Судебная система Российской Федерации




Лекция № 16

По «начальной профессиональной подготовке и введению в специальность» для студентов специальности 40.02.02. «Правоохранительная деятельность»

Судебная система Российской Федерации

Согласно Конституции государственная власть в Российской Федерации выполняет три самостоятельных функции: законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10). Таким образом, Конституция РФ включает в систему государственной власти страны судебную деятельность и утверждает самостоятельное положение судебной власти как независимой и равнозначной другим отраслям государственной власти: законодательной и исполнительной.

Придание конституционным законодательством самостоятельного значения институту судебной власти подчеркнуло, что разделение властей становится фундаментальным политическим и организационным началом построения в России демократического правового государства. Фактическая, а не формальная реализация принципа разделения властей должна стать гарантией от перерождения демократической российской государственности.

Практика современного государственного строительства показывает, что условием подлинного и эффективного разделения полномочий государственной власти, средством демократического правового преодоления возникающих государственно-правовых противоречий является повышение статуса именно третьей власти — судебной, всех ее подсистем и на всех уровнях.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей государственной власти. Это не означает, что особое положение судебных органов в системе государственной власти Российской Федерации предопределяет их обособленность, исключает взаимодействие установленных Конституцией РФ ветвей власти по ряду направлений и в известных пределах.

Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемым в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжным и арбитражным заседателям.

Судебная власть осуществляется специально установленными государственными органами, которые занимают в государственном механизме особое положение, определяемое специфичностью выполняемых ими функций и характером деятельности по охране прав и свобод граждан. Полномочием осуществлять судебную власть закон наделяет только суды, входящие в судебную систему, установленную Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией РФ порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации.

Судебная система как конституционное установление, представляющее собой совокупность судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией и целями деятельности, подразделяется на следующие подсистемы:

1) конституционные суды;

2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ;

3) арбитражные суды.

Эти подсистемы различаются многими характеристиками: порядком организации, компетенцией, структурой, регулированием деятельности, инфраструктурой обеспечения деятельности.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе, так как он выполняет функции высшего органа судебной власти по защите конституционного строя Российской Федерации, конституционных прав граждан. Основное полномочие КС РФ — конституционный контроль. Конституционный Суд самостоятельно и независимо от иных ветвей государственной власти и подсистем судебной власти осуществляет порученную ему функцию методом конституционного судопроизводства. Конституционные суды в республиках Российской Федерации и уставные суды в иных субъектах РФ выполняют аналогичные функции в пределах названных субъектов и организационно не связаны с Конституционным Судом РФ.

Основной объем работы по осуществлению правосудия выполняет наиболее многочисленная и развитая подсистема территориальных судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ. Надзор за их деятельностью ВС РФ осуществляет в предусмотренных федеральными законами формах. К этой подсистеме помимо ВС РФ относятся верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурге и Севастополя, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, мировые судьи.

В комплекс общих судов включаются занимающие особое место в судебной системе военные суды. Они являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях. В своей деятельности военные суды поднадзорны Верховному Суду РФ. Названная подсистема состоит из

гарнизонных военных судов как первого звена, окружных (флотских) судов второго звена. В качестве третьего звена выступает Верховный Суд РФ в лице его Военной коллегии. Арбитражная юстициявключает федеральные арбитражные суды субъектов РФ. Десять федеральных арбитражных судов округов составляют суды второй инстанции. Деятельность арбитражных судов определяется Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах Российской Федерации» и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Возглавляет эту подсистему судебной власти и осуществляет надзор за деятельностью арбитражных судов Верховный Суд РФ. Необходимость создания в Российской Федерации достаточно разветвленной, хотя и единой судебной системы, помимо значительной протяженности территории страны, объясняется наличием ряда иных факторов. Во-первых, это необходимо, чтобы суды как государственные органы правосудия были организованы в соответствии с национальногосударственным устройством Российской Федерации и административно-территориальным делением ее субъектов в целях максимального приближения органов судебной власти к населению, чтобы обеспечить доступность правосудия для судебной защиты прав и свобод граждан. Во-вторых, существование взаимосвязанных судебных органов и их специализированных подсистем вызывается необходимостью распределения компетенции по рассмотрению дел в зависимости от их сложности, специфики охраняемых общественных отношений. Суды отдельных звеньев судебной системы уполномочены на рассмотрение определенного крута дел, отнесенных к их юрисдикции законом, т. е. в зависимости от подсудности, которая может определяться территориальными, предметными и персональными признаками. В-третьих, создание системы судебных органов, включающей различные инстанции, продиктовано необходимостью обеспечить условия для реализации конституционного права каждого осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ). Ступенчатость построения судебной системы (в частности, двухинстанционность) позволяет проверять законность и обоснованность каждого приговора по уголовному делу и решения по гражданскому делу вышестоящим судом, осуществляющим надзор за судебной деятельностью нижестоящего суда. В-четвертых, судебные органы при осуществлении правосудия не должны быть разобщены. Деятельность каждого суда, выступающего в качестве самостоятельного и независимого органа правосудия при рассмотрении конкретных дел, должна согласовываться с основными принципами государственной и общественной жизни, обеспечивать единообразное понимание и применение законов Российской Федерации. Под судебной инстанциейпонимается судебный орган в целом или его подразделение, выполняющее определенную функцию при отправлении правосудия. Судебные инстанции различаются кругом процессуальных полномочий на рассмотрение дела по существу и пересмотр его в порядке осуществления контрольного судопроизводства. По действующему законодательству о судоустройстве все суды подразделяются: 1) на суды первой инстанции, имеющие право рассматривать дело по существу с вызовом обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика, свидетелей и выносить приговор или решение. Судами первой инстанции являются суды всех перечисленных ранее звеньев; 2) суды второй инстанции, рассматривающие жалобы и представления на приговоры и решения нижестоящих судов, не вступившие в законную силу. К таким судам как вышестоящим относятся суды республик, краевые, областные суды и равные им. Районный суд также является непосредственной вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, и является апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям. В судах среднего звена, а также в ВС РФ действует несколько инстанций. Каждая инстанция в этих судах самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций. Суд второй инстанции является вышестоящим по отношению к суду первой инстанции. Судебная инстанция, рассматривающая дело в порядке надзора, является вышестоящим судом по отношению к судебным инстанциям, ранее принимавшим решение по данному делу. Надзорные инстанции в системе общих судов действуют в судах субъектов РФ и в Верховном Суде РФ. Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений, устранение допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса. К числу общих положений, характеризующих организацию судебной системы России, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» относит: 1) принцип единства (ст. 3); 2) самостоятельность судов и независимость судей (ст. 5); 3) обязательность судебных постановлений (ст. 6); 4) равенство всех перед законом и судом (ст. 7); 5) участие граждан в осуществлении правосудия (ст. 8); 6) гласность в деятельности судов (ст. 9); 7) язык судопроизводства и делопроизводства в судах (ст. 10).

 

 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: