1. Культура Западной Европы 16 века. Протестантизм и зарождение капитализма. (по книге М. Вебера)
Говоря о Западной Европе, стоит отметить, что пятьсот лет назад в Европе началась религиозная Реформация, которая стремительно распространилась на многие страны. В итоге это движение не только полностью реформировало церковь, но также преобразовало экономику и культуру всех стран, которые оно затронуло. В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божьего от наносного человеческого, приобретенного церковью в Средние века. Основателем лютеранской церкви и вдохновителем реформаторского движения по праву считается Мартина Лютера (1483-1546) - теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма, одного из величайших гениев человечества. Семя живого Слова Божьего, которое проповедовал М.Лютер, и другие реформаторы того времени, посеянное в человеческих сердцах, давало всходы, преображая жизни людей, освобождая их от греха. Целые народы осознали и стали использовать тот потенциал, который Бог даровал им, что изменило лицо всей Европы и затронуло весь мир.
Протестантизм откололся от католицизма в 16 веке в результате Реформации – широкого религиозного, культурного и общественного политического движения. Протестантизм рассматривается как совокупность религиозных организаций и вероучений, возникших в результате реформации католицизма.
Религиозные конфликты, столь характерные для эпохи Возрождения - Реформации, были формой обнаружения ключевых проблем социального развития и их разрешения, оказывали на него заметное воздействие. Так, протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, о месте религии в обществе, равно как и предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли Нового времени.
|
Говоря о Реформации, стоит отметить, что она возникла по поводу толкования теологических идей, но богословские идеи определили линию социальной борьбы, за которой стояли классы и сословия, судьбы реальных государств. Корнями своего возникновения и результатами своего разрешения она выходила за рамки религиозной полемики. Поборники Реформации её центральным вопросом считали вопрос о человеке, его совести, свободе и разуме. Итогом столь бурных событий ХVІ века стало появление лютеранского и кальвинистского протестантизма. Победы, одержанные в ХVІ веке в ряде стран Западной Европы протестантизмом над католицизмом, были идеологическим выражением происходившего тогда в Европе процесса разложения феодального строя и зарождения капиталистических отношений. Протестантизм явился духовным детищем постепенно формировавшейся буржуазии, еще очень разнородной по своему составу и уровню развития.
Важнейшими особенностями протестантизма являются спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. В отличие от католицизма протестантизм считает, что сверхъестественная способность общения с Богом присуща не только духовенству, но и всем христианам, независимо от того, миряне они или священники. Отсюда и вытекает протестантский принцип священства всех верующих. И этой своей сверхъестественной способностью обязаны исключительно личной, внутренней вере в Христа и в его искупительную миссию. Отсюда вытекает другой протестантский принцип - спасение личной верой. Протестанты порвали с католическим Священным преданием - совокупностью постановлений церковных соборов и римских пап - и вернулись к Священному писанию.
|
Из этих черт протестантизма следуют другие его особенности. В протестантизме нет церковной иерархии; он уравнивает всех людей перед богом: все в одинаковой степени перед ним греховны; протестантское духовенство не имеет специальных одеяний, у него нет и особых прав, он подотчетен своей общине, в которой все члены имеют право голоса в её делах. М. Лютер и Ж. Кальвин отвергли католическое разделение мира на мирскую и религиозную сферы и ввели концепцию “призвания” для объяснения мирских обязанностей верующего, тем самым как бы освятив сферу мирской жизни человека. Давая духовное обоснование идее “призвания”, они рассматривали повседневный труд человека как выражение божественного предначертания выполнять определенные обязанности в мирской жизни. Причем ценность всякого труда измерялась не его местом в иерархии занятий, а прилежанием и успехом.
Возвращаясь к разговору о Вебере и его труде «Протестантская этика и дух капитализма», то стоит обратить внимание на понятие протестантская этика. Оно подразумевает под собой неформальную систему норм и ценностей протестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отличие от декалога и евангельских заповедей правила протестантской этики строго не фиксированы и не входят в канон. Они содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них, отдельные правила включены в конкретные исповедания веры.
|
На самом деле термин "протестантская этика" не характерен для богословской лексики - они обрели понятийную строгость главным образом в социологических и религиоведческих исследованиях. Тем не менее, существует определенный корпус нравственных принципов, реальная общность которых в протестантизме определена тем, что они выражают существенное содержание реформированного христианства.
Теоретическую базу протестантской этики составляет протестантское понимание человека, конкретизированное в концепции благодати, предопределения, призвания и т.п. Основанные на них принципы нравственности, заметно расходились с привычной христианской моралью средневековья. Согласно протестантизму, основными признаками избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление верующего доказать себе и другим свою Бога избранность создало сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критериев. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Протестантская этика освятила труд и осудила праздность, практическим следствием чего в ряде стран было суровое законодательство против бродяг. Трактовка профессии как ответа на призыв Бога сделало обретение специальности и постоянное совершенствование в ней моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как одно из "добрых дел", протестантизмом осуждалось - милосердие понималось, прежде всего, как предоставление возможности обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость - расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: её требования относились к производственной и социальной дисциплине и качеству труда. Она осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию. Истинный христианин обязан был быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств. Грамотность была угодна Богу, поэтому в некоторых странах, принявших протестантизм как государственную религию, были приняты законы об обязательном начальном образовании.
Макс Вебер – немецкий социолог, разрабатывавший вопросы методологии социального познания, культурологи, экономики. Большое влияние на европейское обществоведение оказали его исследования по социологии религии и исторической роли протестантизма. М. Вебер считал, что экономика не является основой социальной жизни, напротив, формы экономической деятельности зависят от культурных, в частности, религиозно-этических факторов. Капитализм согласно М. Веберу, такая характерная модель, смысл которой придает понятие духа капитализма, выражающегося в стремлении к экономической эффективности, прибыли, рациональной организации общественной жизни.
Основной работой М. Вебера считается исследование "Протестантская этика и дух капитализма». Впервые это произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
В своей книге М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии, он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.
Различия видны и в образовании: среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, а среди протестантов - люди с техническим образованием. Поскольку, по мнению Вебера протестанты готовятся к "буржуазному" образу жизни больше. Макс Вебер объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания. Кроме того, в процентном соотношении заметно, что католиков, занимающихся техническими науками, меньше чем среди протестантов.
Вебер, пытаясь, ответить на вопрос, чем можно объяснить эту четкую взаимосвязь социального статуса с религией, больше склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом положении.
Далее Вебер дает определение такому термину как "дух капитализма". Под духом капитализма М.Вебер понимает следующее: "комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения".
В понимании автора идеальный человек - кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель. На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной модели мира. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. М.Вебер считает, что честность, если она приносит кредит, столь же ценна, как и истинная честность.
М.Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда. Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах. Исходя из этого, М. Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и "современный", по способу организации предприятия. Он пишет, что современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный капитализм, боролся с его проявлениями.
М.Вебер считал, что когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании, необходимо развитое чувство ответственности и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания. Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.
Схематически сравнение морали традиционного средневекового человека и протестанта нового времени можно изобразить при помощи таблицы, в которой показаны отношение к труду, профессии, деятельности.
Традиционный человек | Протестант |
Работает, чтобы жить | Живет, чтобы работать |
Профессия- Бремя | Профессия- Форма существования |
Простое производство | Расширенное производство |
Не обманешь - не продашь | Честность - лучшая гарантия |
Основной вид деятельности- Торговля | Основной вид деятельности- Производство |
Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники того времени, М. Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему ощущение хорошо исполненного долга.
М.Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного религиозного учения и видит в любом влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему опору.
Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти.
Вебер, проводя анализ развития взглядов на занятие мирской деятельностью предреформаторской церкви, говорит, что программа этической реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием религиозных мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов.
Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в отличие от католицизма, предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни, тем самым обязанность становится его призванием - таким образом, декларируется равенство всех профессий перед Богом. Так появился веберовский предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.
Вебер отметил, что капитализм существовал задолго до реформации. Капиталистические отношения характерны для средневековых купеческих князей и для традиционных крестьянских обществ. Вебер назвал капитализм, который он увидел в средневековом периоде, "авантюрным капитализмом". Он утверждал, что данная форма капитализма была беспринципной. Она заключалась в трате денежных доходов на пышный и испорченный образ жизни. По Веберу, новый "дух капитализма" возник в XVI веке. В отличие от средневекового "авантюрного капитализма", эта новая версия капитализма имела твердое нравственное основание. Хотя она поощряла приобретение и накопление богатств, однако она, относилась к ним аскетически. В связи с этими новыми настроениями возникает протестантизм, по Веберу. Протестантизм, утверждал М.Вебер, выработал психологические условия, необходимые для развития современного капитализма. Вебер правильно определил мощное экономическое и социальное влияние религиозных идей на раннюю Европу нового времени.
2. Художественная культура Европы второй половины 19 – начала 20 века.
КРАТКО:
Реализм - представляет собой направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни. В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией. У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проблема «личность и общество». У писателей она выражалась в противостоянии социальных закономерностей и нравственного идеала, индивидуального и массового.
Символизм — художественное направление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х годов, возникшее сначала во французской литературе. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму.
Импрессионизм обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист пытается зафиксировать на холсте мимолетные впечатления от сцены, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э. Дега, П. О. Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве.
Постимпрессионизм — художественное течение конца XIX— начала XX века, возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Приставка «пост» не означает, что новое направление просто следовало во времени за старым. Они расходились в принципиальных вопросах. Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал постоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором — рассудок и интерес к философским аспектам. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Их творчество положило начало многим тенденциям изо-бразительного искусства XX века.
ПОПОДРОБНЕЕ
Крупным стилистическим направлением в культуре XIX века являлся реализм. Как отдельный элемент реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения и др.). Однако только в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте, позе, композиции.
Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.
В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни.
В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией, которая, как и он, отображает типичные закономерности поведения людей, но делает это по-своему — на основе статистических обобщений. Романы Толстого или Стендаля отображали социально-типическое иначе — через художественное обобщение, но по степени точности и достоверности постижения реальности ничуть не уступали лучшим работам социологов.
У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проблема «личность и общество».
Реализм и романтизм объединяет критическое отношение к капиталистической реальности. Когда капитализм в середине XX века вступил в новую историческую фазу, стал более цивилизованным, пошел на убыль обличительный пафос художников, сменились художественные стили эпохи. От романтизма реализм отличают методы отображения критикуемой реальности: скрупулезная работа с объективными фактами у реалистов, углубление в субъективный мир человека — у романтиков.
Реализм в живописи во Франции связан с художниками «Барбизонской школы». Этот термин обозначает живописные открытия независимых пейзажистов, работавших в 30—60-е годы XIX века в деревушке близ леса Фонтенбло,— Т. Руссо, Н. Диас, Ж. Дюпре, К. Коро, К. Труайон. Они обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха, сыграли важную роль в развитии реалистического пейзажа.
В группе реалистов господствующее положение занимала блестящая личность Жана Франсуа Милле (1814—1875). Его монументальное искусство являет собой восхваление сельского труда, гимн природе. В своих пейзажах и «реальных аллегориях» Гюстав Курбе (1819—1877) дал обобщенные образы простых людей-тружеников. Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Курбе придал жанровым сценам монументальную значительность, которая допускалась прежде лишь в исторической живописи.
Новые направления в искусстве
Во второй половине XIX века в Западной Европе культурным центром становится Франция. Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность. В Англии в 1842 г. возникло «Братство прерафаэлитов» — общество поэтов и художников (Д.Г. Россетти, X. Хант, Дж.Э. Миллес), критиковавших с романтических позиций современную культуру. Прерафаэлиты соединяли скрупулезную передачу натуры с вычурной символикой. Они избрали своим идеалом «наивное» искусство средних веков и раннего Возрождения (до Рафаэля). Идеи прерафаэлитов повлияли на развитие символизма и стиля «модерн».
Символизм (фр. symbolisme, от греч. — знак, символ) — художественное направление в европейском и русском искусстве 1870 — 1910-х годов, возникшее сначала во французской литературе. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму. С помощью «сверхчувственной интуиции» символисты намеревались проникнуть в тайны мира, скрытые под внешним покровом. Символизм исходит из убеждения, что современной культуре недостает фантазии и духовности. Художник-символист создает произведения, дающие выход воображению.
Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве — импрессионизм (от фр. impression — впечатление).
Импрессионизм обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист пытается зафиксировать на холсте мимолетные впечатления от сцены, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э. Дега, П. О. Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве.
Один из основоположников импрессионизма, Эдуар Мане (1832—1883). В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве». На ежегодную выставку художников в Париже официальное жюри принять его картину отказалось. Тогда он выставился среди неофициальных художников — в известном «Салоне отверженных». Картина произвела в Париже громкий скандал. На ней была изображена обнаженная женщина в обществе одетых мужчин. Новшеством в этой картине было то, что яркий свет переходил к тени сразу, без промежуточных градаций. Это создавало ощущение незавершенности, резкости и одновременно угловатости. Отныне Мане встал на путь разрушения традиционных канонов бытовой живописи, отказавшись от четкой сюжетной мотивировки.
Клод Моне (1840—1926) — ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии картин «Стога сена» (1891), «Руанский собор» (1895) он стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и название направления — импрессионизм.
Другой представитель импрессионизма Камиль Писсарро (1830—1903) является автором светлых, чистых по цвету пейзажей, для его картин характерна мягкая сдержанная гамма. Как и другие импрессионисты, Писсарро создал немало городских пейзажей, среди которых лучшими являются виды Парижа, написанные им в конце 90-х годов. Писсарро, как и большинство импрессионистов, пишет маленьким точечным мазком, сочетая его с ясно выраженным контуром предметов. Наиболее известные произведения «Бульвар Монмартр» (1897) и «Оперный проезд в Париже» (1898).
Выходец из семьи крупной финансовой буржуазии, Эдгар Дега (1834—1917. Он прославился свободным, иногда асимметричным построением композиции. Чтобы нарушить неподвижность своих картин и передать стремительное движение, Дега использовал различные приемы: поднятие линии горизонта, смещение центра композиции, нарушение перспективы. Значительное место в творчестве Дега занимает балет, который он показал и с праздничной, и с будничной стороны.
Выдающийся французский живописец, график и скульптор Огюст Ренуар (1841 —1919), сын портного из Лиможа, зарабатывая на жизнь, расписывал в Париже фарфор, веера и шторы, затем учился в Школе изящных искусств у импрессионистов. Он создавал светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены, воспевающие чувственную красоту и радость бытия: «Мулен де ла Галет» (1876), «Ж. Самари» (1877).
Импрессионисты (за исключением Дега) создают оригинальную живописную систему. Она отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением четких раздельных мазков чистого цвета, смешивающихся не на палитре, а при восприятии зрителем — в оптических рецепторах глаза — светлой и яркой цветовой гаммой, цветными тенями. Объемные формы как бы растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке, дематериализуются, обретают зыбкость очертаний.
Франция в конце XIX века дала миру великого скульптора — Огюста Родена (1840—1917), творчество которого относят к импрессионизму. В его скульптурах духовное содержание передавалось выражением лица и движением тела, достигающим кульминации в жесте, поразительном по красоте, психологической точности и ритмической выразительности.
Постимпрессионизм
Постимпрессионизм (от лат. post — после и импрессионизм) — художественное течение конца XIX — начала XX века, возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Приставка «пост» не означает, что новое направление просто следовало во времени за старым. Они расходились по принципиальным вопросам. Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал посто-янные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором — рассудок и интерес к философским аспектам бытия. К постимпрессионистам относят П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Между собой они имели мало общего. Каждый из них искал свою художественную нишу: Сера осуществлял свои эксперименты с цветом в Париже. Ван-Гог уехал в Арль, городок на юго-востоке Франции, Гоген отправился на далекий остров Таити. Их творчество положило начало многим тенденциям в изобразительном искусстве XX века.
Винсента Ван-Гога (1853—1890). Ван-Гог работал в очень динамичной манере, используя цвет как мощное выразительное средство. Эгоцентрист и неврастеник, Ван-Гог передает в своих картинах глубоко оригинальное видение мира. Его творчество продолжалось менее одного десятилетия, но, работая как одержимый, он создал за этот короткий срок несколько тысяч шедевров. Непризнанный гений, он подвергался насмешкам не только врагов, но и друзей. Ван-Гог покончил с собой в возрасте 37 лет. Его творчество повлияло на всю культуру XX столетия.