Понятия современного речевого этикета.




Оглавление

Введение  
II. Теоретическая часть  
1. Что такое речевой этикет?  
2. Понятие современного речевого этикета.  
3. Основные правила речевого этикета в различных речевых ситуациях.  
4. Этикетные формы.  
III. Исследовательская часть.  
IV. Заключение.  
Литература.  
Приложение №1 «Анкета»  
Приложение №2 «Словарь русского речевого этикета»  

 

 

 

Введение.

Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. Общество, сегодня остро почувствовало потребность в культуре поведения и общения. То и дело встречаются объявления, реклама о том, что открываются курсы, факультативы с названиями «Этикет», «Деловой этикет», «Речевой этикет» и т. д. Все хотят разобраться: что привлекает нас в собеседнике? Почему одни люди способны завоевать наши симпатии, а у других это не получается? Почему одни люди считаются хорошими собеседниками, а другие в процессе общения наживают себе недругов? Ответ прост. Успехов добивается тот, кто умеет вести себя в обществе. Такой человек, прежде всего, способен сосредоточить своѐ внимание на собеседнике, он умеет не только говорить, но и слушать, его стратегия – это сотрудничество, а не борьба с собеседником. Вот и мне очень хотелось бы научиться культуре общения, научиться правильно вести себя в обществе, чтобы обо мне говорили, что я – хороший собеседник. Поэтому я и решила взяться за проект по речевому этикету.

Цель работы: проанализировать речь учащихся 7 класса МАОУ СОШ №2 на предмет соблюдения речевого этикета.

Задачи:

- познакомиться с литературой по данной теме;

- изучить этикетные средства речи в русском языке;

- провести исследование

- сделать выводы

Объект исследования: речь учащихся 7 «а» класс МАОУ СОШ №2 г. Ивделя

Предмет исследования: речевой этикет обучающихся.

Гипотеза: в школьной среде речевой этикет соблюдается не всеми учащимися нашей школы.

Методы исследования:

1) изучение теоретического материала о словах-паразитах;

2) работа со словарями;

3) наблюдения за речью учащихся;

4) анкетирование школьников;

5) анализ полученных результатов.

 

 

ІІ. Теоретическая часть

Что такое речевой этикет?

Этикет – это совокупность норм и правил поведения, обычно это неписаный кодекс, который каждый человек усваивает вместе с культурой. Соблюдение правил речевого этикета обычно никто не требует исполнять в приказной или письменной форме, но они обязательны для каждого, кто хочет наладить отношения с другими людьми.
Правила речевого этикета не придумывали намеренно, они сформировались в ходе человеческого общения за тысячелетия. У каждой этикетной формулы есть свои корни, функции и варианты. Речевой этикет, правила этикета являются приметой воспитанного и вежливого человека и подсознательно настраивают на положительное восприятие персоны, их использующей.

Само слово «этикет» во французский язык пришло из Греции. Этимологически оно восходит к корню, означающему порядок, правило. Во Франции слово употреблялось для обозначения специальной карточки, на которой были прописаны правила рассадки и поведения за королевским столом. Но во времена Людовика Четырнадцатого само явление этикета, конечно, не возникает, оно имеет гораздо более древнее происхождение. Правила речевого этикета, краткое содержание которых можно описать словосочетанием «успешное общение», начинают формироваться тогда, когда людям приходилось учиться налаживать отношения и договариваться друг с другом.

 

 

Понятия современного речевого этикета.

Любой разговор ведется по своим правилам, причем они настолько устойчивы, что мы следуем им, абсолютно не задумываясь над последовательностью действий. Никому же не придет в голову начинать разговор с формулы прощания? Соблюдение правил речевого этикета способствует доброжелательному ходу беседы, а вот пренебрежение ими может даже стать предпосылкой конфликта. Например, обращение на «ты» к незнакомому человеку допускается лишь в интернете, в «живом» разговоре это вызовет недоумение, а если человек старше по возрасту, то и негодование. Несмотря на устойчивость современного речевого этикета, речевые формулы подвержены историческому изменению, к примеру, обращение «сударыня» сегодня выглядит безнадежно устаревшим.

Любопытно, что основываются эти правила не только на моральных нормах, но и на культурных и национальных традициях. То есть, знакомясь с правилами речевого этикета, мы можем получить некоторое представление о культуре страны или области, с представителями которой нам нужно будет общаться. Стоит учитывать, что эти правила неоднородны, то есть помимо национальных различий существуют отличия социального характера. Например, формулы, используемые в разговоре с ребенком, будут неуместны при общении с взрослым человеком. Такое часто встречается у воспитателей детских садов и учителей начальных классов, привыкнув к одним нормам общения, им бывает сложно перестроиться, поэтому окружающим кажется, что с ними обращаются, как с детьми. В таких нюансах и состоит сложность понятия «речевой этикет», устроите вы переговоры с деловыми партнерами или соберетесь на дружеские посиделки, пойдете получать паспорт или направитесь в салон красоты – каждый вид вашего общения будет подчиняться своим правилам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: