Сокровища кургана Хохлач




Золото скифов: описание коллекции, тайны и мифы

Скифское золото – собирательное название для целого ряда археологических находок древних ювелирных изделий и других предметов быта, а также элементов оружия, изготовленных преимущественно из драгоценных металлов. Сделаны эти находки в разное время на обширной степной территории от Крыма до Алтая. Объединяет их тематика изображений и особая манера исполнения, получившая наименование «скифского звериного стиля».

 

Как выглядят артефакты

«Звериный стиль» характеризуется специфическим каноном. Ему присущи следующие черты: Устойчивый набор образов. Это, во-первых, определенные животные. Среди них олени, лошади, кабаны и некоторые другие копытные, пантеры, медведи, волки, хищные птицы. Во-вторых, изображались мифологические синкретические существа: грифоны, крылатые звери, хищники с оленьими рогами. Устойчивый набор канонических поз для изображаемых объектов. Так, у оленей подогнуты ноги и откинута голова, рога как бы лежат на спине. Пантеры часто изображались свернувшимися в клубок или в особой позе, условно называемой «скребущимся хищником».

Этот стиль в искусстве был присущ не только скифам как таковым – одному из многочисленных кочевых народов евразийских степей в I тысячелетии до н. э., но и множеству других, родственных либо различных по происхождению народов, населявших степь наряду со скифами. Все эти кочевые племена тесно соприкасались друг с другом, имели сходный образ жизни и вели интенсивный обмен. Это привело к близости их культур, в том числе и в облике предметов искусства.


Поделки из золота как часть погребальной культуры

Поскольку древние скифы, как кочевники, не возвели городских поселений, в которых концентрировались бы культурные достижения (исключение составляет позднескифская эпоха), основная масса памятников содержится в погребениях – курганах. Погребальная культура требовала снабдить усопшего всем необходимым. Аристократам и особенно царям скифы устраивали весьма пышные похороны. Вместе с покойным в последний путь отправлялись кони, слуги, наложницы и, конечно же, различные предметы обихода, а среди них немало золотых. О пристрастии кочевников к этому металлу писал еще Геродот. Золото использовалось для многочисленных ювелирных изделий и посуды, украшало оружие и конскую сбрую, золотые бляхи нашивались на одежду и головные уборы. В мироощущении архаических народов золото играло особую, сакральную роль. Погребальное золото скифов, безусловно, не было исключением, и многие памятники этого рода явно имели ритуальное назначение.


4. Как и где находили золото

Без сомнения, разграбление богатых погребений началось еще в древности – охотников до драгоценного металла всегда было много. В могильных холмах рылись и сами скифы, и все, кто впоследствии населял эти земли. Существует множество свидетельств об интенсивном кладоискательстве в курганах и в XVIII, и в XIX, и в XX веках. Впрочем, раскопки первых «археологов» принесли не меньше вреда, чем деятельность грабителей. Интересовали их только золотые вещи, а сопутствующие памятники – деревянные изделия, кости – безжалостно выбрасывались и уничтожались. Раскопки никак не документировались, и для науки полученные таким способом артефакты бесполезны, даже если они сохранились.

Первыми подлинно археологическими работами с наследием скифов можно считать раскопки кургана Куль-Оба близ Керчи, Крым, в 1830 году. Работа курировалась градоначальником Керчи И. А. Стемпковским, одним из организаторов Керченского музея древностей. Раскопки принесли богатейший материал, и в том числе – большое количество золотых изделий.

 


 

 

В 1862-63 годах проводились раскопки богатого кургана Чертомлык в Екатеринославской губернии (Днепропетровская область на Украине). В начале XX века там же началось исследование знаменитого кургана Солоха. В конце XIX века обширные раскопки велись в Крыму – например, Золотой курган возле Симферополя или курган близ Ак-Мечети.

Активно исследовались скифские памятники в советское время. Были раскопаны такие известные курганы, как Огуз, Краснокутский, Бердянский, Мелитопольский. Также исследовались богатая Гайманова Могила в Запорожской области и самый известный скифский царский курган – Толстая Могила в Днепропетровской области.

 

5. Новочеркасские скифские курганы

Я хочу рассказать о своей малой Родине городе Новочеркасске Ростовской области, где я родилась и жила почти 8 лет.

Территория города насыщена различными археологическими памятниками. Известно несколько курганов, связанных со скифами и принадлежавших сарматской знати (курганы Садовый, Городской, Хохлач).

Мой дом находился недалеко (примерно в 700 метрах от кургана Садовый и я имела возможность часто видеть его.

Курган «Садовый».

Один из 8 курганов могильника «Садовый», в котором всего было исследовано 5 (3 кургана относились к эпохе бронзы), раскопан в 1962 году. Могила была ограблена ещё в древности (в яме найдены несколько золотых бляшек с одежды). В насыпи кургана обнаружены заупокойные дары умершему: глиняная амфора, бронзовая миска, огромный железный котел на ножке, железный умбон (бляха от щита).

Рядом, под серебряным тазом (лутерием) найдены 8 серебряных с позолотой чаш (фиал) с чеканными медальонами на дне и 14 серебряных, облицованных золотом блях (фаларов) – украшений конской сбруи. На бляхах – изображения свернувшихся в клубок хищников, украшенных цветными камнями (бирюзой, сердоликами, гранатами). Медальоны на дне чаш накладные, с изображением различных сцен из греческих мифов: перевозка воинского снаряжения Ахиллу, испытание верности и любви Амура и Психеи, изображение дочерей морского царя Нерея – нереид на морских конях, сбора урожая винограда. Эти вещи уникальны. Погребение датируется I-II вв. н.э. и оставлено представителями одного из сарматских племен – аланами.

 

 


 

 

Рядом с курганом стоит древняя каменная баба – антропоморфное изваяние из того же сарматского захоронения. Когда я была маленькая, я её немного боялась, когда проходила мимо или гуляла там.

 

 

 

Курган «Городской».

Находился в центре города недалеко от площади Ермака. При строительстве здания в марте 1973 было обнаружено погребение сарматской девочки в возрасте 12-14 лет. В прямоугольной яме находился лежащий на спине скелет, возле него предметы сопровождающего инвентаря: глиняная амфора, железный нож костяной рукояткой, бусина в виде скарабея (священного жука египтян), амулеты из клешни краба и раковины каури, железное шило, фрагмент бронзовой обоймы. От головного убора девочки с одной стороны опускались 2 ленты с нашитыми на них золотыми бляшками с изображением лица ребенка, вероятно, такие же ленты были с другой стороны (всего 46 шт.). Рядом, в грабительной яме, обнаружены золотые обкладки деревянного сосуда в виде двух лошадиных головок (третья не сохранилась), лежащей лошади (служила ручкой сосуда) и стилизованных листьев растения. Эти накладки были прибиты к сосуду мелкими кованными золотыми гвоздиками длиной 0,4-0,5 см. Погребение датируется III в. до н. э.

Вообще в археологической среде территорию Новочеркасска называют «некрополем сарматских цариц».

Курган «Хохлач»

В 1864 году в окраинах города Новочеркасска решили провести водопровод. В ходе строительных работ рабочими случайно было обнаружено захоронение в кургане Хохлач, находящимся в черте города. Курганное захоронение принадлежало знатной сарматской женщине, царице или жрице.

Сокровища кургана Хохлач

Могильная яма была полностью разграблена, однако на отвале в своеобразных тайниках было обнаружено множество предметов, которые назвали Новочеркасским кладом. Сегодня это одно из самых богатых и археологически значимых захоронений сарматской культуры. Находки датируются 1-2 веками нашей эры. Это был период расцвета сарматской культуры.

 

Клад был представлен в основном украшениями, предметами утвари (большое количество золотых, серебряных и медных сосудов всех форм и разновидностей), а также флакончиками для ароматических масел и прочими предметами утвари, вроде серебряных обкладок трона и пары предметов неясного культового назначения.

 

Золотые бляшки, нашивавшиеся на одеяние:

 

И пара браслетов:

Типичный "звериный стиль", характерный для кочевых культур раннего железного века. Находят от Сибири до Крыма.

 

 

Еще золотые флакончики для духов, вспоминая этрусские буллы (амулеты с благовониями), почти наверняка имели ритуальное назначение:

 

 

 

Наконец, самое великолепное сокровище кургана Хохлач: так называемая Диадема сарматской царицы.

Состоит из трех частей на шарнирах. Эти части, в свою очередь, из двух пластин: лицевой и обратной, соединенных между собой. Крупные вставки цветного стекла и гранатов; сверху фигуры животных, птиц и, вероятно, Мирового древа.

А в центре античная гемма из халцедона, изображающая бюст женщины, вероятно, греко-римской богини. Заимствование античной глиптики при создании собственных украшений будет типично для варварских мастеров и в Ранее Средневековье. Хотя в данном случае это может означать и то, что диадема была сделана греческими мастерами на Боспоре (Крым) по заказу сарматов и в их стиле, такое широко практиковалось (например, скифские золотые изделия сделаны в большинстве греками). Фигура женщины облачена в золотой хитон и сама увенчана диадемой со вставкой.

Ещё одну очень интересную деталь, связанную с этой диадемой можно упомянуть. Она удивительным образом оказалась изображённой на картине “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали”, которую написал русский художник Виктор Васнецов в 1896 году. На полотне изображены две птицы с человеческими лицами – Сирин и Алконост, где голова Сирина увенчана такой же диадемой...

 

 

 

Вывод

Мне очень понравилась эта тема о сокровищах древних курганов, она таит в себе очень много загадочного и интересного. Даже несложно представить себя в роли археолога, ведь мне пришлось пожить именно на этой земле и часто слышать о кочевых племенах скифов, сарматов, о различных находках. Множество народов обитало на землях Ростовской области ещё со времён каменного века, но одними из самых таинственных оказались скифы. Восточная граница Скифии традиционно определяется именно на территории Ростовской области. Здесь зафиксированы чёткие следы обитания людей на протяжении, по крайней мере, пяти тысячелетий, начиная с эпохи бронзы. Изучив искусство скифов, а именно "звериный стиль", можно сказать, что это не просто декоративное изображение окружающих живых существ, но и сложный язык символов, который отражает мысли о бытие этого народа. Для меня лично это стало открытием, так как я и не предполагала, всю сложность замысла, простых, казалось бы, изображений.

Используемые источники:

https://www.syl.ru/article/379104/zoloto-skifov-opisanie-kollektsii-istoriya-taynyi-i-mifyi

https://pikabu.ru/story/sokrovishcha_kurgana_khokhlach_4726593

https://big-rostov.ru/bolshoj-rostov/tajny-bolshogo-rostova/tajny-donskix-kurganov/

https://wikimapia.org/19552686/ru/Сарматский-курган-Садовый

https://muzei.club/0830-opisanie-kartiny-sirin-i-alkonost-pesn-radosti-i-pechali

https://novocherkassk.net/wiki/novoprint/969/

https://yandex.ru/video/touch/preview?app_id=ru.yande..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: