджет и освободило средства для выполнения иных полномочий по содержанию города. Именно тогда были произведены первые масштабные ремонты автомобильных дорог, образовательных учреждений, налажена система уборки города.

Улучшения показателей в сфере ЖКХ красноречиво свидетельствуют об успешной модернизации системы ЖКХ 2013-2014 годов, а также о положительных результатах капитальных ремонтов многоквартирных домов, начатых еще во времена А.Н. Кислицына.

Успешное решение проблем в сфере ЖКХ открыло новые возможности для решения проблем в социальной сфере города. Заречный начал демонстрировать хорошие показатели по росту заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений спорта. Выросли показатели охвата детей дополнительным образованием.

Автор:

- Действительно, рассматриваемый период стал лучшим в истории Заречного. И логика Ваших рассуждений совершенно понятна. Не наладив в доме систему отопления, и водоснабжения, не отремонтировав, простите, унитаз, все средства семейного бюджета будут бесконечно «утекать в этот самый унитаз», а не на новые книги, бытовую технику и компьютеры, которые определяют качество жизни граждан.

Но в ваших рассуждениях нет самого главного – за счет чего, за счет каких средств стало возможным провести модернизацию котельной и сетевого хозяйства города? Ведь деньги с неба не падают. Какова роль БАЭС и Росатома в этих достижениях, и в чем она заключалась на Ваш взгляд, Виктор Борисович?

В.Б.:

Начиная с 2013 года, вновь возникли противоречия между Администрацией города и директором БАЭС в вопросах выполнения своих обязательств по участию в жизни города. А это, как раз, тот момент, когда нежелание искать пути решения экономических вопросов приводит к запуску механизма политических игрищ.

Все годы существования в Заречном местного самоуправления я с огромным интересом следил за перипетиями политической жизни (Слава Богу, для знающего человека источников информации более чем достаточно), и сделал для себя один важный вывод. Причина конфликта, о котором сейчас пойдет речь, кроется в принципиальной разнице самой сути организации работы двух различных субъектов – коммерческого предприятия БАЭС и органа муниципальной власти Администрации города.

БАЭС обязана зарабатывать деньги и развивать свое производство, не имея при этом никаких юридических обязательств перед городом, кроме тех, что определены законом об атомной энергии. А городская администрация, являясь органом местного самоуправления, обязана содержать и развивать город, включая все сферы его деятельности. При этом ни один субъект не имеет права вмешиваться в работу друг друга.

На этом можно было бы и поставить точку, сказав, что все успехи обусловлены работой городской администрации. Но это было бы не совсем так, памятуя о притязаниях Белоярской АЭС на власть, в результате которых на выборах 2012 года она получила в Думе большинство голосов и пост Главы городского округа.

Тогда, в 2013 году, казалось, что пришло время выполнить свои предвыборные обещания и забрать систему ЖКХ «под контроль БАЭС». В прессе звучали многообещающие интервью Ланских и Баканова о радужных перспективах городской котельной… Но этого, увы, не случилось…

Котельная продолжала влачить свое жалкое существование без малейших перспектив изыскать средства на модернизацию. Росатом из-за бездействия Баканова в очередной раз начал терять доверие жителей Заречного, а между БАЭС и администрацией города вновь стали портится отношения.

Забегая вперед, хотел бы отметить, что, если бы в период с 2012 по 2014 годы Баканов выполнил свои обязательства перед городом, и забрал управление котельной на себя, Заречный получил бы фантастический потенциал для своего будущего успешного развития. Полагаю, что в течение двух лет после этого Заречный точно стал бы лидером областного рейтинга городов (по опыту Лесного и Новоуральска). Росатом получил бы от жителей не «административный», а фактический кредит доверия, любовь и заслуженное уважение. Город, наконец, вошел бы в период своей политической и социальной стабильности, о чем уже очень давно мечтают его жители.

В 2014 году Баканов окончательно отказался от содержания и эксплуатации городской котельной, чем очень подвел город. Кстати говоря, эти обязательства до сих пор не выполнил и Сидоров.

Я хорошо помню растерянность работников котельной, и интервью разочарования Ланских. Ситуация была катастрофической. Средств не было, а котельная требовала незамедлительной модернизации и подготовки к отопительному сезону.

Вот тогда наши отцы города, Ланских и Добродей, приняли беспрецедентное решение и, вопреки требованиям Росатома, использовали часть средств Соглашения на ремонт котельной. Это было поистине зрелым и мужественным решением городских начальников, в полной мере ощущающих ответственность за жизнь города и каждого его жителя, чего, к сожалению, нельзя было в тот момент сказать о Росатоме и Баканове.

Но мы-то, простые жители, узнали обо всех этих делах лишь в конце 2014 года, когда депутаты БАЭС получили команду «плющить» Ланских, и стали вменять ему в вину невыполненные мероприятия Соглашения – строительство муниципального жилья, как раз по той причине, что часть этих средств было потрачено на подготовку города к зиме.

Вот так… Позиция, на мой взгляд, более чем циничная. В тот момент, когда у Росатома были все карты на руках для того, чтобы утвердить себя самым надежным партнером Заречного на все времена, его ответственные руководители умудрились не выполнить своих обязательств перед городом, переложив ответственность за это на невиновных людей!

Эта история, на мой взгляд, очень красноречиво вскрывает причины внутриэлитных конфликтов Заречного, которые так мешают ему развиваться.

А ведь подобных историй было огромное множество в практике работы каждого из Глав.

Кстати говоря, возвращаясь к «нашим баранам», эта история и стала началом системных гонений на Ланских со стороны Росатома. Благо недостатка в исполнителях не было – целый депутатский корпус БАЭС, «верные товарищи» Ланских по его предыдущему месту работы.

Автор:

Смешно сказать, но чем больше самостоятельности и независимости от Росатома проявлял в своей работе Ланских, тем лучше были показатели развития города. Вам не кажется это странным? Или это просто совпадение?

В.Б.:

Вовсе нет. Это как раз лишний раз подтверждает тезис о совершенно разных задачах двух городских субъектов Администрации и Росатома, и подходах к их решению.

Не должен Росатом вмешиваться в работу органов власти, потому что у него нет на это компетенций, точно так же, как не вмешивается Администрация города в работу Белоярской АЭС.

В своих решениях Глава руководствуется оценкой фактического состояния разных сфер жизни города и в соответствии с этим расставляет приоритеты в своей работе. В противоположность этому Росатом ориентирован на проведение пиар кампаний и акций, которые обеспечивают ему сохранение своих властных позиций во время очередных муниципальных выборов. Глобальные городские проблемы, требующие серьезных инвестиций, его не интересуют.

Автор:

Андрей Леонидович, я бы хотел вернуться к обсуждению Вашего тезиса о том, что высокий объем инвестиций в основной капитал за счет сооружения блока № 4 Белоярской АЭС не принес Заречному никаких дивидендов. На мой взгляд, это утверждение, даже в разрезе показателей оценки эффективности работы органов местного самоуправления, является достаточно спорным.

«В 2015 году Заречный впервые занял первое место по обеспечению детей дошкольным образованием – 96,9 %. По сравнению с предыдущим годом рост составил 23,6 % (2 место)»…

Могу предположить, что причина этого связана с вводом в эксплуатацию ДОУ «Маленькая страна». Но все мы прекрасно помним, что этот детский сад сооружался за счет ГК «Росатом» из средств на капитальное строительство блока № 4.

А.Л.:

Отличный вопрос и прекрасный пример того, как должно быть реализовано партнерское сотрудничество между Администрацией городского округа и ГК «Росатом»!

В данном случае речь идет о выполнении плана по развитию городской инфраструктуры Заречного за счет средств ГК «Росатом» на строительство блока № 4 БАЭС.

Еще на заре строительства блока было принято решение о выделении 1% средств на сооружение и ремонт объектов городской инфраструктуры. Эта сумма тогда составляла порядка 1 млрд. рублей, из-за чего впоследствии стала называться «атомным миллиардом». Причина выделения средств тоже понятна – недостаточность средств местного бюджета.

На мой взгляд, такой механизм взаимодействия между городом и Росатомом самый законный и справедливый, в отличие от «притянутого за уши» Соглашения о возвращении в местный бюджет атомных городов части налогов от деятельности предприятий ГК Росатом. Справедливость механизма «атомного миллиарда» заключалась в том, что БАЭС сама за собственные средства строила городские объекты и передавала их на баланс городу. Вот это и есть прямые инвестиции Росатома в развитие городов своего присутствия. При этом план мероприятий сооружения и ремонта таких объектов разрабатывали, согласовывали и утверждали Администрация города, Правительство области и ГК «Росатом», исходя из реальных потребностей жителей города.

Вот одним из таких объектов, как раз и стал детский сад «Маленькая страна».

Обратите внимание, насколько он был востребован в городе. И даже с вводом его в эксплуатацию полностью эта проблема в Заречном не решена, почему и сооружается еще один садик на улице Победы.

Если решение правильное – это сразу находит свое отражение в показателях развития города.

Другое дело, что эти средства были «размазаны» на десятилетия и сейчас оценить эффективность инвестирования не всегда представляется возможным. Тем более, когда ровно половина этих средств так до сих пор и не освоена, и не известно, будет ли вообще когда-нибудь освоена, или уйдет на погашение долгов муниципальных предприятий, разоренных новым городским руководством.

В.Б.:

Я добавлю, если можно.

Всем хорошо известна проблема, которую раз от раза при разных Главах поднимают жители Мезенки. Отсутствие в селе клуба, или дома досуга, тогда, как на других сельских территориях такие объекты есть.

Если вы обратите внимание, то уже на протяжении нескольких лет Заречный лидирует по фактической обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа. У нас их количество выше нормативной потребности на 1 сетевую единицу, т.е. 4 клуба при нормативной достаточности – 3. С этими показателями можно спорить, или согласиться. Но, когда в 90% муниципалитетах области не выполняется даже этот показатель, говорить о необходимости строительства в Заречном еще одного клуба не приходится.

Однако если мы вспомним, что превышение показателя произошло тогда, когда был сдан в эксплуатацию «Театр юного зрителя» в Заречном, вопрос о целесообразности его сооружения, при отсутствии клуба в Мезенке, действительно, встает. ТЮЗ также был построен за счет средств «атомного миллиарда». Если бы при планировании объектов строительства был проведен компетентный анализ востребованности места его сооружения, вполне возможно, что в Мезенке еще пять лет назад появился свой новый клуб.

Подобная история сейчас происходит с ледовым дворцом, который в будущем может принести Заречному множество проблем.

Вот почему так важно, чтобы планированием развития Заречного занимались не пиар компании ГК «Росатом», а специалисты администрации со специальным профильным образованием.

Заявляю это вполне ответственно, потому что, несмотря на экономическую развитость территории по сравнении с другими селами Заречного, Мезенка до сих пор остается центром социальной нестабильности и возможных конфликтов.

А.Л.:

Если Росатом будет и дальше стремиться доминировать на территории Заречного и удерживать власть в городе, жители просто обязаны добиться от него именно прямых инвестиций в развитие города!

Перед нашими глазами совершенно замечательные примеры участия металлургических компаний, типа УГМК, таких же градообразующих предприятий, в развитии городов Свердловской области. Все они – наши соседи - Верхняя Пышма, Каменск-Уральский, Первоуральск, Среднеуральск, и многие другие. Там живут наши родные, близкие и друзья. Мы-то чем хуже?

Те объекты коммунальной или социальной инфраструктуры, которые город не в состоянии построить, и в будущем содержать, строятся и содержатся за счет таких предприятий – настоящих партнеров и друзей города. Только на моей памяти – это путепроводы, мосты и ледовые арены. Эти предприятия проводят лучшие и самые знаковые мероприятия на территории области. Губернатор официально назвал такие предприятия – главными друзьями и партнерами Свердловской области. Что с Росатомом-то не так?

Как мы уже вспоминали, Росатом так и не инвестировал в модернизацию предприятий ЖКХ, а БАЭС отказалась взять их на содержание и эксплуатацию.

Более того, в период с 2013 до 2015 года, БАЭС умудрилась продать администрации города городской участок электроснабжения! Участок, который по оценке специалистов, БАЭС вообще не финансировала порядка 10 последних лет до продажи в город.

Разве никто не помнит, как еще 4-5 лет назад город, не решив ни одной проблемы в системе ЖКХ, получил еще одну – постоянные аварии на объектах электроснабжения, темные дома и улицы! Это что за такие партнеры у нашего города? Хорошо, что удалось достаточно удачно передать электрохозяйство в аренду на эксплуатацию в специализированную организацию.

Вообще-то, действует целая государственная программа по передаче муниципальных объектов ЖКХ на эксплуатацию в частные специализированные организации на условиях аренды или концессии. Сделано это для того, чтобы снять с муниципалитетов тяжелое бремя по их содержанию, получая при этом еще и арендную плату. Как правило, такими арендаторами или концессионерами выступают как раз градообразующие предприятия. В Свердловской области процесс этот идет достаточно активно, особенно в «металлургических» городах. А вот атомным городам, в частности Заречному, с таким партнером опять не повезло. Зато у нас сплошные Карнавалы, где мы на весь город распеваем дифирамбы себе любимым!

Процесс передачи объектов ЖКХ в частные руки был включен в перечень сравнительных характеристик и стал учитываться при определении эффективности работы руководства городов. Так вот в 2015 году Заречный по этому показателю занял по области 3 место за счет передачи в аренду участка электроснабжения.

Автор:

В 2016 году Заречный сохранил свои показатели и занял 8 место в своей группе. Впервые рассчитывался сводный рейтинг муниципальных образований Свердловской области, в котором Заречный занял 28 место.

Можно сказать, что с учетом того, что стало происходить с городом в последующие годы, это было, действительно, хорошим достижением для Заречного.

В декабре 2016 года Заречный обрел нового градоначальника – А.В. Захарцева…

В этой связи предлагаю обсудить итоги 2016 года, а также общее состояние развития города, в котором он достался Захарцеву от Ланских.

В.Б.

Отрадно отметить, что даже, несмотря на то, что 4 блок уже был построен и введен в эксплуатацию, Заречный сохранил лидирующие позиции по объему инвестиций в основной капитал.

Как и отмечено в Вашем отчете, в структуре инвестиций появились предприятия МСБ, и, в первую очередь, осуществляющих строительство Муниципального индустриального парка – ПГС «Сервис».

Через семь лет, после того, как впервые была озвучена проблема о необходимости поддержки предпринимателей и создания новых производств, Заречный показал реальный результат работы органов местного самоуправления в этом направлении. Теперь каждый житель Заречного может воочию убедиться и посмотреть на мощное сооружение первой очереди муниципального индустриального парка. Это достижение команды Ланских.

К сожалению, в течение следующего года Захарцев полностью провалит этот проект…

В 2016 году Заречный впервые вошел в лидеры по предоставлению земельных участков под строительство. Это очень важный показатель, который свидетельствует о том, что к 2016 году была проведена очень серьезная системная работа по формированию таких участков. А цель этого мероприятия – увеличение жилищного строительства и выделение земельных участков для развития бизнеса.

Вместе с тем, в отчетном году Заречный продемонстрировал отрицательную динамику (-17%) налоговых и неналоговых отчислений. Это вновь говорит о выпадающих собственных доходах города, и его слабом общем экономическом развитии.

Устойчивое экономическое состояние города определяют, как правило, 2-3 крупных предприятия, прогнозируемо пополняющих местный бюджет процентов на 90. Для моногорода – это одно градообразующее предприятие. В этом случае колебания налоговых и неналоговых поступлений от иных субъектов сборов существенного влияния на бюджет не оказывают.

С учетом того, что основным бюджетообразующим налогоплательщиком города является БАЭС, выпадающие доходы в размере 17% от прогнозируемых говорят о том, что БАЭС не в состоянии наполнять городской бюджет согласно его нормативным потребностям. А это, в свою очередь, подтверждает мой тезис о том, что Заречный уже давно не является моногородом. Выработка электрической энергии – показатель плановый, значит заранее известно, сколько БАЭС принесет доходов в местный бюджет. Это величина постоянна и ограничена - выше ее не прыгнуть. Следовательно, для того, чтобы собственные доходы покрывали возрастающие потребности города, администрация обязана создавать новые производства.

На сегодняшний день новое руководство города этого не понимает, и не делает.

А пока это не сделано, экономисты администрации сидят в кабинетах и прогнозируют, какую методику сбора собственных доходов применить в каждый последующий год – заменить ли дотации областного бюджета на увеличения отчислений от НДФЛ, или сделать наоборот? Если в результате принятого решения собственные доходы вырастут по итогам года, значит, прогноз экономистов сбылся, и они – молодцы! Так, к сожалению, Заречный жил всю жизнь, и продолжает жить до сих пор.

Безусловно, начиная с 2013 года выпадающие доходы местного бюджета частично покрывали дополнительные отчисления областного бюджета в рамках Соглашения между Правительством области и ГК «Росатом».

Благодаря этому, в том числе, уже третий год подряд Заречный был отмечен, как одна из самых благополучных территорий по состоянию автомобильных дорог.

Однако для города атомщиков, с самыми инновационными предприятиями и технологиями ГК «Росатом», влачить свое жалкое существование за счет средств областного бюджета – стыдно!

При общих положительных показателях сферы ЖКХ впервые был отмечен отрицательный показатель – увеличение удельного расхода холодной воды на одного жителя. Указаны возможные причины, требующие устранения: утечки воды вследствие аварий. В качестве необходимой меры предлагается выполнить модернизацию системы водоснабжения. Мне кажется, что необходимость выполнения модернизации системы питьевого водоснабжения, включая строительство нового водозабора, уже каждому жителю города набило оскомину. Однако раз от раза эта задача не выполняется. И ведь причина этого хорошо известна!

Я позволю себе вернуться к разговору о прямых инвестициях и реализации плана мероприятий «атомного миллиарда».

Так вот, обозначенных проблем с питьевым водоснабжением города удалось бы избежать, если бы Белоярская АЭС выполнила свои обязательства перед городом по строительству Усть-Камышенского водозабора. Однако, ни Баканов, ни Сидоров эту работу не выполнили – город остался без нового водовода. Головы директоров, видимо, были заняты очередной пиар акцией – строительством Ледового дворца. Ведь это гораздо важнее для города! Однако не прошло и года, как Заречный буквально утонул в авариях на сетях водоснабжения Заречного. Пик аварий пришелся на 2019 год.

Я очень хорошо помню вторую половину выборного 2016 года, когда Ланских, практически в одиночку бился с Сидоровым за строительство водовода. Вполне прогнозируемо депутатский корпус от БАЭС дружными рядами встал на защиту своего директора, но, к сожалению, против интересов жителей города. Впрочем, жителей это не очень расстроило – ведь часть этой депутатской компании БАЭС была избрана в Думу на следующий срок. Вот такой парадокс становится уже нормой нашего «демократического» общества – «Пусть мы в полном г…не, зато вместе, единой командой!».

Все, чего удалось добиться Ланских - обеспечить перечисление неосвоенных средств «атомного» миллиарда в бюджет Заречного. Все это состоялось, если помните, накануне, избрания Захарцева, в ноябре 2016 года.

Так что Андрей Владимирович должен быть благодарен Ланских не только за муниципальный парк, отлаженную систему теплоснабжения без долгов, но и за двойной бюджет который он оставил Захарцеву на 2017 год. А вот как новый градоначальник распорядился этим «подарком» обсудим позже.

На мой взгляд, в 2016 году не было ни единого основания для смены Главы. Все показатели были значительно лучше предыдущих лет, были разработаны планы и проекты производства работ на 2017 и следующие годы. Финансовое состояние бюджета было безупречным. При сохранении власти, Заречный, безусловно, выиграл бы от реализации тех проектов, которые вел Ланских.

Но Росатом, к сожалению, привел к очередным политическим потрясениям и откинул Заречный в развитии не менее чем на пять лет назад.

В следующем блоке, периоде власти Захарцева, я постараюсь это обосновать, опираясь на ваши данные.

А.Л.

Впечатляет, Виктор Борисович!

Ну, а я бы отметил хорошие показ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: