Цель занятия - создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активного стиля общения, обучить способам знакомства.
Содержание занятия
В начале работы группы каждому из участников предлагается оформить собственную визитку, где указывают тренинговое имя. При этом студент вправе взять себе любое имя: настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя и т. п. Предоставляется полная свобода выбора и фантазии.
Тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся на груди так, чтобы все могли прочитать ваше новое имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам. Время на оформление визиток - 3 минуты.
После оформления визиток и их закрепления на видном месте найдите себе партнера, с которым в течение 5 минут вы должны подготовиться к представлению всей группе. Основная задача представления - подчеркнуть индивидуальность СВОЕГО ПАРТНЕРА, рассказать о нем так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Мы объединимся в большой круг, и вы по очереди расскажете о своем партнере, подчеркивая его особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т. п.).
Имейте в виду, что вы должны настолько хорошо владеть информацией о своем партнере, чтобы без запинки не только рассказать о нем, но и ответить на вопросы других участников, если они возникают. Будьте предельно искренни друг с другом. Откройте свой внутренний мир этому человеку. Он будет говорить о вас!»
Рекомендации ведущему. Вам следует позаботиться о карточках для визиток (плотная бумага, картон или сами пластиковые визитки). Также лучше иметь под рукой булавки, ручки, карандаши. В случае, если несколько участников выберут себе одинаковые имена, ведущий должен посоветовать им найти вариант этого имени или взять другое тренинговое имя. Основной замысел в том, чтобы каждый член группы мог уже на первом занятии почувствовать свою индивидуальность даже в такой детали, как имя.
Вы даете время для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары и каждый рассказывает о себе своему партнеру. Помогите каждой паре участников настроиться на доброжелательную работу и максимально возможную искренность.
После окончания работы в парах вся группа собирается в большой тренинговый круг для взаимного представления. Вы даете слово всем (или в порядке очереди, или по желанию), следите за тем, чтобы все смогли представить своего партнера. Подчеркните, что участникам следует внимательно слушать выступление каждого члена группы с тем, чтобы запомнить индивидуальные качества того, кого представили.
Первое упражнение тренинга предназначено настроить участников на серьезное отношение к делу. Процедуры выбора имени и представления своего партнера могут дать многое для понимания человека. Уже с этого упражнения члены группы должны понять, что основной принцип, помогающий понять себя и других, - это внимание к человеку, который в данную минуту находится рядом с вами.
Заключительная процедура обсуждения каждого упражнения является обязательной. Участники должны научиться внимательно слушать выступление каждого члена группы с тем, чтобы уметь слышать друг друга, подмечать особенности каждого человека.
Альтернатива знакомства: «Твое имя, или Я хочу тебя называть...»
«Наше знакомство будет проходить следующим образом. Сейчас каждый из вас приготовит лист бумаги, где он будет записывать те имена, которые ему назовут члены группы. В течение 10 минут вы будете свободно двигаться по комнате, подходить друг к другу, устанавливать контакт, здороваться и говорить примерно следующую фразу: «Я хочу тебя называть...», и вы указываете имя, которое, на ваш взгляд, подошло бы вашему партнеру. При этом учитывайте, кто перед вами, как выглядит этот человек, во что одет, какие у него глаза, какой голос, манера общаться и т. д. Главное - ваше представление о том, какое имя ему (ей) подойдет, больше соответствует характеру этого человека. Все имена, которые вам назовут ваши партнеры, нужно записать.
После того, как вы поприветствуете всех членов группы, вы внимательно просмотрите полученный список и выберите то имя, которое вам больше всего пришлось по душе. Вы вправе оставить себе и свое настоящее имя, если в перечне предложенных вам имен не нашлось ни одного устраивающего вас.
Когда вы решите, какое имя взять, нужно оформить визитку, где указывают это тренинговое имя. Оно должно быть написано разборчиво и достаточно крупно».
После того, как вы все выбрали себе тренинговое имя, представили своих новых партнеров и узнали много интересного о других членах нашей группы, поговорим об основных правилах социально-психологического тренинга. Сегодня мы должны выработать правила работы именно нашей группы. Что может делать каждый из нас? А чего он делать не имеет права? Как себя вести в той или иной ситуации, которые возникают во время работы группы? Есть и много других вопросов, найти ответы, на которые можно только в правилах групповой работы. Именно эти правила нам следует обсудить и принять как требования, которые будут предъявляться к каждому из вас на протяжении всех занятий.
Для этого я зачитаю список правил, которые обычно используются в группах тренинга. У каждого из вас есть возможность высказать свое отношение к любому из пунктов, аргументированно возразить, если что-то в данном пункте вас не устраивает. Можно также вносить свои предложения и дополнения в предлагаемый список.
Для того чтобы работа с самого начала была более продуктивной, предлагаю вам объединиться в пары (можно снова с тем участником, с которым вы трудились во время подготовки текста представления всей группе). После того как вы услышите (прочитаете) основной список правил, у вас будет 3-4 минуты, чтобы их обсудить в общем кругу.
Когда вся группа начнет обсуждать предложенные правила, вы можете высказывать свои предложения, критические замечания, дополнения и т. д. Помните, что от вашей активности и ответственности во время работы над правилами группы во многом зависит успешность ее работы».
Рекомендации ведущему. В каждой тренинговой группе могут быть особые правила. Но правила, которые приведены при описании тренинга личностного роста, должны лежать в основе работы группы. Кратко перечислим их:
• доверительный стиль общения;
• общение по принципу «здесь и теперь»;
• персонификация высказываний;
• искренность в общении;
• конфиденциальность всего происходящего в группе;
• определение сильных сторон личности;
• недопустимость непосредственных оценок человека;
• разнообразие контактов и общения с различными людьми;
• активное участие в происходящем;
• уважение говорящего.
Процедуру обсуждения и принятия правил следует использовать для того, чтобы буквально с первых минут групповой дискуссии показать участникам их основные ошибки, которые они допускают в процессе общения. Делать это нужно очень тактично, каждый разъясняя, что именно это и является одной из целей данного тренинга - увидеть свои недостатки в сфере межличностного общения, осознать их и попробовать различные стили коммуникации.
Целесообразно приготовить несколько копий правил и выдать их участникам для обсуждения в парах. Такое парное обсуждение еще раз продемонстрирует участникам преимущества совместной работы. После нескольких минут обсуждения в парах (3-4 минуты) нужно всех пригласить в общий круг и уже в нем начать процедуру принятия правил данной группы. При обсуждении слово может взять любой участник тренинга, он имеет право высказать свои замечания, предложения или дополнения по содержанию правил или их редакции.
После того, как выскажутся все пары и желающие, группа голосованием принимает правила. Как правило, тренер настаивает на 100%-ном голосовании во время принятия правил группы. Если кто-то не готов их принять в данном варианте, он должен покинуть группу (или остаться «кандидатом» в члены группы с перспективой дальнейшего включения в ее состав).
Участники должны осознать, что это не формальные правила, а нормы, которые значительно сокращают потери времени (продолжительность тренинга ограничена прежде всего временными рамками), позволяют продуктивно работать над собой (это одна из задач тренинга) и освоить наиболее эффективный индивидуальный стиль общения, т. е. достичь главной цели тренинга.
«Профессии»
Ведущий пишет на листах бумаги имена и профессии возможных персонажей. Игрок должен представиться от имени персонажа. Данное упражнение помогает понять участникам группы, что от манеры держаться зависит то, как вас будут воспринимать окружающие. Представление создает первое впечатление о человеке. От того как педагог представится, зависит сможет ли он руководить группой. Например, если педагог ведет себя панибратски и представляется уменьшительно-ласкательным вариантом имени или прозвищем, то его авторитет однозначно снижается в глазах учеников. Выполнение упражнения поможет выработать собственный стиль приветствия и избежать возможных ошибок при знакомстве. При выполнении упражнения руководитель должен обратить внимание группы на то, что необходимо соблюдать лексику и манеру держаться указанного героя.
«Контакты...»
«Умение устанавливать контакты совершенно необходимо для приятного и продуктивного общения (коммуникации). Но человек не рождается с этим умением, оно - результат длительной и настойчивой работы над собой. Именно этим мы сейчас и займемся. Проведем серию встреч с разными людьми. Вы, используя уже освоенные приемы и способы общения, в том числе и те, которые отработали на этих занятиях, должны легко и свободно войти в контакт с партнером, начать разговор или поддержать его, также приятно расстаться с ним».
Рекомендации ведущему. Члены группы встают (садятся) по принципу, «карусели», т. е. лицом друг к другу, и в два круга: внутренний неподвижно (участники стоят спиной к центру круга) IIо внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга). По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам задает ведущий. Примеры ситуаций «встреча»:
1. «Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но вам он очень понравился и вы хотели бы с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему...»
Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы - 2-3 мин. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 1 мин. закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации.
2. «В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его и, конечно, хотели бы с ним
поговорить. Ведь для вас это такая большая удача...» Роль актера играют участники, сидящие во внутреннем круге.
3. «Вам очень нужна довольно крупная сумма денег (решили купить себе сразу две новых видеокассеты). Нужно поговорить с родителями. И вот наконец вы решились подойти к отцу (маме)». Роль одного из родителей играют участники внешнего круга, причем необязательно пол родителя должен соответствовать полу участника, т. е. девушка может играть роль отца, а юноша роль - мамы.
4. «Вы узнали, что один из ваших одноклассников дурно отзывался о вас в праздничной компании. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятный разговор, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился, вы одни, никого нет рядом...»
Вам следует обратить особое внимание участников на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, какие приемы и способы коммуникации они используют, как они поддерживают разговор и заканчивают беседу. После очередного перехода, смены партнеров, задавая ситуацию, вы определяете конкретные роли для каждого круга. Например, участники внутреннего круга играют роль ребенка, а внешнего - родителей. В качестве примера приведены описания нескольких ситуаций.
Ваша задача - подобрать такие ситуации для работы в этом этюде, чтобы участникам было интересно решать поставленную проблему. Для этого желательно использовать ту информацию, которая есть, например, об экологической ситуации в городе, состоянии преступности, психологическом климате в школе и классе, в котором учатся участники тренинга, и т. п. Целесообразно отводить достаточно времени на обсуждение партнерами результатов проведенной встречи.
Кроме того, может быть предложен ряд упражнений:
· «Качество, которое я ценю в людях»;
· «Пожелание друга»;
· «Кто для меня самый чужой»;
· «Кто кого напоминает»
Подведение итогов.
Обсуждаются достижения участников в процессе тренинга, возникающие трудности и выясняются их причины. Выслушиваются пожелания участников.
Рефлексия «Разноцветные листы»