Принципы организации террористических группировок




Согласно существующей теории любая террористичес­кая группа, как правило, четко организована. Руководя­щий эшелон отделен от рядового состава. Руководство вос­принимается как существующее вне группы и является не только недоступным, но и часто неизвестным рядовым членам. Каждая организация включает в себя тех, кто под­держивает террористические операции и тех, кто их вы­полняет, причем численный состав первых превосходит вторых в несколько раз.

В теории считается также, что современные террорис­тические акты — это удел профессионалов. Современный терроризм активно использует услуги наемников, функ­цией которых является техническое осуществление терактов. Как правило, в роли наемников выступают бывшие или действующие военнослужащие, работники охранных служб. Политический максимализм, психологическая тяга к экстремистским действиям присуща людям молодого возраста, поэтому терроризм — это удел молодых (большинство членов террористических группировок люди в воз­расте младше 30 лет). Например, большинства чеченских террористов являются профессионалами даже в силу того факта, что для многих это достаточно простой и практи­чески единственный способ заработать деньги.

Террористы избегают каких бы то ни было открытых столкновений, в том числе и сражений явочного порядка. Отсутствует у террористов сознательная активная поддер­жка со стороны какой-либо крупной части общества. Террористические группы в основном состоят из 3—5 чело­век, хотя бывают группы и из нескольких десятков чело­век. Терроризм носит противоречивый характер, который заложен в самой сути феномена — наличие политической цели с одной стороны, и невозможности ее осуществле­ния малым числом активных сторонников — с другой.

Как правило, политические цели той или иной органи­зации осуществимы только при интенсивном давлении на правительственные структуры. Причем это возможно лишь при наличии определенных ресурсов и увеличении чис­ленности самой организации. Но подобное привлечение сторонников невозможно из-за отсутствия у террористи­ческих организаций популярных политических идей и спе­цифики самой деятельности. Так, большая численность группы позволяет антитеррористическим органам засылать специальных агентов или перевербовывать отдельных чле­нов подобных организаций. В итоге, заявленные полити­ческие цели остаются недосягаемыми — группа уничто­жается правительственными силами или уходит в глубо­кое подполье, или же террористическая организация реформируется и переходит к легальным средствам борь­бы, превращаясь в серьезную политическую силу (класси­ческим примером является: ИРА и Шин Фейн в Северной Ирландии).

3. Типологии политического терроризма многочислен­ны, из-за разнообразия самого феномена, который они пытаются интерпретировать. Так, политический террор в литературе подразделяют на: революционный и контрре­волюционный (например, красный и белый террор во вре­мя гражданской войны в России); физический (например, избиение, пытки, голод) и духовный (например, борьба с инакомыслием).

Политический терроризм подразделяют на: селективный (против отдельных, специально выбранных политических деятелей) и слепой (направлен против людей, к политике безразличных и имеющий две цели: заявить о себе и дес­табилизировать обстановку).

Террористическая деятельность существует в большин­стве стран мира и имеет некоторые региональные особен­ности. Поэтому географический регион является одним из критериев типологизации политического терроризма. Вы­деляют западноевропейский, латиноамериканский, ближневосточный терроризм.

В Западной Европе пик подъема террористических ак­тов пришелся на 70-е годы XX века. В Европе преобладал идеологически мотивированный терроризм левого и пра­вого толка. В 90-е годы наблюдается резкое уменьшение террористической активности (например, в Германии многие группировки объявили о своем расформировании и прекращении незаконной деятельности в связи с изменив­шейся обстановкой в обществе).

Латиноамериканский терроризм очень часто имеет тен­денцию к перерастанию в партизанскую войну («геррилью»). Интересно, что в Латинской Америке отсутствуют исторические корни для терроризма, так как в традици­онной культуре местных жителей агрессия и насилие рассматриваются как проявление злых сил, угрожающих груп­повому единству и пресекаются. Поэтому терроризм в этом регионе, несмотря на его распространенность, можно трак­товать как привнесенное явление.

В основе Ближневосточного терроризма лежит религи­озное и этническое противостояние, дополняемое терри­ториальными претензиями сторон (арабо-израильский кон­фликт).

Идеологический критерий положен в основу еще одно классической типологии политического терроризма. Тра­диционно терроризм подразделяется на: левый, правый, националистический, исламский. Левый терроризм особен­но распространен в Германии и Италии. Наиболее известными террористическими организациями и группами дан­ного направления являются печально знаменитые «Крас­ные бригады».

Правый терроризм характерен для Западной и Южной Европы, США, Японии и других стран. Террористически­ми организациями и группами данного направления явля­ются «Палачи Италии», «Черная Америка». Националис­тический терроризм, распространен в странах Европы, Индии, Палестины. Классическими примерами являются такие организации и группы как ИРА, Народный фронт освобождения Палестины. Исламский терроризм существу­ет в Арабских странах, России, Латинской Америке, США, Африке. Самыми известными организациями и группами данного направления являются «Аль-Кайда», «Хезболлах» («Партия Аллаха»), «Хамас» («Исламское движение сопро­тивления).

Самой известной и широко признаваемой типологией политического терроризма является его подразделение на государственный, внутренний, международный. При этом данная типология не является строгой с точки зрения ее основания и вызывает многообразие противоречащих друг другу трактовок данной триады.

Государственный терроризм представляет собой целе­направленную систему использования государством (орга­нами разведки, контрразведки, политической полиции) акций скрытого ослабления и подрыва своих внутренних или внешних политических противников посредством противоправного уничтожения или угрозы уничтожения их ведущей деятелей, активистов и сторонников, деморали­зации и запугивания определенных слоев населения, эт­нических групп, поддерживающих политических против­ников данного государства, дезорганизации вооруженных сил, системы государственного управления стран — объек­тов их внешней политики и т.п. Данная трактовка государ­ственного терроризма предполагает возможность его тео­ретического разделения на внутренний и внешний.

Внутренний государственный терроризм характерен, как правило, для жестких авторитарных режимов (например, инсценировка покушения на президента Туркмении С.Ниязова в 2003 году и расправа властей с оппозиционерами, которые были обвинены в совершении преступного акта). Внешний государственный терроризм используют мно­гие страны, в том числе и демократии. Например, извест­но, что спецслужбы США стояли у истоков создания дви­жения «Талибан», а до этого активно сотрудничали и воо­ружали моджахедов в Афганистане, все эти акции предпри­нимались для борьбы с Советским Союзом.

Внутренний терроризм трактуют обычно как одну из наиболее острых форм политического противоборства. Внутренний терроризм имеет два основных проявления. Во-первых, как деятельность внутренних, экстремистски ориентированных политических сил, организаций и отдель­ных лиц по отношению к существующей власти (так на­зываемый оппозиционный терроризм); во-вторых, как деятельность противоборствующих и не находящихся у власти политических сил и организаций, использующих террористические методы (так называемый междоусобный терроризм). Примером оппозиционного терроризма явля­ется деятельность национал большевистской партии Э.Лимонова в России, а междоусобный терроризм может быть проиллюстрирован борьбой колумбийских террористичес­ких групп между собой за рынки сбыта наркотиков и вли­яние на массы.

Международный терроризм трактуется большинством специалистов как одна из разновидностей политического терроризма. Несмотря на отсутствие общепринятых фор­мулировок данного феномена, можно констатировать, что ему присущи некоторые общие для любого терроризма характеристики (насилие, устрашение и т.п.) и ряд спе­цифических черт: данный тип терроризма наибольшую опасность представляет для международного правопоряд­ка и межгосударственных отношений, так как ущерб на­носится, по крайней мере, двум государствам; главным субъектом международного терроризма (во всяком случае, современного) являются негосударственные террористи­ческие группы и организации; сотрудничество и взаимо­действие различных террористических организаций, уча­ствующих в акциях международного терроризма.

В конфликтологии появление международного террориз­ма традиционно относят к 30-м гг. XX века и выделяют три этапа в его развитии. Первый этап (30-е годы) связы­вают с деятельностью таких стран как Германия, Италия, Япония, которые пытаются актами насилия сорвать со­здание антифашистской коалиции. Второй этап (40—70-е годы) характеризуются противостоянием сверхдержав, «хо­лодной войной». Терроризм используется СССР и США и некоторыми другими странами как государственная политика. На данных этапах международный терроризм прояв­ляется в форме государственного. Третий этап (80-е годы XX века—начало XXI века) характеризуется террористи­ческими актами направленными на подрыв межгосудар­ственных отношений, суверенитета государств, существу­ющего международного порядка.

Для организации и осуществления террористической деятельности важное значение имеет специфика простран­ственных условий, в которых совершаются террористичес­кие акты. По этому принципу традиционно выделяют три основных типа международного терроризма: наземный, воздушный и морской.

4. Терроризм в России имеет достаточно длительную исто­рию. Широко известен революционный терроризм XIX—на­чала XX веков. Некоторые западные исследователи (напри­мер, американский историк Р.Пайпс) рассматривают Рос­сию в качестве родины терроризма и считают, что революционный террор 1917 года был предвестником политического терроризма в современном мире. Подобная точка зрения, однако, представляется спорной, так как революци­онный террор как массовый феномен впервые был порожден Великой французской революцией, а организации подобные современным западным террористическим группам существо­вали еще в XVIII веке (например, в Ирландии).

При этом террористические акты оказали большое вли­яние на собственно российскую историю XX века (приме­ры: убийство Столыпина, убийство Кирова и т.п.). Рос­сийская оппозиция самодержавному абсолютизму не отвергала террористических действий (большевики, меньше­вики, эсеры и даже либералы на первоначальном этапе своей деятельности). Революция 1917 года породила фено­мены «красного» и «белого» террора. В советское время политического терроризма как систематически применяе­мого определенными оппозиционными группировками способа борьбы против режима в стране не существовало. Немногочисленные террористические акты данного пери­ода могут быть отнесены, прежде всего, к уголовному терроризму: актам личного возмездия.

СССР сталинского образца можно интерпретировать как классический тоталитарный режим, где репрессии госу­дарства (террор) достигли огромного масштаба. По самым скромным оценкам было уничтожено несколько милли­онов человек. Определенная либерализация советского режима после смерти Сталина, позволила уменьшить реп­рессии против граждан своей собственной страны, но в то же время привела к росту актов политического террориз­ма на территории СССР. Советское политическое руковод­ство уничтожало своих противников и за границей: Л.Троц­кого (1938 год), С.Бандеру (1959 год) и др.

Наиболее громкими террористическими актами советс­кого периода, имевшими политическую подоплеку, при­нято считать взрыв двух бомб в помещении партийного клуба в Ленинграде 6 июля 1927 года, попытку покуше­ния Виктора Ильина на Брежнева в 1969 году, несколько попыток угонов самолетов ради побегов из страны и не­которые другие. Но самым крупным террористическим ак­том нужно признать события 1977 года в Москве. 8 января 1977 года в столице осуществляются три достаточно мощных взрыва в местах скопления больших масс людей: в метро, в продовольственном магазине и около здания КГБ СССР рядом с продовольственным магазином. В результа­те трех взрывов погибло 7 и было ранено 37 человек. В ответ на это КГБ и МВД СССР провели операцию под кодовым названием «Взрывники». Очень долгое время опе­рация не давала никаких результатов. Удалось выяснить только, что преступники были жителями Еревана, что вызвало очень резкую негативную реакцию партийного руководства Армении и жалобы лично Л.И.Брежневу.

Однако события развивались своим чередом. 7 ноября 1977 года был случайно предотвращен взрыв на Курском вокзале Москвы, а в сумке с взрывным устройством най­дена верхняя одежда одного из предполагаемых террорис­тов. Вскоре на границе Грузинской ССР и Армянской ССР были задержаны А.Степанян и З.Багдасарян, которым че­рез сутки предъявили обвинение в совершении террорис­тических актов. Во время обыска квартир обвиняемых сле­дователями были найдены детали взрывных устройств и записка от руководителя террористической группы, изве­стного диссидента, создателя Национальной объединен­ной партии С.Затикяна. В ходе обыска его квартиры была найдена схема взрывного устройства, аналог которого был использован в Москве.

В ходе следствия и суда С.Затикян полностью отрицал свою вину, частично признал свою вину другой аресто­ванный А.Степанян, но он отрицал участие Затикяна, полностью признал свою вину лишь З.Багдасарян. Суд в январе 1979 года был закрытым и длился всего несколько дней, после чего всем троим подсудимым был объявлен смертный приговор, который привели в исполнение через 5 дней после оглашения. Подобная закрытость суда и скорый расстрел приговоренных заставил правозащитников на Западе и диссидентов в Советском Союзе усомниться в правомерности приговора и виновности обвиненных. В ча­стности, Андрей Сахаров выступил с резкой критикой данного решения властей. Он и некоторые другие правоза­щитники считали троих казненных людей невиновными. Постепенный распад Советского Союза, крушение то­талитарного режима вызвали невиданный по масштабам всплеск политического терроризма в России и других стра­нах постсоветского пространства. Масштаб терроризма на территории бывшего СССР превосходит всплеск террори­стической активности на Западе в 70-е гг. XX века, по­скольку ни одна западная страна в эти годы не пережива­ла крушения прежней государственности и становления новой, перехода к новой модели экономики и одновре­менно к реализации гражданами и этническими группами многочисленных прав и свобод.

В современной России наиболее взрывоопасным и конфликтогенным регионом следует признать Северный Кав­каз. Именно этот регион лидирует по количеству террори­стических актов уголовного и политического характера. Однако сегодня политический терроризм характерен и для относительно стабильных в политическом и экономичес­ком плане территорий страны. Показателен в этом плане, например, взрыв газопровода на границе Татарстана и Кировской области. Существование в России мятежного субъекта федерации — Чеченской республики провоциру­ет нестабильность на всей территории страны. Прежде все­го, это связано с многочисленными террористическими актами разного рода за пределами самой Чечни: взрывами жилых домов, захватом общественных учреждений, взя­тием заложников и т.п.

Полиэтничность и поликонфессиональность России, оп­ределяют объективные сложности в оценке актов полити­ческого терроризма. Так, например, террористические дей­ствия чеченских боевиков находят поддержку у части насе­ления России. Подобная поддержка обеспечивается рядом легальных движений и партий, некоторыми федеральными и региональными СМИ, рядом региональных элит.

Современные российские конфликтологи выделяют раз­личные особенности отечественного политического тер­роризма. В частности, некоторые специалисты отмечают, что российский политический терроризм носит необъяв­ленный (анонимный) характер, так как информация о целях и причинах большинства терактов их организатора­ми не декларируется в отличие от западных стран или ре­гиона Ближнего Востока, где совершившие теракт, как правило, заявляют о себе и своих целях через СМИ. Боль­шинство террористических актов последнего десятилетия в России действительно подтверждают данное положение, но события сентября 1999 года, связанные со взрывом жилых домов в российских городах и октября 2002 года, связанные с захватом «Норд-Оста», когда террористы по­пытались объяснить мотивы своей деятельности и даже выдвинули развернутые политические требования, могут означать возникновение новой тенденции.

В качестве особенностей российского политического терроризма также обычно называют: внезапность возник­новения; наличие широкого спектра террористических организаций (национального, религиозного, левого и правого толка), действующих на территории одной страны — России. Однако, при детальном рассмотрении, внезап­ность возникновения политического терроризма и широ­кий спектр террористических организаций не являются спецификой России. Существуют страны, в которых так­же представлен весь спектр террористических организа­ций, например, США, а внезапность возникновения тер­роризма в современной России вообще может быть по­ставлена под сомнение благодаря историческим тради­циям страны.

5. Основную сложность в борьбе с международным тер­роризмом представляет отсутствие единой точки зрения у государств мира по вопросу о том, что является террориз­мом, а что им не является. Характерными примерами здесь являются отказ Ливии (на протяжении ряда лет) выдать властям США двух людей, причастных к гибели пассажир­ского самолета или недавний инцидент с отказом Дании выдать чеченского террориста А.Закаева России.

На международном уровне борьба с терроризмом кон­центрируется в рамках ООН и отдельных ее структур, на­пример, в Международном суде, Комитете по борьбе с терроризмом (КБТ) и т.п. Активную роль в борьбе с терроризмом играет Интерпол (международная организация уголовной полиции).

В частности, резолюция Совета Безопасности ООН от 12 сентября 2001 года № 1368 призвала международное сообщество умножить усилия по предупреждению и по­давлению терроризма, включая активизацию координация и полную имплементацию в национальное законодатель­ство антитеррористических конвенций и резолюций Со­вета Безопасности ООН. Другая резолюция от 28 сентября 2001 года № 1371 устанавливала, что все государства дол­жны предотвращать и пресекать финансирование террористических организаций и групп, для чего внести соот­ветствующие дополнения в свое законодательство.

Наиболее распространенными являются следующие меры по борьбе с международным терроризмом: подписание го­сударствами международных соглашений по предотвраще­нию терактов; обмен информацией и оказание государства­ми друг другу уголовно-процессуальной помощи; сотрудничество в сфере толкования и применения конвенций в области борьбы с терроризмом; проведение совместных антитеррористических операций; координированная дея­тельность государств по предотвращению и пресечению финансирования террористических организаций и групп, ужесточению миграционного и таможенного контроля.

Наряду с международными различными государствами разрабатываются внутригосударственные меры по борьбе с политическим терроризмом. Например, в Израиле суще­ствует уголовное преследование за недонесение информа­ции о готовящемся теракте. В ряде стран введен контроль государства за электронной почтой, ликвидируются экст­ремистские группы и производятся аресты лидеров терро­ристов (Италия, Россия, ФРГ). В Пакистане была запре­щена пропаганда религиозной нетерпимости в мечетях, произведена перерегистрация медресе, установлен государственный контроль над мечетями в сфере финансиро­вания. К началу 2002 года в ряде стран (Великобритании, Мексике, Пакистане, США, ФРГ, Японии) приняты но­вые антитеррористические законы. Их суть сводится к рас­ширению полномочий силовых органов за контролем над финансовыми потоками, замораживанию и арестам подо­зрительных счетов.

Важно отметить, что антитеррористическая деятельность государства должна включать в себя решение целого бло­ка социальных проблем (достижение реально равноправия, борьба с нищетой, разрешение этнических противоречий и конфликтов и т.п.), что помогает предотвратить возмож­ные теракты. Другой стороной антитеррористической государственной политики являются действия, направлен­ные на активную борьбу с реальными проявлениями тер­роризма.

Так, в западных странах борьба с терроризмом включа­ет в себя антитерроризм — оборонительные меры, направ­ленные на то, чтобы снизить уязвимость отдельных лиц и объектов (в частности, обеспечение безопасности поле­тов на воздушном транспорте) и контртерроризм — на­ступательные меры, используемые для предотвращения, сдерживания или в ответ на террористические акции.

Классическим примером здесь выступают США. Амери­канцы используют целый ряд наступательных мер: ракет­ные удары по территории стран, где, по мнению амери­канцев, расположены крупные базы террористов (широко известны ракетные атаки на Судан и Афганистан); эконо­мические санкции против стран, оказывающих прямую помощь или содействие терроризму (например, против Ливии, Ирака).

Наибольшую известность получила широкомасштаб­ная антитеррористическая операция США и их союзни­ков в Афганистане (после терактов в Америке 11 сентяб­ря 2001 года) с целью свержения режима талибов и уничтожения такой террористической организации как «Аль-Кайда». Военная кампания США и Великобритании в Ираке в 2003 году также была проведена после неоднократ­ных обвинений режима С.Хусейна в помощи террористам. Однако, несмотря на всю военную и финансовую мощь США и их союзников, антитеррористическая операция против «Аль-Каиды» не считается завершенной до сих пор. Сегодня можно говорить о падении режима талибов в боль­шинстве районов Афганистана, о шести тысячах членов террористических групп, интернированных на военную базу Гуантанамо, разгроме сети лагерей и баз по подготовке террористов. При всех этих успехах, известно, что до сих пор ряд районов Афганистана находится под властью та­либов, часть структур «Аль-Каиды» сохранились в «режи­ме ожидания» в различных странах мира (Сомали, Йемен и др.), они обладают большим количеством оружия и двад­цатью маломерными судами-камикадзе для атак на танке­ры, не удалось арестовать и наиболее известных лидеров террористов.

Такое государство как Израиль в ответ на любой терро­ристический акт со стороны палестинцев обязательно про­водит силовую операцию возмездия или с помощью своих спецслужб устраняет лидеров террористических организа­ций (как правило, с помощью ракетных атак с воздуха). В данном случае границы между феноменами террора и терроризма полностью размыты.

Вопрос борьбы с политическим терроризмом непосред­ственно связан с проблемой политического режима. До сих пор ни в науке, ни в политической практике не найдено адекватное решение следующего вопроса: является ли же­сткая внутригосударственная политика фактором, сдержи­вающим террористическую деятельность, либо репрессив­ные меры со стороны государства приводят к обществен­ному протесту и усилению террористической активности. В России концепция борьбы государства с терроризмом лишь формируется. В ее основе лежит Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом», принятый в 1998 году. В 1997 году создана межведомственная антитеррористическая комис­сия Российской Федерации. В уголовном кодексе России имеется специальная статья, посвященная уголовному тер­роризму. Однако определенная разработанность юридичес­кой базы лишь подчеркивает неэффективность практичес­кой системы действий государства в борьбе с уголовным и политическим терроризмом. Достаточно вспомнить про­валившиеся операции спецслужб в Буденновске и Первомайском, появление большой группы террористов в Мос­кве при захвате «Норд-Оста» и т.п.

Провалы спецслужб в борьбе с терроризмом повлекли серьезные изменения в принципах их функционирования и структурной организации в ряде стран мира. В первую очередь это касается США и России. В США сформирова­но Министерство национальной безопасности. В России заявлено о пересмотре концепции национальной безопас­ности в связи с террористической угрозой и создании спе­циальных сил, отвечающих за борьбу с терроризмом.

Таким образом, политический терроризм является од­ним из важнейших конфликтогенных факторов в совре­менном мире. Он стал глобальным явлением. Без актов политического терроризма не обходится ни один крупный военный конфликт современности. Международное сооб­щество, отдельные национальные государства пока не могут эффективно бороться с политическим терроризмом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: