Взаимосвязь архетипов и старших арканов таро




 

Когда психология выделилась в самостоятельную научную дисциплину, а произошло это сравнительно недавно - в XIX веке, она провела четкую границу между тем, что относится к объекту ее изучения, а что остается «за бортом». Она отринула и отвергла всю мистическую базу - вопросы божественного происхождения человека, энергетики, эзотерики, и сконцентрировалась на том, что можно «увидеть и пощупать» - на работе мозга, нервной системы, психических процессах, реакциях и инстинктах. От своих духовных корней психология (в буквально переводе «наука о душе») практически отказалась [3]. А потому открытие Юнгом феномена коллективного бессознательного и теории архетипов, ставшее шагом за переделы физиологии, вызывала массу вопрос у его учёных коллег, называвших его работы оккультными. Впрочем, Юнг, действительно, живо интересовался мистикой, оккультизмом и древними знаниями. Именно они помогли ему сделать его главные открытия, причём сделать истинно научным методом - наблюдая за пациентами.

Поскольку Юнг предполагал, что архетипы - это уложенный в некие формы накопленный с древнейших времен психический общечеловеческий опыт, то они должны находить отражение и в древних символических системах. В частности, он писал: «Если нужно сформировать картину символического процесса, хорошим примером является серия изображений, применяемых в алхимии… Представляется, что изображения карт Таро являются отдалёнными потомками архетипов трансформации…» [15].

Сегодняшние психологи, приверженцы школы К. Г. Юнга, пишут о том, что 22 Старших аркана Таро - соответствуют ключевым архетипам, соприкасаясь с которыми, человек продвигается к познанию себя. Саму колоду Таро они используют не с гадательной целью, а как материал для тестирования и терапии. Принцип не нов: мы видим во внешнем мире то, что есть в нас самих. Изображения на картах, с которыми резонирует человек, помогают распознать действующие архетипы его бессознательного и вывести их в сознание, что и составляет процесс индивидуации. Взаимосвязь старших арканов Таро с архетипами представлена в таблице (см. ниже) [3, 11].

С точки зрения таролога, колода Таро несёт в себе зашифрованное знание об устройстве Вселенной, об энергетических процессах, происходящих в нашем мире, и их влиянии на жизни людей. Таролог интерпретирует значение карты на основании значении каждой карты, а не образа на карте. Иначе бы интерпретации сильно менялись от колоды к колоде, как и рисунки, нанесенные рукой художника, в зависимости от его вкусов, фантазии и идеи колоды (например, есть такие колоды как таро эльфов, вампиров, эротическое таро и пр.). И, самое интересное, если рассматривать значение Старших Арканов Таро с точки зрения эзотерики, то есть отождествлять их с эгрегорами, и с точки зрения аналитической психологии, то выводы будут совершенно разными. Например, Старший Аркан Император толкуется в Таро как карта, описывающая процесс выхода человека на путь правильных поступков, движения в русле своей судьбы и предназначения. Психологи же, по-видимому, больше ориентируясь на визуальное оформление карты, усматривают в ней архетипы Отца и Властителя Мира. Аркан Папесса - это карта открытия истины, правды, узнавание которой в корне меняет жизнь. Психологи видят в этой карте архетип Непорочной Девы - символа женственности и чистоты. То есть, карты наделяются различными смыслами, поскольку один и тот же инструмент используется не столько с разными целями, сколько в различных системах координат.

Таким образом, карты Таро, будучи древней и открытой системой, позволяют работать с ними не только в аспекте гадания. Но важно не смешивать понятия из разных областей знаний, даже несмотря на то, что в итоге и у тарологии, и у психологии одна цель - помочь человеку в его духовном развитии и самопознании.

 

Таблица 1 - Взаимосвязь старших арканов таро с архетипами

№, Имя Описание и значение Ключевые слова
0 (XXII) Шут, Дурак, Безумец На карте изображен человек в одежде шута, держащий в руке розу. На плечо у него закинута палка с которой свисает мешок, вышитый колдовскими символами. Он, глядя в небо, шагает к невидимому обрыву, от чего его безуспешно пытается удержать собачонка. архетип - Ребёнок, Наивный Дурачок; задача - непредвзятое восприятие нового, познание через игру; цель - радость жизни, накопление опыта «играючи»; риск - остаться неотесанным, неумелым, легкомысленным, глупым; жизнеощущение - предприимчивость, привычка доверять инстинкту, удивительная открытость, ничем не замутнённая радость жизни, любознательность, желание всё испытать самому.
I Маг, Фокусник, Мошенник На карте изображен маг в просторном платье с поднятой рукой, держащей магический жезл. Над его головой символ бесконечности, две змеи, кусающие друг друга за хвост, образуют его пояс. У его ног цветут растения, а перед ним лежат четыре предмета (олицетворение мастей младших арканов): жезл, кубок, меч и динарий. архетип - Творец, Мастер; задача - активность, инициатива, стимул, постановка и решение задачи; цель - мастерство, самореализация, познание; риск - впасть в манию величия, в мечты о всемогуществе, в шарлатанство; жизнеощущение - уверенность в себе, огромный потенциал.
II Верховная Жрица, Жрица, Папесса Жрица сидит на троне между двух колонн (черной и белой), на которых могут быть проставлены еврейские буквы Йод и Бейт, обозначающие Солнце и Луну (ими Соломон украсил колонны в Храме). На жрице одета папская тиара, в руках - свиток. Также изображены лунный серп, разрезанные плоды граната, внизу течёт вода. архетип - Царица Небесная; задача - терпеливое ожидание импульса (извне или изнутри), единственного момента, готовность к восприятию, сущность эха; цель - интуитивная уверенность, глубокое понимание, проникновение в суть, осознание видения, предчувствие развития событий; риск - возможны бегство от действительности, маниловщина, нерешительность; жизнеощущение - умение дать всему идти своим путем, доверие к верховному водительству, вдохновение в состоянии абстрагированного сознания.
III Императрица Хозяйка Императрица сидит в кресле посреди сада, окружённая цветами и злаками. Через сад протекает река. У подножия кресла может стоять щит в форме сердца, украшенный знаком планеты Венера. На голове у Императрицы корона с 12 звёздами, которые означают знаки зодиака. архетип - Мать (мать-природа); задача - плодородие, рождение нового; цель - жизненная сила, рост, циклическое обновление, жизнеутверждение; риск - возможны дикость, непостоянство; жизнеощущение - вступление на плодородную ниву, радость жизни, знание циклов, доверие к полноте бытия.
IV Император, Хозяин Император напряжённо сидит на простом троне из камня. Вокруг него лысые горы и красное небо, которые символизируют планету Марс. Трон может быть украшен бараньими головами (знак Овна, дом Марса). Эта карта в старших арканах открывает круг зодиака. архетип - Отец (отечество); задача - последовательное осуществление идей, намерений и, возможно, давно лелеемых чаяний, настойчивость; цель - создание и обеспечение порядка и безопасности, структура, выдержка; риск - возможны упрямство, педантизм, косность, негибкость; жизнеощущение - сознание ответственности, умение не терять красную нить, реалистичность, трезвомыслие.
V Верховный жрец, Жрец, Папа/ Первосвя-щенник, Иерофант Человек в церковном облачении сидит на троне. Руки его подняты в благословляющем жесте. Могут быть изображены красные розы и белые лилии. архетип - Святой; задача - внимание к видимому и к невидимому, поиски сути цель; цель - обретение квинтэссенции, сути и пути; риск - стать святошей, резонером, «великим гуру»; жизнеощущение - поддержка благодаря вере в провидение, знание сути вещей.
VI Влюблённые, Влюблённый В Эдемском саду изображены обнажённые Адам и Ева. Над ними парит благословляющий ангел. Позади праматери - Древо познания, позади Адама - Древо жизни. Иногда изображается змей как символ искушения. В некоторых вариантах Таро изображается три фигуры - юноша и две девушки, невинная и обольстительная. архетип - Выбор, «витязь на распутье»; задача, - выбор по велению сердца, решение, принимаемое всей душой; цель - бесповоротная решимость идти данным путём, быть с данным человеком, выполнить данную задачу; риск - переоценить свои силы, уйти в мечтания; жизнеощущение - «сердце, как хорошо на свете жить!», готовность и умение выбирать.
VII Повозка, Колесница, Возничий Изображён возничий на колеснице. Он в панцире и перчатках. В некоторых вариантах в повозку могут быть запряжены символы евангелистов (бык, лев, орёл и ангел, как в Меркабе); два сфинкса (печальный и радостный). Над головой возничего балдахин (звёздное небо), повозку украшают изображения звёзд и символ лингама с крыльями. архетип - Выход в мир, Прорыв; задача - снятие противоречий, поиск нового; цель - познание мира, проникновение в его тайны, свершение великих дел, подготовка к важному рывку вперед; риск - бравада, «безумство храбрых», неумение сдерживать себя; жизнеощущение - оптимизм, жажда дела, открытость, осознание себя, взросление.
VIII Справедли-вость, Правосудие Изображена дочь Фемиды богиня Дике. Это женщина в простом наряде, в одной руке у нее меч, в другой весы. По бокам от неё колонны, за спиной занавес. На голове может быть корона. архетип - Ум; задача - осознание существующих законов, способность выносить разумные, взвешенные суждения, гражданское мужество; цель - ответственность, объективность, честная игра, уравновешенность, приобретение опыта; риск - самодурство, непогрешимость, предрассудки, желание судить, интриганство; жизнеощущение - ты пожинаешь то, что посеял, играй честно - и с тобой будут играть честно, прежде чем решать - подумай.
IX Отшельник, Старик Изображен мужчина в монашеском одеянии, стоящий на вершине горы. Он держит в руке фонарь, в котором горит звезда, другой рукой опирается на посох из золота. архетип - Мудрый старец; задача - отход от дел, пусть внутрь себя, достойная серьезность, размышление, внутренняя собранность; цель - познать самого себя, защитить себя от внешних воздействий, создать свою систему ценностей, быть самим собой; риск - стать бирюком, чудиком, замкнуться в себе, озлобится; жизнеощущение - ясность и однозначность, внутренний покой, обретение себя и верность самому себе.
X Колесо Судьбы, Колесо Фортуны В середине изображено колесо, украшенное письменами. Это четыре еврейские буквы (тетраграмматон Йод-Хе-Вав-Хе) и четыре латинские (TORA или же TARO, если читать наоборот). Там же алхимические символы ртути, серы, воды и соли. По углам - символы евангелистов (орел, лев, бык и ангел). Там же одна из змей с пояса Мага, один из Сфинксов из Повозки, и Германубис (крылатый демон). В других вариантах вместо них царь обезьян Хануман, богиня-кошка Баст и чудовище Тифон. На старинных колодах можно увидеть изображения прикованных к колесу людей. архетип - Призвание, Предсказание Оракула; задача - осознание высшего Закона, принятие поставленной задачи; цель - трансформация низшего в высшее, выполнение жизненной задачи, достижение целостности; риск - фатализм, неверное понимание своей задачи; жизнеощущение - уроки и опыт, позволяющие нам обрести целостность, хотя на первых порах они нам очень не нравятся.
XI Сила Обычно изображает женщину, играющую со львом. На голове у нее венок из цветов, другой венок - пояс. Над головой может быть помещён символ бесконечности. архетип - укрощение зверя; задача - принятие своей жизни с радостью, мужество и «включённость» в происходящее; цель - любовь к жизни, священная страсть, встреча с собственными влечениями и дикими порывами; риск - стать гибридом, закоснеть, ожесточиться; жизнеощущение - ощущать полноту жизни, с радостью «включаясь» во всё, но при необходимости и показывая когти.
XII Повешенный Изображен юноша, подвешенный за ногу к Т-образному кресту. Его руки связаны за спиной, левая нога закинута за правую, а лицо спокойно. архетип - Испытание; задача - поворот, осмысление и готовность пожертвовать чем-то; цель - рост в глубину; риск - «зависнуть», угодить в замкнутый круг; жизнеощущение - я безвыходно застрял в проблеме, в неподходящем месте, в кризисе, сам себе мешаю, веду бессмысленную жизнь, изнемог; «экзамен» на смирение и терпение.
XIII Смерть Изображен скелет (пеший или конный) в рясе или в доспехах. Его могут окружать люди, которых он забирает с собой - богач и бедняк, старик и ребёнок, воин и епископ. В руках у Смерти коса, лук со стрелами или чёрное знамя, на котором изображён белый цветок с пятью лепестками. На заднем плане изображена река Лета, у её берега лодка. На горизонте заходит солнце. архетип - Смерть; задача - прощание, нисхождение в подземное царство, отход, завершение, развязка; цель - освобождение, преодоление эго, слом барьеров, глубинная трансформация; риск - обмереть от страха, оступиться и упасть в пропасть; жизнеощущение - пьеса окончена, сюжет исчерпан; стремление к покою, к восстановлению сил; прощание с чем-то.
XIV Умеренность, Воздержание Изображена женщина, которая держит в руках два кубка или кувшина. Из одного в другой переливается вода, это символизирует круговорот энергии во Вселенной. За плечами у женщины два крыла, так как она - ангел времени, Солнечный гений. На груди украшение - треугольник, заключенный в квадрат. Это символ духа, сокрытого в материи. Обычно стоит на берегу реки или на воде и не отбрасывает тени. архетип - Проводник душ; задача - довериться верховному водительству, найти свою верную меру; цель - безошибочная внутренняя уверенность, достижение середины и целостности; риск - последовать ложному внушению, посредственность; жизнеощущение - помощь со стороны некоей мощной силы, гармония, свобода, здоровье.
XV Дьявол Изображен огромный хвостатый дьявол с крыльями. Между рогов может быть нарисована перевернутая пентаграмма, в руке держит факел. В старинных картах туловище может заканчиваться «вторым лицом». Сидит на камне, к которому прикованы мужчина и женщина (Адам и Ева с карты Влюблённых). архетип - Противник; задача - преодоление внутренней противоречивости, знакомство со своими теневыми, прежде неизвестными сторонами, осознание их, снятие проекций; цель - понимание собственных ошибок, открытие в себе неведомых ранее сторон, освобождение от зависти; риск - пасть жертвой собственной тени, приняться за старое, впасть в неумеренность, похоть, увлечение борьбой за власть.
XVI Башня, Богадельня Изображена высокая башня с короной вместо купола. Она окружена тучами, и в неё ударяет молния, так что башня даёт трещину, а корона накренилась и готова упасть. В окнах видно пламя. Иногда изображены люди, они падают вниз. архетип - Освобождение; задача - слом ставших тесными рамок, преодоление всего застарелого, отжившего, преодоление «черно-белого» мышления, «взрыв бомбы»; цель - освобождение от авторитарных внутренних образов и навязанных представлений, прорыв к свободе; риск - потерпеть фиаско, стать сломленным; жизнеощущение - фаза резких перемен, неуверенность и неожиданное освобождение поможет вырваться из плена.
XVII Звезда Обычно изображена женщина, которая стоит на одном колене у воды. В руках у неё два кувшина, из которых вода льётся вниз. Вокруг неё красивый пейзаж, на дереве сидит птица. В небе видна одна большая и семь маленьких звёзд, у каждой восемь лучей. Ноги женщины не касаются земли, и она не отбрасывает тени. архетип - Мудрость; задача - надежда, видение будущего; цель - понимание высших взаимосвязей, приобщение к мудрости Космоса; риск - упущенный в поисках будущего контроль над настоящим, погоня за светлячками; жизнеощущение - вера в будущее, ощущение обновления, прилив сил.
XVIII Луна Изображена Луна, которая освещает землю и реку. На неё воют собака и волк, в реке могут быть изображены рак или рыбы. От реки к горизонту идет тропа, которая проходит между двумя каменным столпами. Они отделяют этот мир от потустороннего. Эта карта, соответствующая знаку рыб, завершает цикл знаков зодиака. архетип - Ночь, Начало рассвета; задача - смена направления, осторожное преодоление порога страха, главное - не заблудиться и не потеряться; цель - возвращение к свету; риск - заблудиться в лабиринте, потерять цель, поддаться страху; жизнеощущение - блуждание, неуверенность, кошмары, страхи, тоска.
XIX Солнце Изображено Солнце над мирным пейзажем, внизу может быть изображен играющий один или несколько детей на фоне каменной стены. архетип - Рассвет, Утренняя заря; задача - подлинное примирение; цель - возрождение, понимание и осознание необходимости быть скромным; риск - стать банальным резонером; жизнеощущение - спокойствие, радость жизни, умение не создавать себе проблем, легкость и незацикленность.
XX Суд Изображено наступление Страшного суда. Вверху трубит ангел, внизу открываются могилы, откуда восстают усопшие. архетип - Чудо преображения; задача - исцеление, освобождение; цель - Спасение; риск - оказаться шарлатаном; жизнеощущение - свобода, душевное и физическое здоровье, мир в душе.
XXI Мир Изображен круг, символизирующий гармонию Вселенной. В нём может быть изображена Земля с горами и лесами, городами, или же андрогин, который пляшет на фоне неба. В руке у андрогина жезл (или два жезла). Круг может быть образован венком или гирляндами цветов. По углам карты могут быть символы евангелистов. архетип - Вновь обретённый рай; задача - прийти к цели, найти свое предназначение; цель - занять своё место, делать свое дело, быть собой; жизнеощущение - мир, чувство глубокого удовлетворения.

 

Заключение

 

Наша судьба - результат взаимодействия сознательных и бессознательных (стихийных) сил, среди которых архетипы занимают не последнее место.

Архетипы - это вневременные паттерны бытия, поведения, восприятия и реакций, обитающие в коллективном бессознательном, - в той части бессознательного, которая не принадлежит отдельному индивидууму, но выходит за пределы личности и является общей для всех людей. Данные паттерны могут быть персонифицированы в образах мифических и сказочных существ. Истории, описывающие их жизнь и деяния, архетипичны: затрагиваемые в них темы и пробуждаемые ими образы и чувства универсальны и являются частью общечеловеческого наследия. Они отражают коллективный опыт поэтому кажутся смутно знакомыми, даже если мы слышим их впервые.

Архетипы работают как предрасполагающие факторы, которые подталкивают человека к реализации в своём поведении универсальных модели восприятия, мышления и действия. Архетипы не выбирают влиять на нас или не влиять, они могут активизироваться, когда обстоятельства нашей жизни складываются в узнаваемый архетипический сюжет.

Архетипы можно сравнить с «программой», таящейся в семени. Как именно будет происходить рост в каждом конкретном случае, зависит от множества факторов: от почвы, от климата, от наличия или отсутствия питательных веществ, от отношения садовника, от размеров горшка, от выносливости данного вида растений. Обстоятельства повлияют на внешний вид выросшего из семени растения, но основные атрибуты, свойственные растению данного вида, - архетипические черты - будут узнаваемы. Таким образом, архетипы являются психическим побуждением, задающим общую структуру личности.

Выделяют основные архетипы, участвующие в процессе индивидуации: Самость, Персону, Тень, Аниму/Анимус, Мудрого Старца (Мага), Великую Мать. Но при этом существует большое количество различных архетипических фигур, соответствующих многообразным оттенкам душевных состояний и типичных жизненных ситуаций.

Через основные архетипы пролегает путь духовного созревания - индивидуации - при котором человек проходит три этапа алхимической трансформации от первичной полярности к единению сознания и бессознательного через общий для них центр. Достижение Самости, по сути, является обретением понимания того, кем мы являемся на самом деле.


 

Список литературы

1. Аакер Д. Создание сильных брендов. - М.: ИД Гребенникова. - 2003. - 440 с.

2. Алнашев А. Прощай, боль. - Спб.: ИГ «Весь», 2004. - 224 с.

. Бенцхаф Х. Таро и путешествие героя. Мифологическая подоплёка Старших Арканов. - М.: КСП+, 2002. - 288 с.

. Болен Д. Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин / Пер. с анг. - М.: София, 2007. - 303 с.

5. Влахов А.Л. Голографический принцип в основе мироздания / Тоннель-XXI. - 2003. - № 1. - Режим доступа: <https://anomalia.kulichki.ru/text7/084.htm>

. Данилов В. П., Дмитриев В. Л. Система Боевая Русская. СБОР. Учебно-методическое пособие. - М.: Центриздат, 2011. - 672 с.

. Зеленский В. Словарь аналитической психологии. - М.: Высш. шк., 2000. - 120 с.

. Калабин А.А. Атрибуты архетипов // Бизнес-ключ. - 2006. - №7. - Режим доступа: <https://www.bkworld.ru/archive/y2006/n07-2006/n07-2006_152.html>

. Калабин А.А. Позиционирование личности на основе архетипов // - Бизнес-ключ. - 2006. - №6. - Режим доступа: <https://www.bkworld.ru/archive/y2006/n06-2006/n06-2006_139.html>

. Кастанеда К.В 6 томах / Пер. с англ. - СПб.: София, 2006. - С. 289-554.

. Колесов Е. Азбука Таро. - М.: Росткнига, 2004. - 224 с.

. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко.- 2-е изд., расширенное, испр. и доп. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1999. - 512 с.

. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / Пер. с англ. под. ред. В. Домнина, А. Сухенко. - СПб.: Питер. - 2005. - 336 с.

. Хиллман Д. Миф анализа: три очерка по архетипической психологии / Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2006. - 352 с.

. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - 298 с.

. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. - М.: АСТ-ЛТД; Львов: Инициатива, 1998. - 480 с.

. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. - К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.

. Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.: Ювента, 1995. - 716 с.

. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М.: «Канон», 1994. - 320 с.

. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М.: Наука. - 1996. - 221 с.

. Юнг К.Г. Человек и его символы. - Спб.: Б.С.К., 1996. - 454 с.

. Якоби И. Психологическое учение Карла Густава Юнга // Юнг К. Г. Дух и жизнь. - М.: Практика, 1996. С. 385 - 534.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: