Место-святилище: замысел




Когда человек осваивает новую территорию, он уподобляется богам, творившим мир из первоначального Хаоса. Он повторяет священную историю, воплощает миф в реальность человеческого бытия. Он пребывает в сакральном пространстве и в самом начале времён, когда ещё не было ни Пространства, ни Времени. Воплощённый Хаос, подчиняясь действиям человека, превращается в организованный мир. Именно поэтому действия людей, приходивших на новые места, логически обоснованы и чётко расписаны. Это представление присуще всем или большинству древних народов. Таковы законы традиционного мировоззрения (Элиаде, 2000).

При «организации» пространства люди издревле использовали естественные образования на поверхности земли, те самые энергосиловые структуры. Что служит тому причиною — обладание системным знанием о подобных структурах, интуитивное их «чувствование» или — нечто другое, — сказать трудно. Ясно одно: человек действительно в состоянии взаимодействовать с этими структурами, использовать их свойства, видоизменять их характер.

Свойства места определяются совокупностью множества факторов, одни из которых пока рассматриваются как имеющие сугубо символическую основу, а другие — как вполне «физические». Казалось бы, что проще — уподобить структуру любого (наугад выбранного) места структуре Вселенной, «насытив» место знаками, «оживив» его массовыми публичными действами? А выходит, всё не так просто.

Подобие возникнет, но — внешнее, неполное и ненадолго. Ибо внешнего подобия мало. Ибо не принято во внимание наличие или отсутствие естественных физических факторов, соответствие или несоответствие им установленных знаков и совершаемых действ. Не учтены скрытые уровни и условия организации сакрального пространства, воплощением которых служит культовое место. Нарушен древний принцип единства времени, места и действия...

Что же надо делать? Для начала вспомнить азы.

Священная Вселенная устроена по единому принципу, отражение которого мы находим повсюду: и внутри нас, и в инфраструктуре мест Силы. Иначе говоря, человек мироподобен, а мир человекоподобен — с поправками на проявления этого подобия.

Графически это легче всего изобразить в виде Мандалы. Буквально мандала (санскр. «круг, шар») — в буддизме живописное или графическое изображение устройства Вселенной, представляющее иерархическую расстановку в мироздании всех буддистских святых. Мы используем это слово за отсутствием подходящего русского понятия (если только не... вот, может быть, «круг земной»? — прекрасная смысловая аналогия).

Мандала — это воплощение сакральных связей всего и со всем сущим, образ матричной структуры пространства, освоенного и осмысленного человеком как пространство священное. Мандала — всеобъемлющий образ, который с незначительными изменениями встречается у всех народов планеты. В известной степени мандала отражает и устройство нашей психики.

Мандала не только многозначна, она ещё и обладает целебным действием (что показано К.Г.Юнгом). По замыслу, лечебным эффектом должно обладать само пространство, организованное по принципу мандалы не где-то там, в условной космической дали, но здесь, на вполне реальном физическом земном уровне?

Не в этом ли часть секрета «правильных» особых мест? Если представить себе вид капища сверху, а к тому ещё добавить символическое описание окрестностей, то получится как раз мандала, образ Вселенной с центром, границей и т.п.

В священном месте как таковом в направлении каждой из сторон света (называемых в поздней геомантике «царствами стихий») относительно центра должны находиться объекты, которые «представляют» первоэлементы, соотносимыми с этими сторонами света. Место «целевое» будет отличаться тем, что в нём, в зависимости от его предназначения, должно быть усилено символическое присутствие того первоначала, которое связано с соответствующим божеством, временем года, суток и т.д.

Место и первоэлементы

Что я имею в виду, говоря о первоэлементах?

В основу систем символического строя ландшафтов и пейзажей легли прежде всего архетипы, подобие и сущностное сходство. Не исключено, что сама Земля — если она действительно является живым и по-своему разумным существом — оказала влияние на формирование геомантических образов.

Пять первоэлементов — пять начал Мироздания, из которых, по представлениям древних, состоит всё сущее. Мы привыкли считать, что их четыре, но на деле, скорее, всё-таки пять. Если наши выкладки верны, то славянская Традиция выделяет Землю, Воздух, Огонь, Воду, Камень (в Западной Европе ему соответствует Лёд) (подробнее см. Ермаков, 2005; Гаврилов, Ермаков, 2008).

Не осмелюсь утверждать, будто славяне-язычники прошлого выделяли образы пяти стихий и осознанно обращались к ним при закладке капищ. Но если мы предположим, что древние представления могли развиваться непрерывно, то, скорее всего, на их основе со временем сложились бы учения, подобные индийским, греческим и т.д. Мы понимаем, что первоначала есть нечто символическое, едва ли существующее в «физическом» смысле. Но многое не существует в «физическом» смысле (скажем, архетипы). И что с того? Разве влияние «несуществующего» на нас с вами от этого меньше?

Продолжим допущения. Попробуем выстроить таблицу взаимосвязи первоначал с направлениями, годовым кругом, праздниками и видами ландшафта (подобные, кстати, существуют в западноевропейской геомантике и, конечно, в фэн-шуй). Вопросительные знаки в таблице будут обозначать предположительность реконструкции.

 

Первоначало Направление Время года Время суток Праздник Ландшафт
Воздух Восток Весна Утро (рассвет) Великдень (весеннее равноденствие) Равнина (степь)
Огонь Юг Лето День (полдень Купала (летний солнцеворот) Открытое, но не ровное пространство (горы)
Вода Запад Осень Вечер (закат) Богач (осеннее равноденствие) Реки, озёра, моря, невысокие холмистые гряды
Камень (Лёд) Север Зима Ночь (полночь) Корочун (Коляда), зимний солнцеворот Скалы, леса, лесотундра
Земля Центр Время праздника (не время) (?) Терминатор (граница между днём и ночью) (?) Пять праздников почитания предков (Деды) (?) Освоенные, «окультуренные» пространства, поля, поляны (?)

 

Может ли Центр быть направлением? Если только условным, конечно, ведь это — ноль, точка отсчёта. Без него невозможно существование направлений: они просто теряют смысл.

Таблица может быть дополнена и расширена, но не думаю, что в том есть нужда в рамках небольшого очерка, цель которого — показать существование некой задачи и набросать основные способы её решения.

...Пять направлений. Пять первоэлементов: по одному на каждое из четырёх и один, соответствующий центру... Если вы ищете подлинно священное и сильное место, то в нужном направлении должен присутствовать выраженный образ подходящего первоэлемента...

Так выстраивается мандала Земли — мистический (или архетипический) прототип идеального места, модель Вселенной, в которой всё находится там, где ему и должно быть.

В «Каутилья Артхашастре», древнем индийском трактате — руководстве для правителей — подробно описано устройство идеальной крепости.

В центре находятся обиталище богов и «дом почитаемой жидкости». Место царя — севернее центра. Окружающая площадь поделена на четверти, каждая из которых предназначена одной из каст: жрецам — северная, воинам — восточная, земледельцам — южная, рабам и слугам — западная.

«Но, это всё-таки крепость, а не капище», — может сказать кто-то. Да, однако сущностный замысел у них один: это подобие Вселенной, рукотворно созданное человеком здесь, в Срединном мире. Увы, мы не располагаем подобными сведениями, исходящими из достоверных славянских источников. Едва ли они вообще существуют, даже в устной передаче, а то, что встречалось пока — новодел, выдаваемый за обычай.

Слепо копировать восточную или западноевропейскую схему бессмысленно. Здесь важна и разница в климато-географических условиях, и разное мировоззрение, и многое из того, о чём сейчас нет нужды говорить.

Но вот, для сравнения, ирландское представление о «качествах» направлений, дошедшее до нас в старинных рукописях.

Восток — процветание, припасы, пчелиные ульи, соревнования, боевые подвиги, главы семейств, знать, чудеса, добрый обычай, обходительность, роскошь, изобилие, достоинство, сила, избыток, хозяйство, многоискусность, снаряжение, сокровища, атл а с, полотно, шёлк, одежды, зелёная крапчатая ткань, гостеприимство.

Юг — музыка, водопады, чудеса, знать, разбойники, знание, искусность, музыканты, мелодии, песни, мудрость, честь, напевы, учение, наука, доблести, игра в фидхелл, неистовство, свирепость, искусство поэзии, защита, скромность, законы морали, свита, плодородие.

Запад — мудрость, основы, учение, союз, суждение, летописи, советы, предания, знание прошедшего, учёность, красота, красноречие, прелесть, скромность, доброта, изобилие, богатство.

Север — битва, распри, дерзость, суровые места, споры, кичливость, бескорыстие, гордость, захваты, нападения, жестокость, войны, сражения.

Центр — королевская власть, слуги, достоинство, превосходство, твёрдость, установления, поддержка, разрушение, военачальники, колесничие, воины, верховенство, высшая власть, олламы, мёд, доброта, пиво, слава, молва, процветание (Рис А., Рис Б., 1999).

Так ли уж это совпадает с теми образами, которые возникают у нас при попытке представить, как можно сопоставить стороны света и какие-то другие понятия из нашей повседневности или из прошлого? Я нахожу лишь частичное сходство.

Во времена индоевропейской общности четыре стороны света и четыре касты (сословия), как показывает Ж.Дюмезиль (Дюмезиль, 1986), ассоциировались с четырьмя цветами: белым (жрецы), красным (воины), синим или зелёным (земледельцы), низшая каста и в Европе, и в Индии соотнесена с чёрным цветом. Но, надо думать, каждый народ в процессе существования и относительно обособленного развития создавал свой вариант схемы первоначал и их взаимоотношений между собой, поэтому мы позволим себе воздержаться от каких-либо советов по этому поводу применительно к русской традиции. Уверенно можно сопоставлять с символическими цветами лишь верхний, средний и нижний миры древней Вселенной (красный, белый, чёрный).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: