Согласно существующей теории любая террористическая группа, как правило, четко организована. Руководящий эшелон отделен от рядового состава. Руководство воспринимается как существующее вне группы и является не только недоступным, но и часто неизвестным рядовым членам. Каждая организация включает в себя тех, кто поддерживает террористические операции и тех, кто их выполняет, причем численный состав первых превосходит вторых в несколько раз.
В теории считается также, что современные террористические акты — это удел профессионалов. Современный терроризм активно использует услуги наемников, функцией которых является техническое осуществление терактов. Как правило, в роли наемников выступают бывшие или действующие военнослужащие, работники охранных служб. Политический максимализм, психологическая тяга к экстремистским действиям присуща людям молодого возраста, поэтому терроризм — это удел молодых (большинство членов террористических группировок люди в возрасте младше 30 лет). Например, большинства чеченских террористов являются профессионалами даже в силу того факта, что для многих это достаточно простой и практически единственный способ заработать деньги.
Террористы избегают каких бы то ни было открытых столкновений, в том числе и сражений явочного порядка. Отсутствует у террористов сознательная активная поддержка со стороны какой-либо крупной части общества. Террористические группы в основном состоят из 3—5 человек, хотя бывают группы и из нескольких десятков человек. Терроризм носит противоречивый характер, который заложен в самой сути феномена — наличие политической цели с одной стороны, и невозможности ее осуществления малым числом активных сторонников — с другой.
|
Как правило, политические цели той или иной организации осуществимы только при интенсивном давлении на правительственные структуры. Причем это возможно лишь при наличии определенных ресурсов и увеличении численности самой организации. Но подобное привлечение сторонников невозможно из-за отсутствия у террористических организаций популярных политических идей и специфики самой деятельности. Так, большая численность группы позволяет антитеррористическим органам засылать специальных агентов или перевербовывать отдельных членов подобных организаций. В итоге, заявленные политические цели остаются недосягаемыми — группа уничтожается правительственными силами или уходит в глубокое подполье, или же террористическая организация реформируется и переходит к легальным средствам борьбы, превращаясь в серьезную политическую силу (классическим примером является: ИРА и Шин Фейн в Северной Ирландии).
3. Типологии политического терроризма многочисленны, из-за разнообразия самого феномена, который они пытаются интерпретировать. Так, политический террор в литературе подразделяют на: революционный и контрреволюционный (например, красный и белый террор во время гражданской войны в России); физический (например, избиение, пытки, голод) и духовный (например, борьба с инакомыслием).
Политический терроризм подразделяют на: селективный (против отдельных, специально выбранных политических деятелей) и слепой (направлен против людей, к политике безразличных и имеющий две цели: заявить о себе и дестабилизировать обстановку).
|
Террористическая деятельность существует в большинстве стран мира и имеет некоторые региональные особенности. Поэтому географический регион является одним из критериев типологизации политического терроризма. Выделяют западноевропейский, латиноамериканский, ближневосточный терроризм.
В Западной Европе пик подъема террористических актов пришелся на 70-е годы XX века. В Европе преобладал идеологически мотивированный терроризм левого и правого толка. В 90-е годы наблюдается резкое уменьшение террористической активности (например, в Германии многие группировки объявили о своем расформировании и прекращении незаконной деятельности в связи с изменившейся обстановкой в обществе).
Латиноамериканский терроризм очень часто имеет тенденцию к перерастанию в партизанскую войну («геррилью»). Интересно, что в Латинской Америке отсутствуют исторические корни для терроризма, так как в традиционной культуре местных жителей агрессия и насилие рассматриваются как проявление злых сил, угрожающих групповому единству и пресекаются. Поэтому терроризм в этом регионе, несмотря на его распространенность, можно трактовать как привнесенное явление.
В основе Ближневосточного терроризма лежит религиозное и этническое противостояние, дополняемое территориальными претензиями сторон (арабо-израильский конфликт).
Идеологический критерий положен в основу еще одно классической типологии политического терроризма. Традиционно терроризм подразделяется на: левый, правый, националистический, исламский. Левый терроризм особенно распространен в Германии и Италии. Наиболее известными террористическими организациями и группами данного направления являются печально знаменитые «Красные бригады».
|
Правый терроризм характерен для Западной и Южной Европы, США, Японии и других стран. Террористическими организациями и группами данного направления являются «Палачи Италии», «Черная Америка». Националистический терроризм, распространен в странах Европы, Индии, Палестины. Классическими примерами являются такие организации и группы как ИРА, Народный фронт освобождения Палестины. Исламский терроризм существует в Арабских странах, России, Латинской Америке, США, Африке. Самыми известными организациями и группами данного направления являются «Аль-Кайда», «Хезболлах» («Партия Аллаха»), «Хамас» («Исламское движение сопротивления).
Самой известной и широко признаваемой типологией политического терроризма является его подразделение на государственный, внутренний, международный. При этом данная типология не является строгой с точки зрения ее основания и вызывает многообразие противоречащих друг другу трактовок данной триады.
Государственный терроризм представляет собой целенаправленную систему использования государством (органами разведки, контрразведки, политической полиции) акций скрытого ослабления и подрыва своих внутренних или внешних политических противников посредством противоправного уничтожения или угрозы уничтожения их ведущей деятелей, активистов и сторонников, деморализации и запугивания определенных слоев населения, этнических групп, поддерживающих политических противников данного государства, дезорганизации вооруженных сил, системы государственного управления стран — объектов их внешней политики и т.п. Данная трактовка государственного терроризма предполагает возможность его теоретического разделения на внутренний и внешний.
Внутренний государственный терроризм характерен, как правило, для жестких авторитарных режимов (например, инсценировка покушения на президента Туркмении С.Ниязова в 2003 году и расправа властей с оппозиционерами, которые были обвинены в совершении преступного акта). Внешний государственный терроризм используют многие страны, в том числе и демократии. Например, известно, что спецслужбы США стояли у истоков создания движения «Талибан», а до этого активно сотрудничали и вооружали моджахедов в Афганистане, все эти акции предпринимались для борьбы с Советским Союзом.
Внутренний терроризм трактуют обычно как одну из наиболее острых форм политического противоборства. Внутренний терроризм имеет два основных проявления. Во-первых, как деятельность внутренних, экстремистски ориентированных политических сил, организаций и отдельных лиц по отношению к существующей власти (так называемый оппозиционный терроризм); во-вторых, как деятельность противоборствующих и не находящихся у власти политических сил и организаций, использующих террористические методы (так называемый междоусобный терроризм). Примером оппозиционного терроризма является деятельность национал большевистской партии Э.Лимонова в России, а междоусобный терроризм может быть проиллюстрирован борьбой колумбийских террористических групп между собой за рынки сбыта наркотиков и влияние на массы.
Международный терроризм трактуется большинством специалистов как одна из разновидностей политического терроризма. Несмотря на отсутствие общепринятых формулировок данного феномена, можно констатировать, что ему присущи некоторые общие для любого терроризма характеристики (насилие, устрашение и т.п.) и ряд специфических черт: данный тип терроризма наибольшую опасность представляет для международного правопорядка и межгосударственных отношений, так как ущерб наносится, по крайней мере, двум государствам; главным субъектом международного терроризма (во всяком случае, современного) являются негосударственные террористические группы и организации; сотрудничество и взаимодействие различных террористических организаций, участвующих в акциях международного терроризма.
В конфликтологии появление международного терроризма традиционно относят к 30-м гг. XX века и выделяют три этапа в его развитии. Первый этап (30-е годы) связывают с деятельностью таких стран как Германия, Италия, Япония, которые пытаются актами насилия сорвать создание антифашистской коалиции. Второй этап (40—70-е годы) характеризуются противостоянием сверхдержав, «холодной войной». Терроризм используется СССР и США и некоторыми другими странами как государственная политика. На данных этапах международный терроризм проявляется в форме государственного. Третий этап (80-е годы XX века—начало XXI века) характеризуется террористическими актами направленными на подрыв межгосударственных отношений, суверенитета государств, существующего международного порядка.
Для организации и осуществления террористической деятельности важное значение имеет специфика пространственных условий, в которых совершаются террористические акты. По этому принципу традиционно выделяют три основных типа международного терроризма: наземный, воздушный и морской.
4. Терроризм в России имеет достаточно длительную историю. Широко известен революционный терроризм XIX—начала XX веков. Некоторые западные исследователи (например, американский историк Р.Пайпс) рассматривают Россию в качестве родины терроризма и считают, что революционный террор 1917 года был предвестником политического терроризма в современном мире. Подобная точка зрения, однако, представляется спорной, так как революционный террор как массовый феномен впервые был порожден Великой французской революцией, а организации подобные современным западным террористическим группам существовали еще в XVIII веке (например, в Ирландии).
При этом террористические акты оказали большое влияние на собственно российскую историю XX века (примеры: убийство Столыпина, убийство Кирова и т.п.). Российская оппозиция самодержавному абсолютизму не отвергала террористических действий (большевики, меньшевики, эсеры и даже либералы на первоначальном этапе своей деятельности). Революция 1917 года породила феномены «красного» и «белого» террора. В советское время политического терроризма как систематически применяемого определенными оппозиционными группировками способа борьбы против режима в стране не существовало. Немногочисленные террористические акты данного периода могут быть отнесены, прежде всего, к уголовному терроризму: актам личного возмездия.
СССР сталинского образца можно интерпретировать как классический тоталитарный режим, где репрессии государства (террор) достигли огромного масштаба. По самым скромным оценкам было уничтожено несколько миллионов человек. Определенная либерализация советского режима после смерти Сталина, позволила уменьшить репрессии против граждан своей собственной страны, но в то же время привела к росту актов политического терроризма на территории СССР. Советское политическое руководство уничтожало своих противников и за границей: Л.Троцкого (1938 год), С.Бандеру (1959 год) и др.
Наиболее громкими террористическими актами советского периода, имевшими политическую подоплеку, принято считать взрыв двух бомб в помещении партийного клуба в Ленинграде 6 июля 1927 года, попытку покушения Виктора Ильина на Брежнева в 1969 году, несколько попыток угонов самолетов ради побегов из страны и некоторые другие. Но самым крупным террористическим актом нужно признать события 1977 года в Москве. 8 января 1977 года в столице осуществляются три достаточно мощных взрыва в местах скопления больших масс людей: в метро, в продовольственном магазине и около здания КГБ СССР рядом с продовольственным магазином. В результате трех взрывов погибло 7 и было ранено 37 человек. В ответ на это КГБ и МВД СССР провели операцию под кодовым названием «Взрывники». Очень долгое время операция не давала никаких результатов. Удалось выяснить только, что преступники были жителями Еревана, что вызвало очень резкую негативную реакцию партийного руководства Армении и жалобы лично Л.И.Брежневу.
Однако события развивались своим чередом. 7 ноября 1977 года был случайно предотвращен взрыв на Курском вокзале Москвы, а в сумке с взрывным устройством найдена верхняя одежда одного из предполагаемых террористов. Вскоре на границе Грузинской ССР и Армянской ССР были задержаны А.Степанян и З.Багдасарян, которым через сутки предъявили обвинение в совершении террористических актов. Во время обыска квартир обвиняемых следователями были найдены детали взрывных устройств и записка от руководителя террористической группы, известного диссидента, создателя Национальной объединенной партии С.Затикяна. В ходе обыска его квартиры была найдена схема взрывного устройства, аналог которого был использован в Москве.
В ходе следствия и суда С.Затикян полностью отрицал свою вину, частично признал свою вину другой арестованный А.Степанян, но он отрицал участие Затикяна, полностью признал свою вину лишь З.Багдасарян. Суд в январе 1979 года был закрытым и длился всего несколько дней, после чего всем троим подсудимым был объявлен смертный приговор, который привели в исполнение через 5 дней после оглашения. Подобная закрытость суда и скорый расстрел приговоренных заставил правозащитников на Западе и диссидентов в Советском Союзе усомниться в правомерности приговора и виновности обвиненных. В частности, Андрей Сахаров выступил с резкой критикой данного решения властей. Он и некоторые другие правозащитники считали троих казненных людей невиновными. Постепенный распад Советского Союза, крушение тоталитарного режима вызвали невиданный по масштабам всплеск политического терроризма в России и других странах постсоветского пространства. Масштаб терроризма на территории бывшего СССР превосходит всплеск террористической активности на Западе в 70-е гг. XX века, поскольку ни одна западная страна в эти годы не переживала крушения прежней государственности и становления новой, перехода к новой модели экономики и одновременно к реализации гражданами и этническими группами многочисленных прав и свобод.
В современной России наиболее взрывоопасным и конфликтогенным регионом следует признать Северный Кавказ. Именно этот регион лидирует по количеству террористических актов уголовного и политического характера. Однако сегодня политический терроризм характерен и для относительно стабильных в политическом и экономическом плане территорий страны. Показателен в этом плане, например, взрыв газопровода на границе Татарстана и Кировской области. Существование в России мятежного субъекта федерации — Чеченской республики провоцирует нестабильность на всей территории страны. Прежде всего, это связано с многочисленными террористическими актами разного рода за пределами самой Чечни: взрывами жилых домов, захватом общественных учреждений, взятием заложников и т.п.
Полиэтничность и поликонфессиональность России, определяют объективные сложности в оценке актов политического терроризма. Так, например, террористические действия чеченских боевиков находят поддержку у части населения России. Подобная поддержка обеспечивается рядом легальных движений и партий, некоторыми федеральными и региональными СМИ, рядом региональных элит.
Современные российские конфликтологи выделяют различные особенности отечественного политического терроризма. В частности, некоторые специалисты отмечают, что российский политический терроризм носит необъявленный (анонимный) характер, так как информация о целях и причинах большинства терактов их организаторами не декларируется в отличие от западных стран или региона Ближнего Востока, где совершившие теракт, как правило, заявляют о себе и своих целях через СМИ. Большинство террористических актов последнего десятилетия в России действительно подтверждают данное положение, но события сентября 1999 года, связанные со взрывом жилых домов в российских городах и октября 2002 года, связанные с захватом «Норд-Оста», когда террористы попытались объяснить мотивы своей деятельности и даже выдвинули развернутые политические требования, могут означать возникновение новой тенденции.
В качестве особенностей российского политического терроризма также обычно называют: внезапность возникновения; наличие широкого спектра террористических организаций (национального, религиозного, левого и правого толка), действующих на территории одной страны — России. Однако, при детальном рассмотрении, внезапность возникновения политического терроризма и широкий спектр террористических организаций не являются спецификой России. Существуют страны, в которых также представлен весь спектр террористических организаций, например, США, а внезапность возникновения терроризма в современной России вообще может быть поставлена под сомнение благодаря историческим традициям страны.
5. Основную сложность в борьбе с международным терроризмом представляет отсутствие единой точки зрения у государств мира по вопросу о том, что является терроризмом, а что им не является. Характерными примерами здесь являются отказ Ливии (на протяжении ряда лет) выдать властям США двух людей, причастных к гибели пассажирского самолета или недавний инцидент с отказом Дании выдать чеченского террориста А.Закаева России.
На международном уровне борьба с терроризмом концентрируется в рамках ООН и отдельных ее структур, например, в Международном суде, Комитете по борьбе с терроризмом (КБТ) и т.п. Активную роль в борьбе с терроризмом играет Интерпол (международная организация уголовной полиции).
В частности, резолюция Совета Безопасности ООН от 12 сентября 2001 года № 1368 призвала международное сообщество умножить усилия по предупреждению и подавлению терроризма, включая активизацию координация и полную имплементацию в национальное законодательство антитеррористических конвенций и резолюций Совета Безопасности ООН. Другая резолюция от 28 сентября 2001 года № 1371 устанавливала, что все государства должны предотвращать и пресекать финансирование террористических организаций и групп, для чего внести соответствующие дополнения в свое законодательство.
Наиболее распространенными являются следующие меры по борьбе с международным терроризмом: подписание государствами международных соглашений по предотвращению терактов; обмен информацией и оказание государствами друг другу уголовно-процессуальной помощи; сотрудничество в сфере толкования и применения конвенций в области борьбы с терроризмом; проведение совместных антитеррористических операций; координированная деятельность государств по предотвращению и пресечению финансирования террористических организаций и групп, ужесточению миграционного и таможенного контроля.
Наряду с международными различными государствами разрабатываются внутригосударственные меры по борьбе с политическим терроризмом. Например, в Израиле существует уголовное преследование за недонесение информации о готовящемся теракте. В ряде стран введен контроль государства за электронной почтой, ликвидируются экстремистские группы и производятся аресты лидеров террористов (Италия, Россия, ФРГ). В Пакистане была запрещена пропаганда религиозной нетерпимости в мечетях, произведена перерегистрация медресе, установлен государственный контроль над мечетями в сфере финансирования. К началу 2002 года в ряде стран (Великобритании, Мексике, Пакистане, США, ФРГ, Японии) приняты новые антитеррористические законы. Их суть сводится к расширению полномочий силовых органов за контролем над финансовыми потоками, замораживанию и арестам подозрительных счетов.
Важно отметить, что антитеррористическая деятельность государства должна включать в себя решение целого блока социальных проблем (достижение реально равноправия, борьба с нищетой, разрешение этнических противоречий и конфликтов и т.п.), что помогает предотвратить возможные теракты. Другой стороной антитеррористической государственной политики являются действия, направленные на активную борьбу с реальными проявлениями терроризма.
Так, в западных странах борьба с терроризмом включает в себя антитерроризм — оборонительные меры, направленные на то, чтобы снизить уязвимость отдельных лиц и объектов (в частности, обеспечение безопасности полетов на воздушном транспорте) и контртерроризм — наступательные меры, используемые для предотвращения, сдерживания или в ответ на террористические акции.
Классическим примером здесь выступают США. Американцы используют целый ряд наступательных мер: ракетные удары по территории стран, где, по мнению американцев, расположены крупные базы террористов (широко известны ракетные атаки на Судан и Афганистан); экономические санкции против стран, оказывающих прямую помощь или содействие терроризму (например, против Ливии, Ирака).
Наибольшую известность получила широкомасштабная антитеррористическая операция США и их союзников в Афганистане (после терактов в Америке 11 сентября 2001 года) с целью свержения режима талибов и уничтожения такой террористической организации как «Аль-Кайда». Военная кампания США и Великобритании в Ираке в 2003 году также была проведена после неоднократных обвинений режима С.Хусейна в помощи террористам. Однако, несмотря на всю военную и финансовую мощь США и их союзников, антитеррористическая операция против «Аль-Каиды» не считается завершенной до сих пор. Сегодня можно говорить о падении режима талибов в большинстве районов Афганистана, о шести тысячах членов террористических групп, интернированных на военную базу Гуантанамо, разгроме сети лагерей и баз по подготовке террористов. При всех этих успехах, известно, что до сих пор ряд районов Афганистана находится под властью талибов, часть структур «Аль-Каиды» сохранились в «режиме ожидания» в различных странах мира (Сомали, Йемен и др.), они обладают большим количеством оружия и двадцатью маломерными судами-камикадзе для атак на танкеры, не удалось арестовать и наиболее известных лидеров террористов.
Такое государство как Израиль в ответ на любой террористический акт со стороны палестинцев обязательно проводит силовую операцию возмездия или с помощью своих спецслужб устраняет лидеров террористических организаций (как правило, с помощью ракетных атак с воздуха). В данном случае границы между феноменами террора и терроризма полностью размыты.
Вопрос борьбы с политическим терроризмом непосредственно связан с проблемой политического режима. До сих пор ни в науке, ни в политической практике не найдено адекватное решение следующего вопроса: является ли жесткая внутригосударственная политика фактором, сдерживающим террористическую деятельность, либо репрессивные меры со стороны государства приводят к общественному протесту и усилению террористической активности. В России концепция борьбы государства с терроризмом лишь формируется. В ее основе лежит Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом», принятый в 1998 году. В 1997 году создана межведомственная антитеррористическая комиссия Российской Федерации. В уголовном кодексе России имеется специальная статья, посвященная уголовному терроризму. Однако определенная разработанность юридической базы лишь подчеркивает неэффективность практической системы действий государства в борьбе с уголовным и политическим терроризмом. Достаточно вспомнить провалившиеся операции спецслужб в Буденновске и Первомайском, появление большой группы террористов в Москве при захвате «Норд-Оста» и т.п.
Провалы спецслужб в борьбе с терроризмом повлекли серьезные изменения в принципах их функционирования и структурной организации в ряде стран мира. В первую очередь это касается США и России. В США сформировано Министерство национальной безопасности. В России заявлено о пересмотре концепции национальной безопасности в связи с террористической угрозой и создании специальных сил, отвечающих за борьбу с терроризмом.
Таким образом, политический терроризм является одним из важнейших конфликтогенных факторов в современном мире. Он стал глобальным явлением. Без актов политического терроризма не обходится ни один крупный военный конфликт современности. Международное сообщество, отдельные национальные государства пока не могут эффективно бороться с политическим терроризмом.