Третье измерение: вертикаль




«Вертикальная составляющая» — ещё один неотъемлемый символический (и физический!) элемент обустройства места. Центр, Верх и Низ, промежуточное состояние и точка отсчёта одновременно. Иными, словами, Мировое древо. Его образ всегда несложно обнаружить — в виде менгира, в виде чура (идола), в виде орнамента, культового сооружения, обладающего сложной архитектурой и т.п.

Внешний вид и символы будут в разных областях планеты разными; но выражать они будут Единый Принцип, поскольку воплощают сходные, если не полностью тождественные идеи.

И место для капища, и место, подходящее для возведения жилья (разные участки земли, отличные друг от друга по своим характеристикам, но всё же родственные, ибо являются составными частями одной и той же структуры), имеют центр не только символический, но и реально обозначенный. Через него осуществляется связь миров. Одно из её выражений — образ Мирового древа. В некотором смысле справедливо будет также считать, что Мировое древо проходит через сердце каждого человека (подробнее о Мировом древе см. Ермаков, 2008, с. 141-188). Но с точки зрения Традиции человек мироподобен, а мир — человекоподобен. Поэтому Мировое древо проходит через Сердце Мира, через «точку нуля» — святилище.

Если освоение пространства следует начинать с разведения священного огня, а дом строить «от печи», то есть привнести элемент первичного Огня, кусочек Солнца, то следующий или даже заменяющий этап — установление столпа, идола. Столп — не только образ того или иного бога, но и воплощение Мирового древа.

Удивительно, но изменения, связанные с установкой вертикальных столпов, даже деревянных, объективны — их можно проследить не только по совокупности мимолётных ощущений или некими «сверхчувственными» способами. Наши опыты, поставленные ещё вначале 1990-х годов, показали, что геофизическая или иная специальная измерительная аппаратура — если она достаточно чувствительна — также может отмечать эти изменения (Ермаков, 2007, приложения). Надо ли рассуждать о важности сих наблюдений?

Заметим, кстати, что геомантическая обрядность — а я понимаю под этим словом всё, что связано с воздействием на Землю как на первоначало, на источник плодов и в немалом смысле жизни, — как не раз уже было отмечено, тесно соприкасается с культом предков — «ушедших в землю» или «под землю». Опять же это происходит в разных уголках планеты. Вспомните, скажем, то внимание, которое уделяет классический (не профанный!) фэн-шуй размещению места захоронения усопших родственников относительно дома. Подобное мы наблюдаем и в Европе, и на Руси.

Если мы вспомним также, что славянское и русское язычество в значительной степени есть не что иное, как почитание предков, то именно использование свойств земли, работа с ними, её сохранение и улучшение, вкупе с общеизвестными народными обычаями (те же праздники почитания предков, известные как Деды), может рассматриваться как деятельное проявление подлинно исконного мировоззрения.

Какой именно способ для выбора места с целью закладки святилища изберут читатели (если вообще подвигнутся на такое непростое дело) — было, остаётся их, и только их, выбором. Мы попытались лишь изложить здесь ещё одну точку зрения, которая принимает во внимание направления развития всемирной мистической (неудачное слово, но куда уж тут без него) мысли и совокупность множества свидетельств и обычаев. Нередко совсем не обязательно проводить сложные манипуляции с ландшафтом, особенно если учесть, что редкому святилищу, посвящённому исконным богам, в наши смутные дни удаётся простоять достаточно долго. Порою можно довольствоваться более чем непритязательным на первый взгляд, но «удачно расположенным» родником, рощей и т.п. Но так ли случайно их появление именно в этой точке земной поверхности? Ведь мир, природа словно бы подсказывают нам, что и где должно находиться. Не подобным ли образом в том числе проявляется воля тех сил, которых в изначальной традиционной культуре именовали богами? Кто знает...

 

 

В подобных обстоятельствах вполне достаточно просто оказать упомянутым особым местам знаки уважения. Какие именно — предмет особого разговора, который мы обязательно будем вести, но не сейчас.

 

 

В завершение позволю себе заметить: человеку, что называется, неподготовленному, вовсе не обязательно стремиться постичь все таинства «крестознавства» (именно так, возможно, звучало древнерусское или средневековое русское название искусства, соответствующего геомантике). Обострённое восприятие людей, понимающих природу, слышащих не только самих себя, но других и окружающий мир в его единстве и многообразии, исподволь научает их находить такие точки поверхности земли и безошибочно использовать их в качестве святилищ. Лишь тем, кто делает это искренне, открывается сокровенное знание о тех Силах, которые движут миром.

Веет Северный ветер!

Литература

Алексеев, 2007 — Древнее славянское святилище? // Русская Традиция. — М.: Ладога-100. — Вып. 1. — С. 83-90.

Аномалия, 2007 — Организация полевых исследований особых географических точек (геоактивных зон), расположенных вне городских территорий // Аномалия: научно-информационный вестник Ассоциации «Экология Непознанного» и Издательства «Ладога-100», 2007. — Вып. 3.

Гаврилов, Ермаков, 2007 — Русское языческое миропонимание: пространство смыслов. Опыт словаря с пояснениями. — М.: Ладога-100, 2007.

Дюмезиль, 1986 — Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. — М.: Наука, 1986.

Ермаков, Фаминская, 2001 — Ермаков С., Фаминская Т. Тайны Живой Земли. — М.: Северный ковш, 2001.

Ермаков, 2005 — Ермаков С. Тропою забытого волшебства: очерки о геомантике. — М.: Изд-во К.Кравчука, 2005.

Ермаков, 2007 — Ермаков С. Книга начинающего лозоходца. — М.: Ладога-100, 2007.

Ермаков, 2008 — Северная Традиция. Священный остров Руян: сборник // сост. и общ. ред. Д.А.Гаврилов, С.Э.Ермаков. — М.: Социально-политическая мысль, НИО «Северный ветер», 2008.

Рис. А. и Б., 1999 — Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. — М.: Энигма, 1999.

Русанова, 2002 — Русанова И.П. Истоки славянского язычества. Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. — Черновцы: Прут, 2002.

Русанова, Тимощук, 2007 — Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. — М.: Ладога-100, 2007.

Русская Традиция, 2001 — Алексеев А. Древнее славянское святилище? // Русская Традиция. — М.: Ладога-100, 2001. — Вып. 1. — С. 83-90.

Русская Традиция, 2006 — Гусаков М. Городища-святилища между Днепром и Волгой: опыт археоастрономии // Русская Традиция. — М.: Ладога-100, 2006. — Вып. 4. — С. 11-81.

Элиаде, 2001 — Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. — М.: Ладомир, 2000.

Graves, 1978 — Т.Graves. Needles of Stone. — London: Turnstone Pub., 1978.

Pennick N. Practical magic in Northern tradition. — Loughborough: Thoth publications, 1989.

 

www.e-puzzle.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: