Декоративно-прикладное искусство - это раздел искусства, который охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных, главным образом, для быта, т.е. имеющих практическое назначение.
Материалы: металл, дерево, текстиль, керамика, пластмасса, стекло и т.д.
Техника: резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка и т.д.
Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению, в научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) и по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, ткачество, набойка, литье, чеканка, интарсия и т.п.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания материальных и духовных ценностей. Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.
|
Эстетически насыщая среду, окружающую человека произведения этого жанра в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно они воспринимаются во взаимосвязи с его архитектурно-пространственным решением, с входящими в нее другими предметами или их комплексами (сервиз, предметы мебели, костюм, ювелирный гарнитур). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданным) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.
Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в ДПИ красота материала, пропорциональное соотношение частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделий (например, лишенные декора изделия из стекла или других, ничем не тонированных материалов). Зато здесь наглядно проявляется особое значение для ДПИ чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых роднит его с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, отдельными элементами, с каким либо другим изделием – колоколом, балясиной и т.д.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру, нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями, нередко контрастными по отношению к форме, (например, изделия хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе.
|
Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).
В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер ДПИ. Его произведения рассчитаны на восприятие зрением и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приемов его обработки получают в ДПИ роль особо активных средств эстетического воздействия.
Живопись – это пространственный вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.
|
Живопись отражает и в свете тех или иных концепций оценивает духовное содержание эпохи, ее социальное развитие. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображаемую художником, она служит действенным средством общественного воздействия. Многие произведения живописи обладают документально-информационной ценностью. В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в его произведении, приобретает особую убедительность для зрителя.
Из истории живописи.
Живопись очень древнее искусство. Прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX века. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития. В античную эпоху возникло стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек. Это вызвало зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно-пространственных живописных изображений. Раскрылись новые тематические возможности отображения действительности живописными средствами. Живопись служила для украшения храмов, гробниц и других сооружений, находилась в художественном единстве с архитектурой и скульптурой.
Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Она отличалась экспрессией звучных, в основном локальных цветов, выразительностью контуров. Фон фресок и картин, как правило, был условным, отвлеченным или золотым, воплощающим в своем таинственном мерцании божественную идею. Значительную роль играла символика цвета.
В эпоху Возрождения ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм (человек в центре вселенной) отразились в живописных композициях на религиозные и мифологические темы, в портретах, бытовых и исторических сценах. Возросла роль живописи, выработавшей научно обоснованную систему линейной и воздушной перспективы, светотени.
Процесс развития европейской живописи в XVII-XVIII веков усложняется, складываются национальные школы, каждая со своими традициями и особенностями. Живопись провозглашала новые социально-гражданские идеалы, углублялась психологическая проблематика, ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к четкому формированию системы жанров; пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр и т.д., то есть по предмету изображения.
В процессе развития искусства формировались различные жанровые системы: динамичная живопись барокко с характерной для нее незамкнутой, спиралевидной композицией; живопись рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых тонов; живопись классицизма с четким, строгим и ясным рисунком.
В XIX века живопись играла активную роль в общественной жизни. Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита.
Поворотом в живописи, на долгие годы повлиявшим на ее развитие, было появление импрессионизма, стремившегося передать изменчивую красоту мира, выявившего возможности оптического смешения чистых цветов и эффекты передачи фактуры. Художники вышли писать свои картины на пленэр.
В XIX-XX веков развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование. Появляется а бстрактная живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений. В XX веке продолжается поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что, несомненно, приведет к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников.
Виды живописи: декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декорационная.
Живопись
по назначению:
Станковая | Монументальная |
Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте – станке | Это работы, занимающие большие пространства, внутренние или наружные стены зданий (фрески, панно, росписи и др.) |
по характеру веществ,
связующих пигмент (красящее вещество);
по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности: различаются:
ü масляная живопись;
ü живопись водяными красками по штукатурке – по сырой - «фреска», по сухой – «а секко»;
ü темперная;
ü клеевая; восковая;
ü живопись эмалями;
ü живопись красками для керамики (связующие легкоплавкие стекла, флюсы, глазури – закрепляются обжигом);
ü живопись силикатными красками (связующее звено – растворимое стекло) и т.п.
Непосредственно с ней смыкаются мозаика и витраж, решающие те же изобразительно-декоративные задачи, что и монументальная живопись. Для исполнения живописных произведений служит также акварель, гуашь, пастель.
Основное выразительное средство живописи – цвет. Цвет своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства. В произведениях оно образует цельную систему (колорит). Живопись может быть полихромной или монохромной. Цветовая композиция обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной структуры.
Другое выразительное средство живописи – рисунок (линия и светотень) – ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отделяет объемы друг от друга, являясь конструктивной основой живописной формы. Это позволяет обобщенно или детально воспроизводить очертания предметов, выявляя их мельчайшие элементы.
Графика
От греческого слова «grapho» – пишу, рисую – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.
Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах – эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.
Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств – графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления – печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое. Термин «графика» первоначально применялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX- начале XX веков, когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Язык графики и главные выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно, тон. Активно участвует в создании нового впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно при использовании только черного цвета. Именно по этому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.
Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, а в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении – линия это или пятно, каково его значение. Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображением, и даже проступающий под красочным слоем фон листа бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле. Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя. В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.
Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.
Виды графики
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.
Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение, а также печатная графика. Графические листы легко переносимы, они могут быть предназначены не только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий. Специфическими видами являются в станковой графике – лубок, а в газетно-журнальной – карикатура. Художественное оформление газет и журналов строится на основе связи с текстом, так же как и в книжной графике, и выдерживается в едином стиле в рамках одного типа издания.
Важнейшей областью является книжная графика. В древних рукописных книгах рисунки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, оно является частью культуры. Все элементы книжного оформления – и расположенные внутри книги, и внешне – создают целостное произведение искусства. Художник определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), разнообразного иллюстративного материала. Но особенно велика роль художников иллюстраторов. Когда они выполняют элементы внешнего оформления книги (суперобложку, переплет, или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации).
К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари, которые нарисовал художник и многое другое. Этикетки на различных упаковках – это тоже прикладная или промышленная графика (промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает сориентироваться в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш быт.
В самостоятельную область графики выделяется плакат. Он, как правило, живо откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.). Принято выделять несколько основных видов плаката: политический, спортивный, экологический, рекламный, сатирический, просветительский, театральный и т.д.
Современный графический дизайн включает в себя не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные.
Новым видом является компьютерная графика. Художник выполняет композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения.
Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.
Скульптура
Скульптура - (лат. Skulptura, skulpo- вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы и т.п.) также называют скульптурой.
Скульптура – это вид искусства, основанный на принципе объемного, физически трехмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), еще реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).
Главными выразительными средствами этого вида искусства являются постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жесты, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объема, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфический в каждом случае характер силуэта. Объемная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.
Виды скульптуры
Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости, то позволяет раскрывать темы, связанные с изображением множества людей и их действий.
Скульптура по своему назначению бывает станковой, монументальной и монументально-декоративной. Отдельно выделяется скульптура малых форм.
Монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается, прежде всего, в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относятся городские памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой общения. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где ее можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной ее средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, ее размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущ интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.
Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т.п.) служат для лепки; при этом наиболее употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки. Твердые вещества (различные породы камня, дерева и др.) обрабатываются путем рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нем объемной формы; для обработки каменного блока применяются молоток (киянка) и набор металлических инструментов, для обработки дерева – преимущественно фасонные стамески и сверла. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твердое, (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т.п.) служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм.
Фотоискусство (от греч. phos – свет, англ. Photographic art), художественная фотография – вид пластических искусств, использующий изобразительные и выразительные возможности фотографии. Фотоискусство первый из видов искусства, возникший благодаря новейшей технике и успехам наук (физика, химия, оптика); дальнейшее освоение научно-технических достижений породило при участии опыта фотоискусства киноискусство, телевизионное искусство, галографию, видео-арт, компьютерную графику и т.д. Изобретатель фотографии француз Жак Даггер (1839 год) был художником и наметил основные жанры фотоискусства (пейзаж, натюрморт, портрет) по аналогии с живописью; фотопортреты XIX века следовали методам классической и современной живописи, используя вместе с тем съемочные эффекты и специальное освещение. Наряду с живописным («пикториальным») методом портрета и пейзажа во второй половине XIX века и начале XX века стала развиваться географическая, этнографическая, батальная, репортажная фотография; документальные свидетельства фотоискусства часто представляли обществу реальную подлинную жизнь и характерные социальные типы.
В последней четверти XIX века и первой четверти XX века эксперименты в фотоискусстве позволили раскрыть красоту и динамику быстрых движений человека и животного, запечатлеть оптические световые эффекты на фотобумаге, парадоксально соединить в фотомонтаже фрагменты жизни. В мировом фотоискусстве XX века сохраняются традиции гуманистического документального фотоискусства, но все большее место занимают эксперименты по лабораторному преобразованию среды и фотоснимка, связанные с течениями авангардизма; взаимное влияние оказали друг на друга фотоискусство и гиперреализм.
Заключение
Есть множество ответов на вопрос, что такое искусство, но каждый из них показывает лишь одну из граней истины. Каждое истинное произведение искусства является глубоко индивидуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму, художественный образ развивается, вынашивается в замыслах автора. Все то, что пережито, осмыслено творцом, его понимание мира и духовные ценности проявляется в произведении искусства. Подлинный художник способен выразить то, что другие лишь смутно чувствуют. Лучшие памятники искусства можно рассматривать часами, находя все новые грани совершенства. Настоящие ценители искусства советуют идти в музей не для того, чтобы за два часа «пробежать» по всем залам, а посвятить это время одному единственному шедевру, постигая, как сказал Николай Гумилев, «все оттенки смысла», вложенного творцом в свое произведение.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный автономный профессионально-педагогический
университет»
Художественно-педагогический институт
Кафедра дизайна одежды
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ