Политико-правовые взгляды Ш-Л. Монтескье.




Шарль-Луи де Секонда, барон де Ла Брэд и де Монтескьё (1689-1755) - французский ученый, представитель политико-правовой идеоло- гии Просвещения. Ш.-Л. де Монтескьё родился недалеко от Бордо в аристократической семье. Окончил духовный колледж при монастыре в Жюли. Сначала занимался естественными науками и был судьей в Бордо. Затем увлекся изучением истории. Знаменитое произведение Монтескьё «О духе законов» появилось в 1748 г. и было на печатано в Женеве. Во Франции книга нашла немало врагов, зато англичане и итальянцы встретили ее с энтузиазмом.

Усиление абсолютизма во Франции в XVII-XVIII вв. способствовало развитию производительных сил общества. Развитие нового, буржуазного, способа производства и торговли стимулировало развитие математики, естественных наук, философии. Взгляды Ш.-Л. де Монтескьё сформировались во многом под влиянием идей Великой французской буржуазной революции и ее лозунга «Свобода, равенство, братство, законность».

Основные работы Ш.-Л. де Монтескьё:

• «Персидские письма» (1721);

• «О духе законов» (1748).

Ш.-Л. де Монтескьё являлся ярким представителем идеологии Просвещения во Франции, для которого была характерны принципиально новая методология познания права и преобразования социальной действительности, разработанная другими французскими просветителями -

Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Новая методология, применявшаяся французскими просветителями в процессе познания правовой реальности, позволила обнаружить взаимосвязь онтологии, гносеологии и аксиологии права, связав между собой философию права и его социологию, одним из основоположников которой выступал Ш.-Л. де Монтескьё, заложивший тем самым основы для развития теоретико-правовой и историко-правовой науки.

Происхождение государства:

• отверг концепцию, при которой образование государства выводилось из требований естественного права; не признавал также революционные преобразования, т.к. первый естественный закон – мир;

• возникновение государства он рассматривал как исторически закономерный процесс;

• люди, соединяюсь в обществе, перестают быть слабыми, и начинаются войны;

• войны между народами и войны между отдельными лицами – причина возникновения государства и права;

• договор – лишь акт, посредством которого народ делегирует власть правителю.

Форма государства. Выделяет «правильные» и «неправильные» формы. «Правильные»:

• республика, где власть принадлежит всему народу (демократия), либо его части (аристократия). Основополагающий принцип республики - любовь к отечеству;

• монархия (единоличное правление, опирающееся на закон). Ее основополагающий принцип – честь.

«Неправильной» формой является деспотия – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Идеал Монтескьё - английская конституционная монархия. Цель любой формы государства – сохранение свободы на основе закона.

Монтескьё обратил внимание на зависимость конкретных форм государства от общего «духа нации» и вслед за античными философами считал, что республика характерна для небольших государств, монархия – для государств средней величины, деспотия – для обширных территорий. Но он сделал одно исключение: республика может существовать и на большой территории, однако при условии, что эта форма государства будет иметь федеративное устройство. Рассмотрев роль конфликтов в государстве с республиканской формой правления, Монтескьё сделал вывод, что только баланс интересов различных социальных групп обеспечивает долговременную стабильность государства.

Разделение властей. Выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти.

Законодательная власть – выявляет право и формулирует его в виде положительных законов государства.

В концепции Ш.-Л. де Монтескьё возник мифический образ законодателя как «архитектора» (термин Декарта, применяемый им к Богу, а впоследствии заимствованный у него просветителями):

• духом законодателя должен стать дух умеренности;

• законодатель свободен настолько, насколько ему позволяют рамки, в которые он вписывает жизнь общества; эта свобода есть осознанная необходимость;

• законодатель просвещенный.

Исполнительная власть:

• предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью;

• основная гарантия свободы – учреждения, которые сдерживают произвол.

Судебная власть:

• точно применяет закон, «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц»;

• судьи должны быть справедливы к гражданам, а один народ – к другому;

• наказуемы только действия, а не мысли; карать за образ мысли – уничтожить всякие гарантии свободы.

Но это не просто отделение властей друг о друга, а их взаимное сдерживание (система сдержек и противовесов). Принцип разделения – власть должна принадлежать разным государственным органам. Так, исполнительная власть имеет право вето в отношении решений законодательной, законодательная власть со своей стороны контролирует исполнение законов, привлекает к ответственности министров за их нарушение. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, одного учреждения или одного сословия ведет к злоупотреблению и произволу.

Право и закон:

• закон – человеческий разум, т.к. он управляет всеми народами земли;

• среди естественных законов, действующих в догосударственном обществе, он выделил:

o мир, как первый естественный закон;

o хозяйственная деятельность как способ удовлетворения потребностей в пище;

o стремление к общению, полов друг к другу и т.д.

три вида законов:

o закон наций (относящийся к международным отношениям;

o закон политический (регулирует отношения правительства и граждан);

o гражданский закон (регулирует взаимоотношения граждан).

законы, существующие в обществе, согласно Монтескье, классифицируются на следующие виды:

o божественное право и церковное (каноническое) право;

o естественное право;

o гражданское право;

o международное право;

o общее и частное государственное право;

o право завоевания;

o гражданское право отдельных обществ;

o семейное право.

общие требования к законам:

o умеренность;

o точность;

o ясность;

o понятность;

o оптимальность;

• учет особенностей этнонационального менталитета в юридической практике.

"Дух законов" определяется рядом факторов общественного развития:

• природа и принцип правления;

• физические свойства страны (ее климат, почвы, размеры, ландшафт);

• образ жизни народа;

• религия;

• народный дух;

• численность населения; его богатства;

• своеобразие процесса законотворчества и т.д.

Основные произведения: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», главное произведение «О духе законов» было включено Папой в Индекс запрещенных книг.

Государство.

Происхождение государства. Ш. Монтескьё, приняв в целом идею «естественного состояния», отверг концепцию, при которой образование государства выводилось из требований естественного права. Более того он не принял и само понятие общественного договора. Возникновение государства он рассматривал как исторически закономерный процесс. По его мнению, государство и право появляются вследствие войн, а не договора. Сам общественный договор он рассматривал как вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть и, следовательно, вправе без согласия правителей изменить форму государства.

Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие «общего духа нации» (отсюда название его главного труда «О духе законов»). Согласно его учению, на общий дух, нравы, законы нации воздействуют физические и моральные причины.

Физические причины (географические факторы, климат, размеры и положение страны, численность населения и др.) определяют общественную жизнь в период выхода народа из состояния дикости. К примеру, азиатские народы склонны к подчинению, европейцы – к господству.

Моральные причины (принципы политического строя, религия, обычаи, нравственные убеждения и др.) определяют общественную жизнь позднее, с развитием цивилизации. Эти причины воздействуют на общий дух нации сильнее, чем физические.

Форма государства. Выделяет «правильные» и «неправильные» формы. «Правильные»:

· республика, где власть принадлежит всему народу (демократия), либо его части (аристократия). Основополагающий принцип республики - любовь к отечеству;

· монархия (единоличное правление, опирающееся на закон). Ее основополагающий принцип – честь.

«Неправильной» формой является деспотия – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Идеал Монтескьё - английская конституционная монархия. Цель любой формы государства – сохранение свободы на основе закона.

Монтескьё обратил внимание на зависимость конкретных форм государства от общего «духа нации» и вслед за античными философами считал, что республика характерна для небольших государств, монархия – для государств средней величины, деспотия – для обширных территорий. Но он сделал одно исключение: республика может существовать и на большой территории, однако при условии, что эта форма государства будет иметь федеративное устройство. Рассмотрев роль конфликтов в государстве с республиканской формой правления, Монтескьё сделал вывод, что только баланс интересов различных социальных групп обеспечивает долговременную стабильность государства.

Разделение власти. Выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти.

Законодательная власть - выявляет право и формулирует его в виде положительных законов государства.

Исполнительная власть – предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью.

Судебная власть – точно применяет закон, «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц».

Но это не просто отделение властей друг о друга, а их взаимное сдерживание. Принцип разделения – власть должна принадлежать разным государственным органам. Так, исполнительная власть имеет право вето в отношении решений законодательной, законодательная власть со своей стороны контролирует исполнение законов, привлекает к ответственности министров за их нарушение. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, одного учреждения или одного сословия ведет к злоупотреблению и произволу.

Право. Ш. Монтескьё, опираясь на представления о справедливости, полагал, что естественное право предшествует позитивному, которое есть результат человеческого разума и воплощение справедливости. Кроме того, позитивные законы - результат закономерного воздействия физических и моральных факторов на правотворческий процесс, т.е. закон (дух закона) зависит от климата страны, ее географического положения, формы правления, обычаев, числа людей и пр.

В зависимости от объекта регулирования различает три вида законов: закон наций (относящийся к международным отношениям), закон политический (регулирует отношения правительства и граждан), гражданский закон (регулирует взаимоотношения граждан). При этом подчеркивается, что поведение людей регулируется различными законами: естественным правом, божественным (право религии), церковным (каноническим), международным правом (вселенским гражданским правом, по которому каждый народ есть гражданин вселенной), общим государственным правом, относящимся ко всем обществам, частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество, правом завоевания, гражданским правом отдельных обществ, семейным правом.

Ш.Монтескьё развил учение о разделении власти и ответственности правительства перед парламентом, которое имело большое значение для дальнейшего развития политико-правовой мысли, он является родоначальником географической школы в социологии, к его учению обращались представители исторической школы права, теории насилия, сравнительного правоведения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: